Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II
От стабилизации - к политике дальнейшего оздоровления и устойчивого экономического роста
Дагестан вступил в 2001 год в условиях некоторого оздоровления экономики, преодолев острые последствия финансового и экономического кризиса, прошедших боевых действии и террористических актов.
Итоги развития республики в 2000 году свидетельствуют о качественном изменении хозяйственной ситуации. Показатели по доходам и расходам республиканского бюджета исполнялись значительно лучше, увеличились объемы инвестиций в основной капитал, розничной торговли и оказанных платных услуг населению. В итоге суммарный экономический показатель - валовой региональный продукт - вырос за год почти на 17%. Наблюдаемое оживление в экономике Дагестана обусловлено общеэкономическими факторами в стране, увеличением помощи республике со стороны федерального центра и государственной поддержкой высокоэффективных проектов.
Существенным результатом 2000 года является рост промышленного производства, который не только компенсировал спад 1998 года, но и обеспечил превышение уровня относительно благоприятного 1997 года по физическому объему выпуска продукции.
В результате повышения спроса на отечественную продукцию, увеличения объемов государственного оборонного заказа, а также постепенного возобновления работы базовых предприятий ощутимо, более чем на 20 %, выросли по сравнению с предыдущим годом объемы промышленной продукции.
Заметно увеличилось поступление налогов в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды. В 2000 году заработали предприятия легкой, текстильной промышленности, в том числе предприятия местных народных промыслов, которые длительное время простаивали.
Впервые за годы реформ начата практика адресной поддержки предприятий из Бюджета развития Республики Дагестан. На сезон переработки плодоовощной продукции выделен бюджетный кредит 20 предприятиям консервной промышленности, в результате чего физические объемы производства продукции на этих предприятиях увеличились в 2 раза.
Неплохие перспективы наметились в химической и нефтехимической промышленности - в связи с возобновлением производственной деятельности ГП "Стеклозавод "Дагестанские Огни" и увеличением объемов продукции АО "Стекловолокно"; в машиностроении и металлообработке - за счет увеличения объемов оборонного заказа и освоения серийного выпуска продукции для автомобилестроения и топливно - энергетического комплекса на ОАО "Авиаагрегат", "Дагдизель"; в топливной промышленности - в связи с вводом новой скважины на месторождении "Озерная", выводом из бездействия 25 скважин и увеличением добычи природного газа; в пищевой промышленности, промышленности строительных материалов - в связи с реализацией высокоэффективных инвестиционных проектов.
Промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в финансовом положении предприятий: заметно возросла прибыль, сократилось количество убыточных производств, увеличилась часть оборотных активов в денежной форме. Повысилась доля денежных расчетов при реализации продукции.
В сельском хозяйстве объем валовой продукции сохранился на уровне 1999 года. Но при этом наметился процесс стабилизации положения в животноводстве. Выросло поголовье крупного и мелкого рогатого скота, птицы и, как результат, производство мяса, молока, яиц и шерсти. Значительно хуже выглядит положение дел в растениеводстве - уменьшились сборы зерновых, овощей, картофеля.
Для поддержания агропромышленного комплекса из республиканского бюджета РД выделялись средства на основе договоров финансовой аренды (лизинга) и на сезонное льготное кредитование. В целях устойчивого обеспечения продовольственного рынка и экономической безопасности республики принимаются меры к созданию резервного фонда продовольствия Республики Дагестан.
Положительно должна сказаться на восстановлении нашей ведущей отрасли - виноградарстве - выплата целевых дотаций на производство винограда, сданного на переработку винодельческим предприятиям республики. Однако площади под виноградниками не растут, нет реального развития отрасли.
2000 год был сравнительно стабильным в инвестиционном отношении, в финансировании федеральных и республиканских назначений.
Созданная правовая и нормативная база формирования инвестиционной программы позволила четко определить приоритеты и направления строительства важнейших объектов. Удалось ввести многие объекты, которые длительное время находились в стадии незавершенного строительства. Так, сданы в эксплуатацию более 300 км водогазопроводных и канализационных сетей, 10 артезианских скважин, 18 школ, 3 больницы, 2 Дома культуры, другие объекты социально-бытового и культурного назначения. Завершено оснащение Республиканской библиотеки. Велось восстановление 23 объектов, пострадавших в 1999 году в результате боевых действий и террористических актов. Введен в действие ряд объектов энергетики и средств связи. Завершена реконструкция гидротехнической части двух причалов и нефтеналивной гавани в Махачкалинском торговом порту. Построены сотни километров дорог общего назначения, в том числе Чалда - Карадах, которая обеспечит кратчайший бесперевальный выход автотранспорта к четырем горным районам. Сдан в эксплуатацию очень важный для республики мостовой переход через реку Самур.
Улучшилась собираемость налогов. Абсолютный прирост собственных доходов в консолидированный бюджет в 2000 году по сравнению с предыдущим составил 49%, а их поступление "живыми" деньгами превысило 80%.
Вместе с тем Дагестан по-прежнему остается самым высокодотационным субъектом России. Несмотря на принимаемые меры по улучшению собираемости налогов, сохраняется задолженность в консолидированный бюджет. Это связано с недостатками в работе крупных предприятий - плательщиков, обеспечивающих налоговые поступления лишь проведением взаимозачетов в конце года. Слабо используются резервы увеличения поступлений от естественных монополий (АО "Дагэнерго", ОАО "Роснефть-Дагнефть", ООО "Каспийгазпром", Управление СКЖД, АО "ЧиркейГЭСстрой" и другие).
Такие отрасли, как сельское хозяйство, транспорт, жилищно коммунальное хозяйство, находятся в тяжелом финансовом положении. Средства предприятий и частных инвесторов сокращаются. Подъем экономики сдерживается также старением основных производственных фондов. Продолжают оставаться низкими денежные доходы, заработная плата и в целом уровень жизни значительной части населения.
Нынешнее некоторое оживление ситуации в экономике само по себе еще не может быть признано достаточным. Поэтому главной задачей в экономике республики является закрепление наметившихся позитивных тенденций. Необходимо выработать ясные ориентиры и стратегические цели с четкими базовыми принципами, основными приоритетами, источниками и механизмами, способными обеспечить экономический рост.
В этой связи в 2001 году внимание в первую очередь следует сконцентрировать на таких важнейших направлениях работы.
Прежде всего необходимо максимально поддержать и задействовать промышленный потенциал, особенно предприятий, способных обеспечить сохранение трудовых ресурсов, создание дополнительных рабочих мест и пополнение бюджетов всех уровней.
Другое направление - кооперация предприятий для выпуска конкурентоспособной продукции. Такие перспективы в промышленности уже наметились, надо их развивать. Для этого необходимо полнее использовать механизмы финансового и налогового регулирования, выделения ресурсов на пополнение оборотных средств.
Следует более активно поддержать собственное производство через механизм проведения торгов и размещения госзаказа для удовлетворения нужд бюджетной сферы. Тут необходимо задействовать районное звено. Важное направление - организация производства товаров народного потребления, доступных для малообеспеченных слоев населения.
Надо навести порядок в использовании электроэнергии, газа, воды. Нет должного учета, огромны потери в сетях, да и используются эти ресурсы весьма нерационально, расточительно. Правительству Республики Дагестан необходимо продолжить практику установления лимитов на потребление тепловой и электрической энергии, газа, воды, услуг связи, ужесточить режим экономии, в том числе через установку измерительных приборов.
Особого внимания требует развитие транспортных коммуникаций. Росту объемов транзитных грузовых перевозок должны способствовать завершение реконструкции Морского торгового порта, увеличение перевозки грузов по железной дороге, окончание строительства обходных магистральных нефтеи газопроводов. Необходимо определить перспективы дальнейшего развития и эффективного использования Махачкалинского аэропорта. Следует активнее задействовать возможности всего транспортного потенциала.
Приоритетной задачей в экономической политике остается развитие и поддержка агропромышленного комплекса как основы жизнедеятельности и уклада большинства населения республики.
Необходимо провести финансовое оздоровление отрасли, в том числе за счет реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей бюджетам всех уровней, государственным внебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетических и товарных ресурсов.
В части земельной реформы предстоит выработать юридические и экономические условия для эффективного использования земли и капитала с учетом того, что Правительством Российской Федерации готовится для внесения в законодательные органы проект земельного Кодекса Российской Федерации.
Правительству РД необходимо выработать меры и обеспечить мобилизацию государственных кредитных ресурсов с целью создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в производство сельскохозяйственной продукции, расширения лизинга.
Следует и далее проводить работу по стимулированию плодоводства, овощеводства и виноградарства, техническому перевооружению имеющихся мощностей перерабатывающего комплекса.
Значительны площади неиспользуемой пашни из-за избыточного засоления, недостатка воды для орошения и ряда других причин. Развивая мелиорацию как основу земледелия, необходимо поддерживать мелиоративный фонд, осуществить ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений республики, продолжить работы по улучшению плодородия почв.
Нужно ускорить развитие элитного семеноводства и племенного дела.
Тревожит состояние дел с использованием отгонных земель, отсутствие четкого механизма взаимодействия администраций плоскостных и горных районов по данному вопросу.
В последние годы немало сделано по выполнению природоохранных мероприятий. Однако экологическая обстановка в республике не улучшается. Хищнически уничтожаются рыбные запасы, леса. Чрезвычайно обострился процесс опустынивания Черных земель и Кизлярских пастбищ. Непринятие оперативных, действенных мер по его приостановлению может привести к необратимым экологическим проблемам.
Решения о выделении земельных участков под разработку карьеров песка и пильных известняков надо выдавать только после рассмотрения экономической целесообразности и тщательной экологической экспертизы объекта. Необходимо провести полную ревизию действующих карьеров.
При формировании республиканской инвестиционной программы на текущий год следует сохранить ее структуру и основные подходы. Она должна базироваться на принятой нормативной базе, учитывать экономические, социальные, территориальные особенности районов и городов республики, должна быть направлена на дальнейшее сокращение объемов незавершенного строительства, минимизацию кредиторской задолженности, максимальную концентрацию финансовых средств на пусковых объектах.
По-прежнему остро стоит вопрос использования незавершенных объектов, которые в ближайшие годы не будут востребованы. Правительству Республики Дагестан надо продумать механизм реализации таких объектов через инвестиционный конкурс.
В связи с завершением сроков реализации Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на период до 2001 года" Правительству Республики Дагестан необходимо определить систему финансирования программ социально экономического развития районов и городов республики в предстоящие годы.
Работа над республиканским бюджетом проходила на фоне обновления правового поля в связи с принятием Государственной Думой II части Налогового Кодекса Российской Федерации, совершенствованием финансово - экономического законодательства.
Как и прежде, главной задачей на текущий год остается наращивание собственной налоговой базы, повышение уровня собираемости налогов и сборов. Правительству Республики Дагестан следует задействовать дополнительные резервы доходной базы, принять все меры по увеличению поступлений от акцизов на алкогольную продукцию, созданию условий для легализации скрытых от налогообложения потоков, по общему оздоровлению финансов.
Несмотря на принимаемые меры, не улучшается ситуация с задолженностью в консолидированный бюджет. Здесь требуются более решительные действия по отношению к крупным недоимщикам. В целях повышения эффективности этой работы необходимо создать единый реестр правоохранительных и контролирующих органов, интегрированную информационную базу данных ведомств, отвечающих за доходные статьи бюджетов, применять сквозные технологии налоговых, таможенных, регистрационно-лицензирующих и правоохранительных органов. Здесь не должно быть никаких скидок, работу нужно вести системно и непрерывно.
Результатом недостаточно продуманных принципов и методов осуществления финансовой политики стали резкая дифференциация районов и городов по уровню собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный и республиканский бюджеты, неэффективное, а порой и нецелевое расходование муниципальных средств, в том числе получаемых в качестве трансфертов из республиканского бюджета.
Важной задачей является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. В 2001 году необходимо провести ревизию нормативно - правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования. Чрезвычайно важно укрепить вертикаль финансового контроля в системе исполнительной власти, повысить эффективность санкций за незаконное и нецелевое использование государственных средств.
В связи с возникшей сложностью с кассовым обслуживанием населения нужно завершить работу по созданию системы уполномоченных банков и их филиалов в районах, где утрачена сеть учреждений Сбербанка Российской Федерации. Следует более решительно двигаться в сторону специализации существующей сети банков. В прошлом году проведена значительная работа по переводу кассового обслуживания республиканского и местных бюджетов на казначейскую систему. Необходимо дальше укреплять и развивать эту систему с целью обеспечения прозрачности финансовых потоков.
Требуется завершить инвентаризацию всего государственного имущества, его оценку и разграничение прав собственности на него по уровням власти, в особенности в части, касающейся земли и недвижимости. Это позволит перейти к составлению и ведению на постоянной основе имущественного баланса республики.
Важным резервом развития малого предпринимательства являются использование избыточных трудовых ресурсов, бедность республиканских рынков потребительских и продовольственных товаров, неразвитость сферы услуг. Необходимо максимально использовать эти факторы и создать благоприятную макроэкономическую и правовую среду для мелких товаропроизводителей.
Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, их коллективы должны осознать значимость происходящих в экономике перемен и сделать все для того, чтобы наше общество развивалось стабильно и устойчиво.
<< Глава I Глава I |
Глава III >> Глава III |
|
Содержание Послание Председателя Государственного Совета Республики Дагестан от 6 марта 2001 г. "О положении республики и важнейших... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.