Народное Собрание Республики Дагестан постановляет:
1. Принять во втором чтении проект закона Республики Дагестан "Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан".
2. Опубликовать указанный законопроект в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.
3. Предложения и замечания по проекту закона направлять в Комитет Народного Собрания Республики Дагестан по экономической политике до 15 февраля 2006 года.
4. Комитету Народного Собрания Республики Дагестан по экономической политике доработать законопроект с учетом поступивших предложений и замечаний и внести его на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан.
Председатель Народного Собрания
Республики Дагестан |
М.Алиев |
гор.Махачкала, 26 января 2006 года,
N 565-III НС
Проект Закона Республики Дагестан
"Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан"
См. Закон Республики Дагестан от 17 марта 2006 г. N 15 "Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан"
Настоящий Закон направлен на развитие инновационной деятельности, научное инновационное обеспечение развития экономики в Республике Дагестан и создание режима максимального благоприятствования для субъектов инновационной деятельности.
Глава I
Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
инновация (нововведение) - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте,
инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений,
государственная инновационная политика Республики Дагестан - составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности и научное инновационное обеспечение развития экономики в Республике Дагестан,
инновационный фонд - некоммерческая организация, обеспечивающая финансирование инновационных проектов и программ путем предоставления средств на возвратной, договорной, а также на долевой основе,
венчурный инновационный фонд - фонд, объединяющий средства инвесторов и специализирующийся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций,
инфраструктура инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и нормального функционирования инновационных процессов,
инновационный проект - организационно-технологическая схема работ по использованию инвестиций для создания производства и применения нововведений с последующей их реализацией как товара (услуги), технологии на рынке,
научное инновационное обеспечение - выполнение целевых программ и иных фундаментальных исследований и научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок специализированными академическими и научно-техническими учреждениями.
Статья 2. Правовая основа инновационной деятельности
1. В Республике Дагестан инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными нормативными правовыми актами, Конституцией Республики Дагестан, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
2. В Республике Дагестан инновационная деятельность осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации, относящимися к инновационной деятельности.
Глава II
Осуществление инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан
Статья 3. Виды инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан
К инновационной деятельности и научному инновационному обеспечению развития экономики в Республике Дагестан относятся следующие виды деятельности:
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
проведение прикладных исследований и технологических разработок в научных центрах и предприятиях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;
промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;
проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов;
осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;
осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий в соответствии с федеральным законодательством;
опытное производство новой или усовершенствованной продукции, применение новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
создание и развитие инновационной инфраструктуры;
подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;
охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную, научно-техническую и технологическую информацию;
иные виды работ, необходимых для осуществления инновационной деятельности и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Статья 4. Субъекты инновационной деятельности
1. Субъектами инновационной деятельности на территории Республики Дагестан являются:
органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления, участвующие в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности;
юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства;
общественные организации и объединения, в уставах которых предусмотрена инновационная деятельность;
собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых в процессе инновационной деятельности;
инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность;
специализированные субъекты инновационной деятельности (технологические инкубаторы, технологические, промышленные и агропромышленные парки, технологические полисы, информационные и инновационные центры);
посредники, осуществляющие поддержку (консалтинговую, маркетинговую, рекламную, лизинговую, кадровую, информационную) инновационной деятельности и обеспечивающие формирование ее социально-экономической среды.
Юридические и физические и# лица являются субъектами инновационной деятельности только на период осуществления ими практической реализации этой деятельности.
2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции разработчиков, заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей результатов инновационной деятельности, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.
Статья 5. Гарантии прав субъектов инновационной деятельности
Органы государственной власти Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом гарантируют субъектам инновационной деятельности:
государственную поддержку инновационных программ и проектов, направленных на реализацию государственной инновационной политики Республики Дагестан, создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма,
свободу распространения и сбора информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную, служебную и коммерческую тайну.
Статья 6. Приоритетные направления инновационной деятельности
1. В целях обеспечения эффективного использования и развития инновационного потенциала, концентрации финансовых и материальных ресурсов на решении актуальных проблем технологического обновления и модернизации отраслей промышленности, производственно-хозяйственной деятельности в Республике Дагестан определяются приоритетные направления инновационной деятельности.
2. Приоритетные направления инновационной деятельности определяются в ходе разработки краткосрочных и долгосрочных целевых программ социально-экономического развития Республики Дагестан с учетом мнения научно-технического совета при Правительстве Республики Дагестан.
Статья 7. Основания прекращения или приостановления инновационной деятельности
Органы государственной власти Республики Дагестан в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, могут прекратить или приостановить инновационную деятельность в случаях стихийных и иных бедствий, введения чрезвычайного положения на территории Республики Дагестан, а также если продолжение инновационной деятельности может привести к нарушению экологических, санитарно-эпидемиологических и других норм и правил, прав и интересов юридических и физических лиц.
Глава III
Государственная инновационная политика Республики Дагестан
Статья 8. Цели и задачи государственной инновационной политики Республики Дагестан
1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан формируется и реализуется исходя из приоритетности инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в целях экономического развития Республики Дагестан, повышения уровня и качества жизни населения.
2. Основными целями государственной инновационной политики Республики Дагестан является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности.
3. Основными задачами государственной инновационной политики Республики Дагестан являются:
определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики;
обеспечение правового регулирования инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан;
обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике;
создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
осуществление мер по поддержке республиканской инновационной продукции на российском и международном рынках и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности;
обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;
обеспечение развития инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов республики, включая технологии, созданные на оборонно-промышленном комплексе;
обеспечение роста эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов республиканского значения;
защита прав и законных интересов юридических и физических лиц, занимающихся инновационной деятельностью;
создание условий для развития кадрового потенциала региональной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах.
Статья 9. Формирование государственной инновационной политики Республики Дагестан
1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан формируется на основе прогнозов инновационных процессов во взаимосвязи с государственной экономической, финансовой, научно-технической, экологической, инвестиционной и социальной политикой Республики Дагестан и отражается в концепции государственной инновационной политики и других нормативных правовых актах.
2. Концепция инновационного развития и соответствующие программы разрабатываются Правительством Республики Дагестан.
Статья 10. Реализация государственной инновационной политики Республики Дагестан
1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан реализуется органами государственной власти Республики Дагестан в пределах своих полномочий с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов Республики Дагестан.
2. Народное Собрание Республики Дагестан:
обеспечивает законодательное регулирование инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан,
утверждает республиканские инновационные программы,
утверждает в республиканском бюджете Республики Дагестан объемы финансирования инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан;
осуществляет иные полномочия в сфере инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
3. Правительство Республики Дагестан:
разрабатывает и реализует инновационные программы и проекты;
обеспечивает создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
организует взаимодействие с инновационными, научными, научно-исследовательскими, образовательными, производственными организациями, общественными объединениями, осуществляющими или содействующими осуществлению инновационной деятельности;
обеспечивает конкурсный отбор включаемых в государственные инновационные программы инновационных проектов;
создает условия для привлечения внешних и частных инвестиций;
осуществляет иные полномочия в сфере инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
Статья 11. Формы государственной поддержки инновационной деятельности
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
1) финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
2) участие в финансировании научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;
3) долевое софинансирование проектов фундаментальных и прикладных исследований, представляющих интерес для Республики Дагестан, предусмотренных в рамках федеральных и республиканских целевых программ и научных фондов;
4) размещение государственного заказа на выполнение и реализацию экономически и социально значимых для экономики Республики Дагестан инновационных проектов, на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
5) предоставление субсидий на реализацию наиболее перспективных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий,
6) инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности,
7) предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Дагестан, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан,
8) предоставление права использования принадлежащего Республике Дагестан имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности,
9) поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности,
10) финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию продукции, производимой в Республике Дагестан,
11) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.
Статья 12. Условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности
1. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством на конкурсной основе и предоставляется только на период осуществления такой деятельности.
2. Государственная поддержка инновационного проекта предоставляется на нормативный срок окупаемости, но не более трех лет с момента начала производства.
3. Государственная поддержка инновационно-технологического развития организаций, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан, осуществляется на долевой основе с привлечением собственных средств указанных организаций.
4. Государственная поддержка инновационной деятельности организаций негосударственной или смешанной форм собственности осуществляется только на долевой основе на условиях возвратности или увеличения доли государственной собственности Республики Дагестан в уставных капиталах таких организаций.
Глава IV
Финансирование инновационной деятельности
Статья 13. Источники финансирования инновационной деятельности
Финансирование может осуществляться за счет:
средств субъектов инновационной деятельности,
средств, привлекаемых субъектами инновационной деятельности из сторонних источников, в частности:
средств юридических и физических лиц, государственных внебюджетных фондов и иных государственных организаций,
участвующих в инновационной деятельности,
зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и фондов,
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами на очередной финансовый год.
Статья 14. Государственное финансирование инновационной деятельности
1. Государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет средств:
республиканского бюджета Республики Дагестан с учетом расходов на реализацию инновационных программ,
государственных организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности,
субъектов инновационной деятельности и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Дагестан, направляются на финансирование инновационных проектов и мероприятий, включенных в перечень приоритетных инновационных проектов Республики Дагестан, закупку наукоемкой продукции, передовой техники и новых технологий для государственных нужд.
3. Выделение средств из республиканского бюджета Республики Дагестан, направляемых на финансирование инновационных проектов, закупку наукоемкой продукции, передовой техники и технологии для государственных нужд, осуществляется на конкурсной основе.
4. Порядок предоставления бюджетных средств и обеспечения государственных гарантии развития инновационной деятельности определяется Правительством Республики Дагестан.
Статья 15. Инновационный и венчурный инновационный фонды
1. В целях методологической, организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности Правительство Республики Дагестан создает инновационный фонд.
2. Инновационный фонд обеспечивает финансирование инновационных проектов путем предоставления средств на возвратной, договорной, а также на долевой основе.
3. Правительство Республики Дагестан для реализации высокорисковых инновационных проектов при участии заинтересованных государственных органов, государственных внебюджетных фондов, предприятий и предпринимателей может создавать венчурный инновационный фонд.
4. Для определения приоритетов инновационного развития и экспертной оценки инновационных программ и проектов создается научно-технический совет при Правительстве Республики Дагестан.
5. Положения об инновационном и венчурном инновационном фондах и состав научно-технического совета утверждаются Правительством Республики Дагестан.
Глава V
Инфраструктура инновационной деятельности
Статья 16. Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности и их функции
Субъектом инфраструктуры инновационной деятельности признается юридическое или физическое лицо, предоставляющее субъектам инновационной деятельности услуги следующих видов:
производственно-технологические,
по проведению испытаний, сертификации и стандартизации инновационных продуктов в соответствии с федеральным законодательством,
финансовые,
правовые (включая правовую охрану интеллектуальной собственности),
организационно-управленческие,
по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для инновационной деятельности,
консультационные,
информационные (включая рекламные),
иные виды услуг, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Глава VI
Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности
Статья 17. Поддержка межрегионального и международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности
Республика Дагестан поддерживает сотрудничество в сфере инновационной деятельности с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами на основе соответствующих межрегиональных и международных договоров Российской Федерации, межрегиональных и международных инновационных программ и проектов.
Глава VII
Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 26 января 2006 г. N 565-III НС "О проекте закона Республики Дагестан "Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан"
Текст постановления опубликован в газете "Дагестанская правда" от 31 января 2006 г. N 18, в Собрании законодательства Республики Дагестан от 31 января 2006 г. N 1 ст.4