Народное Собрание Республики Дагестан постановляет:
1. Принять во втором чтении проект закона Республики Дагестан "О противодействии коррупции в Республике Дагестан".
2. Опубликовать указанный законопроект в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.
3. Предложения и замечания по проекту закона направлять в Комитет Народного Собрания Республики Дагестан по законодательству, законности и государственному строительству до 15 апреля 2008 года.
4. Комитету Народного Собрания Республики Дагестан по законодательству, законности и государственному строительству доработать законопроект с учетом поступивших предложений и замечаний и внести его на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан.
Председатель Народного Собрания |
М.Сулейманов |
гор.Махачкала,
27 марта 2008 года,
N 240-IV НС
Проект Закона Республики Дагестан
"О противодействии коррупции в Республике Дагестан"
См. Закон Республики Дагестан от 7 апреля 2009 г. N 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан"
См. Проект Закона Республики Дагестан "О противодействии коррупции в Республике Дагестан", принятый постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 24 января 2008 г. N 201-IV НС в первом чтении
Настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные направления и меры противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан.
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) антикоррупционная политика - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции;
2) коррупция - использование должностными лицами своих прав и должностных полномочий в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности, интересов третьих лиц или групп;
3) должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти Республики Дагестан, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях;
4) коррупционное правонарушение - это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующими правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
5) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики;
6) антикоррупционная экспертиза правовых актов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, присутствующих в проектах правовых актов Республики Дагестан и правовых актах Республики Дагестан; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов,
7) коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению;
8) предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их возникновению и (или) распространению.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции в Республике Дагестан
Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции в Республике Дагестан осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Задачи антикоррупционной политики в Республике Дагестан
Задачами антикоррупционной политики в Республике Дагестан являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее возникновению и (или) распространению;
2) создание условий, повышающих риск личного благополучия и безопасности при совершении коррупционных действий;
3) предоставление преимуществ, гарантий, вознаграждений и иных имущественных выгод от совершения действий в рамках закона и во благо государственных и общественных интересов;
4) вовлечение институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование в общественном сознании негативного отношения к действиям коррупционной направленности.
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Республике Дагестан осуществляется на основе следующих основных принципов:
1) равенства всех перед законом и судом;
2) приоритета профилактических мер, направленных на выявление и искоренение условий, порождающих коррупцию;
3) обеспечения законности и гласности;
4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
5) признания допустимости ограничений прав и свобод лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
6) ответственности лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан, должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, за коррупционные правонарушения;
7) взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан и общества.
Статья 5. Субъекты антикоррупционной политики в Республике Дагестан
1. Субъектами антикоррупционной политики в Республике Дагестан являются Президент Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, уполномоченный Президентом Республики Дагестан орган по реализации антикоррупционной политики (далее - уполномоченный орган), иные государственные органы Республики Дагестан, Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, Общественная палата Республики Дагестан, иные общественные объединения, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики, средства массовой информации
2. Президент Республики Дагестан в рамках реализации антикоррупционной политики:
1) определяет уполномоченный орган и порядок его деятельности по реализации мер, направленных на предупреждение возникновения и (или) распространения коррупции,
2) определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Республики Дагестан и правовых актов Республики Дагестан,
3) определяет порядок осуществления антикоррупционного мониторинга,
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
3. Народное Собрание Республики Дагестан в рамках реализации антикоррупционной политики:
1) принимает законы Республики Дагестан по реализации антикоррупционной политики и контролирует их исполнение,
2) принимает решение о проведении антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Дагестан и законов Республики Дагестан, а также постановлений Народного Собрания Республики Дагестан,
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
4. Правительство Республики Дагестан в рамках реализации антикоррупционной политики
1) разрабатывает и утверждает антикоррупционную программу Республики Дагестан и контролирует ее исполнение,
2) организует взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по реализации антикоррупционной политики, в том числе с уполномоченным органом,
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
5. Уполномоченный орган:
1) осуществляет координацию деятельности органов государственной власти Республики Дагестан, иных государственных органов Республики Дагестан по реализации антикоррупционной политики, в том числе по реализации мер, направленных на предупреждение возникновения и (или) распространения коррупции,
2) осуществляет методическое и консультационное обеспечение реализации мер, направленных на предупреждение возникновения и (или) распространения коррупции,
3) организует и осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов Республики Дагестан и правовых актов Республики Дагестан,
4) организует и осуществляет антикоррупционный мониторинг в Республике Дагестан,
5) организует совместно с представителями нанимателя контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими Республики Дагестан ограничений и запретов, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе,
6) взаимодействует с комиссиями государственных органов Республики Дагестан по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Дагестан и урегулированию конфликта интересов,
7) составляет ежегодный сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Дагестан и представляет его Президенту Республики Дагестан, Народному Собранию Республики Дагестан и Правительству Республики Дагестан,
8) взаимодействует с субъектами антикоррупционной политики,
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
6. Государственные органы Республики Дагестан, за исключением государственных органов, указанных в частях 3, 4 и 5 настоящей статьи, в рамках реализации антикоррупционной политики:
1) определяют подразделения или должностных лиц, наделенных функциями по предупреждению коррупционных правонарушений,
2) ежегодно представляют в уполномоченный орган отчеты о реализации мер антикоррупционной политики,
3) вносят в Правительство Республики Дагестан предложения о проведении антикоррупционной экспертизы подготовленного ими проекта правового акта или изданного ими правового акта,
4) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
7. Иные субъекты антикоррупционной деятельности участвуют в реализации мероприятий антикоррупционной политики в соответствии с законодательством.
Глава 2.
Основные направления реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан
Статья 6. Предупреждение коррупционных правонарушений
Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:
1) разработка и реализация республиканской, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ,
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов,
3) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов,
4) антикоррупционные образование и пропаганда,
5) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений,
6) внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе,
7) установление дополнительных гарантий для лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан, а также должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, связанных с их длительной безупречной службой,
8) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики,
9) иные меры, предусмотренные законодательством.
Глава 3.
Меры предупреждения коррупционных правонарушений
Статья 7. Антикоррупционные программы
1. Антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Дагестан.
Антикоррупционная программа Республики Дагестан разрабатывается и утверждается Правительством Республики Дагестан. Проект антикоррупционной программы Республики Дагестан опубликовывается в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.
2. Ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются министерствами и иными органами исполнительной власти Республики Дагестан. Порядок разработки и финансирования антикоррупционных программ ведомственного уровня определяется Правительством Республики Дагестан.
3. Муниципальные антикоррупционные программы разрабатываются органами местного самоуправления.
Статья 8. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов
1. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов Республики Дагестан и правовых актов Республики Дагестан имеет целью выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые могут способствовать возникновению и распространению коррупционных факторов и коррупционных правонарушений и повышают вероятность совершения коррупционных действий.
2. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы закона Республики Дагестан принимается Президентом Республики Дагестан или Народным Собранием Республики Дагестан.
3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта закона Республики Дагестан принимается Народным Собранием Республики Дагестан после рассмотрения соответствующего проекта закона в первом чтении.
4. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы иных проектов правовых актов Республики Дагестан и правовых актов Республики Дагестан принимается Правительством Республики Дагестан по предложению уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в сфере юстиции или по собственной инициативе.
5. Министерства и иные органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления вправе внести предложение в Правительство Республики Дагестан о проведении антикоррупционной экспертизы изданного ими правового акта или подготовленного ими проекта правового акта.
6. Общественная палата Республики Дагестан и уполномоченный орган имеют право вносить предложения о проведении антикоррупционной экспертизы законов Республики Дагестан, проектов законов Республики Дагестан, иных правовых актов Республики Дагестан и проектов правовых актов Республики Дагестан в органы государственной власти Республики Дагестан, наделенные полномочиями принимать решение о проведении антикоррупционной экспертизы.
7. Финансирование антикоррупционной экспертизы осуществляется из республиканского бюджета Республики Дагестан в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан.
8. По инициативе общественных и других некоммерческих объединений, а также физических лиц может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов Республики Дагестан и правовых актов Республики Дагестан Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения уполномоченным органом.
Статья 9. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
2. Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.
3. Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности принимаемых мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда, анализа и оценки полученных в результате наблюдения данных, разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
4. Решение о проведении мониторинга принимается Народным Собранием Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан по предложению субъектов антикоррупционной политики в Республике Дагестан и финансируется из республиканского бюджета Республики Дагестан.
Статья 10. Антикоррупционные образование и пропаганда
1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках национально регионального компонента государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
2. Организация антикоррупционного образования возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан в области образования и науки и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой системную целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности, повышение правосознания и укрепление доверия к власти.
4. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан в сфере информации и печати и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" и другими федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Дагестан, регулирующими отношения по получению и распространению массовой информации.
Статья 11. Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции
Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции, представляет собой совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, направленных на укрепление и развитие общественных объединений и некоммерческих организаций, имеющих и реализующих в качестве уставных целей и задач противодействие коррупции.
Статья 12. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе
В рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе и в целях противодействия коррупции внедряются механизмы, исключающие коррупцию в системе подбора и расстановки кадров:
1) мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей,
2) механизмы урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе,
3) процедуры предотвращения и устранения нарушений правил служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Дагестан,
4) иные механизмы.
Статья 13. Стимулирование должностных лиц в целях противодействия коррупции
Дополнительные гарантии лицам, замещающим государственные должности Республики Дагестан, должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, связанные с их длительной безупречной службой, устанавливаются представителем нанимателя.
Статья 14. Отчеты о реализации мер антикоррупционной политики
1. Органы исполнительной власти Республики Дагестан ежегодно представляют отчеты о реализации мер антикоррупционной политики в уполномоченный орган.
2. В отчеты обязательно включаются данные о результатах реализации антикоррупционных программ, исполнении иных обязательных для субъектов антикоррупционной политики положений настоящего Закона.
3. Уполномоченный орган представляет сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Дагестан Президенту Республики Дагестан, Народному Собранию Республики Дагестан и Правительству Республики Дагестан.
Глава 4.
Организационное обеспечение антикоррупционной политики в Республике Дагестан
Статья 15. Координация деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан
1. Координацию деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан осуществляет уполномоченный орган в соответствии с положением, утверждаемым Президентом Республики Дагестан.
2. В министерствах и иных органах исполнительной власти Республики Дагестан правовыми актами их руководителей определяются подразделения или ответственные лица, наделенные функциями по предупреждению коррупционных правонарушений, которые взаимодействуют с комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, образованными в соответствии с Законом Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан".
Статья 16. Совещательные и экспертные органы
1. Субъекты антикоррупционной политики могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных органов государственной власти, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
2. Полномочия, порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их персональный состав утверждаются соответствующими субъектами антикоррупционной деятельности, при которых они создаются.
Статья 17. Финансовое обеспечение реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан
Финансовое обеспечение реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах средств, предусмотренных законом Республики Дагестан о республиканском бюджете на очередной финансовый год на указанные цели.
Глава 5.
Заключительные положения
Статья 18. Ответственность руководителей органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления за нарушение настоящего Закона
Руководители органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, не применяющие в пределах своей компетенции меры по предупреждению коррупции, подлежат дисциплинарной и административной ответственности в соответствии с законодательством.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 27 марта 2008 г. N 240-IV НС "О проекте закона Республики Дагестан "О противодействии коррупции в Республике Дагестан"
Текст постановления опубликован в газете "Дагестанская правда" от 2 апреля 2008 г. N 95-96