Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 4 декабря 2012 г. N 304-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития театрального дела в Республике Дагестан до 2020 года.
2. Министерству культуры Республики Дагестан при разработке республиканской целевой программы развития культуры предусмотреть комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления учитывать положения Концепции развития театрального дела в Республике Дагестан до 2020 года при разработке и утверждении муниципальных программ развития культуры.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Концепция
развития театрального дела в Республике Дагестан на период до 2020 года
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 4 декабря 2012 г. N 304-р)
Общие положения
Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38, определены основные цели и задачи государственной политики в сфере культуры.
Настоящая Концепция разработана с учетом вышеуказанной Стратегии и на основании Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р, где указаны основные направления развития театрального дела в Российской Федерации, механизмы и ожидаемые результаты. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
"театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;
"театральная деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;
"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;
"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;
"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
"труппа" - творческий коллектив артистов театра;
"спектакль" - акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;
"репертуар" - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
"постановка" - создание спектакля;
"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;
"репетиция" - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;
"репертуарный театр" - театр, обладающий постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;
"свободная площадка" - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;
"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства.
Цель и задачи Концепции
Учитывая актуальность общероссийской задачи перехода к инновационному типу развития и особое значение для достижения этой цели повышения интеллектуального уровня граждан, необходимым является формирование соответствующей культурной среды.
На сегодняшний день в республике 11 государственных театров, в числе которых 8 национальных.
Всесторонняя поддержка деятельности дагестанских театров предусмотрена в республиканской целевой программе "Развитие культуры Республики Дагестан на 2013-2017 годы", в рамках реализации которой предусмотрена поддержка новаторских творческих проектов, повышение квалификации работников, дальнейшее развитие гастрольного обмена и участие дагестанских театров во всероссийских и международных форумах, принятие мер по модернизации технического оснащения театров, решение социальных вопросов работников. В течение последних 10 лет состоялось открытие новых зданий Кумыкского и Даргинского театров, за последние 5 лет сданы новые здания Лезгинского театра и Театра кукол, ведется реконструкция Азербайджанского театра, предусмотрена реконструкция Табасаранского театра.
Последние годы отмечены значительным расширением культурного сотрудничества и диалога, как в масштабах региона и России, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья. Театры республики выезжают на гастроли как в города и районы республики, так и за ее пределы, в том числе и для участия в театральных фестивалях в города Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Воронеж, Казань, республики СКФО (Калмыкия, Осетия, Кабардино-Балкария). Также дагестанские театры все более активно участвуют в культурном обмене, фестивалях международного и всероссийского уровней.
Министерство культуры Республики Дагестан, Союз театральных деятелей Республики Дагестан проводят в дни фестиваля для специалистов национальных театров мастер-классы и лабораторные занятия с приглашением мастеров и педагогов из Москвы и Санкт-Петербурга. Такие мероприятия - одна из действенных форм профессиональной учебы, что так важно для творческого роста дагестанских театров.
Театральную деятельность в прямом экономическом смысле можно лишь частично отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, и это наглядно отражает наличие театров Дагестана.
Как следует из общероссийского опыта, опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности.
Художественный и практический опыт России показал, что наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка театра носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.
Согласно Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года в современных условиях открытости информационного и культурного пространства государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра, должно обеспечить не только сохранение достижений сценического искусства прежних лет, но и дать новые импульсы его развитию как виду искусства и как социальному институту.
Целью настоящей Концепции является определение путей сохранения достижений дагестанского сценического искусства и обеспечение развития театрального дела с использованием инновационных подходов и общероссийского опыта в этой сфере.
В соответствии с указанной целью в настоящей Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения, освоение новых жанров и форм театрального искусства;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров;
поддержка развития драматургии и театральной критики, науки о театре.
Для решения этих задач предусматривается:
сохранение сети республиканских театров, совершенствование их материально-технической базы;
государственная и общественная поддержка деятельности театров, творческих инициатив;
государственная поддержка информационного обеспечения театральной деятельности;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
улучшение организации гастрольной работы как по республике, так и за ее пределами;
поддержка участия республиканских театров в фестивалях и смотрах.
Сеть театров
Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из показателей развития инфраструктуры и значимый фактор для перспективных инвестиционных проектов.
История формирования сети театральных учреждений Дагестана берет начало с Государственного республиканского русского драматического театра им.М. Горького.
Первенец театрального искусства Дагестана Русский драматический театр им.М. Горького был создан в 19 веке и по настоящее время продолжает выполнять функцию межнационального центра культуры.
В формировании и становлении театров народов Дагестана решающую роль сыграли крупнейшие деятели русской театральной школы, которые подготовили в театральных вузах Москвы и Ленинграда многие смены артистов, режиссеров, художников для национальных театров Дагестана.
Немалый вклад в подготовку творческих кадров для Дагестана внесли и театральные вузы Грузии, Армении, Азербайджана и Украины.
В настоящее время наряду с Русским драматическим театром им.М. Горького в Дагестане функционируют:
Кумыкский музыкально-драматический им.А.-П. Салаватова (1930 г.);
Аварский музыкально-драматический театр им.Г. Цадасы (1935 г.);
Лакский музыкально-драматический театр им.Э. Капиева (1935 г.);
Лезгинский музыкально-драматический театр им.С. Стальского (1935 г.);
Дагестанский театр кукол (1941 г.);
Даргинский музыкально-драматический театр (1961 г.);
Азербайджанский драматический театр (1997 г.);
Ногайский драматический театр (2000 г.);
Табасаранский драматический театр (2001 г.);
Дагестанский театр оперы и балета (1996 г.).
В республике действует Союз театральных деятелей Республики Дагестан. Работа союза театральных деятелей вносит определенный вклад в решение творческих вопросов, социальных вопросов театральных работников, поддержку обмена творческим опытом.
Театральное предложение
Социальные нормативы в области театрального обслуживания в Республике Дагестан соблюдаются.
При общей численности населения 2 930,500 тыс. человек действует 11 государственных театров, из них 1 театр оперы и балета, 1 театр кукол, 1 Русский драматический театр и 8 национальных (3 драматических и 5 музыкально-драматических) театров. Количество национальных театров обусловлено наличием 14 титульных наций.
Учитывая то обстоятельство, что возможность создания и функционирования профессиональных театров в городских поселениях и городских округах представляется при населении более 100 тыс. человек, фактические показатели обеспеченности населения Республики Дагестан услугами театров таковы:
по г. Махачкале (700,467 тыс. человек):
Русский драматический театр им.М. Горького;
Дагестанский театр кукол;
Аварский музыкально-драматический театр им.Г. Цадасы;
Кумыкский музыкально-драматический театр им.А. Салаватова;
Лакский музыкально-драматический театр им.Э. Капиева;
Дагестанский театр оперы и балета;
по г. Избербашу (55,919 тыс. человек):
Даргинский музыкально-драматический театр им.О. Батырая;
по г. Дербенту (119,476 тыс. человек):
Лезгинский музыкально-драматический театр им.С. Стальского;
Табасаранский драматический театр;
Азербайджанский драматический театр;
по Ногайскому району, с. Терекли-Мектеб (21,716 тыс.чел.):
Ногайский драматический театр.
В Республике Дагестан учреждение государственных театров было определено национально-политическим фактором, что обусловило превышение норматива обеспеченности населения театральными учреждениями.
Республиканские театры также активно работают как центры национальной культуры: проводят творческие вечера выдающихся деятелей культуры и искусства Дагестана, принимают участие в государственных праздниках.
Преобразование государственных театров из бюджетных учреждений в автономные не осуществлялось.
Для проведения спектаклей в городах республики (кроме базовых залов государственных театров) на территории муниципальных образований используются помещения клубов и домов культуры. В пяти городах региона имеются сценические площадки, доступные для проведения гастрольных спектаклей. Учитывая дефицит сценических площадок, необходимо включение в республиканские целевые программы по развитию села мероприятий по ремонту и строительству клубных учреждений.
В республике проводятся театральные фестивали, в т.ч. Международный фестиваль русских театров, смотры с приглашением театральных критиков из Москвы. Данные мероприятия способствуют повышению профессионального уровня театров, обмену творческим опытом.
Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитого, творческого человека. Театры для детей - первые театры, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли ребенок в будущем постоянным, настоящим зрителем драматического и музыкального театра.
Будущее дагестанского театрального дела требует дальнейшего расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решают русский театр, театр кукол и театр оперы и балета. Спектакли для детей являются постоянной составляющей репертуара всех драматических театров Дагестана.
Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и применение технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой.
Экономическая доступность театральных услуг
Ориентация на платежеспособный спрос при низком уровне доходов населения обуславливает умеренный размер цен на билеты подавляющего большинства театров. Средняя цена посещения театров в 2012 году составила 111 рублей, юного зрителя - 62,7 рубля. При этом средняя цена посещения республиканских театров существенно ниже среднероссийской. Расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на создание условий для посещения театров:
жителями муниципальных образований республики, особенно сел;
гражданами с различным уровнем доходов;
гражданами с ограниченными возможностями.
Расширение доступности театрального искусства для различных групп населения позволит укрепить единство дагестанского культурного пространства. Оно должно обеспечиваться:
согласованностью позиций органов исполнительной власти республики и муниципальных образований в вопросах нормативного регулирования театральной деятельности и обеспечения уставной деятельности республиканских театров;
созданием условий для развития народных театров;
включением в государственное (муниципальное) задание осуществления мер, направленных на расширение театральной зрительской аудитории;
привлечением российских театров в рамках их гастрольной деятельности в республику;
улучшением информационного обеспечения в театральном деле (повышение уровня достоверности статистического учета, деятельности информационных служб);
созданием высокохудожественных постановок;
постановкой в театрах юного зрителя и других театрах спектаклей детского и подросткового репертуара;
дополнительным стимулированием артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников - создателей спектаклей;
изучением и распространением отечественного и зарубежного опыта в области театра;
повышением квалификации работников театров, улучшением качества театральных проектов;
вовлечением школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра;
поддержкой гастрольной деятельности театров.
Развитие театра как вида искусства
Из 2 видов театральной деятельности - создание и показ спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля - основные составляющие творческого процесса. Количество новых постановок в репертуарном театре определяется множеством факторов, включая возможности труппы, потребности зрителей, ограниченность ресурсов. Но театр, не уделяющий должного внимания подготовке новых постановок, неминуемо оказывается в состоянии творческой стагнации.
Важным элементом развития театрального искусства являются экспериментальные постановки. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является необходимым для развития театрального искусства и культуры в целом.
Новыми формами работы государственных театров республики является создание спектаклей смешанных жанровых форм - с участием республиканских государственных музыкальных коллективов, артистов - вокалистов академического и эстрадного профиля, молодежных групп.
Индикаторы развития театрального искусства определяются в сообществе самих театральных деятелей в сотрудничестве с театральной критикой. В этом процессе важную роль играют как театральные российские фестивали, так и международные. Для признания новаций республиканских театров необходима также активная гастрольная деятельность дагестанских театров по России и за ее пределами.
Репертуар
Как отмечено в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, существует общая проблема дефицита репертуарного материала национальных театров. На современном этапе именно отсутствие высокохудожественной драматургии существенно затрудняет развитие профессиональных театров в национальных республиках Российской Федерации.
Основу репертуара республиканских театров составляет драматургия современных авторов. В целом, классический репертуар представлен недостаточно, поскольку за период 2010-2011 годов из 84 репертуарных постановок в театрах произведения классики составили 22 ед., в их числе спектакли для детей.
Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста. Несмотря на значение классического репертуара, театр не может обойтись без драматургии, отражающей актуальные темы настоящего времени. Без этого направления невозможно полноценное развитие всех видов театрального искусства.
В связи с этим необходимо принятие мер, направленных на появление новых драматических произведений, в том числе активное сотрудничество театров с драматургами.
В российской практике существуют механизмы поддержки различных составляющих процесса создания и продвижения современной драматургии - от лабораторий и семинаров до постановки спектаклей и демонстрации их на специализированных смотрах. Соответственно, налаживание системного участия в данных мероприятиях становится важным направлением.
Ежегодно все театры республики включают в репертуар спектакли для детей. Вместе с тем очевидна потребность в привлечении и подростковой аудитории и, соответственно, в освоении новых форм и современных выразительных средств. Примеры такого подхода отражены в репертуаре ряда театров, и очевидно, что возможности для дальнейшего развития данного направления имеются.
Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматических произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса.
Поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений современной драматургии, должна включать в себя:
экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий в иных формах;
обеспечение эффективного взаимодействия творческого процесса и театральной критики;
проведение конкурсов на лучший сценарий и постановку в театрах республики драматических и музыкально-драматических произведений, в первую очередь ориентированных на детскую и подростковую аудиторию;
стимулирование творчества современных авторов.
Театральные фестивали
Одной из действенных форм мониторинга развития театрального искусства являются фестивали, в рамках которых наглядно демонстрируется уровень творческого развития театра и осуществляется обмен профессиональным опытом.
Министерство культуры Республики Дагестан и Союз театральных деятелей Республики Дагестан систематически организуют проведение театральных фестивалей, смотров, конкурсов, в том числе крупных, ставшего уже традиционным Международного фестиваля русских театров республик Северного Кавказа и стран Каспийского и Черноморского регионов, на котором представлены не только театры республик Северного Кавказа, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Костромы, а также ближнего и дальнего зарубежья: это коллективы из Азербайджана, Казахстана, Грузии, Франции, Израиля и Германии.
Такие смотры позволяют увидеть слабые и сильные стороны театрального искусства республики в целом и каждого коллектива в частности. Они стимулируют артистов, режиссеров, художников, драматургов на новые интересные находки и серьезные заявки.
За последние пять лет существенно возросла степень участия республиканских театров в фестивалях за пределами республики.
Проведение фестивалей и участие в них республиканских театров осуществляется за счет бюджетных средств. Развитие творческой активности дагестанских театров на международном уровне, поддерживаемое государством, должно обеспечивать формирование и укрепление положительного имиджа республики на всероссийском и международном культурном пространстве.
Актуальным направлением является развитие меценатства и вовлечение в процесс развития театрального дела бизнес-сообщества республики.
Финансовая поддержка театрального искусства
Общий объем доходов республиканских театров в период с 2005 по 2011 год вырос с 6728,6 тыс.руб. до 16935,7 тыс. рублей.
Согласно Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики.
С введением изменений в законодательство Российской Федерации государство снимает с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен, поскольку театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные "результаты работы", не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.
Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного задания государственным театрам, которое должно содержать 2 части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного задания для конкретных театров.
Согласно Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, учреждая театры для выполнения определенной миссии, с которой рынок справиться принципиально не способен, государство берет на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности и принимает ответственность за функционирование на благо общества отечественного театрального дела. В связи с этим финансирование государственных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.
Соответственно, для развития театров республики необходимо:
предпринять меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса;
разработать и утвердить на основе общероссийских нормативы затрат на содержание имущества и нормативы затрат на оказание услуг;
предусматривать в республиканских целевых программах финансирование строительства новых и реконструкции (модернизации) имеющихся зданий театров;
осуществлять государственную поддержку гастрольной деятельности, в том числе за пределами республики.
Кадровое обеспечение деятельности театров
Одной из самых актуальных проблем в сфере театрального искусства Дагестана является пополнение кадровой базы, которая существенно пострадала за постперестроечный период.
Ранее советская система подготовки региональных кадров в лучших вузах страны посредством целевого (в том числе студийного) набора обеспечивала высокопрофессиональными кадрами практически все республиканские учреждения культуры и искусства. До настоящего времени именно эти кадры составляют художественно-руководящий состав и базу актерских групп республиканских театров, и именно за счет них обеспечивается поддержка творческого уровня театра.
В целях решения кадровой проблемы в национальных театрах в 1998 году по инициативе Министерства культуры Республики Дагестан было открыто театральное отделение на факультете культуры Дагестанского государственного университета. Однако указанное позволило решить лишь часть проблемы. Ежегодно в ГИТИС и другие вузы России по квоте, выделяемой республике через Ассоциацию театров СКФО, поступают дагестанские абитуриенты. Систематическое направление перспективных молодых людей на обучение в центральные вузы на художественно-постановочные специальности (режиссура и т.п.) является оправданной необходимостью, поскольку только в условиях указанных вузов может быть получено образование высокого стандарта, формирование специалиста такого профиля невозможно вне освоения конкретного творческого опыта - самой театральной жизни, практики известных мастеров, изучения новых достижений и экспериментального поиска.
При наличии в республике 11 театров обеспечение притока высококвалифицированных кадров художественно-руководящего состава и технического персонала становится решающим условием выживания театра как творческого организма.
Также необходимо реализовать необходимую для кадровой системы программу стажировок практически по всем звеньям театрального дела. Технический персонал также требует значительного пополнения. Нельзя не учесть, что в последнее десятилетие в театрально-зрелищной сфере повсеместно происходит внедрение новых технических средств, требующих специфических знаний и навыков. Кроме этого актуальной является подготовка в соответствии с федеральными государственными стандартами специалистов - продюсеров исполнительского искусства, способных инициировать творческие идеи, брать на себя финансовую и организационную ответственность за реализацию художественных проектов.
При управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой - задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.
Законодательство Российской Федерации позволяет учредителю заключать трудовые договоры либо с каждым из них (художественным руководителем и директором), разделяя их компетенцию и ответственность, либо с одним из них. В последнем случае единоначальник - художественный руководитель или директор является специалистом соответствующего профиля и принимает на себя всю полноту ответственности за результаты как художественно-творческой, так и организационно-хозяйственной деятельности.
Художественно-творческий процесс в театре должен возглавлять специалист соответствующего профиля, обладающий необходимым авторитетом в коллективе и в театральном сообществе. В драматическом театре - это, как правило, режиссер, в музыкальном - дирижер, режиссер и балетмейстер. Организационно-хозяйственные функции исполняет директор или исполнительный директор (директор-распорядитель).
Художественные и административные руководители театров должны обладать соответствующим уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар-технологии, поиск альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими соответствующую подготовку.
Социальная защита работников театров
Общей тенденцией современного состояния театрального дела является изменение характера договорных отношений художественно-постановочных специалистов с театрами в пользу гражданско-правовых договоров взамен трудовых, и эта категория творческих работников постепенно переходит в группу свободных профессий.
Согласно Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, такая тенденция может привести к исчезновению института художественного руководства, являющегося сущностной составляющей российского репертуарного театра. В связи с этим в ближайшие годы усилия государственных органов власти должны быть направлены на поддержку режиссеров, дирижеров и балетмейстеров, готовых не только к постановке отдельных спектаклей, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его развитие.
Артистический персонал, составляющий по численности наибольшую группу среди творческих театральных профессий, в значительной степени сохранил трудовые отношения с работодателями, хотя некоторая незначительная его часть участвует в репетиционном процессе и показе спектаклей на основе гражданско-правовых договоров. При этом абсолютное большинство артистов, заключающих гражданско-правовой договор в одном театре (театральном проекте), может иметь трудовые отношения в другом. Однако в связи со спецификой национальных театров республики, каждый из которых является единственным, артисты фактически работают в одном театре. Учитывая, что действующая труппа должна иметь определенный возрастной состав, позволяющий реализовать разноплановый репертуар, особую актуальность имеет поддержка как начинающих актеров, так и актеров старшего возраста. Следовательно, для стабильного развития театральной сферы республики является необходимым обеспечение мер по закреплению молодых кадров, стимулированию творческого роста и наличие условий, позволяющих приглашать художественно-постановочные кадры из-за пределов республики. Решающим здесь является создание жилищной базы.
Строительство или аренда жилой площади должна обеспечиваться за счет соответствующих программ учредителей театра или доходов театров, полученных от основной и иной деятельности, предусмотренной их уставами.
Субъекты и порядок реализации Концепции
Субъектами реализации настоящей Концепции являются:
органы местного самоуправления (в рамках установленных действующим законодательством полномочий);
органы исполнительной власти всех уровней;
государственные театры Республики Дагестан;
государственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации театральных специалистов;
общественные объединения - Союз театральных деятелей Российской Федерации и другие творческие союзы, профсоюзы, объединения деятелей искусств, участников создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры и театральные художники) и другие.
Настоящая Концепция реализуется в соответствии с планом мероприятий по ее реализации согласно приложению. На основе настоящей Концепции разрабатываются ведомственные, муниципальные, республиканские программы, предусматривающие реализацию направлений развития театральной сферы республики.
Реализация указанных программ осуществляется органами исполнительной власти всех уровней в сотрудничестве с руководством театров и Союзом театральных деятелей Республики Дагестан.
Настоящая Концепция не предусматривает выделения на ее реализацию дополнительных средств из республиканского бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Республики Дагестан. Все мероприятия, направленные на решение задач, поставленных Концепцией, осуществляются за счет:
повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из бюджета Республики Дагестан республиканским театрам;
доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства;
субсидий бюджетным учреждениям (театрам) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими нормативных услуг (работ), в соответствии с государственным заданием, а также субсидий на иные цели, которые могут предоставляться театрам из республиканского бюджета Республики Дагестан;
грантовой поддержки творческих проектов;
бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Дагестан в форме капитальных вложений в основные средства театров - государственных учреждений.
Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции будет способствовать сохранению сети государственных театров в Республике Дагестан, обеспечению их финансирования не ниже уровня, позволяющего развивать творческий потенциал этих учреждений, и возможности посещения населением республики спектаклей на всей территории Дагестана, недопущению снижения количества посещений в целом.
Необходимо использовать федеральные, региональные и республиканские программы, предусматривающие поддержку и развитие театрального дела с тем, чтобы к 2020 году обеспечить:
увеличение общего количества спектаклей, в том числе и детских, показанных дагестанскими театрами на гастролях, - на 30 проц.;
увеличение количества произведений современной национальной драматургии, предназначенных для постановки в театрах, в том числе для детской аудитории не менее 20 проц. от общего числа новых постановок;
увеличение до 30 проц. количества посещений за счет охвата большей территории по республике в связи улучшением условий работы театров (строительство клубных помещений в муниципальных образованиях, капитального ремонта стационарных зданий театров);
повышение творческого уровня постановочной работы за счет модернизации технического оснащения сцены театров;
строительство (приобретение) для театров жилой площади, в том числе служебной (общежитий-гостиниц) для временного проживания приглашаемых артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников и других специалистов.
Приложение
к Концепции развития театрального
дела в Республике Дагестан
на период до 2020 года
План
мероприятий по реализации Концепции развития театрального дела в Республике Дагестан на период до 2020 года
N п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Формирование единой базы данных театров, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами |
2013 - 2014 годы |
Минкультуры РД, Союз театральных деятелей РД, отделы культуры муниципальных образований (по согласованию) |
2. |
Строительство клубных учреждений (имеющих сцену) на территориях муниципальных образований |
2013 - 2020 годы |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
3. |
Модернизация технического оснащения республиканских театров |
2013 - 2020 годы |
Минкультуры РД |
4. |
Создание жилищного фонда для работников театров |
2013 - 2020 годы |
Минкультуры РД |
5. |
Развитие гастрольной деятельности, проведение фестивалей, обеспечивающих разнообразие видов и форм театрального предложения, имеющих целью активизировать интеграцию республиканских театров в общероссийский культурный процесс |
2013 - 2020 годы |
Минкультуры РД, Союз театральных деятелей РД, республиканские театры |
6. |
Организация мероприятий по развитию драматургии |
2013 - 2020 годы |
Минкультуры РД |
7. |
Подготовка кадров и повышение квалификации работников театров |
2013 - 2020 годы |
Минкультуры РД |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 4 декабря 2012 г. N 304-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 14 декабря 2012 г. N 23 ст. 1061