Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Республики Дагестан от 21 июля 2011 года N 249 "Об организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах исполнительной власти Республики Дагестан" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Порядок организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан и показатели мониторинга организации внутреннего контроля и внутреннего аудита Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
2. Определить ответственным за проведение внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан отдел бюджетного планирования (Ш.М.-Ш. Курбанова, М.А. Асалиева).
3. Отделу бюджетного планирования:
до 5 сентября 2011 года подготовить предложения по порядку организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан;
совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства труда и социального развития Республики Дагестан обеспечивать проведение внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан;
ежеквартально (начиная с IV квартала 2011 года), не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, обеспечивать представление в Министерство финансов Республики Дагестан сведений о выполнении показателей мониторинга организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан. Заключение
по результатам мониторинга за отчетный год представлять до 1 марта года, следующего за отчетным.
4. Управлению анализа, прогнозирования и организационно-сводной работы (И.Л. Матвеенко) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (www.dagmintrud.ru).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр труда и |
И.И. Эфендиев |
Порядок
организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан
(утв. приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. N 16-1252)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан с целью повышения результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, в том числе на стадии планирования расходов республиканского бюджета Республики Дагестан, в рамках деятельности Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (далее также Министерство), территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений (далее - подведомственные учреждения).
1.2. Посредством внутреннего контроля и внутреннего аудита проводится анализ и оценка использования бюджетных средств Министерства и подведомственных учреждений, по результатам которого делаются соответствующие выводы о результативности бюджетных расходов, соблюдении процедуры составления и исполнения бюджета, составлении бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, достижение запланированных результатов, а также разрабатываются рекомендации по повышению эффективности деятельности.
II. Цели и задачи внутреннего контроля и внутреннего аудита
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Целями проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита являются:
обеспечение соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан;
повышение качества осуществления государственных функций, предоставления государственных услуг;
повышение результативности и эффективности деятельности;
выявление области неэффективного использования бюджетных средств и обеспечение их своевременного устранения;
повышение ответственности работников Министерства и подведомственных учреждений в эффективном расходовании бюджетных средств и результативности произведенных расходов;
своевременное информирование Министра труда и социального развития Республики Дагестан (далее - Министр) для принятия управленческих решений по оптимизации деятельности Министерства и подведомственных учреждений.
2.3. Основными задачами внутреннего контроля и внутреннего аудита являются:
контроль и проверка исполнения принятых законодательных и нормативных правовых актов в Министерстве, подведомственных учреждениях;
контроль и проверка исполнения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в Министерстве и подведомственных учреждениях;
контроль и проверка исполнения принятых договорных обязательств;
проверка организации и постановки бухгалтерского учета и отчетности в подведомственных учреждениях;
проверка достоверности и полноты подготовки финансовых и иных отчетов;
анализ эффективности использования ресурсов, выявление финансовых резервов, а также направлений привлечения дополнительных финансовых ресурсов (средств от приносящей доход деятельности и др.);
контроль за своевременностью разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для своевременного финансирования бюджетных обязательств, разработки и исполнения государственных заданий, заданий учредителя;
проведение сравнительного анализа результативности и эффективности бюджетных расходов по аналогичным учреждениям;
внесение предложений об отказе от предоставления невостребованных услуг, внедрении новых услуг и новых форм предоставления государственных услуг в соответствии с потребностью в них;
внесение предложений о переводе части бюджетных ассигнований на осуществление текущей деятельности в разряд программных мероприятий с утверждением конкретных конечных результатов, которые планируется достичь в ходе реализации программных мероприятий;
контроль за обеспечением экономного, рационального и эффективного использования бюджетных средств;
предупреждение нецелевого и неэффективного использования средств бюджета;
контроль за полнотой и достоверностью бухгалтерских записей, оформлением первичных документов;
контроль за подготовкой финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности проводимых объектами внутреннего контроля и внутреннего аудита процессов и операций;
оценка эффективности и результативности деятельности объектов внутреннего аудита (в том числе по осуществлению внутреннего контроля) осуществления функций в установленной сфере деятельности.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.5. Для целей настоящего Порядка понятия используются в следующих значениях:
программа (план) деятельности Министерства труда и социального развития Республики Дагестан - правовой акт, закрепляющий комплекс мероприятий по достижению целей и задач Министерства на среднесрочный период, содержащий планируемые результаты, показатели и способы их достижения;
план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного, автономного учреждения - документ, который определяет цели, задачи и виды деятельности учреждения, а также источники его финансового обеспечения;
бюджетная смета - документ, который устанавливает лимиты бюджетных обязательств государственного казенного учреждения;
показатели - количественно-качественные измерители, которые позволяют судить об изменениях социально-экономических явлений и процессов в сфере деятельности Министерства и подведомственных учреждений.
III. Организация и этапы проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита
3.1. Формы внутреннего контроля и внутреннего аудита:
предварительный - комплекс контрольных процедур, направленных на предупреждение возможных нарушений и несоответствий в деятельности объекта контроля;
текущий - комплекс контрольных процедур, направленных на предотвращение и (или) устранение возможных нарушений и несоответствий в процессе текущей деятельности объекта контроля;
последующий - комплекс контрольных процедур, направленных на выявление и устранение возможных нарушений и несоответствий по результатам деятельности объекта контроля за прошедший период.
3.2. Основными этапами проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве являются:
планирование - утверждение перечня, сроков и объема (содержания) контрольных мероприятий;
проведение контрольных мероприятий - непосредственная проверка порядка планирования и использования бюджетных ассигнований;
анализ результатов контрольных мероприятий - деятельность по определению основных параметров функционирования Министерства, подведомственных учреждений, выявление причин и условий допущенных нарушений законодательства;
устранение выявленных нарушений - деятельность по разработке рекомендаций по устранению причин и условий выявленных нарушений, с подготовкой предложений по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших данные нарушения.
3.3. Структурное подразделение и (или) должностное лицо Министерства по внутреннему контролю и внутреннему аудиту осуществляет контрольную деятельность в соответствии с планом контрольной деятельности на год.
По решению Министра могут осуществляться внеплановые контрольные мероприятия.
3.4. При планировании контрольной деятельности структурное подразделение и (или) должностное лицо Министерства по внутреннему контролю и внутреннему аудиту учитывает:
своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
равномерность нагрузки на должностных лиц.
3.5. Проведение контрольного мероприятия включает в себя:
подготовку к проведению контрольного мероприятия;
проведение контрольного мероприятия;
документирование результатов контрольного мероприятия.
3.6. При подготовке к проведению контрольного мероприятия структурным подразделением и (или) должностным лицом Министерства по внутреннему контролю и внутреннему аудиту:
подготавливается проект приказа о проведении контрольного мероприятия;
осуществляется сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;
составляется программа контрольного мероприятия.
3.7. В ходе проведения контрольного мероприятия структурное подразделение и (или) должностное лицо Министерства по внутреннему контролю и внутреннему аудиту:
проверяет бюджетные сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности, отчеты, справки, денежные, бухгалтерские и другие документы;
проверяет правильность списания материальных ценностей;
проводит внеплановую инвентаризацию нефинансовых активов, материальных запасов, денежных средств и расчетов;
получает от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок;
анализирует плановые, отчетные данные и другие материалы, относящиеся к проверяемому объекту учета, акт предыдущей проверки и предложения по ее результатам, изучает заключения по годовым и квартальным бухгалтерским отчетам, а также переписку;
принимает участие в выработке предложений по устранению выявленных в результате контрольных мероприятий нарушений и недостатков, по усилению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, за соблюдением финансовой дисциплины.
3.8. Результаты проведения контрольного мероприятия подлежат документированию в акте по результатам контрольного мероприятия (далее - акт) с приложением рабочей документации (документов и иных материалов, подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением контрольного мероприятия).
3.9. Рабочая документация включает в себя:
документы, отражающие подготовку контрольного мероприятия, включая программу контрольного мероприятия;
письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объектов контроля;
копии финансово-хозяйственных документов объекта контроля, подтверждающие выявленные нарушения.
3.10. Должностные лица, участвовавшие в контрольном мероприятии, несут персональную ответственность за обеспечение конфиденциальности и сохранности рабочей документации.
3.11. Акт содержит:
информацию о результатах проведенного контрольного мероприятия;
однозначную идентификацию объекта и предмета контроля;
цели и объем (процент выборки) контрольного мероприятия;
указание на документы (приказы, программы контрольных мероприятий, регламенты, положения, стандарты, иные документы), в соответствии с которыми проводилось контрольное мероприятие.
3.12. В акте при описании нарушения или несоответствия, выявленного в ходе контрольного мероприятия, указываются:
какие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Дагестан были нарушены должностным лицом объекта контроля;
к какому периоду относится выявленное нарушение или несоответствие;
в чем выразилось нарушение или несоответствие;
документально подтвержденные факты нарушения или несоответствия;
должностное лицо объекта контроля, допустившее нарушение или несоответствие.
3.13. В акте не допускаются:
предположения, факты, не подтвержденные документально;
морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта контроля;
помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления;
информация о деятельности объекта контроля, не относящаяся к предмету контрольного мероприятия.
IV. Мониторинг качества внутреннего контроля и аудита
4.1. Мониторинг организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве и подведомственных учреждениях предусматривает порядок реализации системы мероприятий по обобщению информации о достижении установленных целей в следующих сферах деятельности:
улучшение эффективности и результативности расходов республиканского бюджета Республики Дагестан;
повышение результативности деятельности Министерства, подведомственных учреждений;
обеспечение надежности и достоверности финансовой и управленческой отчетности Министерства, подведомственных учреждений;
выполнение требований правовых актов, регулирующих деятельность Министерства, подведомственных учреждений в установленной сфере.
4.2. Основными целями проведения мониторинга организации внутреннего контроля и внутреннего аудита (далее - мониторинг) являются:
своевременное выявление и анализ рисков, связанных с достижением стратегических целей, тактических задач, выполнение целевых и ведомственных программ Министерством;
обеспечение достоверности информации и отчетности Министерства;
выполнение финансово-хозяйственных планов, бюджетных смет Министерством, подведомственными учреждениями;
содействие построению оптимальной организационной структуры Министерства, соответствующей стоящим перед ним стратегическим целям и тактическим задачам;
предоставление Министру возможности получения объективной и полной информации о степени результативности деятельности в рамках установленных направлений деятельности Министерства.
4.3. Основными направлениями осуществления мониторинга являются:
оценка качества планов деятельности Министерства на предмет соответствия приоритетам государственной политики Российской Федерации и приоритетам экономического и социального развития Республики Дагестан;
оценка результатов деятельности на предмет выполнения плановых показателей и достижения целевых показателей;
контроль и анализ эффективности и результативности бюджетных расходов.
4.4. Соответствие планов деятельности Министерства установленным критериям производится по показателям мониторинга организации внутреннего контроля и внутреннего аудита, приведенным в приложении N 2 к настоящему приказу.
4.5. Показатели мониторинга организации внутреннего контроля и внутреннего аудита представляют собой перечень критериев оценки планов деятельности Министерства труда и социального развития Республики Дагестан и состоят из 6 критериев качества (стратегия развития, деятельность, система управления - организация и взаимодействие, система управления - бюджетные средства, система управления - человеческие ресурсы, система управления - информационные ресурсы), включающих 26 степеней. Каждая степень оценивается в баллах как произведение соответствующего уровня критерия (от 0 до 2 баллов) и веса критерия (от 0,15 до 0,25).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. N 16-1252 "Об утверждении Порядка организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан"
Текст приказа официально опубликован не был