Конституционный Суд Республики Дагестан в составе председательствующего М.Х. Халитова, судей P.M. Акутаева, Н.Х. Алиева, Х.У. Рустамова,
с участием полномочного представителя исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан в Конституционном Суде Республики Дагестан А.А. Халилова,
руководствуясь статьей 93 (часть 3) Конституции Республики Дагестан, частями второй и пятой статьи 3, частями первой, второй и третьей статьи 27, статьями 34, 65, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 92, 93 и 94 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 1.2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17 февраля 2005 года N 27 (в редакции Указа Президента Республики Дагестан от 18 марта 2011 года N 30).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Кизлярского городского суда Республики Дагестан. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Дагестан оспариваемая в запросе норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Х.У. Рустамова, объяснение полномочного представителя исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан в Конституционном Суде Республики Дагестан А.А. Халилова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Дагестан установил:
1. Согласно пункту 1.2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17 февраля 2005 года N 27 (в редакции Указа Президента Республики Дагестан от 18 марта 2011 года N 30) (далее - Положение) ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведенные органами государственной власти и организациями, указанными в подпунктах "ж" и "ф" пункта 1.1 Положения, учитываются при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке.
Конституционность названного пункта оспаривает Кизлярский городской суд Республики Дагестан в лице судьи Ю.Л. Резника в производстве которого находится дело по заявлению гражданки Л.И. Скляровой, требующей признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан присвоить ей звание "Ветеран труда", поскольку считает, что наличие ведомственной награды - медали Федеральной службы государственной статистики "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" и трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются достаточными основаниями для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Кизлярский городской суд, считая, что подлежащий применению при решении указанного дела п. 1.2 Положения нарушает принцип равенства и противоречит конституционным предписаниям, приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Республики Дагестан с просьбой проверить на соответствие Конституции Республики Дагестан оспариваемое Положение в части, предусматривающей, что ведомственные знаки отличия в труде учитываются при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке.
Полномочный представитель временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан в Конституционном Суде Республики Дагестан в судебном заседании просил признать оспариваемое Положение соответствующим Конституции Республики Дагестан.
2. Согласно части второй статьи 3 и статьи 67 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", Конституционный Суд Республики Дагестан по запросу суда проверяет конституционность оспариваемых нормативных положений, подлежащих применению в находящемся в его производстве деле, оценивая как буквальный смысл этих положений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной практикой, и учитывая их место в системе норм.
С учетом этого, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Дагестан по настоящему делу является пункт 1.2 Положения в соответствии с которым ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено органами государственной власти и организациями, указанными в подпунктах "ж" - "ф" пункта 1.1 указанного Положения, учитываются при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке.
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1) социальная защита, включая социальное обеспечение, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться, исходя из предписаний статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (части 1, 2 и 5 статьи 72 Конституции Российской Федерации и части 2 и 4 статьи 55 Конституции Республики Дагестан).
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов в соответствии с неоднократно выраженной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание ей Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2004 года N 12-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О)
4. Конституция Республики Дагестан (статья 13, часть 1) признает Республику Дагестан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и закрепляет право каждого на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту (статья 40).
Во исполнение указанных конституционных положений и Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 59 "О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда" Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17 февраля 2005 г. N 27 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Указом Президента Республики Дагестан от 18 марта 2011 г. N 30 в указанное Положение внесены изменения, в том числе и оспариваемый пункт 1.2.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При этом в пункте 1.2 Положения определено, что ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено органами государственной власти и организациями, указанными в подпунктах "ж" - "ф" пункта 1.1 Положения, учитываются при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке. Соответствие указанным требованиям дает право лицу претендовать на присвоение ему звания "Ветеран труда" и получение мер социальной поддержки.
Как определил Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений (определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О, от 22 ноября 2012 г. N 2133 и др.) такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан.
Анализ правоприменительной практики показывает, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награждается ведомственным знаком отличия в труде.
Верховный Суд Российской Федерации определил, что труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании органа, организации (Определение от 07 ноября 2012 года N 3-АПГ12-3).
Такой же вывод вытекает и из обзора практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда" (Письмо Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 года N 5635-КС).
Таким образом, Конституционный Суд Республики Дагестан, руководствуясь частью второй статьи 67 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" и оценивая как буквальный смысл оспариваемого пункта 1.2 Положения, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, приходит к выводу, о том, что нормативное регулирование, осуществленное в рамках полномочий органов государственной власти Республики Дагестан, согласно которому при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" конкретному работнику ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено органами государственной власти и организациями, учитываются лишь в случае, если указанный работник работал в системе этих органов и организаций, не может быть рассмотрено как нарушающее чьи-либо конституционные права и свободы. В то же время такой вывод не препятствует законодателю Республики Дагестан с учетом своих бюджетных возможностей, в том числе за счет дополнительных средств из федерального бюджета, распространить право на получение звания "Ветеран труда" на лиц, которые не работали непосредственно в системе федеральных органов и организаций в качестве штатных сотрудников, но награждены ведомственными знаками отличия в труде.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 65, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 71, 72 и 73 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", Конституционный Суд Республики Дагестан постановил:
1. Признать пункт 1.2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17 февраля 2005 года N 27 (в редакции Указа Президента Республики Дагестан от 18 марта 2011 года N 30) не противоречащим Конституции Республики Дагестан, в той мере, в какой он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предусматривает, что ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено органами государственной власти и организациями, указанными в подпунктах "ж" - "ф" пункта 1.1 Положения, учитываются, если ими были награждены лица, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке.
2. Признание оспариваемого пункта не противоречащим Конституции Республики Дагестан не исключает правомочие законодателя Республики Дагестан в рамках своих полномочий, вытекающих из статьи 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, статьи 55 (часть 2) Конституции Республики Дагестан, и, исходя из имеющихся возможностей, в том числе за счет дополнительных средств из федерального бюджета, распространить право на получение звания "Ветеран труда" и меры социальной поддержки на лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, но не работавших непосредственно в системе органов и организаций, наградивших их.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в законную силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газете "Дагестанская правда" и в "Собрании законодательства Республики Дагестан".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от 17 апреля 2013 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17 февраля 2005 года N 27 (в редакции Указа Президента Республики Дагестан от 18 марта 2011 года N 30)"
Текст постановления опубликован в приложении к газете "Дагестанская правда" от 25 апреля 2013 г. N 138-139, в Собрании законодательства Республики Дагестан от 30 апреля 2013 г. N 8 ст. 591