Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Шумерлинского района
от 1 ноября 2013 г. N 651
Подпрограмма
"Развитие системы воспитательной работы и дополнительного образования" районной целевой программы "Развитие образования в Шумерлинском районе на 2012-2015 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие системы воспитательной работы и дополнительного образования" районной целевой программы "Развитие образования в Шумерлинском районе на 2012-2015 годы" (далее - Подпрограмма) |
Нормативные документы, послужившие основанием для разработки подпрограммы |
- Конституция Российской Федерации; - Всеобщая декларация прав человека; - Конвенция о правах ребенка; - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 09.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года; - Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (в действующей редакции) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"; - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол N 36); - Постановление Кабинета Министров ЧР от 31.03.2009 N 108 (в действующей редакции) "О республиканской целевой программе "Дети Чувашии" на 2010 - 2020 годы". |
По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "24 июня 1999 г."
Заказчик подпрограммы |
Администрация Шумерлинского района |
Разработчик подпрограммы |
Отдел образования, спорта и молодежной политики администрации Шумерлинского района |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель Подпрограммы: Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования. Задачи Подпрограммы: 1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. 2. Обеспечение необходимых условий для реализации Подпрограммы. 3. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. 4. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением отдела образования, спорта и молодежной политики администрации Шумерлинского района. 5. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодежи. 6. Обеспечение системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий подпрограммы. 7. Обеспечение информационной поддержки подпрограммы. 8. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации подпрограммы. 9. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты. 10. Формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни и содействие занятиями физической культурой и спортом; 11. Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; 12. Развитие и совершенствование системы патриотического воспитания обучающихся. |
Целевые индикаторы подпрограммы и их значения |
Доля образовательных учреждений, принимающих участие в реализации инновационных проектов и мероприятий по воспитательной работе - 45% Доля несовершеннолетних, совершивших преступления от общего количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях - 0,17% Доля детей школьного возраста, занимающихся в спортивных секциях образовательных учреждений - 40% Доля детей в возрасте 5-18 лет, охваченных программами дополнительного образования - 70% |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Период действия Подпрограммы: 2013-2015 годы |
Основные мероприятия подпрограммы (перечень подпрограмм) |
Подпрограммные мероприятия сформированы по следующим направлениям: 1. Развитие сети образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты и мероприятия. 2. Совершенствование комплексного подхода к решению проблем профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. 3. Повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях. 4. Создание и развитие системы формирования и пропаганды навыков здорового образа жизни и спортивно-оздоровительная работа. 5. Формирование музыкально-творческих способностей школьников. |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
|
5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 6. Развитие деятельности детских общественных объединений и организаций, обеспечение их взаимодействия и сотрудничества в едином воспитательном пространстве. 7. Формирование гражданской идентичности. 8. Развитие системы дополнительного образования детей. 9. Обеспечение оказания комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи и поддержки физическим и/или юридическим лицам в системе образования Шумерлинского района. 10. Внедрение и эффективное использование новых информационных технологий воспитания и социализации. 11. Внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений. 12. Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. |
Исполнители мероприятий |
Отдел образования, спорта и молодежной политики администрации Шумерлинского района, образовательные учреждения Шумерлинского района |
Объемы и источники финансирования |
Всего по Подпрограмме: 21,0 тыс.руб. Из них: 2013 - 7,0. тыс.руб. 2014 - 7,0. тыс.руб. 2015 - 7,0. тыс.руб. Объемы финансирования Подпрограммы ежегодно уточняются исходя из реальных возможностей бюджета Шумерлинского района |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели эффективности расходования бюджетных средств |
Создание необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений. Увеличение доли образовательных учреждений, принимающих участие в реализации инновационных проектов и мероприятий по воспитательной работе. Снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления от общего количества обучающихся в ОУ. Увеличение доли детей школьного возраста, занимающихся в спортивных секциях образовательных учреждений. Увеличение доли детей школьного возраста, занимающихся в музыкальной школе Увеличение доли детей в возрасте 5-18 лет, охваченных программами дополнительного образования. |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
Контроль за исполнением Программы возлагается на Заказчика - администрацию Шумерлинского района. Исполнитель программы, ответственный за выполнение мероприятий, представляет в администрацию Шумерлинского района отчет о ходе выполнения мероприятий Подпрограммы по итогам квартала (нарастающим итогом с начала года) ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом до 2016 года. Исполнитель ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет в администрацию Шумерлинского района доклад о ходе работы и эффективности использования финансовых средств. По истечении срока реализации программы дополнительно к 1 марта 2016 года представляет в администрацию Шумерлинского района доклад о выполнении муниципальной целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь период реализации. |
I. Актуальность программы
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.
Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
Необходимость подпрограммы обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.
II. Основные принципы реализации подпрограммы
Подпрограмма:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в районе;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;
- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям; создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип "социального закаливания" как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
III. Современное состояние воспитания
В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны.
За последние годы в общеобразовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.
В деятельности общеобразовательных учреждений наблюдаются следующие позитивные тенденции:
- реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;
- получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;
- совершенствуются социально-педагогическая и психологическая службы общеобразовательных учреждений, развивается многофункциональный механизм их деятельности;
- наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;
- осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:
- потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;
- становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;
- необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер района и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;
- потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания, в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания;
- потребность в педагоге как активном носителе провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления современного российского государства, и несовершенство подготовки таких специалистов на этапе вузовского и послевузовского образования.
IV. Основные направления реализации подпрограммы
Организационно-управленческое - организация межведомственного сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных заданий на реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ.
Кадровое - участие педагогических работников в программе подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для общеобразовательных учреждений на основе потребностей рынка;
обобщение лучшего педагогического опыта на муниципальном уровне, развитие банка лучших инновационных практик; внедрение позитивного опыта реализации подпрограммы в социокультурном пространстве.
Информационное - организация информационной поддержки мероприятий подпрограммы с привлечением федеральных и региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайты или страницы сайтов образовательных учреждений, интернет-конференции, вебинары, форумы и иные).
Мониторинговое - направлено на создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации подпрограммы в районе.
Финансовое - организация финансовой поддержки реализации подпрограммы.
Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
V. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
В муниципальных образовательных учреждениях идет процесс создания целостных воспитательных систем, что позволяет повысить статус воспитания в образовательных учреждениях, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую и родительскую общественность. Необходимо перейти от акций и разовых мероприятий, посвященных каким-либо датам, к планируемой целенаправленной деятельности, реализации инновационных проектов, внедрению в воспитательный процесс системных мероприятий, направленных на развитие личности ребенка, профессиональных компетенций.
Одним из основных направлений воспитательной работы является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирование у них здорового образа жизни. В Шумерлинском районе все еще имеют место такие явления, как детская преступность, хотя и наметилась в последнее время положительная тенденция к сокращению количества несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения. В последние годы актуальной становится тема профилактики потребления несовершеннолетними психоактивных и наркотических средств.
Эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, правонарушений и других негативных явлений зависит от организации их внеурочной деятельности, максимальной занятости в творческих объединениях различной направленности. Однако остро стоит проблема занятости системой дополнительного образования обучающихся, состоящих на учете по различным направлениям. По итогам 2012 только 69% учащихся "группы риска" посещают кружки и секции.
Мероприятия Подпрограммы направлены на продолжение совершенствования системы профилактики безнадзорности и приоритетное развитие различных форм занятости внеурочной и внешкольной деятельности.
Приоритетным направлением воспитательной деятельности образовательных учреждений является воспитание у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, которое осуществляется в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы".
В общеобразовательных учреждениях Шумерлинского района сформированы юнармейские отделения "Зарница" и "Орленок", в течение учебного года проводятся занятия по строевой, огневой, теоретической подготовке, отрабатываются навыки поведения в чрезвычайных ситуациях и военно-полевых условиях, проводятся различные культурно-досуговые мероприятия.
Необходимо предусмотреть организацию методической работы с преподавателями-организаторами ОБЖ, руководителями музеев и объединений патриотической направленности, классными руководителями, направленную на совершенствование системной работы с обучающимися, повышение профессионального уровня кадрового потенциала.
Одной из востребованных форм гражданского воспитания стало участие образовательных учреждений в конкурсе проектов акции "Я - Гражданин России", что позволяет использовать приобретаемый учащимися опыт социального проектирования для их социализации, совершенствования форм и методов гражданского воспитания.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные "стартовые" возможности каждому ребенку для самореализации, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым.
Дополнительное образование детей является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами-профессионалами, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность.
Дополнительное образование - это "зона ближайшего развития" личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
В последние годы в Шумерлинском районе достигнуты значительные позитивные результаты в развитии системы дополнительного образования детей. Вместе с тем остается ряд проблем, требующих решения программными методами:
сохранение единого образовательного пространства путем обеспечения взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями района;
разработка образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований;
укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования детей.
На сегодняшний день вопрос развития массового детского спорта как никогда важен и актуален. В общеобразовательных учреждениях Шумерлинского района ведется большая внеклассная работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся, созданию условий для физического развития и совершенствования, развитию видов спорта.
Ежегодно более 800 учащихся принимают участие в районных и республиканских спортивных мероприятиях. В последнее время общеобразовательными учреждениями ведется работа по укреплению материально-технической базы спортивных залов, приобретению спортивного оборудования и инвентаря.
Взаимодействие всех составляющих воспитательной системы на основе социального партнерства по-новому определяет место каждого в гармоничном развитии ребенка. Одной из составляющих воспитательной работы является организация и развитие общественного участия в управлении образованием. Во всех образовательных учреждениях Шумерлинского района созданы и действуют органы ученического и общественного самоуправления, призванные обеспечивать демократический, государственно-общественный характер управления. Важное воспитательное значение имеет деятельность детских и молодежных общественных организаций.
Одним из важнейших требований к образовательному учреждению является обеспечение безопасности ребенка, что в широком смысле включает в себя не только устранение угроз жизни и здоровью, но и психологический комфорт, отсутствие унижения человеческого достоинства и наличие возможностей восстановления справедливости в случае нарушения прав.
Необходимо формирование в образовательном учреждении определенного уклада школьной жизни, устраивающего всех участников образовательного процесса и признанного ими. Актуальной проблемой является выполнение образовательным учреждением функции социализации, предполагающей моделирование всех форм общественных отношений. Это необходимо как для подготовки молодого человека к успешной деятельности в будущем, так и для решения задач воспитания гражданина и патриота. Особое внимание следует уделить системе медико-психологического сопровождения школьников через увеличение числа работающих с учениками психологов, создание моделей сопровождения детей по различным направлениям, расширение спектра и повышения качества образовательных услуг для детей и их семей.
Несмотря на имеющиеся традиции воспитания и достигнутые успехи, актуальными для муниципальной системы образования остается комплекс противоречий. Среди них:
противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;
неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и образовательным учреждениям;
отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов.
Очевидно, что в Шумерлинском районе возникла необходимость выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодежи. В то же время создание единой концепции развития системы воспитания будет способствовать созданию в каждом образовательном учреждении уникальных воспитательных систем, в которых все участники образовательного процесса станут полноправными субъектами воспитания. Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодежи. В данном контексте подпрограмма содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В подпрограмму включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных учреждений, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Подпрограммой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углубленными знаниями психологии.
Подпрограммой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов, школ ответственного родительства и т.п.).
Подпрограммой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся общеобразовательных учреждений.
Подпрограммой предусмотрено проведение мониторинга мероприятий, связанных с обеспечением образовательных учреждений современным оборудованием, учебной и методической литературой, оснащением кружков и секций художественно-эстетического, технического, эколого-биологического, спортивного направлений, в том числе приобретение музыкальной аппаратуры, спортивного оборудования и инвентаря, оборудования для школьных библиотек, фото- и видеостудий, оснащение школьных музеев.
VI. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);
- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;
- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;
- программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;
- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодежных военно-спортивных центров и т.д.);
- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранение среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодежных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);
- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение "открытых кафедр", тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.)), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;
- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, стране, мире).
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы, организация специальных профориентационных мероприятий);
- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, детские центры творчества; разовые мероприятия - дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);
- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение);
- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.;
- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.);
- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков, увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, санаториев и профилакториев, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);
- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности, и т.д.);
- программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий; разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи), направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни; создание молодежных спортивных и оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности; программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения; дискуссионные клубы и молодежные центры, рассматривающие вопросы социального партнерства, социальной и межкультурной коммуникации; проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения; профилактики экстремизма, радикализма, молодежного нигилизма и т.д.).
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических круглых столов и "открытых кафедр" с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;
- программы и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и молодежным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода, проведение туристических походов и слетов, связанных с изучением истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе и т.д.).
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространение правовой информации (например, в рамках тематических классных часов; лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по правоведению и т.д.;
- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений (например, в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказание первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;
- проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности; распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.
9. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов "мам и пап", "бабушек и дедушек", в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.).
10. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использование технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);
- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);
- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.
11. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и центров, детских зооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев);
- программы и проекты, направленные на развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы (например, в рамках реализации международного и региональных проектов - Балтийский проект BSP, система ассоциированных школ ЮНЕСКО - ASP-net UNESCO и др.);
- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.
VII. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Основными ресурсами для реализации Подпрограммы являются кадровый потенциал системы образования Шумерлинского района, сеть образовательных учреждений, финансовые средства бюджета Шумерлинского района.
Выполнение Подпрограммы предусматривается за счет средств бюджета Шумерлинского района, внебюджетных источников образовательных учреждений Шумерлинского района.
С учетом возможностей бюджета Шумерлинского района объемы средств, направляемые на реализацию Подпрограммы, могут уточняться.
Общая финансовая потребность на реализацию Подпрограммы составляет 21,0 тыс.руб. Суммы ежегодного финансирования составляют: 2013 г. - 7,0 тыс.руб., 2014 г. - 7,0 тыс.руб., 2015 г. - 7,0 тыс.руб.
Год |
Всего (тыс.руб.) |
Источники финансирования (тыс.руб.) |
|||
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Муниципальный бюджет |
Внебюджетные средства |
||
2013 |
7,0 |
|
|
7,0 |
0 |
2014 |
7,0 |
|
|
7,0 |
0 |
2015 |
7,0 |
|
|
7,0 |
0 |
Итого |
21,0 |
|
|
21,0 |
0 |
С учетом возможностей бюджета Шумерлинского района объемы средств, направляемых на реализацию Подпрограммы, могут корректироваться.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Оценка эффективности программы и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации Подпрограммы
Социально-экономический эффект Подпрограммы заключается в том, что будут обеспечены:
готовность образовательных учреждений района к работе в новых условиях, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами;
формирование воспитательного пространства района и повышение качества воспитательной работы в системе образования муниципалитета;
доступность качественного дополнительного образования, реализация различных программ, направленных на воспитание личности ребенка, развитие его компетенций;
развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся на основе интеграции личностно-ориентированных педагогических и информационных технологий;
сетевое социально-образовательное партнерство образовательных учреждений, в рамках которого реализуются программы и проекты инновационного развития, программы повышения квалификации для педагогов;
повышение конкурентоспособности учреждений муниципальной системы образования.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Механизм реализации Подпрограммы
Контроль за исполнением Программы возлагается на Заказчика - администрацию Шумерлинского района.
Исполнитель программы, ответственный за выполнение мероприятий, представляет в администрацию Шумерлинского района отчет о ходе выполнения мероприятий Подпрограммы по итогам квартала (нарастающим итогом с начала года) ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом до 2016 года.
Исполнитель ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет в администрацию Шумерлинского района доклад о ходе работы и эффективности использования финансовых средств.
По истечению срока реализации программы дополнительно к 1 марта 2016 года представляет в администрацию Шумерлинского района доклад о выполнении муниципальной целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь период реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.