Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
от 6 ноября 2013 г. N 842
Подпрограмма
"Устойчивое развитие сельских территорий Вурнарского района Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы"
Паспорт
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- Отдел сельского хозяйства и экологии администрации Вурнарского района |
Соисполнители - подпрограммы |
- Администрации сельских и городского поселений Вурнарского района Чувашской Республики, структурные подразделения администрации Вурнарского района |
Цели подпрограммы |
- укрепление и качественное улучшение условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе за счет формирования благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни. |
Задачи подпрограммы |
- удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе; комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений; концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе; |
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий. построить (приобрести) 8686 кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 5134 кв. метров для молодых семей и молодых специалистов; ввести в действие общеобразовательные учреждения на 237 ученических мест; ввести в действие 6 фельдшерско-акушерских пунктов; ввести в действие 8 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений; ввести в действие 1 км распределительных газовых сетей; довести уровень газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности до 80 процентов; ввести в действие 3,71 км локальных водопроводов; довести уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 85 процентов; |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- 2014 - 2020 годы |
Объемы финансирования подпрограммы |
- Общий объем финансирования подпрограммы составит 542563,18 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 70658,436 тыс. рублей; в 2015 году - 126149,155 тыс. рублей; в 2016 году - 73350,275 тыс. рублей; в 2017 году - 99904,947 тыс. рублей; в 2018 году - 100687,797 тыс. рублей; в 2019 году - 26822,037 тыс. рублей; в 2020 году - 27663,837 тыс. рублей; из них средства: федерального бюджета - 44327,16 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 7340,01 тыс. рублей в 2015 году - 3344,7 тыс. рублей; в 2016 году - 18442,8 тыс. рублей; в 2017 году - 3580,5 тыс. рублей; в 2018 году - 3723,75 тыс. рублей; в 2019 году - 3872,7 тыс. рублей; в 2020 году - 4022,7 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 310898,56 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 20414,34 тыс. рублей; в 2015 году - 94192,656 тыс. рублей; в 2016 году - 30821,5 тыс. рублей; в 2017 году - 73154,878 тыс. рублей; в 2018 году - 78000,378 тыс. рублей; в 2019 году - 7105,75 тыс. рублей; в 2020 году - 7209,05 тыс. рублей; местных бюджетов - 37794,326 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 4456,34 тыс. рублей; в 2015 году - 8253,899 тыс. рублей; в 2016 году - 3301,775 тыс. рублей; в 2017 году - 6953,969 тыс. рублей; в 2018 году - 7299,469 тыс. рублей; в 2019 году - 3712,787 тыс. рублей; в 2020 году - 3816,087 тыс. рублей; внебюджетных источников - 132216,45 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 38447,746 тыс. рублей; в 2015 году - 20357,9 тыс. рублей; в 2016 году - 20784,2 тыс. рублей; в 2017 году - 16215,6 тыс. рублей; в 2018 году - 11664,2 тыс. рублей; в 2019 году - 12130,8 тыс. рублей; в 2020 году - 12616,0 тыс. рублей. Объемы и источники финансирования подпрограммы уточняются при формировании местного бюджета Вурнарского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- решение жилищной проблемы для 57,4 процента семей, проживающих в сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 28,8 процента молодых семей и молодых специалистов; повышение уровня социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе газом - до 80 процентов, водой - до 85 процентов; повышение инвестиционной активности в агропромышленном комплексе; преодоление оторванности жителей села от основных социальных учреждений, более полное удовлетворение их общественно-культурных потребностей; снижение миграционного оттока сельского населения, прежде всего молодежи; повышение общественной значимости развития сельских территорий в общереспубликанских интересах и привлекательности сельской местности для проживания и работы |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Вурнарского района Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы" (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р "Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 2071-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Вурнарский район представлен 18 сельскими поселениями и 1 городским поселением. Территория составляет 101 259,40 гектаров, из которых 56 418 гектара (55,7 процента) составляет земли сельскохозяйственного назначения. Общая численность населения составляет 34462 человек. Средний возраст женщин составляет 76 лет, у мужчин на 10 лет меньше (62 года).
С 2006 года - начала реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Вурнарского района увеличилось на 17 процентов.
В отраслевой численности занятых в агропромышленном комплексе доля работающих в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве сократилась с 80 процентов в 2003 году до 43 процентов в 2012 году.
Для Вурнарского района, как и в целом для Чувашской Республики, характерен рост количества малых форм хозяйствования на селе, причем динамично развиваются как сектор малого предпринимательства, состоящий из крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, так и личные подсобные хозяйства граждан. В структуре производства сельскохозяйственной продукции в 2012 году доля, занимаемая малыми формами хозяйствования, составила 56,7 процента, доля продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 7,5 процента, что выше в 9,4 раз показателя 2005 года.
Льготными кредитами воспользовались 4 тыс. заемщиков, в масштабах района это каждая третья семья, ведущая личное подсобное хозяйство. Причем многие личные подсобные хозяйства повторно пользуются кредитами, расширяя посевы и обновляя технику, и в последующем перерастают в более крупнотоварное производство, образовывая фермерские хозяйства.
Одним из лучших подтверждений эффективности оказания данной формы господдержки в республике служит рост благосостояния сельского населения, который характеризуется таким показателем, как "Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности", размер которого по 2012 году оценивается на уровне 14266,2 рублей на человека (в 2,3 раза больше чем в 2007 году - 6491 рубль).
Заработная плата в сельском хозяйстве района за период с 2003 по 2011 годы увеличилась в 8,4 раза, что значительно выше аналогичного показателя по Чувашской Республике - в 4,5 раза. Но, несмотря на высокие темпы роста, уровень заработной платы в сельском хозяйстве в республике один из самых низких среди видов экономической деятельности. В 2012 году среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства по Вурнарскому району составила 63,8 процента к среднему уровню заработной платы в целом по экономике района.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования аграрного профиля района ежегодно за счет средств федерального бюджета готовят более 70 чел. Численность руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилась в 2012 году по сравнению с 2003 годом на 4,1 процента, доля имеющих среднее профессиональное образование уменьшилась на 6,5 процентов.
Планомерное наращивание производственного потенциала агропромышленного комплекса, дальнейшее его эффективное развитие во многом обуславливается стабильностью комплексного развития сельских территорий.
Реализация основных направлений развития общественной инфраструктуры села осуществляется до 2014 года в рамках муниципальной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", что влечет существенные изменения для успешного социально-экономического развития района.
Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг. Объемы сельского жилищного строительства с 2003 года возросли к 2012 году почти в 2 раза: с 22 тыс. кв.метров (2003 г.) до 43 тыс. кв.метров (2012 год). На сегодняшний день на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 141 сельская семья, из них молодых семей и молодых специалистов - 58 семей. В рамках муниципальной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Администрации Вурнарского района Чувашской Республики от 12 апреля 2012 г. N 255, жилищные условия улучшили 407 сельских семей на общую сумму финансирования 55123,94 тыс. рублей, в том числе 225 молодых семей и молодых специалистов на сумму - 27739,72 тыс. рублей. В общем количестве получателей государственной поддержки доля работников агропромышленного комплекса составила 5,3 процента.
Газификация населенных пунктов стала крупнейшей социальной программой по улучшению условий жизни граждан республики, направленной на повышение комфортности труда и быта в сельской местности, созданию современной среды обитания для сельского населения. Уровень газификации жилья в 2002 году составлял на селе 31 процент и на начало 2013 года достиг уровня 74,7 процента.
Системы централизованного водоснабжения в сельской местности представлены, в основном, локальными водопроводами. Обеспеченность сельского населения качественной питьевой водой составляет 43,3 процента. Внутренним водопроводом оборудовано лишь 13,3 процента жилого фонда сельских населенных пунктов. В некоторых районах республики до настоящего времени сохраняется проблема с обеспечением населения питьевой водой. Гарантированное удовлетворение потребностей жителей села в питьевой воде в необходимом количестве с качеством, соответствующим нормативам физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-питьевых нужд, входит в состав приоритетных задач социально-экономического развития района. В рамках республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009 - 2020 годы" было выполнено строительство водохранилища на реке М. Цивиль, станции очистки воды и группового водовода для обеспечения питьевой водой населения поселка Вурнары и Вурнарского района.
Доступность качественного школьного образования обеспечивается путем реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности, создания базовых школ - ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами, организации их сетевого взаимодействия.
Система общего образования района включает 24 общеобразовательных учреждения. В них обучаются 3896 учащихся. Ежедневно 17 школьных автобусов подвозят в базовые школы около 900 школьников из 43 населенных пунктов. Средняя наполняемость классов составляет 15,04 человека (в сельской местности по республике - 14,07), число учащихся на 1 учителя - 11 человек (в сельской местности по республике - 10). В районе функционируют 15 дошкольных образовательных учреждений. В них воспитывается 1191 ребенок. Система дошкольного образования района охватывает 71% детей в возрасте от 1,5 лет до поступления в школу. На начало 2013 года очередность в дошкольные образовательные учреждения составляет 199 детей от 2 до 7 лет.
Медицинскую помощь населению Вурнарского района оказывает БУ "Вурнарская центральная районная больница" с плановой мощностью 910 посещений в смену, с общим коечным фондом на 118 коек круглосуточного пребывания. Развернуто 47 коек дневного пребывания. Организована работа 11 отделений общей врачебной практики, 41 фельдшерско-акушерский пункт, отделение скорой медицинской помощи с филиалом в Калининской участковой больнице. Охват населения обслуживанием врачами общей врачебной практики в районе составил 100,0 процентов.
В период с 2014 - 2020 годы медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, пройдут курсы повышения квалификации и переподготовку на общую сумму 780 тыс. рублей.
В целях создания условий для массового охвата сельского населения занятиями физической культурой и спортом ведется активная работа по строительству современных спортивных сооружений. Численность сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 11942 человека. Для занятий физической культурой и спортом к услугам сельского населения республики предоставлены 115 единиц спортивных сооружений, в том числе: 68 плоскостных спортивных сооружений, 30 спортивных залов, 2 лыжные базы, 3 сооружения для стрелковых видов спорта (тиры) и 12 других спортивных сооружений.
В Вурнарском районе продолжается целенаправленная работа по массовому привлечению населения к активным занятиям физической культурой и спортом. Сельское население все активнее участвует в проводимых значимых комплексных физкультурно-спортивных мероприятиях: этапах Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России", Всероссийского дня бега "Кросс Наций", Республиканской спартакиаде среди команд сельских поселений, республиканском фестивале "Спортивная семья", республиканских летних и зимних спортивных сельских играх. Сборная команда Вурнарского района неоднократно становилась победителем и призером на Всероссийских сельских спортивных играх.
Поддержка культуры - одно из приоритетных направлений политики администрации Вурнарского района. На территории Вурнарского района расположены Детская школа искусств, Вурнарский межпоселенческий культурно-досуговый центр, Межпоселенческая центральная библиотека, районный краеведческий музей, 18 "Центров развития культуры и библиотечного обслуживания" с 43 структурными подразделениями. В сельской местности функционируют 93 процента всех имеющихся в республике учреждений культуры. Им принадлежит важная роль в формировании культурного облика села, духовных и нравственных ценностей сельчан, распространении культурного наследия, воспитании и образовании молодежи.
Качественное оказание услуг во многом зависит от материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа. За 2008 - 2012 годы в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. N 97 "О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике" было модернизировано 57 клубных учреждений на селе на общую сумму 2 млн. рублей. Указанные меры позволили повысить количество посетителей платных мероприятий, проводимых модернизированными домами культуры, на 21,6 процента.
С 2008 года проводится комплекс системных и конструктивных мер по капитальному ремонту сельских клубов. За это время ремонтные работы проведены в 6 клубных учреждениях. Однако, до настоящего времени проблема укрепления материально-технической базы учреждений культуры не решена в полном объеме.
Кроме программы социального развития села государственная поддержка строительства жилых домов осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1070, Закона Чувашской Республики от 1 апреля 2011 г. N 10 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике", Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике", республиканской целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 января 2008 г. N 15.
Помимо высокой социальной значимости комплексная компактная застройка сельских поселений обеспечивает и экономический эффект за счет реализации инвестиционных проектов, привлечения в сельхозпроизводство квалифицированных кадров, обеспечения внедрения инновационных технологий.
Проводимая целенаправленная государственная политика, направленная на улучшение условий жизни и работы на селе, дает свои несомненные положительные результаты. Число родившихся на 1000 человек в сельской местности в 2012 году увеличилось по сравнению с 2002 годом почти в 1,5 раза, число умерших снизилось на 16,7 процентных пункта.
Тем не менее, качественного перелома пока не произошло. Процесс сокращения показателей сельской социальной инфраструктуры приостановить не удается. Остро стоит проблема - обеспеченность местами в детских садах, на 2013 год очередность в дошкольные образовательные учреждения составляет 199 детей. На сегодняшний день в очереди на улучшение жилищных условий состоит 141 семья, из них 58 - молодых семей и молодых специалистов. Острота проблемы обусловлена низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Решение жилищной проблемы молодых семей и молодых специалистов на селе повлияет на стабильность условий их жизни, улучшение демографической ситуации в районе, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации.
Таким образом, необходимость разработки и реализации подпрограммы обусловлена:
социально-политической остротой проблемы, ее общерайонным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
потребностью в формировании условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Ряд перечисленных проблем предопределил необходимость разработки и реализации подпрограммы в интересах стратегического развития Вурнарского района.
II. Основные цели, задачи, сроки, целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы
В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
С учетом целевых установок Концепции, подпрограмма разработана для достижения следующих основных целей:
укрепление и качественное улучшение условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе за счет формирования благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.
Мероприятия подпрограммы направлены на решение следующих основных задач:
1) в области укрепления и качественного улучшения условий жизнедеятельности в сельской местности:
повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
обеспечение сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, благоустроенном жильем;
2) в области стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе:
концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
3) в области формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни:
организация участия сельских спортсменов в республиканских и всероссийских соревнованиях по традиционным для России (национальным) видам спорта.
Реализация подпрограммы предусмотрена в 1 этап - в течение 2014 - 2020 годов.
Целевыми индикаторами подпрограммы являются:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
сокращение общего числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности;
сокращение общего числа молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности;
ввод в действие общеобразовательных учреждений в сельской местности;
доля зданий общеобразовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, в общем числе зданий общеобразовательных учреждений в сельской местности;
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности;
обеспеченность сельского населения фельдшерско-акушерскими пунктами общей практики;
обеспеченность сельского населения офисами врачей общей практики;
ввод в действие плоскостных спортивных учреждений в сельской местности;
обеспеченность сельского населения плоскостными спортивными сооружениями;
обеспеченность сельского населения учреждениями культурно-досугового типа;
ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом;
ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;
введение в действие автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Перечень подпрограммных мероприятий
Перечень мероприятий подпрограммы сформирован в соответствии с основными направлениями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" с учетом выполнения мероприятий республиканской подпрограммы социального развития села и на основе следующих критериев:
1) комплексное планирование развития сельских территорий:
Вурнарским районом в 2012 году утверждены правила землепользования и застройки. Указанные документы разработаны и утверждены в 18 сельских поселениях (100 процентов от общего количества сельских поселений района) и в одном городском поселении.
Минимальный срок действия документов территориального планирования муниципальных образований составляет 20 лет. При этом следует отметить, что градостроительная ситуация и формирующие её факторы, на основе которых принимались проектные решения в документах территориального планирования, будут претерпевать изменения.
2) Обустройство объектами социально-инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых развивается сельскохозяйственное производство, в том числе за счет результатов работы малых форм хозяйствования.
3) привлечение внебюджетных источников для финансирования мероприятий подпрограммы, включая средства населения и хозяйствующих субъектов.
4) своевременная подготовка проектно-сметной документации на объекты социально-инженерной инфраструктуры за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
5) конкурсный подход к отбору реализуемых в рамках подпрограммы проектов, в том числе проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, а также проектов комплексного обустройства сельских поселений и проектов местных инициатив.
В состав подпрограммы включены следующие мероприятия:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
2.1 Обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры с учетом комплексного (проектного) подхода:
2.1.1 развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
2.1.2 развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельской местности;
2.1.3 развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
2.1.4 развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
2.1.5 развитие газификации в сельской местности;
2.1.6 развитие водоснабжения в сельской местности;
2.2 Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;
2.3 Подготовка инвестиционных площадок агропромышленного комплекса "под ключ".
3. Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Целями мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются:
удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье;
привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат на строительство и приобретение жилья в сельской местности гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;
использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала.
Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках республиканской подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются бюджетам муниципальных образований на условиях софинансирования мероприятий подпрограммы, осуществляемого в порядке и на условиях предоставления межбюджетных трансфертов, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии) и органы местного самоуправления муниципальных районов Чувашской Республики на основании заключаемых между ними соглашений обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Размеры социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, предоставляемых в рамках настоящей подпрограммы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов (далее - социальные выплаты), составляют не более:
70 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья при реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
70 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья при реализации мероприятий по улучшению жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности.
В предоставляемом размере социальной выплаты доля консолидированного бюджета Чувашской Республики составляет 40 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, из которых доля средств республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 20 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и рекомендуемая доля средств местных бюджетов - 20 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Реализация мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия около 130 сельских семей, в том числе более 73 молодых семей и молодых специалистов;
построить и приобрести 8686 кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, из них 5134 кв. метров - для молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере на селе, а также приостановить миграцию сельской молодежи.
3.2 Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры
Реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется по следующим направлениям:
3.2.1 обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры с учетом комплексного (проектного) подхода.
В рамках данного направления предусматривается реализация следующих мероприятий:
развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельской местности;
развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
развитие газификации в сельской местности;
развитие водоснабжения в сельской местности.
1) Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности:
В целях соответствия возросшим образовательным потребностям населения необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы сельских общеобразовательных учреждений, создание здоровых и безопасных условий труда и учебы, повышение уровня обеспеченности учебно-лабораторными кабинетами, спортивными комплексами, строительство новых и реконструкция существующих зданий учреждений образования.
Реализация мероприятий позволит повысить доступность и качество общего образования для учащихся сельских образовательных учреждений.
2) Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельской местности:
В рамках Указа Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. N 124 "О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике" в 2014 - 2015 годах в районе предусмотрено открытие 6 модульных фельдшерско-акушерских пунктов.
Модульные фельдшерско-акушерские пункты будут строиться по технологии быстровозводимых домов. Площадь здания фельдшерско-акушерского пункта составит 70 кв.метров.
Реализация мероприятий предусмотрена с участием муниципальных образований, к обязательствам которых отнесены:
оформление при необходимости прав на земельные участки, выделяемые под строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов;
получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию модульных фельдшерско-акушерских пунктов;
создание необходимой инфраструктуры для строительства и ввода в эксплуатацию фельдшерско-акушерского пункта:
получение технических условий на подключение к существующим наружным инженерным сетям (газопровод, водопровод, электрические сети);
разработка проектной документации и прокладка наружных инженерных сетей до здания фельдшерско-акушерского пункта (газопровод, водопровод, электрические сети);
технологическое присоединение к существующим наружным инженерным сетям (газопровод, водопровод, электрические сети);
устройство выгребных септиков;
благоустройство территорий (дорога, тротуар, малые архитектурные формы, озеленение);
исполнительную съемку наружных инженерных сетей и благоустройства;
ограждение и освещение территории фельдшерско-акушерского пункта.
Реализация мероприятий позволит обеспечить дальнейшее совершенствование системы охраны и укрепления здоровья населения, доступность качественной медицинской помощи сельскому населению на основе приоритетного использования современных медицинских профилактических технологий.
3) Развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности:
Благодаря преимущественному строительству физкультурно-спортивных комплексов в сельской местности значительно увеличилась обеспеченность сельского населения спортивными сооружениями, которая составила 56,1 процента от установленных нормативов. Для дальнейшего массового приобщения населения к активным занятиям физической культурой и спортом необходимо улучшение спортивной инфраструктуры по месту жительства населения путем строительства спортивных плоскостных сооружений.
Реализация мероприятий позволит расширить возможности сельского населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению активного здорового образа жизни.
4) Развитие газификации в сельской местности:
Оживленные темпы жилищного строительства в сельской местности способствуют возобновлению актуальности вопроса газификации строящихся новых улиц сельских населенных пунктов, микрорайонов и жилых домов. При этом, с 2009 года строительство газовых распределительных сетей в сельских населенных пунктах республики велось за счет средств внебюджетных источников.
С 2012 года работы по газификации на селе начали проводиться также в рамках подпрограммы газификации Чувашской Республики на 2012 - 2013 годы, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа открытым акционерным обществом "Чувашсетьгаз", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 марта 2012 г. N 88. Однако выделяемые средства не обеспечивают сложившимся потребностям в газификации на селе.
Реализация данных мероприятий подпрограммы позволит продолжить строительство распределительных газовых сетей и повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности.
5) Развитие водоснабжения в сельской местности:
Проблема обеспечения доброкачественной питьевой водой всегда останется наиболее актуальной проблемой, несмотря на высокие ресурсы. Высокая значимость проблемы обусловила ее решение в рамках масштабной, увязанной по задачам, ресурсам и срокам комплекса долгосрочных мероприятий республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. N 123.
В рамках программы было выполнено строительство водохранилища на реке М. Цивиль, станции очистки воды и группового водовода для обеспечения питьевой водой населения поселка Вурнары и Вурнарского района.
6) Развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности:
Повышению доступности услуг культурно-досуговых учреждений, их качества и разнообразия, развитию активного досуга для сельского населения будет способствовать строительство новых зданий учреждений культуры, отвечающих современным требованиям культурно-досуговой деятельности в сельской местности, а также:
сохранение и развитие библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села;
сохранение и эффективное использование в научных и просветительских целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
капитальный ремонт помещений сельских учреждений.
3.2.2 Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности:
Целью мероприятий является создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов сельскохозяйственного производства.
В рамках мероприятий предусматривается оказание государственной поддержки проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях осуществления компактного жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан на территории компактной застройки (далее - проекты комплексной застройки).
В состав проектов комплексной застройки включаются:
компактная жилищная застройка;
инженерная подготовка площадки под компактную жилищную застройку;
строительство (реконструкция) объектов социальной и культурной сферы (дошкольные и общеобразовательные учреждения, амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, учреждения культурно-досугового типа, спортивные сооружения и площадки);
обеспечение уличного освещения, строительство уличных дорог и тротуаров, озеленение.
Условиями реализации проектов комплексной застройки являются:
территориальная взаимосвязь с предприятиями агропромышленного комплекса и реализуемыми инвестиционными проектами агропромышленного комплекса;
преимущественное право выделения земельного участка для строительства жилого дома или приобретения жилого дома работников, в том числе молодых специалистов предприятий агропромышленного комплекса;
доля работников предприятий агропромышленного комплекса, строящих либо приобретающих жилые дома на территории комплексной застройки, должна составлять не менее 25 процентов от общего количества предусмотренных жилых домов.
Объем жилищной застройки и предельные значения стоимости проектов комплексной застройки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
К реализации принимаются проекты комплексной застройки, отобранные в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Государственная поддержка проектов комплексной застройки предусматривается за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
Стоимость проектно-сметной документации оплачивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. За счет средств местных бюджетов муниципальных районов и (или) сельских поселений осуществляется финансирование технического надзора за ходом строительных работ.
За период реализации подпрограммы предусматривается реализовать проекты комплексного обустройства в 3 сельских поселениях Вурнарского района (заявки поданы на рассмотрение), это:
Большеяушское сельское поселение, д. Синьял-Яуши предусматривается строительство не менее 20 домов (II категория). На территории сельского поселения функционирует сельскохозяйственный производственный кооператив "Мураты";
Буртасинское сельское поселение, д. Буртасы предусматривается строительство не мене 20 домов (II категории). На территории сельского поселения функционируют крупные крестьянские (фермерские) хозяйства;
Апнерское сельское поселение, д. Апнеры предусматривается строительство не менее 50 домов (III категории). На территории сельского поселения функционирует открытое акционерное общество "Вурнарский мясокомбинат".
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.2.4 Подготовка инвестиционных площадок агропромышленного комплекса "под ключ":
Целями мероприятий являются стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе. Предусматривается государственная поддержка обеспечения инвестиционных проектов агропромышленного комплекса объектами инженерной, коммуникационной и транспортной инфраструктуры (далее - инвестиционные площадки агропромышленного комплекса "под ключ") в виде субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Отбор муниципальных образований для выделения субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на подготовку инвестиционных площадок агропромышленного комплекса "под ключ", в том числе для формирования территорий опережающего развития агропромышленного парка, осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
3.3 Поощрение и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий:
Целями реализации мероприятий по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий являются:
формирование в обществе позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни;
снижение миграционных настроений в сельской местности, в первую очередь молодежи;
привлечение специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий для сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики, повышение привлекательности сельских территорий для инвестирования и создания дополнительных рабочих мест;
общественное признание необходимости развития сельских территорий в общереспубликанских интересах.
В рамках указанных мероприятий предусматривается организация участия сельских спортсменов в республиканских и всероссийских соревнованиях по традиционным для России (национальным) видам спорта;
Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации подпрограммы представлено в приложении N 2 к подпрограмме.
IV. Финансирование мероприятий подпрограммы
Объем бюджетного финансирования определяется в установленном порядке в процессе формирования республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Корректировка мероприятий, ожидаемых результатов их реализации, перечня проектов и объектов осуществляется в соответствии с объемом выделяемых бюджетных средств и средств других источников, а также по результатам анализа выполнения мероприятий подпрограммы.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников, средства банков и других организаций, предоставляющих гражданам ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, средства граждан, используемые для частичной оплаты стоимости жилья.
Софинансирования за счет субсидий из федерального бюджета осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Мероприятия по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, включая проектирование осуществляются в рамках республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года", утвержденной постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 сентября 2006 г. N 227.
Предполагаемый общий объем финансирования Программы на 2014 - 2020 годы составляет 542563,18 тыс. рублей, из них:
Федеральный бюджет - 44327,16 тыс. рублей;
Республиканский бюджет - 310898,56 тыс. рублей;
Местный бюджет - 37794,326 тыс. рублей;
Внебюджетные источники - 132216,45 тыс. рублей.
Государственный заказчик - координатор подпрограммы в процессе ее реализации проводит работы по привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования подпрограммы, а также средств федерального бюджета и местных бюджетов.
V. Механизм реализации подпрограммы
Контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляет отдел экономики и имущественных отношений и финансовый отдел администрации Вурнарского района.
Механизм реализации подпрограммы предусматривает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района, и общественных организаций.
Муниципальный заказчик - координатор подпрограммы совместно с администрациями сельских и Вурнарского городского поселения ежегодно уточняет и согласовывает перечень и объемы финансирования мероприятий по реализации разделов подпрограммы, принимаемых к финансированию из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год, и вносит на утверждение в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
Реализация подпрограммы осуществляется на основании договоров (соглашений), заключаемых администрацией Вурнарского района Чувашской Республики и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики, предусматривающих взаимные обязательства по финансированию подпрограммных мероприятий за счет долевого участия федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Финансирование расходов из федерального и республиканского бюджетов на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, газификацию и водоснабжение населенных пунктов района, развитие сети общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта, физкультурно-спортивной и культурно-досуговой деятельности на территории района осуществляется на основании двустороннего договора (соглашения), заключенного между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и администрацией Вурнарского района.
Муниципальными заказчиками подпрограммы за счет средств местных бюджетов Вурнарского района являются:
Администрация Вурнарского района;
Администрации сельских поселений района.
Финансирование подпрограммы предусматривается по принципу софинансирования и консолидаций средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников.
VI. Оценка социальной, бюджетной и экологической эффективности реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет проводиться на основе анализа достижения целевых индикаторов и показателей подпрограммы.
Эффективность подпрограммы оценивается с учетом степени достижения плановых целевых индикаторов программы их фактическим значениям при условии финансирования мероприятий подпрограммы в отчетном году в объеме, предусмотренном подпрограммой.
Социальная эффективность подпрограммы будет выражаться в следующих направлениях:
повышение комфортности условий жизни сельских граждан;
преодоление оторванности жителей села от основных социальных учреждений, более полное удовлетворение их общественно-культурных потребностей;
снижение миграционных настроений сельского населения, прежде всего молодежи;
улучшение демографической ситуации в сельской местности и сохранение тенденций роста рождаемости и повышения продолжительности жизни сельского населения;
повышение общественной значимости развития сельских территорий в общереспубликанских интересах и привлекательности сельской местности для проживания и работы.
Реализация подпрограммы будет иметь благоприятные экологические последствия. При разработке проектов строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищном строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.