Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 20 мая 2013 г. по делу N А79-1937/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Тверская область, г. Тверь, к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Чувашская Республика, г. Чебоксары, обществу с ограниченной ответственностью "Шанс", Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, о признании договора недействительным,
при участии в заседании представителей от истца и от ответчика,
установил:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в суд в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, обществу с ограниченной ответственностью "Шанс" о признании недействительным подпункта "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 26.05.2008 N 21.
Исковые требования мотивированы тем, что подпункт "е" пункта 11 раздела 3 договора, а именно: "арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение", противоречит требованиям Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ООО "Шанс" исковые требования признал в полном объеме.
Ответчик - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, явку полномочного представителя в суд не обеспечило, отзыв не представило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд установил следующее.
26.05.2008 государственным учреждением "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Шанс" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 21, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, площадью 1,0 га, местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Чебоксарское лесничество, Акшкюльское участковое лесничество квартала с 1 по 65; Сосновское участковое лесничество квартала с 1 по 62; Северное участковое лесничество квартала с 1 по 63; Чебоксарское участковое лесничество квартала с 1 по 125; основные характеристики лесного участка: квартала 61 (выдел 29) Сосновского участкового лесничества государственного учреждения "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора) - пункт 3 договора.
В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях использования лесов для рекреационных целей сроком на 15 лет в объемах согласно приложению N 3.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 29.07.2008.
Объект аренды передан ответчику по акту приема-передачи леечного участка в аренду 26.05.2008.
10.08.2011 Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, государственным учреждением "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "Шанс" заключено дополнительное соглашение N 10-1 к договору аренды лесного участка от 26.05.2008 N 21, согласно которому в преамбуле договора слова "государственное учреждение "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики" заменены словами "Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики".
Подпунктом "е" пункта 11 раздела 3 договора предусмотрена обязанность арендатора, в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации просит признать недействительным подпункт "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 26.05.2008 N 21, заключенного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "Шанс", в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статей 51 - 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "21.12.1994"
На лесных участках, предоставленных в аренду, меры пожарной безопасности (противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (статья 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах").
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета; возложение обязанности по самостоятельному тушению лесных пожаров на арендаторов лесных участков является неправомерным.
Следовательно, подпункт "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 26.05.2008 N 21, заключенного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "Шанс", в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
иск удовлетворить.
Признать недействительным подпункт "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 26.05.2008 N 21, заключенного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "Шанс", в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 мая 2013 г. по делу N А79-1937/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании