Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования города Новочебоксарска Чувашской Республики в 2012 году
Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования города Новочебоксарска в 2011 году стала логическим продолжением приоритетных структурных реформ в школьном образовании, начатых в рамках приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году городу Новочебоксарску выделено 59 068 171 рубль, в том числе:
на пополнение фондов школьных библиотек - 10 701 300 руб.;
на приобретение учебно-производственного оборудования (для кабинетов ИЗО, музыки, ОБЖ, технологии (2 комплекта), инженерных классов по 779 090 рублей каждый) - 3 331 552 рубля;
на приобретение компьютерного оборудования - 13 477 904 рубля;
на приобретение спортивного оборудования (в том числе комплекты лыж) - 6 770 115 рублей;
на организацию медицинского обслуживания обучающихся - 493 774 рубля;
на обновление пищеблоков - 9 467 226 рублей, в том числе за счет средств бюджета города Новочебоксарска - 1 845 900 рублей;
на проведение капитального ремонта школ направлено 14 496 300 рублей, в том числе за счет средств бюджета города Новочебоксарска - 2 900 000 рублей;
на мероприятия по повышению квалификации, профессиональной переподготовке руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических кадров - 330 000 рублей.
Одним из основных социально значимых результатов реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах стало повышение заработной платы педагогических работников системы общего образования. Впервые за последние десятилетия было заявлено о доведении средней заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений до средней зарплаты в Чувашской Республике. Средняя заработная плата учителей школ в январе-декабре 2012 года составила 16994 рубля, а в декабре - 21482 рубля. 480 классных руководителей (66%) получают дополнительное денежное вознаграждение в размере 1000 рублей (дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение в зависимости от количества учащихся в классе составило 1448 рублей). На эти цели в 2012 году выплачено 8 340 540 рублей.
В результате реализации Комплекса мер в 2011-2012 годах в системе общего образования создан новый организационно-экономический механизм. Общеобразовательные учреждения района финансируются по подушевому принципу, что позволило перейти от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательных услуг. Это стало реальной государственной гарантией финансового обеспечения права каждого ученика на получение качественных образовательных услуг независимо от места проживания.
Введение нормативного подушевого финансирования, новой системы оплаты труда педагогических работников, укрепление материально-технической базы наряду с повышением финансово-хозяйственной самостоятельности школ позволили сформировать конкурентную среду для образовательных учреждений и, как следствие, обеспечить повышение качества и доступности образования. Не менее важным следствием стала оптимизация сети школ, которая в свою очередь способствовала повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Так, число учащихся в расчете на одного учителя в 2012 году составило 16,7 человек. Наполняемость классов в среднем составила 26 человек.
В городе ведется работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, что позволило создать различные модели школ. В настоящее время на территории города функционируют 19 школ, в том числе одна вечерняя (сменная), одна гимназия, один лицей, пятнадцать средних школ, одна специальная (коррекционная) школа. На начало 2011-2012 учебного года в школах города обучалось 12095 учеников, из них в общеобразовательных классах - 11918 учеников, в классах коррекции VII вида - 68 учащихся, в специальной (коррекционной) школе - 109 учащихся. В 2012-2013 учебном году школьным образованием охвачено 12361 учащийся, что на 2,2% больше, чем в 2011-2012 учебном году. Все общеобразовательные учреждения прошли государственную аккредитацию, имеют лицензию на ведение образовательной деятельности.
Реализуются проекты, направленные на дальнейшее развитие профильного обучения, индивидуализации образования: создано три инженерно-технических класса в МБОУ "СОШ N 3", МБОУ "СОШ N 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла", МБОУ "Лицей N 18". Общеобразовательные учреждения совместно с Государственной службой занятости населения города Новочебоксарска Чувашской Республики выполняют план совместных мероприятий по профориентационной работе с учащимися школ. В городе реализуется муниципальная программа профильного обучения. В общеобразовательных учреждениях города Новочебоксарска работают "Школы надомного обучения". В 2011-2012 учебном году детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по индивидуальным программам обучалось 15 человек (ОУ N 8, 12, 19, 20), в 2012-2013 учебном году - 6 человек (ОУ N 8, 20).
Не менее важным направлением, получившим значительное развитие в ходе реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах, является система работы с одаренными детьми. В общеобразовательных учреждениях города проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, реализуются индивидуальные программы сопровождения одаренных детей, внедрены механизмы материальной и моральной поддержки и др.
Самым популярным мероприятием являются многоуровневые предметные олимпиады. Результаты всероссийской олимпиады напрямую связаны с эффективностью организации предметных олимпиад на школьном и муниципальном уровнях. В 2011-2012 учебном году в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 3297 обучающихся города Новочебоксарска (в 2010-2011 учебном году - 2897). Из 240 участников республиканского этапа олимпиады 52 заняли призовые места (показатель качества - 21,7%).
Благодаря реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах значительно улучшился ряд показателей, в том числе:
число персональных компьютеров в образовательных учреждениях (2010 год - 1 компьютер на 15 учащихся, 2011 год - 1 компьютер на 13 учащихся, 2012 год - 1 компьютер на 12 учащихся);
доля обучающихся, пользующихся горячим питанием, в общей численности обучающихся (2010 год - 81%, 2011 год - 86%, 2012 год - 94%);
доля молодых специалистов в возрасте до 35 лет составляет 17,8% (по республике 14,8%). Доля молодых учителей со стажем работы до 2 лет составляет 8,1.
Изменение условий работы в школе, насыщение школы современной техникой, смена приоритетов в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами - все это потребовало использования новых технологий в работе учителя, повышения его квалификационного уровня. Всего за 2011-2012 годы на курсы повышения квалификации было потрачено 105 тысяч рублей. В 2012 году переподготовку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (225 тысяч рублей) прошли 7 педагогов (учителя физической культуры, географии, иностранного языка, информатики и информационно-коммуникационных технологий).
Обучением в дистанционной форме занимаются 40% учителей с высшим педагогическим образованием, которые прошли специальные курсы повышения квалификации по программе "Использование средств информационно-коммуникационных технологий для обучения детей-инвалидов".
Все образовательные учреждения подключены к интрасети "Чувашия", а доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно снизить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов сети "Интернет" (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.). Средняя скорость соединения с Интернет - 5 Мбт/с (республика - 1,5 Мбт/с). Все школы имеют сайты в сети "Интернет". Неотъемлемой частью информационного пространства стали и сайты учителей. В городе 18% педагогов имеют сайты. Педагоги города являются активными участниками сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных Ассоциацией учителей Чувашской Республики, что позволяет учителю получить оперативный доступ к новому педагогическому опыту, получить квалифицированную методическую помощь.
Повышение качества общего образования, которое выявляется в ходе проведения государственной итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). В 2012 году средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 67,7 (по республике - 65,8), по математике - 50,5 (по республике - 50,3).
Развитие государственно-общественного управления системой образования.
Все школы города имеют попечительские или управляющие советы, оказывающие влияние на управление школой, на организацию учебного процесса, а на уровне муниципалитета создан общественный совет. Повышение самостоятельности учреждений требует большей открытости их деятельности, что, прежде всего, отражается на официальном сайте. В настоящее время все общеобразовательные учреждения размещают на своих сайтах информацию о материально-технической базе, финансово-хозяйственной деятельности, заработной плате учителей и т.д.
Повышение статуса педагогических работников, создание стимула для поддержки и привлечения высококвалифицированных кадров в систему общего образования. Введение новой системы оплаты труда и формирование доли стимулирования в общем фонде оплаты труда в размере более 30 процентов позволило создать систему дополнительной мотивации для качественной работы. Более 15 процентов результативных учителей республики получают заработную плату не менее чем в 1,5 раза выше средней заработной платы по региону. Сформирована республиканская система поддержки молодых педагогов. В городе 8,1% педагогов имеют стаж работы менее 2 лет. Приняты дополнительные меры стимулирования молодых педагогов. Коэффициенты, с использованием которых определяется размер оплаты молодых специалистов, увеличены в три раза и установлены им до наступления стажа работы 3 года, ежемесячная доплата в размере 500 рублей (МБОУ "СОШ N 2"); 16% к должностному окладу за напряженность работы (МБОУ "Лицей N 18"); премии.
Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии в 2012 году, объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году представлены в таблицах 1-2.
Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии на конец 2012 года
N пп |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значения показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) |
121,6 |
122,7 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
23,4 |
23,4 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
52 |
52 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
5,0 |
7,0 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
14,9 |
15,5 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
22,9 |
22,9 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 2
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году
N пп |
Мероприятия |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
||
всего |
в том числе |
|||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет района/города |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Приобретение оборудования - всего в том числе: |
|
|
|
1.1. |
Учебно-производственное оборудование |
3331,55 |
3331,55 |
|
1.2. |
Спортивное оборудование |
6770, 1 |
2504,3 |
4265,8 |
1.3. |
Компьютерное оборудование |
13477, 9 |
13477, 9 |
|
1.4. |
Организация медицинского обслуживания обучающихся |
493,77 |
493,77 |
|
1.5. |
Оборудование для школьных столовых |
9467,2 |
7621,3 |
1 845,9 |
2. |
Проведение капитального ремонта школ - всего |
14496,3 |
11596,3 |
2900,0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек - всего |
10701,3 |
10701,3 |
|
4. |
Мероприятия по повышению квалификации, профессиональной переподготовке руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических кадров - всего |
330,0 |
330,0 |
|
Всего |
59068,12 |
50056,42 |
9011,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.