Участники парламентских слушаний, проведенных Государственным Советом Чувашской Республики, рассмотрев и обсудив вопросы, связанные с основными проблемами в сфере жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, отмечают следующее.
Жилищный фонд республики составляет 29,649 млн.кв.м, в том числе находится в собственности: частной - 26,716 млн.кв.м (90,1%), государственной - 0,333 млн.кв.м (1,1%), муниципальной - 2,555 млн.кв.м (8,6%), иной - 0,044 млн.кв.м (0,15%). На территории Чувашской Республики расположено 10234 многоквартирных дома общей площадью 16,0 млн.кв.м. Жилищный фонд оборудован: водопроводом на 62,2%, канализацией - 58,3%, отоплением - 93,2%, горячим водоснабжением - 50,0%, газоснабжением - 92,4%. Уровень оснащенности многоквартирных домов приборами учета энергоресурсов составляет 84,8%, в том числе на отопление - 77,8%, горячее водоснабжение - 85,3%, холодное водоснабжение - 68,7%, электроэнергию - 99,4%, газ - 64,6%. Жилищные услуги оказывают 119 управляющих организаций, 23 многоотраслевых предприятия, 8 - оказывают услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда. Активно развиваются альтернативные формы управления жилищным фондом - создано 526 товариществ собственников жилья, в состав которых входят 1463 многоквартирных дома общей площадью 2,96 млн.кв.м.
В рамках реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления были направлены прежде всего на решение двух главных проблем в отрасли - переселение граждан из аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
С 2009 года реализуется Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Общий объем средств за 2009-2012 годы составил 1,9 млрд.руб. Для переселения граждан из аварийного жилья построено около 90 тыс.кв.м жилья, переселено более 5 тыс. человек (около 2 тыс. семей), ликвидировано около 70 тыс.кв.м аварийного жилья. В 2012 году 18 муниципальных образований из 26 являлись участниками вышеуказанной Программы. 25 января 2013 года в Министерство регионального развития Российской Федерации представлен Реестр многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными. В соответствии с Реестром на территории республики расположено 822 аварийных многоквартирных дома общей площадью 157,6 тыс.кв.м, в которых проживают 10,3 тыс. человек.
В целях недопущения прироста аварийного жилищного фонда и обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан с 2008 года в республике реализуются ежегодные программы капитального ремонта многоквартирных домов. Общий объем средств за 2008-2012 годы составил 2,7 млрд.руб. За этот период капитально отремонтировано почти 1300 многоквартирных домов общей площадью более 3,3 млн.кв.м, в которых проживают около 170 тыс. человек. Требуют проведения капитального ремонта еще 3055 многоквартирных домов общей площадью более 6 млн.кв.м. Общая стоимость работ ориентировочно составит 9,2 млрд.руб. (из расчета цены за 1 кв.м - 1,5 тыс.руб. по сложившейся в 2012 году стоимости работ).
Ведется работа по созданию республиканской системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов - сформирована рабочая группа, разработан план мероприятий, предусматривающий принятие необходимой нормативной правовой базы.
В целях полного информирования населения о проводимой государственной политике в сфере жилищно-коммунального хозяйства создана информационная система "Интернет-портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики".
Участники слушаний отмечают, что одной из основных проблем в сфере ЖКХ является рост размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги.
Применение порядка расчета платежей за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, привело к резкому увеличению размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по холодному и горячему водоснабжению, что вызвало по всей стране, в том числе и в Чувашской Республике, социальное напряжение и справедливое недовольство граждан. Счета за коммунальные услуги на общедомовые нужды зачастую превышают суммы, выставленные по показаниям индивидуальных приборов учета. Жильцы многоквартирных домов полагают, что обязаны платить только за тот объем коммунальных услуг, который они потребили.
Несовершенный порядок начисления платы за коммунальные услуги позволяет управляющим организациям под видом их оплаты на общедомовые нужды фактически включать в стоимость данных услуг необоснованные потери коммунальных ресурсов, сверхнормативное потребление коммунальных услуг жильцами, в квартирах которых отсутствуют индивидуальные приборы учета, а также хищение и приписки коммунальных ресурсов. При такой системе расчета теряется смысл установки индивидуальных и общедомовых приборов учета и заинтересованность граждан и управляющих организаций в экономии коммунальных ресурсов.
В этой связи Главой Чувашской Республики М.В. Игнатьевым, Кабинетом Министров Чувашской Республики в Правительство Российской Федерации направлены конкретные предложения по внесению изменений в вышеуказанные Правила.
Немало нареканий со стороны жильцов многоквартирных домов в связи с ненадлежащей работой лифтов, санитарным состоянием в подъездах и на придомовых территориях. Растет задолженность исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и т.д.) перед ресурсоснабжающими организациями за поставленные ресурсы.
По мнению участников парламентских слушаний, необходимо выработать ряд мер, направленных на эффективное использование коммунальных ресурсов, привлечение бюджетных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, ужесточение контроля за деятельностью управляющих организаций, дальнейшее развитие информационных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение и защиту прав и законных интересов населения Чувашской Республики при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
По итогам обсуждения проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Совету Чувашской Республики:
- рассмотреть вопрос об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными инициативами, предусматривающими внесение изменений:
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности управляющих организаций за несвоевременную передачу технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом, в соответствии с требованиями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусмотрев дополнение его исчерпывающим перечнем оснований, при наличии которых возможно досрочное расторжение договора управления многоквартирным домом, и положением об обязательном заключении договоров управления многоквартирными домами в соответствии с типовой формой, утверждаемой Правительством Российской Федерации;
в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части ограничения создания организаций со статусом сетевых;
в федеральные законы "О бухгалтерском учете", "Об электроэнергетике" и "О теплоснабжении" в части наделения филиалов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, правом ведения бухгалтерского учета и составления самостоятельного баланса;
в статью 9 Федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положением, предоставляющим контролирующим органам право проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в жилищной сфере, два и более раза в три года;
- обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о приостановлении роста тарифов на энергоресурсы на три года;
- обратиться в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации с просьбой поддержать проект федерального закона N 189120-6 "О внесении изменений в статью 150 Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающий снижение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 22 процентов до 10 процентов от совокупного дохода семьи;
- рассмотреть вопрос о возможности законодательного закрепления в Жилищном кодексе Российской Федерации положений, предусматривающих обязанность работников (руководителей и административно-управленческого персонала) управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов декларировать сведения о своих доходах.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
- обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:
об ускорении разработки и принятия стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами, предусмотрев в том числе форму отчета управляющей организации о выполнении договора управления многоквартирным домом;
об установлении обязательных требований к управляющим организациям, предусмотрев в том числе требования к размеру уставного капитала не менее 1 млн.руб., к учредителям и кадровому составу, о введении обязательного страхования ответственности управляющих организаций, а также о проведении обязательного независимого аудита их деятельности;
о приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 1149 "О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" до принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов, указанных в пункте 3 данного постановления Правительства Российской Федерации;
о нормативном закреплении предельного уровня роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги не более прогнозного уровня инфляции;
об увеличении финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья;
- рассмотреть вопрос о модернизации государственной информационной системы "Интернет-портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" в части исполнения Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики функции по осуществлению мониторинга технического состояния жилого фонда.
3. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления:
- обеспечить завершение работы по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии к 1 июля 2013 года;
- организовать работу и обеспечить своевременную и качественную подготовку жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону 2013-2014 годов;
- совместно с Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики, органами местного самоуправления систематически проводить: информационно-разъяснительные мероприятия - семинары, совещания, "круглые столы" по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг; обучение председателей советов многоквартирных домов, кооперативов, товариществ собственников жилья по вопросам взаимодействия с поставщиками коммунальных услуг.
4. Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам провести мониторинг изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году, предусмотрев их рост не более 6% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года или увеличение платы граждан во втором полугодии 2013 года к декабрю 2012 года не более 12% (при централизованном отоплении) и 15% (при газовом отоплении). В случае превышения установленных ограничений по размеру платежей граждан за коммунальные услуги пересмотреть тарифы в сторону снижения по согласованию с Федеральной службой по тарифам и выйти с предложением по выделению из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2013 году средств на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
5. Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики:
- проводить постоянный мониторинг квитанций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выставляемых гражданам товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, и осуществлять контроль за их обоснованностью;
- обеспечить эффективное осуществление:
регионального государственного жилищного надзора;
контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
6. Прокуратуре Чувашской Республики усилить надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
7. Органам местного самоуправления:
- разработать и утвердить схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов до конца 2013 года;
- оказывать содействие собственникам жилых помещений, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям в заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями;
- обеспечить неукоснительное выполнение требований части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения по каждому отдельно взятому дому, если такое решение не принято собственниками помещений в многоквартирном доме;
- оказывать содействие собственникам жилых помещений в изменении способа управления многоквартирным домом, в том числе при "уходе" от недобросовестных управляющих организаций;
- обеспечить эффективное осуществление муниципального жилищного контроля и выполнение требований Закона Чувашской Республики "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Чувашской Республики с органами муниципального жилищного контроля".
Органам местного самоуправления г. Чебоксары:
- активизировать работу по содействию открытому акционерному обществу "Расчетно-кассовый центр" в заключении договоров о сотрудничестве с управляющими организациями г. Чебоксары;
- рассмотреть вопрос об увеличении объемов финансирования городской целевой программы "Лифты" на 2011-2015 годы;
- рассмотреть вопрос об эффективности использования ООО "Коммунальные технологии" переданного в аренду муниципального имущества и о соответствии данного договора аренды федеральному законодательству.
Органам местного самоуправления г. Новочебоксарска принять муниципальную программу по ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации парламентских слушаний по проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 19 апреля 2013 г.
Текст рекомендаций опубликован в газете "Республика" от 15 мая 2013 г. N 21 (987), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2013 г., N 4, ст. 348