Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 7 мая 2013 г. N 120-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года" (далее - Программа) Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы, составляет 4 848,7 млн. рублей.
Предельный объем финансирования Программы может ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить разработку и внесение проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
М. Меджидов |
7 мая 2013 г.
N 120-р
Концепция
республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года"
(Одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2013 г. N 120-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Закрепление положительных тенденций демографического развития Республики Дагестан, в том числе улучшение здоровья населения и снижение уровня смертности, особенно младенческой, всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, создание условий для самореализации молодежи, является приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Дагестан.
При этом развитие амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской и реанимационной помощи, осуществление медицинской профилактики алкоголизма, наркомании, в том числе среди подростков, нацелено на предотвращение преждевременной смертности граждан, повышение ожидаемой продолжительности жизни и достижение в Республике Дагестан индикаторов демографического развития, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
Кроме того, приоритетной задачей социально-экономического развития республики выступает обеспечение адресной социальной защиты семей, имеющих детей, включая предоставление им материальной помощи при рождении ребенка на уровне, не ниже чем в других субъектах Российской Федерации.
На развитие демографического потенциала направлено проведение эффективной миграционной политики, обеспечивающей снижение оттока трудоспособного населения, создание условий и механизмов для привлечения в Республику Дагестан дефицитных и востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов на долгосрочной основе, обеспечение привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на рабочих местах, которые невозможно заместить российскими гражданами.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни населения, создание условий для повышения качества жизни граждан остаются приоритетными задачами в сфере социального развития Республики Дагестан, на решение которых должны быть направлены методы программно-целевого планирования. В частности, в сфере развития здравоохранения должны быть решены вопросы реализации прав и потребностей граждан в своевременном получении высококвалифицированной медицинской помощи независимо от места проживания, повышения ее эффективности, развития профилактической помощи населению. амбулаторно-поликлинической помощи. При этом требуется повысить обеспеченность лечебных учреждений медицинским оборудованием, используемым в лечебно-реабилитационных целях.
В республике высока доля социально незащищенных семей с низким уровнем жизни, в которых основная нагрузка на содержание семьи приходится на одного работающего родителя. Принимая во внимание высокую потребность значительной части семей, имеющих детей, в получении адресной социальной помощи, необходимо решать вопросы повышения размера государственных пособий и введения новых видов социальной поддержки семей с детьми на основе планирования предстоящих расходов и оценки социально-экономических последствий вводимых мер социальной поддержки. Причем высокая демографическая нагрузка, характеризующаяся повышенной долей граждан нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1000 граждан трудоспособного возраста, требует отвлечения значительных ресурсов для решения их медико-социальных вопросов.
Перелом негативных медико-демографических тенденций будет зависеть от инвестиций в здравоохранение и социальную сферу, принятия действенных мер по охране материнства и детства, обеспечения полноценного питания малообеспеченных слоев населения, содействия им в трудоустройстве и повышении уровня жизни, широкой пропаганды здорового образа жизни, сохранения нравственных устоев общества.
Решение демографических проблем в республике, для которой сельскохозяйственная ориентация экономики остается традиционной, помимо создания благоприятных условий семейного строительства в городах, требует определенных решений стратегического характера на уровне национальных программ и проектов по развитию экономического потенциала села.
Еще одной проблемой, оказывающей влияние на демографический потенциал Республики Дагестан, остается миграция населения, в том числе в трудоспособном возрасте, от решения которой зависит развитие трудового потенциала, обеспечивающего, в свою очередь, устойчивое экономическое развитие Республики Дагестан.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере демографического развития без использования программно-целевого метода
Отказ от программно-целевого метода решения проблемы приведет к ухудшению показателей демографического развития Республики Дагестан, наиболее острыми из которых являются младенческая смертность, ухудшение здоровья и рост заболеваемости населения, малообеспеченность граждан и семей, отток граждан в трудоспособном возрасте.
Многие демографические группы населения в современных социально-экономических условиях чувствуют свою социальную невостребованность, в том числе при реализации семейного и трудового потенциала, что без принятия специальных программных мероприятий не может быть разрешено.
Отсутствие программно-целевого метода не позволит также осуществить системный подход к оказанию социальной, медицинской, реабилитационной и других видов помощи населению, обеспечить создание условий для повышения уровня и качества жизни детей и семей с детьми.
Негативными последствиями отказа от программно-целевого метода при решении вопросов демографического развития Республики Дагестан могут стать:
рост показателей заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
увеличение количества больных, получающих лечение за пределами республики;
ухудшение материального положения семей с детьми;
увеличение отрицательного сальдо миграции граждан в трудоспособном возрасте.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Вариантов оптимального решения проблемы демографического развития, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли бы достичь аналогичного эффекта, не имеется. Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность государственной политики в области демографического развития.
Успешное социально-экономическое развитие республики невозможно без соответствующего демографического развития, обеспечения предоставления медицинских и социальных услуг, мер социальной поддержки, способствующих росту благополучия населения.
Отсутствие комплексного подхода к решению поставленных задач в социальной сфере создает риск обострения социальной напряженности в республике. Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
Преимущество применения программно-целевого метода в том, что он позволяет осуществить межведомственную координацию мероприятий, реализуемых в рамках проводимой демографической политики.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года" (далее - Программа) предполагается осуществить в 2014 - 2018 годах за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан.
Первый этап (2014 - 2015 годы) - формирование целостной системы, обеспечивающей проведение в Республике Дагестан единой социальной и демографической политики.
Второй этап (2016-2018 годы) - обеспечение устойчивого роста демографического потенциала Республики Дагестан.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Основными целями Программы являются дальнейшее расширенное воспроизводство населения Республики Дагестан, достижение индикаторов демографического развития, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606, от 7 мая 2012 г. N 598, формирование благоприятных условий для улучшения качества жизни и здоровья населения.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить реализацию следующих задач:
улучшение репродуктивного здоровья населения за счет разработки и реализации программ, направленных на профилактику и лечение бесплодия, ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья граждан;
разработка комплекса мер, направленных на снижение младенческой смертности;
укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет реализации резервов снижения преждевременной и предотвратимой смертности;
повышение качества жизни хронически больных и инвалидов, одиноких престарелых граждан путем предоставления им условий для реализации имеющегося потенциала здоровья и осуществления мер социальной поддержки;
всестороннее укрепление института семьи и брака как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
обеспечение материальной поддержки семей с детьми;
совершенствование механизма социальной защиты малоимущих многодетных семей;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
создание условий для самореализации молодежи, в том числе в вопросах профессионального устройства;
создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью;
организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения миграционной убыли населения Республики Дагестан;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Республики Дагестан;
обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения.
Целевые индикаторы (показатели) Программы приведены в приложении.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование Программы предусматривается осуществлять из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы на 2014 - 2018 годы может составить 5 939,4 млн. рублей, из которых 997,6 млн рублей - средства федерального бюджета (по согласованию), 4 848,7 млн. рублей - средства республиканского бюджета Республики Дагестан, 77,0 млн. рублей - средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию), 16,0 млн. рублей - внебюджетные источники (по согласованию).
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Среди ожидаемых результатов реализации и показателей социально - экономической эффективности Программы на период до 2018 года могут быть определены:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2018 году до 75,7 лет;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году, в том числе за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, до 1,99;
снижение уровня смертности (случаев на 100 тыс. населения) к 2018 году, в том числе от дорожно-транспортных происшествий - до 14 случаев, болезней системы кровообращения - до 256 случаев, новообразований - до 69 случаев, туберкулеза - до 6 случаев;
снижение к 2018 году материнской смертности до 16 случаев на 100 тыс. живорожденных, младенческой смертности - до 12 случаев на 1 тыс. родившихся;
укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, снижение к 2018 году заболеваемости на 1 тыс. человек до 780, в том числе от травм, отравлений и других внешних причин до 85,3 промилле;
снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией, до 7,1 промилле к 2018 году;
улучшение качества жизни больных, в том числе страдающих хроническими заболеваниями и инвалидов, за счет развития сети учреждений здравоохранения и доведения к 2018 году числа больничных коек в расчете на 10 тыс. населения до 70; увеличения численности врачей, приходящихся на 10 тыс. человек, - до 37, среднего медицинского персонала - до 90;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций семейных отношений, увеличение к 2018 году числа заключаемых браков в расчете на 1 тыс. населения до 8,2 промилле, уменьшение числа разводов, приходящихся на 1 тыс. браков, до 160;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, сокращение миграционной убыли населения ежегодно на 3 процента.
9. Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются: Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Министерство печати и информации Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан, Министерство внутренних дел по Республике Дагестан (по согласованию).
10. Предложения по государственным заказчикам Программы
В качестве государственного заказчика и основного разработчика Программы выступает Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Основные направления финансирования определены в соответствии с мероприятиями, увязанными по срокам и этапам реализации Программы:
в области снижения младенческой смертности, укрепления здоровья населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни:
внедрение современных методов ранней диагностики нарушений репродуктивного здоровья населения (невынашивание, наследственные заболевания и др.);
организация массового скрининга беременных на маркеры тяжелых осложнений течения беременности, родов, послеродового периода (гестозы, тромбоэмболия и др.) и на внутриутробные инфекции;
обеспечение диспансерного наблюдения, раннего выявления и профилактики осложнений здоровья женщины-матери и ее новорожденного ребенка;
оснащение учреждений родовспоможения и детских лечебных учреждений современной диагностической и медицинской аппаратурой;
разработка рекомендаций для родителей, имеющих детей из группы высокого неврологического риска, по уходу, профилактике и проведению реабилитационных мероприятий на дому;
развитие системы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
осуществление медицинской профилактики алкоголизма, наркомании, в том числе среди подростков, оказание медицинской помощи лицам, имеющим алкогольную и наркотическую зависимость;
развитие амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской и реанимационной помощи в целях предотвращения преждевременной предотвратимой смертности граждан;
разработка и реализация мероприятий, направленных на:
профилактику, предупреждение болезней системы кровообращения и их осложнений;
профилактику, раннее выявление и верификацию онкологических заболеваний;
профилактику заболеваний туберкулезом;
обеспечение внедрения современных технологий питания при оказании гражданам неотложной или иной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
развитие сети учреждений здравоохранения (в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2013 - 2017 годы", утвержденной Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2012 года N 109);
в области социальной поддержки семей с детьми и граждан пожилого возраста и инвалидов:
увеличение размера единовременной денежной выплаты семьям при рождении пятого - десятого ребенка;
увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума;
установление нуждающимся в социальной поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере установленной в Республике Дагестан величины прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2014 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет;
обеспечение качественного бесплатного питания (завтраки) для учащихся начальных классов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем;
проведение фестивалей семейного художественного творчества "Семья Дагестана", фотовыставок, других культурно-массовых мероприятий;
пропаганда отказа от табакокурения с использованием средств социальной рекламы в средствах массовой информации;
оказание семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-медицинских и социально-бытовых услуг учреждениями социального обслуживания семьи и детей;
проведение медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также организация оздоровительного отдыха детей-инвалидов;
формирование в обществе атмосферы уважительного отношения к семье и семейным ценностям, поддержание традиционных нравственных норм и норм семейных отношений;
реализация мер по сокращению безработицы среди граждан, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;
организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
проведение в учреждениях профессионального образования тренингов, деловых игр по отработке деловых качеств и профессиональных навыков с целью формирования эффективного поведения на рынке труда молодежи;
разработка и реализация системы мероприятий по поддержке предпринимательских инициатив молодежи, в том числе предоставление им специальных грантов на открытие собственного дела;
в области миграции и трудовой мобильности населения:
разработка и реализация в рамках федерального законодательства мер по противодействию незаконной миграции в части:
совершенствования системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Республики Дагестан;
совершенствования межведомственного взаимодействия, обмена информацией, проведения совместных рейдов;
усиления информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
создание условий и механизмов для привлечения в Республику Дагестан дефицитных и востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов на долгосрочной основе;
обеспечение привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на рабочих местах, которые невозможно заместить российскими гражданами;
информирование населения о возможности трудоустройства в сельской местности Республики Дагестан на условиях реализации программ содействия самозанятости и поддержки малых форм хозяйствования на селе:
разработка и реализация Плана мероприятий по предоставлению услуг, связанных с культурной, языковой адаптацией иностранных граждан, обучением их русскому языку, повышением их профессиональной квалификации;
оказание государственной поддержки социально значимым проектам, реализуемым в средствах массовой информации, направленным на социокультурную адаптацию мигрантов в республике.
12. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.
Ход реализации Программы может рассматриваться на заседаниях Правительства Республики Дагестан.
Приложение
к Концепции республиканской целевой
Программы "Улучшение демографической
ситуации и Республике Дагестан
на период до 2018 года"
Целевые индикаторы (показатели)
республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года"
N п/п |
Наименование индикатора |
Ед. измерения |
Базовое значение (2012 год) |
Индикаторы реализации Программы |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
19,4 |
16,5 |
16,0 |
15,5 |
15,0 |
14,5 |
14,0 |
2. |
Уровень смертности от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
266,3 |
260,5 |
260,3 |
260,0 |
258,0 |
257,0 |
256,0 |
3. |
Уровень смертности от новообразований |
на 100 тыс. населения |
72,6 |
70,0 |
69,5 |
69,5 |
69,4 |
69,3 |
69,2 |
4. |
Уровень смертности от туберкулеза |
случаев на 100 тыс. населения |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
5,8 |
5,8 |
5,7 |
5,7 |
5 |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
16,7 |
16,5 |
16,2 |
16,0 |
15,9 |
15,8 |
15,7 |
6. |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
15,5 |
14,5 |
13,9 |
13,7 |
13,5 |
13,2 |
12,5 |
7. |
Суммарный коэффициент рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей |
коэффициент |
1,90 |
1,93 |
1,95 |
1,97 |
1,98 |
1,99 |
1,99 |
8. |
Ожидаемая продолжительность жизни |
лет |
74,9 |
74,2 |
74,8 |
75,0 |
75,2 |
75,4 |
75,7 |
9. |
Число заключаемых браков в расчете на 1 тыс. населения |
- |
7,6 |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
8,0 |
8,1 |
8,2 |
10. |
Число разводов, приходящихся на 1 тыс. браков |
- |
206 |
200 |
190 |
185 |
180 |
170 |
160 |
11. |
Сокращение миграционной убыли населения |
проц. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2013 г. N 120-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 15 мая 2013 г. N 9 ст. 625