Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 20 сентября 2013 г. по делу N А79-5363/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта в лице Отдела (инспекции) в Чувашской Республике, г. Чебоксары, к обществу с ограниченной ответственностью "Ойл-Резерв", г. Новочебоксарск, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: от заявителя - Ярукова В.Г. по доверенности от 24.11.2012 N 34, от ООО "Ойл-Резерв" - Павлова С.В. по доверенности от 07.05.2013,
установил:
Приволжское межрегиональное территориальное управление Росстандарта в лице Отдела (инспекции) в Чувашской Республике (далее - заявитель, административный орган, Отдел) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Резерв" (далее - ООО "Ойл-Резерв", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель указал, что в июне 2013 года в отношении общества проведена внеплановая проверка соблюдения требований технических регламентов. Проверкой установлено, что реализуемое на автозаправочной станции (АЗС) общества дизельное топливо не соответствует требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для ракетных двигателей и мазуту", утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - Технический регламент N 826). Несоответствие выявлено по трём параметрам - по массовой доле серы, по температуре вспышки и по фракционному составу.
В судебном заседании представитель административного органа заявление поддержал. Пояснил, что отбор проб проводился в соответствии с действующими правилами.
Представитель общества заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что заявителем нарушена процедура возбуждения дела об административном правонарушении, так как после получения результатов исследований топлива Отдел должен был направить вторую часть отобранной пробы в исследовательскую лабораторию. При этом в нарушении статей 26.5, 27.10 КоАП РФ пробы отобраны в отсутствие двух понятых. В материалах дела отсутствует направление N 52972, на которое имеется ссылка в протоколе испытаний N 521040. Из этого протокола не следует, что проводились испытания именно в отношении проб, взятых на основании акта отбора образцов от 14.06.2013.
ООО "Ойл-Резерв" полагает, что административный орган должен был возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена не частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Кроме того, общество считает нарушение малозначительным, указывая на факт расторжения договора поставки топлива с поставщиком, изъятие топлива из оборота, отсутствие умысла в совершении правонарушения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
15.02.2013 в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике обратился гражданин Анисимов с заявлением о проверке контейнерных АЗС, принадлежащих ООО "Ойл-Резерв", расположенных по адресу: г. Новочебоксарск, ул. 10-й Пятилетки, д. 23 и ул. Коммунальная, д. 24.
Заявитель указал, что данные контейнерные АЗС эксплуатируются с нарушением требований природоохранного законодательства.
Кроме того, на них реализуется дизельное топливо и бензин низкого качества.
Отделом экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД по г. Новочебоксарску на АЗС общества изъяты образцы дизельного топлива и бензина марки АИ-92.
Чувашской лабораторией судебной экспертизы Минюста России проведено экспертное исследование представленных образцов, согласно которому образцы топлива (как бензина, так и дизельного топлива) по некоторым показателям не соответствуют требованиям ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное. Технические условия" и ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия".
При этом исследовательской лаборатории не удалось проверить такие показатели дизельного топлива, как цетановое число, фракционный состав, климатическая вязкость, температуры: застывания, помутнения, вспышки в закрытом тигле и т.д. в связи с отсутствием необходимого оборудования.
Материалы проверки 25.04.2013 направлены в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарске, откуда эти материалы 30.05.2013 перенаправлены в адрес Отдела (инспекции).
14.06.2013 начальником Отдела вместе с государственным инспектором отобраны образцы дизельного топлива и бензина марки АИ-92 на АЗС ООО "Ойл-Резерв", расположенной по адресу: г. Новочебоксарск, ул. 10-й Пятилетки, д. 23. Топливо отбиралось непосредственно из топливораздаточных колонок.
Об отборе образцов составлены акты.
Образцы направлены в аккредитованную испытательную лабораторию федерального бюджетного учреждения "Нижегородский ЦСМ".
Согласно протоколу испытаний от 28.06.2013 N 521039 представленный бензин марки АИ-92 соответствует требованиям Технического регламента N 826.
Отобранное же на АЗС дизельное топливо ЕВРО, сорт С, вид III (ДТ-5), не соответствует требованиям Технического регламента N 826 по трём показателям: по массовой доле серы (при норме не более 10 мг/кг доля серы составила 8390 мг/кг), по фракционному составу (95% объёмных перегоняется при температуре 365 градусов Цельсия при норме не выше 360 градусов) и по температуре вспышки в закрытом тигле (36 градусов Цельсия при норме не ниже 55 градусов).
Результаты испытаний дизельного топлива оформлены протоколом от 28.06.2013 N 521040.
28.06.2013 Отделом составлен акт проверки N 1сж.
05.07.2013 в присутствии директора ООО "Ойл-Резерв" в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Заявление о привлечении общества к ответственности с материалами проверки направлено в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации.
Согласно пункту 4.4 статьи 4 Технического регламента N 826 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту Таможенного Союза.
В приложении 3 к Техническому регламенту указано, что массовая доля серы дизельного топлива класса 5 не должна превышать 10 мг/кг; температура вспышки в закрытом тигле должна составлять не менее 55 градусов Цельсия; фракционный состав - 95% объёмных перегоняется при температуре не выше 360 градусов Цельсия.
Материалами дела подтверждено и обществом по существу не оспорено, что реализуемое на его автозаправочной станции дизельное топливо класса 5 не соответствует установленным требованиям по названным параметрам. В частности, массовая доля серы превышает норму более чем в 800 раз.
Поскольку норма о соблюдении требований технических регламентов распространяется не только на производителей, но и на продавцов, в действиях ООО "Ойл-Резерв" имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
ООО "Ойл-Резерв", как лицо, занимающееся реализацией нефтепродуктов, обязано следить за их соответствием предъявляемым требованиям, поскольку именно оно отвечает перед потребителями за качество реализуемой продукции.
Общество не приняло мер по соблюдению требований Технического регламента N 826, в связи с чем вина ООО "Ойл-Резерв" в совершении правонарушения имеется.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ доказаны.
Общество ссылается на нарушение Отделом требований статей 26.5, 27.10 КоАП РФ, говорящих о необходимости изъятия проб и образцов в присутствии двух понятых.
Данный довод судом не принимается, поскольку на момент отбора образов производство по делу об административном правонарушении возбуждено не было, и нормы КоАП РФ на процедуру отбора проб не распространялись.
Ссылка общества на Инструкцию по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утверждённую приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 231, регламентирующую, в том числе, порядок отбора проб топлива, несостоятельна, так как данная Инструкция устанавливает единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировании и их отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения (пункт 1.1). Согласно пункту 1.3 Инструкции её требования обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.
Таким образом, данная Инструкция обязательна для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по приёму, хранению, отпуску и реализации нефтепродуктов, а не для государственных контролирующих органов.
Довод общества о том, что в материалах дела отсутствует направление N 52972, на которое имеется ссылка в протоколе испытания N 521040, несостоятельна, так как такое направление в деле имеется.
Согласно письму федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области" испытания топлива проводились именно на основании направления от 18.06.2013 N 52972. Результаты именно этих испытаний отражены в протоколе испытаний от 28.06.2012 N 521040; предметом испытаний явилось дизельное топливо, изъятое 14.06.2013 на АЗС ООО "Ойл-Резерв" по адресу: г. Новочебоксарск, ул. 10-й Пятилетки, д. 23.
Имеющиеся фотографии подтверждают, что изъятое топливо упаковано таким образом, который исключает воздействие внешней среды на бутылки с топливом.
Ошибочны и доводы общества о неправильной квалификации совершённого правонарушения.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Административный орган указывает на нарушение обществом требований Технического регламента N 826. Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение технических регламентов, соответственно в данном случае применяется специальная норма КоАП РФ.
Общество также указывает на малозначительность совершённого правонарушения.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, учитывая, что реализуемое на АЗС общества дизельное топливо не соответствовало предъявляемым требованиям не по одному, а по нескольким параметрам (по одному из них норма превышена более чем в 800 раз), а также то обстоятельство, что и в марте 2013 года реализуемое на АЗС топливо не соответствовало требованиям государственных стандартов, суд не нашел исключительности в характере совершенного административного правонарушения.
Кроме того, общество не осознаёт характера и тяжести правонарушения, не признаёт обстоятельства, установленные административным органом и судом, в связи с чем суд полагает, что устное замечание, объявляемое в случае признания правонарушения малозначительным, не достигнет цели административного наказания.
Учитывая, что ООО "Ойл-Резерв" впервые привлекается к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, суд пришёл к выводу о необходимости назначения наказания в виде минимального штрафа в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 176, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
общество с ограниченной ответственностью "Ойл-Резерв", зарегистрированное по адресу: 429950, Чувашская Республика - Чувашия, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 46, офис 501 (ОГРН 1102124001209, ИНН 2124032979), привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч руб. 00 коп.).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя платежа - УФК МФ по Нижегородской области (ПМТУ Росстандарта), ИНН - 5262130969, КПП - 526201001, расчётный счёт - 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород, БИК - 042202001, код дохода - 17211601000016000140, ОКАТО - 22401000000, назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение требований технических регламентов ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
При отсутствии у Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии документа, подтверждающего уплату штрафа в установленный срок, решение будет направлено в уполномоченный орган для принудительного исполнения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2013 г. по делу N А79-5363/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании