Заслушав и обсудив информацию министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики А.В. Самойловой, коллегия решает:
1. Принять к сведению информацию об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за 2012 год и задачах на 2013 год.
В 2012 году в Чувашской Республике впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась естественным приростом и составила +0,7 на 1 тыс. населения (Россия - 0, ПФО - минус 0,7).
В 2012 году в республике родилось на 1242 младенцев больше, чем в 2011 году; коэффициент рождаемости увеличился на 8,5% и составил 14,0 на 1 тыс. населения (Россия - 13,3, ПФО - 13,2). Рост рождаемости при этом отмечен в 20 районах и городах республики.
Возросло число повторных рождений: по предварительным данным учреждений здравоохранения число детей, рожденных вторыми по очередности рождения, увеличилось на 10,7% в сравнении с 2011 годом, третьими - на 27,8%, четвертыми и более - на 15,5% в результате реализации целенаправленной государственной политики, направленной на стимулирование рождаемости и улучшение благосостояния семей.
В дополнение к российскому материнскому капиталу в республике выплачивается республиканский материнский (семейный) капитал в размере 100 тыс. рублей семьям, в которых с 1 января 2012 г. родился третий или последующий ребенок.
В рамках Указа Президента Чувашской Республики от 4 марта 2011 г. N 23 "О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике" многодетным семьям в Чувашской Республике предоставляются земельные участки на безвозмездной основе.
В целях дальнейшей стабилизации демографической ситуации Указом Главы Чувашской Республики от 27 июня 2012 г. N 77 с 1 января 2013 года введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-ех лет.
Наряду с рождаемостью важнейшим показателем эффективности социально-экономического развития общества является показатель общей смертности - в 2012 году показатель снизился на 2,2%, составив 13,3 на 1 тыс. населения, оставаясь стабильно ниже среднего по России (13,3%) и ПФО (13,9%) уровня.
Уровень общей смертности остается выше среднереспубликанского в Шумерлинском, Порецком, Алатырском, Красночетайском и Аликовском районах (выше 20,0%), где проживает демографически "старое" население, и наибольший удельный вес старших возрастных групп (32,4-26,8% от общей численности населения при общереспубликанском показателе 21,7%).
Увеличился показатель общей смертности в г.г. Новочебоксарск, Алатырь, Канаш, в Моргаушском, Мариинско-Посадском, Алатырском, Канашском, Комсомольском, Батыревском и Шумерлинском районах за счет роста от инфекционных заболеваний, болезней системы кровообращения, новообразований, болезней органов пищеварения. Необходимо проведение комплексного анализа причин смерти в конкретных муниципальных образованиях для разработки целевых программ профилактики снижения управляемых причин смертности.
Реализация республиканских и федеральных целевых программ позволила снизить смертность по основным классам заболеваний, в том числе: от болезней системы кровообращения - на 4,7%, от новообразований - на 9,6%, от внешних причин - на 21,8%, от туберкулеза - на 40,2%. В результате снижения смертности от острой сосудистой патологии с 2010 года удалось сохранить около 600 человеческих жизней, от онкологии - 300, от туберкулеза - 100.
По показателям младенческой смертности Чувашская Республика занимает лидирующее место в ПФО. Так в 2012 году умерло 90 детей первого года жизни, или 5,3 на 1000 родившихся живыми (РФ - 8,7, ПФО - 7,7). В 2012 году допущен рост младенческой смертности от внешних причин на 20,0%, что ставит перед нами задачу повышения эффективности системы социально-медицинского патронажа в службе охраны материнства и детства.
Показатель младенческой смертности по административным территориям Чувашской Республики в 2012 году выглядит наилучшим образом в Козловском, Порецком, Яльчикском районах, где не было зафиксировано случаев младенческой смертности. Самый высокий уровень младенческой смертности - в Янтиковском районе (18,1%).
Мероприятия по достижению уровня целевых демографических показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, реализованы и в рамках Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2101 г. N 29.
Согласно основным целям программы, значительные финансовые средства были направлены на улучшение материально-технической базы лечебных учреждений, в том числе на оснащение уникальным лечебным и диагностическим оборудованием, что позволило расширить перечень оказываемых видов высокотехнологичной медицинской помощи по профилям абдоминальной, торакальной, сердечно-сосудистой и детской хирургии, неонатологии, офтальмологии, в том числе в период новорожденности, увеличить объемы специализированной медицинской, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечить доступность для населения качественных медицинских услуг.
На реализацию конституциональных прав граждан на оказание медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике (далее - ПГГ) в 2012 году направлено на 9,6% средств больше, чем в 2011 году (на 735,4 млн. рублей).
Вместе с тем, несмотря на увеличение финансовой наполняемости ПГГ, сохраняется ее дефицит, который в 2012 году составил 14,2% от потребности в ее финансовом обеспечении (2011 г. - 19,9%, 2010 г. - 28,5%).
Фактическое подушевое финансирование медицинского обеспечения каждого жителя республики увеличилось в сравнении с 2011 годом на 9,9% и составило 6717,6 рубля.
Целевые значения, предусмотренные государственными планами-заданиями по оказанию амбулаторной помощи, достигнуты во всех учреждениях здравоохранения, в стационарах практически во всех муниципалитетах республики объемы медицинской помощи превышают целевые значения, установленные планами-заданиями, сохраняется на уровне выше среднереспубликанского уровень госпитализации в круглосуточные стационары.
Оптимальная работа койки (не менее 330 дней) в 2012 году достигнута лишь в 18 учреждениях. В Аликовском, Козловском, Комсомольском, Канашском, Цивильском, Урмарском, Шумерлинском районах и городах Канаш и Шумерля показатель работы койки составил менее 320 дней, при этом в Канашском, Цивильском и Шумерлинском районах зарегистрирована отрицательная динамика показателя в сравнении с 2011 годом. Необходима дельнейшая реализация мероприятий по оптимизации коечного фонда и дифференциации по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса.
Объемы медицинской помощи в дневных стационарах оказаны в полном объеме практически во всех учреждениях здравоохранения, но не достигнуто целевое значение, установленное ПГГ на 2012 год.
Объемы скорой медицинской помощи в 2012 году в целом по республике увеличились на 2,3%, сохраняясь стабильно на уровне ниже среднероссийского. Более 40 тыс. выездов скорой медицинской помощи в республике (12%) связаны с перевозками, из них 41% - непрофильные.
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного составила в среднем по республике 92,4%, максимальный показатель составляет в г. Канаш (99,8%), минимальный - в Красноармейском районе (65,3%).
В 2012 году в республике планомерно осуществлялась программа оптимизации сети лечебных учреждений, служб, а также технических, кадровых и технологических ресурсов в форме реорганизации маломощных лечебно-профилактических учреждений путем присоединения к крупным больницам, создания межрайонных территориальных центров путем слияния нескольких учреждений, централизация ряда специализированных служб. Таким образом, реорганизовано 9 учреждений здравоохранения, в 2013 году планируется преобразование еще 14 медицинских организаций. Проводимая политика позволит выстроить совершенную трехуровневую систему оказания медицинской помощи.
Первичную медико-санитарную помощь жителям республики оказывают 44 лечебно-профилактических учреждения; функционирует 525 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, 612 отделений общеврачебной (семейной) практики. В каждом пятом населенном пункте с численностью менее 100 человек развернуты домовые хозяйства для оказания первой помощи силами жителей (107 населенных пунктов). В целях приближения специализированной первичной медико-санитарной помощи сельским жителям значительно расширена сеть выездных врачебных бригад, в том числе организованных в составе ведущих специализированных республиканских и городских больниц.
Остается проблемным материально-техническое состояние фельдшерско-акушерских пунктов. Средний износ зданий ФАПов составляет 48%, 80 ФАПов находятся в аварийном состоянии, 13 - требуют реконструкции, 200 ФАПов нуждаются в капитальном ремонте. В рамках Указа Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. N 124 "О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике" в 2013-2015 годах предусмотрено открытие дополнительно 100 модульных фельдшерско-акушерских пунктов.
Одним из важных разделов работы врачей первичного звена определена организация службы неотложной медицинской помощи. Но не во всех учреждениях здравоохранения в полной мере выстроена работа службы - функцию оказания неотложной медицинской помощи выполняют преимущественно медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов и службы скорой медицинской помощи.
Принятые на уровне Минздрава России нормативные акты определяют необходимость организации службы неотложной помощи во всех учреждениях здравоохранениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, как в городе, так и на селе. К 2016 году поставлена задача обеспечить функционирование в республике 44 пунктов неотложной медицинской помощи.
Недостаточно развита в республике и система медицинской реабилитации, а также оказания паллиативной медицинской помощи.
Объемы паллиативной медицинской помощи в расчете на 1 жителя в 2012 году составили 0,0384 койко-дней, что в 2 раза меньше федерального норматива, определенного ПГГ. Расширение отделений паллиативной медицинской помощи позволит снизить нагрузку на дорогостоящие стационарные койки, на которых оказывается интенсивная стационарная помощь, не менее, чем на 15%.
Низкая обеспеченность реабилитационными койками (76 коек или 0,6 коек в расчете на 10 тыс. человек населения), а также дефицит подготовленных кадров не позволяют в полной мере удовлетворить потребность населения в данных медицинских услугах, что особенно актуально в условиях роста численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, и детей-инвалидов. Не менее актуальна проблема отсутствия комплексной системы реабилитации, начиная со стационарного до санаторно-курортного этапов пациентов с заболеваниями неврологического, кардиологического, онкологического, травматолого-ортопедического профилей. Объемы реабилитационной медицинской помощи, оказанные в условиях стационаров, составили в 2012 году 0,0235 койко-дней в расчете на 1 жителя.
Для организации восстановительного этапа лечения преимущественно будут использоваться койки в составе действующих больничных учреждений. Запланирована организация ряда отделений восстановительного лечения на базе центральных районных и участковых больниц, организация реабилитационного центра на базе многопрофильной больницы.
Ключевой задачей, требующей комплексного решения и определяющей результативность всей системы оказания медицинской помощи, остается обеспеченность учреждений здравоохранения квалифицированным медицинским персоналом.
Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки медицинских работников, в республике регистрируется уменьшение врачей: за последние три года численность врачей учреждений здравоохранения уменьшилась на 3,5%, среднего медицинского персонала - на 2,8%.
Опережающие темпы снижения численности средних медицинских работников в сравнении с таковыми среди врачей привели, соответственно, и к изменению соотношения числа работающих врачей и сестринского персонала в республике, составив в 2012 году 1:2,4 (в 2010 г. - 1:2,5) при оптимальном соотношении, рекомендованном ВОЗ, 1:4, что не позволяет рационально использовать рабочее время и квалификацию врача.
На фоне снижения численности врачей регистрируется рост коэффициента совместительства с 1,3 в 2010 году до 1,4 в 2012 году, а по ряду специальностей он имеет более высокое значение, все это свидетельствует о недостаточном числе врачей и высокой интенсивности их труда, что ограничивает доступность и качество медицинской помощи.
Сохраняется неблагоприятная динамика и возрастного состава врачей. Увеличение удельного веса молодых специалистов в учреждениях здравоохранения республики, особенно в сельской местности, за последние 5 лет происходит на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста. Так, сегодня на селе трудятся 42% врачей в пенсионном и старше пенсионного возрастов. Старение кадрового потенциала средних медицинских работников также остается актуальным: доля лиц старше 51 года составляет 25,6%.
В целях поэтапного устранения дефицита медицинских кадров в республике реализуются мероприятия подпрограммы "Обеспечение здравоохранения кадрами высокой квалификации" государственной программы Чувашской Республики "Развитие здравоохранения" на 2012 - 2020 годы, а также программы "Земский доктор". В рамках реализации задачи Программы модернизации по внедрению стандартов оказания медицинской помощи для повышения мотивации медицинских работников к оказанию качественных медицинских услуг предусмотрены стимулирующие денежные выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за счет субсидии Федерального фонда ОМС.
Продолжена реализация программ по содействию молодым специалистам и молодым семьям медицинских работников в улучшении жилищных условий в рамках программ "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы", "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года". С 2003 года 268 медицинских работников сельских учреждений здравоохранения воспользовались субсидией на приобретение или строительство жилья. В 2012 году такой субсидией воспользовалось 18 человек, в том числе 15 молодых специалистов.
Кроме того, в соответствии с Законом Чувашской Республики от 8 февраля 2005 г. N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" 3942 сельским специалистам - работникам учреждений здравоохранения в 2012 году были выплачены ежемесячные денежные выплаты на компенсацию услуг ЖКХ, средний размер ежемесячной денежной выплаты по республике в 2012 году составил 807,77 рубля (в 2011 году - 737 рублей).
В рамках реализации программы "Земский доктор" в сельские ЛПУ республики трудоустроено 132 молодых специалиста, из которых 45,5% усилили работу первичного звена на селе. В результате обеспеченность врачами первичного звена в сельской местности только за 2012 год увеличилась на 7,8%.
С учетом утвержденной Минздравом России Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года предусматривается усиление существующих в Чувашской Республике мер социальной поддержки и введение новых: выделение единовременной денежной выплаты молодым специалистам, выпускникам медицинских вузов, а также привлечение в республику опытных высококвалифицированных врачей (оказание финансовой помощи в виде "подъемных"); адресный мониторинг решения жилищных проблем.
Сокращению дефицита должно способствовать еще одно важное изменение в федеральный закон об образовании, в рамках которого теперь можно до 50% абитуриентов принимать в медицинские ВУЗы по целевым контрактам в зависимости от потребностей конкретного региона.
Реализация мероприятий "Дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Чувашской Республике" также предусматривает увеличение заработной платы врачей к 2018 году до 64,9 тыс.руб., что составит 200% от средней заработной платы по экономике республики, у средних медицинских работников и младшего медицинского персонала заработная плата увеличится до 32,5 тыс.руб. соответственно и составит не менее 100% от средней заработной платы по экономике республики.
Действующим законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики определены основные направления в сфере социальной защиты населения: это оказание социальной поддержки детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; создание доступной среды для инвалидов, оказание мер социальной поддержки "уязвимым" категориям граждан - малообеспеченным семьям, семьям с детьми, ветеранам, одиноким и престарелым.
Реализуются мероприятия в рамках "Дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Чувашской Республике (2013-2018 годы)", направленные на оптимизацию системы предоставления социальных услуг, в том числе улучшение материально-технической базы социальных учреждений, повышение заработной платы социальным работникам, медицинскому персоналу учреждений социального обслуживания населения, а также педагогическим работникам учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Действенной мерой помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам является субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. В среднем по республике, исходя из социальной нормы площади жилья, за счет республиканского бюджета около 40% расходов льготников на оплату жилого помещения и коммунальных услуг покрываются предоставляемыми им мерами социальной поддержки.
В полном объеме сохранена инфраструктура отдыха и оздоровления детей. С каждым годом увеличивается количество детей, охваченных теми или иными видами летнего отдыха.
Проводится последовательная работа по реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан - труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным и т.д.
В 2012 году расширен перечень категорий граждан, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда Чувашской Республики": право на получение мер социальной поддержки ветераны труда Чувашской Республики приобретали наравне с лицами, удостоенными государственных наград Чувашской Республики, и граждане, имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.
Установлены дополнительные выплаты инвалидам боевых действий, проживающим на территории Чувашской Республики.
Важным направлением в социальной защите населения остается обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В 2012 году улучшили жилищные условия 859 человек, на что направлено 839,9 млн. рублей. На сегодняшний день в очереди на получение сертификата состоят 669 человек, которые будут обеспечены сертификатами до конца этого года.
Отмечается активное развитие политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленной на совершенствование правовой основы и практической деятельности в сфере социальной защиты, реабилитации и социальной интеграции инвалидов. В целях обеспечения комплексного подхода к решению проблемы Министерством разработан проект программы "Доступная среда" на 2014-2015 годы.
Продолжается реализация полномочий по предоставлению инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения. В целом процент охвата за 2 года составил 24,1% от общего числа обратившихся граждан.
В целях организации повышения качества работы по обеспечению граждан с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации необходимо наладить тесное сотрудничество с общественными организациями, которое позволит приобретать средства реабилитации, более адаптированные к нуждам инвалидов. Обеспеченность техническими средствами реабилитации составила 91,1%.
2. Первому заместителю министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Т.Г. Богдановой, заместителю министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики И.П. Ефимовой совместно с руководителями учреждений здравоохранения Чувашской Республики:
принять необходимые меры для достижения к концу 2013 года уровня целевых демографических показателей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Чувашской Республике", утвержденным распоряжением Главы Чувашской Республики от 28 февраля 2013 г. N 48-рг
срок исполнения - в течение года;
завершить оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений Чувашской Республики с приведением системы оказания медицинской помощи к трехуровневой в соответствие с федеральными порядками оказания медицинской помощи
срок исполнения - в течение 2013 года;
обеспечить дальнейшую реализацию мероприятий Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2013 годы в соответствии с утвержденным сетевым графиком, обеспечив стопроцентное освоение финансовых средств (переходящих остатков с 2012 года)
срок исполнения - 1 июля 2013 года;
продолжить реализацию мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", в том числе по развитию первичной медико-санитарной помощи и совершенствованию профилактики заболеваний, формированию здорового образа жизни, совершенствованию медицинской помощи матерям и детям; улучшению качества и обеспечения доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению Чувашской Республики, обеспечив до конца текущего года освоение средств, предусмотренных на финансирование указанных мероприятий, в том числе выделяемых в рамках соглашений, заключаемых между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Министерством здравоохранения Российской Федерации
срок исполнения - в течение года;
обеспечить в 2013 году реализацию Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 года N 577
срок исполнения - в течение года;
обеспечить дальнейшее развитие медицинской реабилитации и восстановительного лечения, паллиативной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения в Чувашской Республике в соответствие с федеральными порядками оказания медицинской помощи, том числе в рамках государственно-частного партнерства
срок исполнения - в течение года;
обеспечить реализацию мер социальной поддержки медицинским работникам в целях привлечения специалистов в учреждения здравоохранения Чувашской Республики
срок исполнения - в течение года;
разработать Стратегию лекарственного обеспечения населения Чувашской Республики до 2025 года, предусматривающую мероприятия по обеспечению отдельных категорий граждан и отдельных групп населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания
срок исполнения - 31 декабря 2013 года;
обеспечить проведение всеобщей диспансеризации населения и иммунизации населения на территории Чувашской Республики в соответствии с утвержденными планами-графиками до конца текущего года
срок исполнения - в течение года;
принять меры по оптимизации деятельности службы скорой медицинской помощи в пределах согласованных объемов, установленных государственными заданиями в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике, путем сокращения количества необоснованных вызовов и вызовов к "хроническим" больным, активизации деятельности службы неотложной медицинской помощи, более эффективной работы первичного звена, внедрения современных стационарзамещающих технологий
срок исполнения - 31 декабря 2013 года;
обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных в 2013 году, во исполнение Указа Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. N 124 "О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике"
срок исполнения - в течение года;
внести на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики проект целевой программы Чувашской Республики по внедрению системы обеззараживания, обезвреживания медицинских отходов в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики
срок исполнения - IV квартал 2013 года.
3. Заместителю министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики А.Ю. Медюкову совместно с руководителями учреждений социального обслуживания населения Чувашской Республики:
обеспечить реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики
срок исполнения - в течение года;
обеспечить предоставление социальных услуг населению с учетом потребностей населения Чувашской Республики
срок исполнения - в течение года;
актуализировать и внедрить автоматизированный персонифицированный учет предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг населению Чувашской Республики на основе ведения социального паспорта, организовать мониторинг адресного предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг населению Чувашской Республики
срок исполнения - IV квартал 2013 года;
обеспечить проведение неотложных работ по ремонту и обустройству зданий и сооружений в целях обеспечения комплексной безопасности учреждений с постоянным пребыванием детей, инвалидов и пожилых граждан
срок исполнения - в течение года;
обеспечить реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Чувашской Республике (2013-2018 годы)", утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2013 г. N 49-рг
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "постановлением" имеется в виду "распоряжением"
срок исполнения - в течение года.
4. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии обеспечить осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мер и обеспечить контроль за ходом его выполнения
срок исполнения - в течение года.
5. Контроль за исполнением решения коллегии оставляю за собой.
Председатель коллегии, |
А.В. Самойлова |
Секретарь коллегии |
О.А. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 14 марта 2013 г. N 3-1 "Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за 2012 год и задачах на 2013 год"
Текст решения размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в Internet (www.cap.ru)