Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 4 июля 2013 г. по делу N А79-3241/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азов", (адрес места регистрации: Чувашская Республика, г. Чебоксары) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, (адрес места регистрации: Чувашская Республика, г. Чебоксары), третьи лица - Администрация города Чебоксары и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
при участии в заседании представителей от заявителя, от ответчика и от третьего лица,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Азов" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу N 01/316/2012-039 в государственной регистрации права собственности на подземную кабельную сеть связи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса) в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м., расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
Требования основаны на статьях 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы следующим.
ООО "Азов" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 21:01:030405:309 площадью 1945 кв.м. для строительства спортивного комплекса. Для эксплуатации здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса ООО "Азов" построило объект вспомогательного назначения - подземную кабельную сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м.
12.12.2012 ООО "Азов" обратилось в Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о регистрации права собственности на подземную кабельную сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м.
24.01.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике приняло решение об отказе в государственной регистрации права.
В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находились дела по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Азов" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, в рамках которых заявитель обратился с требованиями по аналогичным основаниям:
- N А79-3242/2013 - о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу N 01/316/2012-038 в государственной регистрации права собственности на подземную водопроводную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной трубопроводной канализации общей длиной 82 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309;
- N А79-3243/2013 - о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу N 01/316/2012-037 в государственной регистрации права собственности на подземную кабельную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 320 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309;
- N А79-3244/2013 - о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу N 01/316/2012-040 в государственной регистрации права собственности на надземную теплотрассу на бетонированных металлических опорах литера Т1 (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
Определением суда от 05.06.2013 арбитражные дела N А79-3241/2013, N А79-3242/2013, N А79-3243/2013, и N А79-3244/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением общего номера А79-3241/2013; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Чебоксары и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
В судебном заседании на основании статьи 163 объявлялся перерыв с 27.06.2013 по 03.07.2013.
В заседании суда представитель заявителя поддержал изложенные в заявлении требования в полном объеме.
Представители ответчика в удовлетворении заявления просили отказать по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:030405:309 согласно актам выбора дополнительного земельного участка от 04.04.2011 и 23.12.2010, договора аренды земельного участка N 287/5117-К от 17.11.2011 обременен охранными зонами водопровода, теплотрассы, электрокабеля, канализации, газопровода, кабеля связи.
Представитель третьего лица - Администрации города Чебоксары разрешение спора оставил на усмотрение суда, указал, что спорные объекты прочно связаны с земельным участком, объекты выполняют вспомогательную функцию для основного объекта - здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса.
Третье лицо - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочного представителя в суд не обеспечило, отзыв не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 17.11.2011 между Администрацией города Чебоксары (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Азов" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 287/5117-К, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование дополнительный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:030405:309 общей площадью 1945 кв.м. для строительства спортивного комплекса, расположенный в г. Чебоксары.
ООО "Азов" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлениями от 12.12.2012 о государственной регистрации права собственности на:
- подземную кабельную сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв.м. каждая и на подземную монолитную железобетонную кабельную канализацию общей длиной 78 м.;
- подземную водопроводную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв.м. каждая и на подземную монолитную железобетонную трубопроводную канализацию общей длиной 82 м.;
- подземную кабельную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв.м. каждая и на подземную монолитную железобетонную кабельную канализацию общей длиной 320 м.;
- надземную теплотрассу на бетонированных металлических опорах литера Т1, (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309, приложив декларации об объекте недвижимого имущества и договор N 287/5117-К аренды земельного участка от 17.11.2011.
Сообщениями от 24.01.2013 N 01/316/2012-039, 01/316/2012-038, 01/316/2012-037, 01/316/2012-040 в проведении государственной регистрации права собственности отказано на основании абзацев 4, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике указало, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данные объекты недвижимого имущества, что препятствует проведению регистрации.
Полагая, что оснований для отказа в проведении государственной регистрации права собственности на спорные объекты у регистрирующего органа не имелось, ООО "Азов" обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о государственной регистрации, в пункте 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 упомянутого Закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В материалы дела представлены экспертные заключения от 14.06.2013 ООО "НПФ Рубин" по результатам обследования подземной кабельной сети связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м., подземной водопроводной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной трубопроводной канализации общей длиной 82 м, подземной кабельной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 320 м и надземной теплотрассы на бетонированных металлических опорах литера Т1, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
В ходе данных обследований установлено, что спорные объекты прочно связаны с земельным участком, выполняют вспомогательную функцию для основного объекта - здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса; объекты не могут использоваться по самостоятельному назначению вне связи с пунктом оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса.
Таким образом, в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию данных вспомогательных объектов.
Право собственности ООО "Азов" на пункт оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса, зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 23.10.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
При этом спорные объекты не являются составной частью основного объекта, что подтверждается техническим паспортом на здание, кадастровым паспортом, представленным заключением специалиста и не опровергнуто ответчиком. Соответственно, вспомогательные объекты подлежат регистрации в качестве самостоятельных объектов прав.
С учетом изложенного у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике отсутствовали основания требовать у ООО "Азов" предоставления дополнительных документов, подтверждающих законность создания сооружений вспомогательного использования.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
признать незаконными отказы в государственной регистрации права собственности, выраженные в сообщениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 24.01.2013 N 01/316/2012-039, 01/316/2012-038, 01/316/2012-037, 01/316/2012-040 в отношении подземной кабельной сети связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м., подземной водопроводной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной трубопроводной канализации общей длиной 82 м, подземной кабельной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-ой медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв.м. каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 320 м и надземной теплотрассы на бетонированных металлических опорах литера Т1, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 4 июля 2013 г. по делу N А79-3241/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании