В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
2. Поручить заместителю Председателя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), народному депутату Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Данилову Анатолию Романовичу; народному депутату Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), доктору юридических наук Ким-Кимэну Александру Николаевичу; народному депутату Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), кандидату юридических наук Данилову Владимиру Петровичу; начальнику Управления правовой экспертизы и информации аппарата парламента Республики Саха (Якутия), кандидату юридических наук Бацеву Юрию Николаевичу представлять Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при рассмотрении указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
3. Направить настоящее постановление и указанный запрос заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации М.Е. Николаеву, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р.А. Бурнашову, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Н. Басыгысову, постоянному представителю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании Российской Федерации А.В. Кривошапкину.
4. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель Палаты Республики |
В. Филиппов |
В Конституционный Суд
Российской Федерации
Заявитель:
Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
(677022, Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Ярославского, д.24/1)
тел: 43-53-25
факс: 43-53-33
Правовой акт и орган, издавший его:
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации"
от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
принят Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 г.
(103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д.1)
Запрос
о проверке конституционности пункта 2 статьи 30
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 3 и 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", на основании постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2002 г. СЗ N 75а-II просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 г.; одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2001 г.; подписанного Президентом Российской Федерации 17 декабря 2001 г. и опубликованного в "Российской газете" 20 декабря 2001 г. N 247.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положение пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Допустимость настоящего запроса обусловлена тем, что, по мнению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), указанная норма Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" неконституционна ввиду нарушения статей 2, 7, 39, 54 (части 1), 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Позиция Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по настоящему вопросу состоит в следующем.
Положение пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
"2. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 г. (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).
Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей." -
устанавливает уменьшение размеров районных коэффициентов к заработной плате по сравнению с действовавшими до вступления в силу данного закона. В то же время единый социальный налог, отчисления от которого поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, взимается с учетом действующих в Республике Саха (Якутия) районных коэффициентов: 1,7 - 2,0. В результате возникает реальная угроза снижения уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих в районах Крайнего Севера. Снижение указанного уровня может привести к еще большему увеличению социального разрыва между основными социально-демографическими группами населения.
Это решение законодателя не согласуется с принципом, лежащим в основе статей 2, 7, 39, 54 (части 1), 55 и 57 Конституции Российской Федерации, исходя из смысла которых закону, ухудшающему социальное положение граждан, не может придаваться обратная сила.
Согласно пунктам "ж" и "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, и трудового законодательства, в том числе установление районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановление Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" органам государственного управления республик, краев и областей, входящим в состав Российской Федерации, предоставило право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Таким образом, положение пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ нарушает основные конституционные принципы справедливости, равенства всех перед законом и придает обратную силу закону, ухудшающему социальное положение одной из основных социально-демографических групп населения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 3, 36, 85, 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит Конституционный Суд Российской Федерации решить вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Приложения:
копия настоящего запроса в 30 экземплярах;
текст Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в 31 экземпляре;
текст постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2002 г. СЗ N 75а-II "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" в 31 экземпляре;
текст Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. N 838) в 31 экземпляре;
текст постановления Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 г. N 539-XII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР" в 31 экземпляре;
текст постановления Совета Министров Якутской-Саха ССР от 24 сентября 1991 г. N 486 "О порядке применения районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР" в 31 экземпляре;
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 января 2007 г. N 8 Постановление Совета Министров Якутской-Саха ССР от 24 сентября 1991 г. N 486 признано утратившим силу
документ об уплате государственной пошлины с 30 копиями.
Представлять Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при рассмотрении запроса о проверке конституционности пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в Конституционном Суде Российской Федерации поручено:
заместителю Председателя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), народному депутату Палаты Представителей Государственного Собрания (ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Данилову Анатолию Романовичу, проживающему по адресу: г. Якутск, проспект Ленина, д. 29, кв. 26, служебный телефон 43-52-04;
народному депутату Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), кандидату юридических наук Ким-Кимэну Александру Николаевичу, проживающему по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 13/3, кв. 20, служебный телефон 42-34-61;
народному депутату Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), кандидату юридических наук Данилову Владимиру Петровичу, проживающему по адресу: г. Якутск, ул. Чиряева, д. 5, кв. 2, служебный телефон 43-50-70;
начальнику Управления правовой экспертизы и информации аппарата парламента Республики Саха (Якутия), кандидату юридических наук Бацеву Юрию Николаевичу, проживающему по адресу: г. Якутск, ул. Свердлова, д. 2/1, кв. 13, служебный телефон 43-52-77.
Канцелярия аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): телефон 43-53-25, факс 43-53-33.
Председатель Палаты Республики |
В. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2002 г. СЗ N 75а-II "Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Конституционный Суд Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия
Текст постановления официально опубликован не был