В целях реализации решений Форума народов Якутии "За здоровый образ жизни" от 15 марта 2000 г., ХIV съезда медицинских работников и общественности Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 1999 г. Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г.
2. Министерствам, ведомствам, главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения руководствоваться положениями Концепции охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Концепция охраны здоровья населения
Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г.
(одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 27 октября 2000 г. N 558)
Под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Социально-экономическая ситуация государства в большей мере основывается на человеческом потенциале, на его трудоспособности. В результате загрязнения окружающей среды и неправильного подхода к своему здоровью происходит ежегодное ухудшение состояния здоровья населения, увеличиваются показатели общей смертности, что негативно сказывается на некоторых аспектах экономики.
1. Характеристика состояния здоровья населения
Республики Саха (Якутия)
Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.
По данным Комитета по статистике Республики Саха (Якутия) в 1998 г. в республике продолжительность жизни составила у мужчин 60,0 лет, у женщин - 70,5 лет, что на 1,3 и 2,4 года меньше показателей по Российской Федерации.
Показатели естественного движения населения подтверждают тенденцию снижения рождаемости на протяжении последних десяти лет. В то же время показатели смертности населения стабилизировались на более высоком уровне, чем в начале десятилетия, составив в 1999 г. 9,6 на 1000 населения, что в 1,4 раза больше, чем в 1990 г. Такая закономерность ведет к уменьшению показателей естественного прироста населения, который в 1990 г. составил 12,8 на 1000 населения, в 1999 г. снизился до 3,4 промилле, что в 3,8 раза ниже, чем в начале десятилетия. В ряде улусов отмечаются тревожные сигналы отрицательной динамики естественного прироста населения.
Среди причин смертности населения Республики Саха (Якутия) наибольшее значение имеют болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, злокачественные новообразования, которые по своему генезу являются социально значимыми и в большей степени определяются образом жизни населения, отношением человека к своему здоровью, деятельностью государства по обеспечению оптимальных условий жизнеобеспечения населения.
Младенческая смертность, один из общепринятых показателей не только социального благополучия и здоровья детей, но и показатель здоровья населения республики в целом, за последние пять лет имеет стабильный уровень с ориентацией на снижение, однако по-прежнему она остается высокой в северных улусах.
Особую тревогу вызывает ситуация с потреблением алкоголя и наркотических средств. Серьезной проблемой для всего общества в целом стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
В республике на протяжении ряда лет отмечается выраженная тенденция к увеличению числа курильщиков. Наблюдается высокая распространенность курения среди детей, подростков и женщин. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
Одной из серьезных проблем в Республике Саха (Якутия) была и остается ситуация, связанная с туберкулезом. Показатель заболеваемости постоянно проживающего населения в 1999 г. составил 78,5, в 1998 г. - 58,0 на 100 тыс. населения, т.е. за один год увеличился на 35,3%. Показатель заболеваемости туберкулезом детей увеличился на 37,3%.
Алкогольная ситуация за последние годы стала чрезвычайной. Причины, прямо или косвенно связанные с потреблением алкоголя, лежат в основе преждевременной гибели сотен жителей республики. Ярким индикатором массовой алкоголизации населения являются алкогольные психозы, по которым показатель болезненности равен 111,5 на 100 тысяч населения, что практически в 2 раза выше, чем в целом по России. В Булунском, Аллаиховском, Алданском, Ленском, Нерюнгринском улусах этот показатель превышает среднереспубликанский от 1,6 до 4,3.
Растет уровень заболеваемости алкоголизмом: если в 1995 г. больные хроническим алкоголизмом составляли 1509,6 на 100 тыс. населения, то в 1998 г. этот показатель достиг 1676,9.
В республике с каждым годом существенно увеличивается число людей, употребляющих наркотики, в основном за счет молодежи в возрасте до 30 лет. Число состоящих на диспансерном учете больных наркоманией в 1999 г. возросло в 2,7 раза по сравнению с 1995 г.
Показатель болезненности токсикоманией среди подростков более чем в 2 раза превышает показатель Российской Федерации и составил 133,0 на 100 тысяч населения.
В настоящее время большинство жителей республики не занимается физкультурой и спортом, распространенность гиподинамии среди школьников ежегодно растет. В результате неправильного рационального питания среди населения имеется тенденция к увеличению числа людей с дефицитом веса, а также с избыточным весом.
Территория Якутии относится к абсолютно дискомфортной и экстремально дискомфортной зонам жизнедеятельности человека. Природно-климатические условия обуславливают большую напряженность и нестабильность санитарно-гигиенической ситуации в республике по сравнению с центральными районами России: северные особенности усугубляют проблемы загрязнения объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, почвы), обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и продуктами питания.
Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда, практически во всех отраслях промышленности, так во вредных и неблагоприятных условиях труда работают 76819 человек, что составляет 19,8% от общего числа работающих.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Следует отметить, что в республике уже принят ряд законодательных актов в области охраны здоровья населения. К ним относятся:
Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленное на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, является обязательным;
Закон "О вакцинопрофилактике", определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;
Закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", направленный на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;
Закон "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем".
В Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия) изложены основные принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения, а главное - определено приоритетное направление профилактики заболеваний в системе национального здравоохранения. Настоящая Концепция развивает указанные направления деятельности по охране здоровья населения.
Правительством Республики Саха (Якутия) принят ряд целевых программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения Республики Саха (Якутия), в том числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания эффективной системы вакцинопрофилактики населения.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
2. Цель, задачи и этапы реализации Концепции
Целью государственной политики в области охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия) является стабилизация показателей здоровья путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.
Основными задачами государственной политики в области охраны здоровья являются улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация федеральных и целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.
На первом этапе реализации Концепции (2001 г.):
предусматривается создание законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья;
принимаются государственные целевые программы в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
разрабатываются организационные и практические мероприятия в области охраны здоровья;
осуществляется социально-гигиенический мониторинг за состоянием здоровья населения с проведение ранжирования по улусам республики;
предусматривается обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний.
На втором этапе реализации Концепции (2002-2004 гг.):
предусматривается проведение изменений структуры учреждений системы здравоохранения и развития сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов;
организация амбулаторного звена здравоохранения, где ведущую роль должно играть выявление лиц с высоким развитием заболеваний;
разработка эффективных методов диагностики и лечения выявленных на ранних стадиях артериальной гипертонии, туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований;
повышение качества профессиональной подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля;
обучение населения здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения;
разработка научно обоснованных рекомендаций по питанию для различных возрастных и социальных групп населения, улучшению водоснабжения населенных пунктов;
совершенствование государственного контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также водоснабжения республики.
На третьем этапе реализации Концепции (2005 г.) будут подведены итоги предыдущих этапов реализации Концепции и определены направления государственной политики в области охраны здоровья.
3. Основные принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо основываться на следующих принципах:
сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения республики с конкретными целенаправленными, полномасштабными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;
объединение действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по реформированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения республики в целом, так и специфических потребностей жителей городов, улусов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье населения и отдельных его групп.
При этом наиболее актуальными на сегодняшнее время являются меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обуславливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от инфекций.
Для этого необходимо:
уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение качества жизни семьи;
улучшение структуры и качества питания населения;
снижение распространенности потребления табачных изделий;
повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для большинства населения;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем);
улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и питьевой воды;
совершенствование системы медицинского и социального страхования;
обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;
обеспечение иммунизации населения;
обеспечение безопасных условий труда.
4. Основные направления деятельности в области охраны здоровья населения
Государственная политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки каждого человека и осуществляться по трем основным направлениям:
формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний;
создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения.
Основными направлениями в реализации этой политики являются совершенствование законодательства Республики Саха (Якутия) и определение приоритетов профилактической деятельности.
Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться.
Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.
Необходимо совершенствование законодательной и нормативной базы:
в области охраны труда, окружающей среды;
создания условий для занятия физкультурой и повышения физической активности;
регулирования рекламы и продажи табачных изделий.
Также должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи и, прежде всего, женщин, детей, людей преклонного возраста.
В настоящее время назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить особое внимание проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.
Во всех отраслях промышленности, прежде всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, ухудшились условия труда и отдыха, это повлекло за собой рост профессиональной заболеваемости, увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.
С учетом этого необходимо осуществлять такие мероприятия, как:
проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих, создание на этой основе базы данных профессиональных заболеваний, выделение групп риска;
уточнение критериев оценки риска, которые способствуют нарушению здоровья работников вследствие воздействия факторов производственной среды, в целях осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости;
совершенствование системы медико-социальной и трудовой реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности.
Крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и повышение ее роли в сохранении здоровья. В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна быть одной из приоритетных в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением общественных организаций.
5. Механизм реализации, финансирование Концепции
охраны здоровья населения
Основными элементами механизма реализации государственной политики в области охраны здоровья являются следующие:
проведение образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих;
реализация комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, через средства массовой информации;
обучение населения здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения;
проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов;
выявление в амбулаторном звене здравоохранения лиц с высоким риском развития заболеваний;
выявление на ранних стадиях артериальной гипертонии, туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований;
развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов медицинского и немедицинского профиля, участвующих в работе сохранения и укрепления здоровья;
совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения;
развитие системы социально-гигиенического мониторинга для определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека;
разработка и реализация целевых программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения республики.
Состояние здоровья населения является одним из основных критериев благополучия общества. Результаты мониторинга дают возможность обоснованно прогнозировать ситуацию (социальную, экологическую) и планировать профилактические программы.
При составлении программ охраны здоровья необходимо шире использовать достижения науки.
Основными направлениями в области научных исследований должны стать:
разработка новых, экономически оправданных методов определения состояния здоровья населения, нацеленных на минимизацию факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья;
разработка, планирование, реализация и оценка эффективности отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
сокращение разрыва между научными достижениями и практической их реализацией.
Финансовые затраты на осуществление профилактических программ несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов.
Важным источником пополнения средств, направляемых на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут стать отраслевые программы укрепления здоровья работников и членов их семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2000 г. N 558 "О Концепции охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был