10 февраля 2003 г. глава Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин сделал заявление средствам массовой информации, что по итогам проверки акционерной компании "Алроса" (ЗАО) Коллегия Счетной палаты Российской Федерации 20 января 2003 г. направила в Правительство Российской Федерации предложения в виде информационной записки на имя Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова. В указанной информационной записке предлагается принять меры по созданию специализированного государственного предприятия "Алмазный центр", осуществляющего реализацию алмазной продукции акционерной компании "Алроса" (ЗАО) на внутреннем и внешнем рынках, и, кроме того, передать в федеральную собственность 8 процентов акций данной акционерной компании, принадлежащих восьми улусам (районам) Республики Саха (Якутия).
Реализация предложений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации пагубно отразится на социально-экономическом положении республики и вызовет дестабилизацию мирового алмазного рынка.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу, Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову (прилагается).
2. Направить обращение Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу, Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову.
3. Предложить членам Наблюдательного совета акционерной компании "Алроса" (ЗАО) - представителям Республики Саха (Якутия) внести на рассмотрение очередного заседания Наблюдательного совета акционерной компании "Алроса" (ЗАО), которое состоится 28 марта 2003 г., вопрос о ситуации, сложившейся вокруг акционерной компании "Алроса" (ЗАО) в связи с публикациями в средствах массовой информации, в том числе относительно кадровой политики, проводимой в акционерной компании.
4. Опубликовать настоящее постановление и указанное обращение в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" и центральных средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) |
Н. Соломов |
Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову,
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу,
Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову
(принято постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2003 г. ГС N 53-III)
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Уважаемый Михаил Михайлович!
Народные депутаты Республики Саха (Якутия), избранные 29 декабря 2002 г. в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва, доводят до Вас озабоченность свою и избирателей в связи с намерениями высокопоставленных чиновников из Счетной палаты Российской Федерации (представление от 15 декабря 2002 г. N 04-1463/04-2, а также соответствующее предложение Правительству Российской Федерации), растиражированными и прокомментированными практически всеми ведущими федеральными информационными агентствами и печатными изданиями, устроить передел собственности в алмазодобывающей промышленности Российской Федерации и разорвать единый технологический процесс добычи, сортировки и реализации необработанных и обработанных алмазов АК "Алроса" (ЗАО).
Совершенно очевидно, что реализация этих внеэкономических, ничего общего не имеющих с рыночными законами шагов лишит акционерную компанию права продавать добытую трудом десятков тысяч якутян продукцию на внешнем и внутреннем рынках, а государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - одной трети его доходной части.
Кроме того, существовавший в СССР многолетний опыт разобщения горнодобывающего производства и торговли алмазами по независимым хозяйствующим субъектам однозначно свидетельствует о том, что в подобной ситуации алмазодобывающие структуры в значительной степени теряют возможность осуществления эффективного контроля за обеспечением качества минерального сырья, зависящего от технологии добычи и обогащения природных алмазов из коренных месторождений, определяющегося, в первую очередь, на стадии продаж.
Специфика алмазного рынка такова, что рассуждения в средствах массовой информации по вопросам, составляющим коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, а особенно по вопросам взаимоотношений среди акционеров АК "Алроса" (ЗАО), немедленно используются конкурентами, ослабляют позиции акционерной компании и отражаются на конъюнктуре всего мирового алмазного рынка.
Популистские, непродуманные заявления отдельных государственных чиновников приводят АК "Алроса" (ЗАО), а значит, и ее акционера в лице государства к реальным финансовым потерям. Так, в результате высказываний Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина приостановлено размещение еврооблигаций АК "Алроса" (ЗАО), замедлено текущее кредитование акционерной компании и заторможено подписание хозяйственных договоров АК "Алроса" (ЗАО). Более того, следует отметить, что высказывание С.В.Степашина ":и разобраться с улусами, в которых никто не живет, но которые получают сумасшедшие деньги", не имея под собой никакой основы, вызвало сильное возмущение населения, проживающего на этих территориях. На самом деле численность населения, проживающего в восьми "алмазных" улусах, равна 242,3 тыс.человек, что составляет четвертую часть всего населения Республики Саха (Якутия). При этом о "сумасшедших деньгах" не может быть и речи, поскольку дивиденды по акциям АК "Алроса" (ЗАО), принадлежащим восьми улусам (районам) республики, составляют 48 млн.рублей в год, а в расчете на одного жителя приходится по 198 рублей в год.
В прессе муссируются различного рода слухи о наличии противоречий между федеральным центром и Республикой Саха (Якутия). Отдельные экстремистски настроенные политики пытаются использовать ситуацию для обострения социально-экономических проблем в Республике Саха (Якутия).
Пересмотр решений одиннадцатилетней давности по вопросам собственности в алмазодобывающей промышленности Российской Федерации катастрофическим образом изменит социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) и создаст прецедент пересмотра решений о приватизации и последующую цепную реакцию передела собственности, которая приведет к неизбежным конфликтам между регионами России и федеральным центром.
Необходимо отметить, что решения, принятые в те годы, строго соответствовали действовавшему федеральному законодательству.
В 1991-1992 гг. Якутия впервые обратилась к федеральному центру, Президенту Российской Федерации с предложением совместного с федеральными органами и республикой права на распоряжение природными ресурсами и продукцией, добываемыми на ее территории.
Основной довод республики заключался в том, что в течение длительного времени добывающие предприятия, по подчиненности российские и союзные, практически не уделяли внимания решению очень сложных социальных проблем Якутии, хотя в результате их деятельности был нанесен колоссальный экологический ущерб окружающей среде и здоровью человека. В реки и озера сбрасывались отходы обогатительных фабрик и драг, в технологии которых использовались высокотоксичные вещества, а также дренажные стоки с содержанием вредных веществ, в десятки и даже сотни раз превышающие предельно допустимые концентрации. Практически был загублен бассейн реки Вилюй, подорвано здоровье живущих здесь людей. Уровень заболеваемости болезнями крови, сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной системы, а также уровень врожденных пороков развития значительно превышают среднереспубликанские и среднероссийские показатели. Всероссийская диспансеризация детей, проведенная в 2002 г., показала, что в Республике Саха (Якутия) более 60 процентов детей имеют отклонения в здоровье.
Известно, что в период с 1974 по 1987 гг. на территории четырех районов республики, в местах проживания коренного населения, было проведено 12 подземных ядерных взрывов. Заказчиками выступали Министерство цветной металлургии СССР и Министерство геологии СССР. Два взрыва из двенадцати были признаны соответствующими органами аварийными с выбросами радиоактивных веществ на поверхность.
Концентрация цезия-137, стронция-90, плутония-239 и 240 в почве, растительности, в донных осадках многократно превысила предельно допустимые уровни, принятые в Российской Федерации.
В период с 1955 по 1962 гг. на полигоне, расположенном на острове Новая Земля, было проведено около 90 атмосферных и подводных ядерных взрывов. Как стало известно, эти взрывы проводились с расчетом, чтобы радиоактивные облака не смогли загрязнить территорию сопредельных государств, поэтому вся "грязь" выпала на территорию нашей страны, образовав две группы радиоактивных пятен. Первая группа попадала на территорию Карского моря, вторая формировалась между городами Якутском и Верхоянском. Это огромная территория, захватывающая почти всю центральную и восточную часть Республики Саха (Якутия). По расчетам специалистов, максимальная плотность поверхностного загрязнения почв цезием-137 в зоне пятна между городами Якутском и Верхоянском местами могла достигать пределов, в несколько раз превышающих уровень загрязнения на самом острове Новая Земля.
В выделении средств на финансирование работ по медицинскому обследованию населения республики и оценке уровня вреда, причиненного здоровью человека в результате проведения ядерных взрывов, в то время было отказано.
В те годы по уровню развития социальной сферы республика занимала одно из последних мест в Советском Союзе и Российской Федерации.
Все эти доводы и приводились в начале 90-х г., когда руководство Якутии обосновывало право республики на распоряжение природными ресурсами и продукцией, добываемыми на ее территории. В результате квалифицированной оценки доводов руководства Якутии федеральными властями были приняты соответствующие решения. Республика получила возможность направлять доходы от использования добытых на ее территории природных ресурсов на строительство современных медицинских объектов, предотвращение экологической катастрофы на реке Вилюй, создание новых учебных центров и современных обрабатывающих производств, в том числе за счет дивидендов по акциям, принадлежащим восьми улусам, пострадавшим от производственной деятельности ПНО "Якуталмаз". Ключевое место в решении многих вопросов принадлежит АК "Алроса" (ЗАО), ее налоговым и неналоговым поступлениям в республиканский и местные бюджеты. Это естественно. Так как Республика Саха (Якутия) является горнодобывающим субъектом, судьба ее непосредственно зависит от деятельности компаний, занятых добычей, переработкой и реализацией природных ресурсов.
Кроме того, сам факт поступления средств от алмазодобычи на финансирование жизнеобеспечения населения республики играет важную роль для обеспечения социальной и экономической стабильности в многонациональной Республике Саха (Якутия).
Только действуя согласованно, основные акционеры АК "Алроса" (ЗАО) - Российская Федерация и Республика Саха (Якутия) - могут совместно обеспечить безусловную защиту государственных интересов страны на мировом рынке алмазов.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Уважаемый Михаил Михайлович!
Исключительная важность и сложность рассматриваемых вопросов побудило Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Вам от имени многонационального народа со следующими предложениями.
В целях обеспечения стабильного политического и социально-экономического положения в Республике Саха (Якутия), сохранения существующего в составе акционеров АК "Алроса" (ЗАО) соотношения долей акций не будировать принятие решений по нарушению сложившегося равновесия.
Для дальнейшего развития алмазно-бриллиантового комплекса России и усиления позиции Российской Федерации на мировом рынке алмазов сохранить за АК "Алроса" (ЗАО) единство технологического процесса, включающего добычу, сортировку и реализацию природных необработанных и обработанных алмазов.
Пресечь необоснованные, непродуманные, популистские заявления отдельных государственных чиновников по вопросам деятельности АК "Алроса" (ЗАО), официально заявив позицию руководства страны по проблемам, имеющим жизненно важное значение для народов Республики Саха (Якутия).
Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2003 г. ГС N 53-III "Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу, Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову"
Текст постановления опубликован в газете "Якутия" от 13 марта 2003 г. N 45, "Ил Тумэн" от 14 марта 2003 г. N 12
Постановление вступает в силу с момента принятия