Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение N 1
к постановлению Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
от 4 марта 2003 г. ГС N 60-III
Поправки
к проекту федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон"
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
N п/п |
Текст, к которому предлагается поправка |
Автор поправки | Содержание поправки |
Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Абзац 6 пункта 6 статьи 1: "В пункте 11 слова "его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности" заменить словами "конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации". |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Исключить. | Абзац 6 пункта 6 статьи 1 содержит норму, согласно которой в норму пункта 11 статьи 4 действующего федерального закона, определяющую правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вносится изменение, в соответствии с которым правомочность заседания будет определяться не регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности, а конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить, что конституция (устав) субъекта Российской Федерации является основным региональным государственно-правовым актом, принимаемым субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и устанавливающим экономические, социальные и финансовые основы жизнедеятельности данного субъекта, систему органов государственной власти и управления, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления, а также регулирующим ряд других вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению субъекта Российской Федерации. Положение об определении правомочности заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится к вопросам внутренней организации и формы деятельности органа и должно устанавливаться регламентом. Помимо этого важно отметить, что Конституция Российской Федерации не содержит нормы о правомочности заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Данная норма содержится в пункте 2 статьи 44 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД. На основании вышеизложенного считаем внесение данного изменения нецелесообразным. |
|
2. | Абзац 7 пункта 7 статьи 1: "подпункт "л" исключить;". |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Исключить. | На основании статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится территория Российской Федерации, но вопросы внутреннего устройства субъектов Российской Федерации не отнесены к статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации. В этой связи административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения должны регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации. |
|
3. | Абзацы 5 и 6 пункта 20 статьи 1: "2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принятыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. 3. Полномочия, осуществляемые органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.". |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Абзацы 5 и 6 пункта 20 статьи 1 изложить в следующей редакции: "2. Полномочия, осуществляемые органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. 3. Полномочия, осуществляемые органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, а также соглашениями." |
Абзацы 5 и 6 пункта 20 статьи 1: "2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. 3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, а также соглашениями.". |
На основании статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1), а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года N 250-0 "По запросу Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71. 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации", приоритет положений Конституции Российской Федерации имеет место при определении как статуса субъекта Российской Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Таким образом, представляется, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть непосредственно установлены в соответствующих федеральных законах, а не в подзаконных актах. |
4. | Пункт 20 статьи 1. |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Пункт 20 статьи 1 дополнить абзацем 54 следующего содержания: "42) другие полномочия в соответствии с федеральными законами". |
Абзац 54 статьи 1:"42) другие полномочия в соответствии с федеральными законами". |
В соответствии с концепцией законопроекта все иные полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принадлежат Российской Федерации. Это означает, что область совместного ведения, закрепленная статьей 72 Конституции Российской Федерации, переходит в исключительное ведение Российской Федерации, остальные полномочия лишь делегируются субъектам Российской Федерации, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации. Статья закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данный перечень нельзя назвать системным. Перечисленные полномочия затрагивают различные сферы правоотношений и не имеют единого основания как для классификации общих вопросов организации органов государственной власти, так и тех вопросов, которые должны регулироваться отраслевым законодательством. Кроме того, попытка создать исчерпывающий перечень таких полномочий является нереальной, поскольку не может охватить всех сфер, которые подлежат правовому регулированию. Вместе с тем следует отметить, что в представленной редакции пункта 4 статьи 26-3 в нарушение статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, предлагается ограничить принцип самостоятельности бюджетов. |
5. | Абзац 55 пункта 20 статьи 1: "4. По вопросам, названным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы, определяющие общие принципы правового регулирования по указанным вопросам. Не допускается включение в эти законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий (за исключением положений о порядке осуществления расходов по вопросам, установленным подпунктами 2, 14, 22, 27 и 39. Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.". |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Абзац 55 пункта 20 статьи 1 изложить в следующей редакции: "4. По вопросам, названным в пункте 2 настоящей статьи, принимаются федеральные законы, определяющие общие принципы правового регулирования по указанным вопросам, и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Не допускается включение в вышеуказанные федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для исполнения органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации соответствую- щих полномочий.". |
Абзац 55 пункта 20 статьи 1: "4. По вопросам, названным в пункте 2 настоящей статьи, принимаются федеральные законы, определяющие общие принципы правового регулирования по указанным вопросам, и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Не допускается включение в вышеуказанные федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.". |
|
6. | Абзац 58 пункта 20 статьи 1: "6. Законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственны- ми полномочиями субъектов Российской Федерации по вопросам, предусмотренным подпунктами 3, 4, 6, 8-12, 15-22, 25, 26, 28-33 и 39 (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) пункта 2 настоящей статьи, с передачей необходимых материальных и финансовых средств.". |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Абзац 58 пункта 20 статьи 1 дополнить словами "Органы государствен- ной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией вправе издавать обязательные для исполнения акты и осуществлять контроль за исполнением переданных отдельных государствен- ных полномочий субъектов Российской Федерации". |
Абзац 58 пункта 20 статьи 1: "Законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации по вопросам, предусмотренным подпунктами 3, 4, 6, 8-12, 15-22, 25, 26, 28-33 и 39 (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) пункта 2 настоящей статьи, с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией вправе издавать обязательные для исполнения органов местного самоуправления правовые акты и осуществлять контроль за исполнением переданных отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации.". |
Данное дополнение представляется необходимым в целях соблюдения норм статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации об осуществлении контроля за целевым использованием передаваемых финансовых средств. |
7. | Абзацы 87-88 пункта 20 статьи 1: "2. В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрен- ные пунктом 7 статьи 26-3 и статьей 26-5 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государствен- ной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа (территории автономных округов), если иное не установлено федеральным законом. 3. В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2 статьи 26-3 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государствен- ной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа (территории автономных округов), если иное не установлено договором между органами государствен- ной власти соответствую- щих края, области и автономного округа (автономных округов).". |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Абзацы 87-88 пункта 20 статьи 1 изложить в следующей редакции: "2. Полномочия, указанные в статьях 26-2, 26-3 и 26-5 настоящего Закона, осуществляются органами государствен- ной власти края, области, автономного округа, входящего в состав края, области. 3. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государствен- ной власти автономного округа и, соответственно органами государствен- ной власти края, области.". |
Абзацы 87-88 пункта 20 статьи 1: "2. Полномочия, указанные в статьях 26-2, 26-3 и 26-5 настоящего Закона, осуществляются органами государственной власти края, области, автономного округа, входящего в состав края, области. 3. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края, области.". |
Данное положение означает не что иное, как всестороннее распространение юрисдикции органов государственной власти области, края на территорию автономных округов. Такая правовая регламентация противоречит конституционным положениям, касающимся конституционно- правового статуса субъектов Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, заявленной им по данному вопросу. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 5) автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образованные ими органы государственной власти. Система органов государственной власти краев, областей, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 июля 1997 года N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 16 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов Российской Федерации и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. "Вхождение" не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией Российской Федерации. А Конституция Российской Федерации гласит, что положения части 1 статьи 72 о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в равной мере распространяются на все субъекты Российской Федерации, в том числе и на автономные округа (часть 2 статьи 72). |
8. | Абзац 130 пункта 20 статьи 1: "4. В случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 1 настоящей статьи, в субъекте Российской Федерации на срок до одного года по ходатайству Правительства Российской Федерации и (или) органов государственной власти субъекта Российской Федерации решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация." |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Исключить. | В настоящее время в законодательстве отсутствует какая-либо регламентация понятия "временная финансовая администрация". В этой связи вызывает сомнение правовая природа данной дефиниции. Согласно статье 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами. Таким образом, поскольку вышеуказанным федеральным конституционным законом среди полномочий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не установлена обязанность введения временной финансовой администрации, установление данного полномочия возможно лишь путем принятия федерального конституционного закона. При этом законопроект не содержит информации относительно состава временной финансовой администрации и предусматривает открытый перечень ее полномочий без указания на то, кем и в каком объеме устанавливаются данные полномочия. |
|
9. | Абзацы 135-210 пункта 20 статьи 1 (глава IV-2). |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Исключить. | Вопросы, регламентированные в главе IV-2 проекта федерального закона, в настоящее время урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (права государственной собственности, приватизация государственного имущества), Бюджетным кодексом Российской Федерации (бюджеты субъектов Российской Федерации, расходы и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, исполнение бюджетов и т.д.). При этом следует отметить, что согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются непосредственно гражданским законодательством. А на основании статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой данной статьи, не могут противоречить данному кодексу. В случае противоречия между Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами применяется Бюджетный кодекс Российской Федерации. В этой связи до принятия представленного законопроекта (а не наоборот) необходимо внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Более того, на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 4) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В этой связи, принимая во внимание статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются лишь общие вопросы, касающиеся бюджетов субъектов Российской Федерации, а непосредственное регулирование данной сферы должно осуществляться региональным законодательством (например, в автономном округе может быть принят закон "О бюджетном процессе"). Кроме того, включение в законопроект положений относительно бюджета субъектов Российской Федерации, управления государственным имуществом субъекта Российской Федерации выходит за рамки обозначенного в названии законопроекта предмета правового регулирования - общих принципов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.