2. Предложить Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов) обратиться к руководителям организаций и предприятий Республики Саха (Якутия) с предложением принять участие в инвестировании мероприятий указанной государственной программы.
3. Принять к сведению рекомендации парламентских слушаний от 12 марта 2003 г. "О проблемах борьбы с преступностью, профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия) и подготовке Государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003 - 2006 гг.".
4. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
5. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) |
Н. Соломов |
Государственная программа Республики Саха (Якутия)
по защите конституционных прав, свобод и законных интересов
лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 гг.
Паспорт программы
Наименование Программы | "Государственная программа Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы" |
Основание для разработки Программы |
ст. 65 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) в редакции от 28 апреля 2002 года; постановление Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 2 марта 2000 года ПР N 190-II; Протокол совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2002 года N 41; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2002 года N 256; распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2002 года N 919-р; Стратегический план действий по реализации предвыборной программы Президента и Вице-президента Республики Саха (Якутия) "Будущее в наших руках"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 года N 645; Протокол совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) от 28 января 2003 года N 80; Рекомендации парламентских слушаний от 12 марта 2003 года; Протокол совещания при Вице-президенте Республики Саха (Якутия) А.К. Акимове по вопросам профилактики правонарушений среди молодежи от 7 апреля 2003 года |
Государственный заказчик | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Координатор Программы | Государственное учреждение "Исполнительная дирекция Государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы" |
Основные разработчики Программы |
Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия), Государственное учреждение "Исполнительная дирекция Президентской Программы Республики Саха (Якутия) по усилению борьбы с преступностью на 2000-2004 годы" |
Цели и задачи Программы | Проведение эффективной единой государственной политики в области борьбы с преступностью, защита конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств |
Сроки и этапы реализации Программы |
2003-2006 годы: I этап - 2003 год II этап - 2004 год III этап - 2005 год IV этап - 2006 год |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
- Нормативно-правовое обеспечение реализации программы. - Усиление борьбы с преступлениями против личности и здоровья граждан, повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений. - Борьба с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями. - Противодействие организованной преступности и коррупции. - Преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности. - Мероприятия по уничтожению очагов дикорастущей конопли, по борьбе с пьянством и алкоголизмом. - Обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений. - Совершенствование профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов. - Материально-техническое и ресурсное обеспечение борьбы с преступностью. - Мероприятия по усилению борьбы с преступностью в г. Якутске. - Государственная поддержка судебной системы республики. - Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы и содействие трудовой занятости осужденных. - Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью в районах алмазодобычи. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Министерство экономического развития РС (Я); Министерство финансов РС (Я); Министерство внутренних дел РС (Я); Министерство труда и социального развития РС (Я); Министерство образования РС (Я); Министерство внешних связей РС (Я); Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я); Министерство здравоохранения РС (Я); Министерство имущественных отношений РС (Я); Министерство культуры и духовного развития РС (Я); Министерство науки и профессионального образования РС (Я); Министерство охраны природы РС (Я); Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РС (Я); Министерство по молодежной политике РС (Я); Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я); Министерство промышленности РС (Я); Министерство сельского хозяйства РС (Я); Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС (Я); Министерство транспорта, связи и информатики РС (Я); Госкомитет по физической культуре и спорту РС (Я), Госкомитет по геологии и недропользованию РС (Я); Госкомитет по торговле и материально-техническим ресурсам РС (Я); Госкомитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС (Я); Госкомитет по санитарно-эпидемиологическому надзору РС (Я); Государственный комитет по статистике РС (Я); Государственная инспекция труда в РС (Я); Государственная жилищная инспекция РС (Я); Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС (Я); Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС (Я); Департамент по печати, СМИ и телерадиовещанию РС (Я); Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я); Управление Федеральной службы безопасности РФ по РС (Я); Управление исполнения наказаний МЮ РФ по РС (Я); Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ по РС (Я); Военный комиссариат РС (Я); Якутская таможня Государственного таможенного комитета РФ; Северо-восточное управление внутренних дел на транспорте МВД РФ; Институт биологии по проблемам криолитозоны СО РАН; Якутский филиал Дальневосточного юридического института МВД России; Саха (Якутское) региональное управление федеральной службы воздушного транспорта России; Управление Министерства РФ по налогам и сборам по РС (Я); Отдел федеральной миграционной службы МВД РФ по РС (Я); Администрации муниципальных образований улусов и городов РС (Я); |
Объем и источники финансирования |
Объем финансирования Государственной Программы на 2003-2006 годы всего - 1418014 тыс. руб., в том числе по годам: 2003 год - 108918 тыс. руб. 2004 год - 6549700 тыс. руб. 2005 год - 362320 тыс. руб. 2006 год - 287076 тыс. руб. Из них: - Федеральный бюджет - 111660 тыс. руб. - Бюджет РС (Я) - 1238168 тыс. руб. - Смета доходов и расходов улусов, городов РС (Я) - 31724 тыс. руб. - Средства инвесторов - 19535 тыс. руб. Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании Государственного бюджета Республики Саха (Якутия). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Улучшение криминальной обстановки в Республике Саха (Якутия), материально-технической оснащенности правоохранительных, судебных органов Республики Саха (Якутия) |
Важнейшие целевые показатели (индикаторы) |
Снижение уровня преступности и создание условий для выявления и устранения причин, обуславливающих возникновение преступности. Повышение доверия общества к правоохранительным органам. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством РС (Я). Государственный заказчик Программы отвечает за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию Программы, обеспечивает направление и контроль за использованием финансовых средств. |
Условные обозначения
Сокращенное наименование |
Полное наименование |
Администрации | Администрации муниципальных образований улусов и городов Республики Саха (Якутия) |
АН | Академия наук Республики Саха (Якутия) |
АРУ | Арктическое региональное управление Федеральной пограничной службы РФ |
ВС | Верховный суд Республики Саха (Якутия) |
ВК | Военный комиссариат Республики Саха (Якутия) |
ДНиФО | Департамент по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) |
ГГиН | Госкомитет по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия) |
ГКЦП-РЭК | Госкомитет по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия) |
ГРУ | Государственное ревизионное управление при Правительстве Республики Саха (Якутия) |
ГСЭН | Госкомитет по санитарно-эпидемиологическому надзору Республики Саха (Якутия) |
ГТК | Якутская таможня Государственного Таможенного комитета РФ |
ГТиМТР | Госкомитет по торговле и материально-техническим ресурсам Республики Саха (Якутия) |
ГФКиС | Госкомитет по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) |
ДПиСМИ | Департамент по печати, СМИ и телерадиовещанию Республики Саха (Якутия) |
ИБПК | Институт биологии по проблемам криолитозоны СО РАН |
КДС | Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) |
Комзем | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по РС (Я) |
МВД | Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) |
МВС | Министерство внешних связей Республики Саха (Якутия) |
МЖКХ | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) |
МЗ | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
МИО | Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) |
МКиД | Министерство культуры и духовности Республики Саха (Якутия) |
ММ | Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) |
МНиПО | Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) |
МО | Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
МОП | Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) |
МСиПСМ | Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) |
МСХ | Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) |
МТиСР | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
МТСиИ | Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) |
МФ | Министерство финансов Республики Саха (Якутия) |
МЧС | Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РС (Я) |
МЭР | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
ОФМС | Отдел федеральной миграционной службы МВД РФ по РС (Я) |
Прокуратура | Прокуратура Республики Саха (Якутия) |
РКДН | Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних |
СВ УВДТ | Северо-восточное управление внутренних дел на транспорте МВД РФ |
УВД | Управление внутренних дел г. Якутска |
УИН | Управление исполнения наказаний МЮ РФ по РС (Я) |
УМНС | Управление Министерства по налогам и сборам РФ по РС (Я) |
УМЮ | Управление Министерства юстиции РФ по РС (Я) |
УФСБ | Управление Федеральной службы безопасности РФ по РС (Я) |
УФСВТ | Саха (Якутское) региональное управление Федеральной службы воздушного транспорта России |
ФГСЗН | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) |
ФБ | Федеральный бюджет |
РБ | Республиканский бюджет |
МБ | Местный бюджет |
СС | Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Государственная программа Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы (далее - Программа) направлена на реализацию конституционных норм о Президенте Республики Саха (Якутия), как Главы республики, высшего должностного лица, гаранта Конституции Республики Саха (Якутия), стратегического плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова и Вице-президента А.К. Акимова "Будущее в наших руках" до 2006 г., постановления Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 2 марта 2000 г. N ПР 190-П, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.02 г. N 645.
С момента придания Президентской Программе Республики Саха (Якутия) по усилению борьбы с преступностью на 2000-2004 гг. статуса общегосударственной политики организационная и правовая работа по ее осуществлению стала носить обязательный, общесистемный и комплексный характер.
Настоящая Государственная программа, являясь логическим продолжением предыдущей Президентской Программы по усилению борьбы с преступностью, предусматривает мероприятия, направленные, в первую очередь, на дальнейшее повышение эффективности выявления и устранения условий, порождающих преступность, в том числе в экономической сфере, усиление защиты прав и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств.
Реализация Государственной программы предполагает разработку и выполнение широкого комплекса организационных мероприятий с соблюдением следующих основных принципов:
- действенность и результативность;
- реализуемость (выполнимость);
- адресность (ответственность);
- преемственность;
- постоянство;
- комплексность;
- системность.
В Государственной программе делается упор на повышение ответственности за обеспечение законности и правопорядка не только государственных органов, но и всех предприятий и организаций независимо от формы собственности, общественных формирований и институтов гражданского общества.
Значительная роль в этой работе отводится средствам массовой информации, которые призваны широко и объективно освещать ход реализации государственной политики по борьбе с преступностью, активно пропагандировать и разъяснять антикоррупционные нормативно-правовые акты, формировать в республике обстановку неприятия преступности.
Целенаправленная государственная политика, проводимая высшими органами государственной власти республики, поддерживаемая общественностью, достигла определенных позитивных результатов.
В то же время вместе с позитивными тенденциями в этом направлении государственной политики отмечается наличие нерешенных проблем.
Во-первых, принятие в ноябре 1999 года Президентской программы Республики Саха (Якутия) по усилению борьбы с преступностью на 2000-2004 годы дало за три года положительный импульс. В 2001 г. по сравнению с 1999 годом общее число преступлений сократилось на 4,2%, в том числе тяжких и особо тяжких - на 10,4%. Уровень преступности на 100 тыс. населения снизился с 168,2 до 160,7 удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений - с 66,7% до 62,3%.
На 19,7% уменьшилось число преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах. Сократилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми (-16,8%), лицами в состоянии алкогольного опьянения (-6,0%), а также без постоянного источника доходов (-5,8%).
Несколько повысилась общая раскрываемость преступлений, в том числе изнасилований, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбоев, краж чужого имущества, вымогательств, мошенничеств и хищений оружия.
Однако правоприменительная практика указывает на необходимость принятия ряда новых законов, особенно в сфере профилактики преступлений, внесения законодательных инициатив, направленных на совершенствование правовой базы борьбы с организованной преступностью, коррупцией, экономическими преступлениями.
Во-вторых, практика слабо контролируемой, произвольной замены кадров по основаниям формирования "команды" определенного руководителя порождает стереотип "временщика" и тем самым создаются условия, способствующие коррупции. В этой связи требуется комплекс дополнительных мер по совершенствованию механизма подготовки кадров и внедрению принципов приема и продвижения, основанного на деловых качествах и профессионализме работников.
В-третьих, в государственной программе должны быть предусмотрены крупномасштабные и конкретные мероприятия, направленные на выявление причин условий, порождающих преступность, прежде всего, в молодежной среде.
В-четвертых, слабая материальная и техническая оснащенность правоохранительных органов и судов. Требуется значительное укрепление независимой судебной системы.
В-пятых, низкий уровень правовых знаний населения и, как следствие, его социальной активности, порождают не только слабое исполнение законов и иных норм, но и тормозят развитие, как правовой культуры, так и правовой ответственности.
Необходимость разработки Государственной программы вызвана тем, что, несмотря на принимаемые меры, продолжают нарастать негативные явления в динамике, характере и структуре преступности.
По итогам 2002 г. оперативная обстановка в Республике Саха (Якутия), как и в целом в стране, остается напряженной, конечные результаты усилий по защите граждан от преступных и иных противоправных посягательств, все еще неадекватны складывающейся криминальной ситуации.
Доминирующую роль в структуре преступности по-прежнему играют тяжкие и особо тяжкие посягательства, удельный вес которых остается значительным - 62,2% (АППГ - 62,3%).
Наибольшую обеспокоенность вызывает состояние преступности против личности. Практически на протяжении всего года отмечался рост умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+10,9%).
Несмотря на снижение в целом по республике числа зарегистрированных убийств, их число в два раза и более возросло в Горном, Усть-Янском, Нижнеколымском, Верхневилюйском, Кобяйском и Абыйском улусах.
При снижении краж чужого имущества (с 5912 до 5390), возрос их удельный вес.
Остается недостаточно эффективными меры, направленные на борьбу с корыстно-насильственными преступлениями. Количество грабежей возросло на 36,1% (с 964 до 1312).
Сохраняется тенденция роста неправомерных завладений автотранспортных средств (+38,5%).
Несмотря на все принимаемые меры в республике продолжает обостряться наркоситуация.
Заметное влияние на состояние преступности оказывает фактор распространения пьянства и алкоголизма. Высокой остается доля преступлений, совершаемых вы состоянии алкогольного опьянения.
Не ослабевает процесс криминализации подростковой среды. При некотором снижении общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, почти 75% раскрытых преступлений, совершенных этой категорией лиц, относятся к тяжким и особо тяжким.
Остро стоящие проблемы последующего за освобождением трудового и бытового устройства лиц, ранее судимых, осложняют процесс их социальной адаптации и, как следствие, влекут рост рецидивной преступности.
Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность. Возрастают профессионализм и масштабность преступных деяний.
Сохраняется сложное положение в сфере экономики. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг. Совершение экономических преступлений в определенной мере связано с проявлением коррупции и попытками проникновения криминалитета во власть. В связи с этим борьба с преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным и приоритетным направлением деятельности всех правоохранительных органов.
Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.
Снижение показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение дорожно-транспортной ситуации в республике. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года зарегистрирован рост числа погибших на дорогах в 14 улусах республики (+3,1%).
Почти половина всех регистрируемых ежегодно преступлений приходится на город Якутск, на территории которого совершается практически каждое третье убийство, каждая вторая кража чужого имущества, более 80% грабежей, более 60% разбойных нападений.
Сложившееся положение явилось следствием:
- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем правового, материального-технического, финансового и иного обеспечения;
- распространения различного рода должностных злоупотреблений и нарушений законности;
- снижения эффективности системы профилактики преступлений.
Все эти факторы дают основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации.
В ближайшей перспективе возможны:
- дальнейшая консолидация преступных группировок на республиканском и межрегиональном уровне, при разделе и переделе объектов бизнеса на сферы преступного влияния;
- расширение масштабов, повышение степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников, рост немотивированных преступлений;
- возрастание тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая увеличение общего числа жертв противоправных посягательств, рост совокупного ущерба от них.
Тем не менее, возможности реализации системы мер целевого воздействия на преступность и установление контроля над развитием криминальных процессов в республике имеются.
Правоохранительная система накопила опыт работы в новых социально-экономических условиях.
Разрабатывается единая система информационного обеспечения правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Развиваются межведомственное взаимодействие и координация действий в борьбе с преступностью.
Вместе с тем требуется комплексный подход к борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, особенно в экономической сфере.
Необходимо отметить, что принятые правоохранительными органами республики организационно-практические меры позволили несколько стабилизировать оперативную обстановку в республике и улучшить ряд основных показателей оперативно-служебной деятельности. Вместе с тем, требуется комплексный подход и координация действий в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью. Решение этих задач, направленных на достижение качественных сдвигов в результатах правоохранительной деятельности, невозможно без объединения усилий правоохранительных, судебных органов, органов государственной власти и управления, широких слоев общественности, органов местного самоуправления и граждан. Это обуславливает необходимость применения программно-целевого подхода.
Настоящая Программа подготовлена с учетом опыта программно-целевого планирования борьбы с преступностью на основе предложений правоохранительных и иных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Программа содержит стратегию правоохранительной деятельности по приоритетным направлениям и конкретные меры, обеспечивающие достижение целей и решение основных ее задач.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного рассмотрения либо решения на республиканском уровне. Предполагается, что мероприятия ведомственного и районного характера будут включены в соответствующие ведомственные программы и планы.
II. Цели и задачи программы
Главные цели Программы:
- проведение эффективной единой государственной политики в области борьбы с преступностью;
- реализация полномочий Президента Республики Саха (Якутия), как гаранта Конституции Республики Саха (Якутия) в области борьбы с преступностью;
- защита прав и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств;
- защита личности от незаконного привлечения к уголовной ответственности, ограничения ее прав и свобод;
- формирование системы социальной профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность всех государственных органов, общественных формирований и населения, повышение роли и ответственности органов исполнительной власти городов и улусов республики в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;
- создание обстановки спокойствия на улицах и в других общественных местах.
Для реализации целей предполагается решить следующие приоритетные задачи:
- обеспечение эффективной правовой базы борьбы с преступностью;
- совершенствование государственной службы для устранения условий, порождающих коррупцию;
- обеспечение принятия решительных мер по противодействию "теневой экономике";
- обеспечение участия широких слоев населения в профилактике преступлений и правонарушений;
- осуществление целенаправленной социальной профилактики правонарушений, в т.ч. среди несовершеннолетних и молодежи, социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы и лиц, не имеющих места жительства;
- обеспечение защиты женщин и детей от бытового насилия;
- сосредоточение деятельности правоохранительных органов на приоритетных направлениях борьбы с преступностью;
- укрепление дисциплины и законности в правоохранительных органах, улучшение взаимодействия их структурных звеньев, в том числе межведомственного контроля, внедрение передового опыта;
- повышение ответственности органов исполнительной власти за организацию и результаты борьбы с преступностью и охраны правопорядка; более полное использование их потенциала, ресурсов и иных возможностей;
- оснащение правоохранительных органов необходимым вооружением, средствами защиты, спецсредствами, оперативной, специальной и криминалистической техникой, системами и средствами связи, компьютерной и иной оргтехникой, транспортом, обмундированием и снаряжением, оборудованием; размещение их в зданиях и сооружениях в соответствии с нормативами;
- сохранение и закрепление кадрового профессионального ядра правоохранительных органов, обеспечение правовых, социальных, материальных и морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников и членов их семей, повышение социального статуса сотрудников и престижности работы в правоохранительных органах;
- формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе и результатах ее деятельности, повышение доверия общества к правоохранительным органам;
- повышение раскрываемости преступлений, осуществление комплекса мер по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности.
III. Система программных мероприятий
Программа включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям борьбы с преступностью:
1. Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы
Ежегодное рассмотрение на заседаниях координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики вопросов, связанных с выполнением Программы, внесением рекомендаций по устранению причин и условий, препятствующих реализации Программы, с последующим внесением предложений и дополнений на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
2. Усиление борьбы с преступлениями против личности и здоровья граждан,
повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений
Достижение высоких результатов в области обеспечения безопасности жизни, здоровья, свободы и личной неприкосновенности граждан в плане их защиты от наиболее опасных преступных посягательств.
Основные усилия в этой сфере будут сосредоточены на повышении эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, а также преступлений, вызвавших большой общественный резонанс, путем:
- внедрения в практику деятельности правоохранительных органов современных информационных технологий, программно-технических средств, коммуникационных средств приема-передачи информации, создание единых интегрированных банков данных;
- налаживания устойчивого информационного взаимодействия правоохранительных органов с другими заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления городов и территориальными органами государственной власти районов, а также с правоохранительными органами соседних регионов России;
- развития форм и методов согласованной работы правоохранительных органов, администрации муниципальных образований, общественных объединений и граждан.
3. Борьба с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями
Основная цель борьбы с терроризмом - создание и обеспечение эффективного функционирования системы мер борьбы с терроризмом по выявлению, предупреждению факторов и пресечению актов терроризма.
Основные усилия в этой сфере будут сосредоточены на решении следующих приоритетных задач:
- проведение единой политики, обеспечивающей своевременное выявление, устранение и нейтрализацию факторов, способствующих зарождению, распространению и развитию терроризма;
- достижение высокой степени эффективности антитеррористических мероприятий в республике за счет согласованности действий правоохранительных органов, администраций муниципальных образований республики, общественных объединений и граждан.
4. Противодействие организованной преступности и коррупции
Основная цель борьбы с организованной преступностью заключается в создании действенных форм и методов борьбы с ней на основе комплексного объединения усилий правоохранительных органов и органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и граждан.
Приоритетными задачами являются:
- выявление, предупреждение и пресечение деятельности организованных групп, преступных сообществ, привлечение к ответственности их организаторов и участников, а также и их представителей, стремящихся в органы государственной власти;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений против интересов государственной службы в органах государственной власти республики и органах местного самоуправления, подрыв экономических основ деятельности организованных групп и преступных сообществ.
5. Преодоление криминализации экономики
Основная цель деятельности по преодолению криминализации экономики и повышения авторитета государственной службы заключается в создании условий, обеспечивающих подавление всеми имеющимися в распоряжении средствами экономической преступности и коррупции, рассматриваемой как явление, создающее материальную и социальную основы организованных преступных формирований и преступности в целом.
Первоочередными задачами в сфере борьбы с экономической преступностью являются:
- усиление надзора за исполнением законодательных актов, совершенствование системы государственного контроля в сфере финансово-хозяйственной деятельности с целью недопущения злоупотреблений;
- оптимизация форм, методов и средств противодействия экономической преступности и коррупции путем объединения усилий правоохранительных, контролирующих, фискальных, финансовых органов и других структур правоохранительной направленности;
- организационно-практические меры предупреждения и пресечения преступлений экономической направленности;
- создание единого информационного механизма обеспечения безопасности экономики республики;
- выявление и устранение криминальных структур;
- сохранение и закрепление профессионального ядра правоохранительных органов, их материально-техническое укрепление, повышение социально-правовой защищенности сотрудников.
6. Мероприятия по борьбе с наркоманией, пьянством и алкоголизмом
Главной целью является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений.
Основные усилия в этой сфере будут сосредоточены на решении следующих приоритетных задач:
- объединение усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований, неправительственных организаций и граждан;
- совершенствование деятельности и наращивание усилий общества в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений;
- усиление государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
- разработка мер по обеспечению реализации государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
7. Обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение
правонарушений
Цель деятельности по профилактике преступлений и других правонарушений состоит в повышении эффективности деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций и отдельных граждан по выявлению причин преступлений и условий, способствующих их совершению, а также осуществлению системы целенаправленных мер по их устранению, оказанию предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению.
Основными задачами по профилактике, предотвращению правонарушений и преступлений являются:
- противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности;
- установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
- установление лиц, противоправные деяния которых не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;
- привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан в соответствии с Законом РС (Я) "Об участии населения в охране правопорядка".
8. Совершенствование профессиональной подготовки кадров
правоохранительных органов
Осуществление комплекса мер по качественному комплектованию правоохранительных органов, укреплению профессионального ядра, совершенствованию системы подготовки и воспитания кадров.
9. Материально-техническое и ресурсное обеспечение борьбы с преступностью
Целью деятельности, направленной на укрепление материально-технической базы правоохранительной деятельности, является повышение эффективности в раскрытии и расследовании тяжких преступлений, в обеспечении конституционных гарантий безопасности жизни, здоровья, свободы и личной неприкосновенности граждан.
Главными задачами совершенствования материально-технической базы правоохранительной деятельности являются:
- внедрение в практику деятельности правоохранительных органов современных информационных технологий, программно-технических средств, коммуникационных средств приема - передачи информации, создание единой информационно-вычислительной сети и интегрированных банков данных на основе типизации и унификации проектных решений;
- внедрение в практику современных криминалистических средств и методов выявления, раскрытия и расследования тяжких насильственных преступлений, корыстных преступлений, правонарушений на транспорте и в иных сферах;
- обеспечение оперативных, следственных и др. подразделений современными моделями автотранспорта, средств связи, спецтехники и вооружения.
10. Мероприятия по усилению борьбы с преступностью в г. Якутске
В целях дальнейшего укрепления правопорядка в столице Республики Саха (Якутия) - г. Якутске, обеспечения дополнительных мер по защите прав граждан, общественной безопасности и комплексного подхода к решению задач борьбы с преступностью обеспечить:
- реорганизацию городского управления внутренних дел с целью обеспечения ее большей гибкости и мобильности, приближения милиции к населению;
- укрепление материально-технической базы УВД г. Якутска;
- выполнение всеми предприятиями, организациями г. Якутска, независимо от формы собственности, требований нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации Законов Республики Саха (Якутия) "Об участии населения в охране правопорядка", "Об участковом инспекторе милиции";
- целенаправленную и системную государственную поддержку деятельности правоохранительных органов г. Якутска.
11. Государственная поддержка судебной системы республики
Главной целью является развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституциях Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
12. Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы
и содействие трудовой занятости осужденных
Основная цель реформирования уголовно-исполнительной системы состоит в приведении ее в соответствие с нормами нового уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, международными стандартами, а также с обязательствами, принятыми на себя Россией при вступлении в Совет Европы, рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах.
Задачами совершенствования уголовно-исполнительной системы являются:
- совершенствование управления органами и учреждениями, исполняющими наказание;
- информирование учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам рынка труда республики;
- повышение эффективности раскрытия и профилактики преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
13. Комплексные программа по усилению борьбы с преступностью,
совершенствованию, мер направленных на сохранность алмазов, материальных
и финансовых ресурсов АК "Алроса" на территории Мирнинского района на
2003-2006 гг.
Основная цель программного соглашения:
Снижение уровня преступности на территории Мирнинского района, совершенствование мер по обеспечению сохранности добытых алмазов, материальных и финансовых ресурсов АК "Алроса"
Основные усилия в этой сфере будут сосредоточены на решение следующих приоритетных задач:
- Мобилизация имеющихся возможностей общественности района, Мирнинского управления внутренних дел и АК "Алроса" на усиление борьбы с преступностью в Мирнинском районе, совершенствование мер по обеспечению сохранности добытых алмазов, материальных и финансовых ресурсов АК "Алроса";
- Осуществление активных и целенаправленных мероприятий Мирнинского управления внутренних дел и АК "Алроса" по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих осложнению криминогенной обстановки в районе;
- Совершенствование мер по обеспечению сохранности добытых алмазов, материальных и финансовых ресурсов АК "Алроса";
- Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности, сокращения текучести кадров, закрепление опытных профессионалов и перспективных сотрудников в Мирнинском управлении внутренних дел;
- укрепление материально-технической базы Мирнинского управления внутренних дел;
- Усиление профилактической и воспитательной работы среди персонала Компании, населения района, направленных на укрепление правосознания, чувства ответственности за сохранность материальных и иных ресурсов государства и Компании.
IV. Ресурсное обеспечение реализации программы
Общий объем ассигнований, необходимый для реализации программных мероприятий до 2006 года, составляет 1418014 тыс. руб., в том числе в 2003 г. - 108918 тыс. руб., 2004 году - 659700 тыс. руб., 2005 году - 362320 тыс. руб., 2006 году - 287076 тыс. рублей.
Объемы бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней (федеральный, республиканский, сметы доходов и расходов улусов, городов республики).
На реализацию Программы планируется привлечь средства федерального бюджета по федеральным программам: "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2002-2006 гг.", "Развитие судебной системы России на 2002-2006 гг.".
V. Механизм реализации программы
Реализация мероприятий программы осуществляется в рамках и объемах утвержденных сумм, включенных в Программу.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными утвержденной Программой, Правительство Республики Саха (Якутия), как государственный заказчик, в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет других источников, а также проводит корректировку перечня первоочередных проектов для реализации Программы в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодных рабочих документов:
организационного плана действий по реализации первоочередных мероприятий каждой подпрограммы;
перечня работ по подготовке и проведению программных мероприятий с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования.
VI. Организация выполнения программы и контроль за ходом ее реализации
Координацию деятельности исполнителей Программы по выполнению программных мероприятий, а также общий контроль за ее реализацией осуществляет координатор программы - Исполнительная дирекция Государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 гг.
Координацию деятельности правоохранительных и судебных органов по исполнению Программы осуществляет Прокуратура Республики Саха (Якутия).
Исполнители мероприятий, указанные в графе "Исполнители" раздела "Основные программные мероприятия" первыми могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют с представлением отчетов в установленные сроки в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2001 г. N 400 "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)".
По-видимому, в тексте документа допущена ошибка. Постановление "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" N 400 имеет дату 4 августа 2001 г.
Координатор Программы и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, целевое, рациональное и своевременное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы исполнители по согласованию с Государственным заказчиком и Координатором Программы вносят в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения об изменении сроков их реализации, изыскании дополнительных источников финансирования.
Мероприятия, источником выполнения которых являются средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности, исполнители Программы ежегодно включают в свои ведомственные планы по исполнению мероприятий Программы с необходимыми затратами по каждому мероприятию и источниками финансирования, организуют их реализацию за счет собственных средств. Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет республиканского бюджета определяются Координатором Программы по согласованию с Государственным заказчиком на основе бюджетной заявки при формировании бюджета на 2004-2006 годы.
Координатор Программы по согласованию с Государственным заказчиком с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Координатор Программы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы.
По итогам календарного года координатор Программы представляет к 1 февраля 2004 г., 1 февраля 2005 года, 1 февраля 2006 года и 1 февраля 2007 года обобщенную информацию по реализации мероприятий Программы в Правительство Республики Саха (Якутия).
VII. Оценка эффективности, прогноз показателей,
индикаторов программы
В результате реализации Программы в республике должны быть созданы нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансовые и материально-технические условия, которые должны привести к формированию системы социальной профилактики правонарушений, укреплению общественного порядка и общественной безопасности, повышению роли и ответственности местных органов исполнительной власти в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью; укреплению дисциплины и законности в правоохранительных органах; улучшению взаимодействия их структурных звеньев; сохранению и закреплению профессиональных кадров в правоохранительных органах, обеспечению правовых, социальных и морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников, повышению социального статуса сотрудников и престижности работы в правоохранительных органах.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается:
- снижение доли тяжких преступлений;
- повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений;
- ослабление позиций организованной преступности;
- улучшение обстановки на улицах и в других общественных местах;
- снижение доли преступности среди несовершеннолетних;
- укрепление доверия населения к правоохранительным органам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 г. ГС N 93-III "О Государственной программе Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 гг."
Постановление вступает в силу с момента принятия
Текст постановления опубликован в газете "Ил Тумэн" от 16 мая 2003 г. N 21, от 23 мая 2003 г. N 22, от 6 июня 2003 г. N 24, приложении "Якутские ведомости" от 10 июня 2003 г. N 20