Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 29 января 2005 г. N 30
"Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2004 г. и задачах на 2005 г."
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2007 г. N 114 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев и обсудив итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2004 г., Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что в результате планомерной реализации государственной социально-экономической политики достигнута положительная динамика важнейших показателей экономики. В 2004 г. темп роста валового регионального продукта составил 106,5% в сопоставимых ценах к уровню 2003 г., производства промышленной продукции - 112,8% (в том числе без учета добычи алмазов - 104,3%), продукции сельского хозяйства - 101,7%, потребительских товаров - 101,9%, розничного товарооборота - 100,4%, платных услуг населению - 109,9%.
На фоне крупных капиталовложений в прошлом году отмечается закономерное снижение в 2004 г. инвестиций в основной капитал на 10,6%. Без учета алмазодобывающей отрасли значительно возросли инвестиции в угольной отрасли, внутреннем водном транспорте, пищевой промышленности, жилищно-коммунальном комплексе и сельском хозяйстве.
В 2004 г. осуществлены крупные проекты, призванные в дальнейшем способствовать динамичному развитию экономики республики: пуск первого гидроагрегата Светлинской ГЭС, ввод в эксплуатацию ВЛ-110 кВ "Хандыга - Джебарики-Хая", обогатительной фабрики по добыче алмазов в Оленекском улусе, пуск группового водовода "Бедеме - Нал (Тюнгюлю)" в центральные районы республики, ввод во временную эксплуатацию участка железнодорожной линии Беркакит - Томмот с открытием пассажирского движения от станции Томмот.
В топливной промышленности активизирована деятельность по освоению крупных месторождений: Талаканского нефтегазоносного и Эльгинского каменноугольного месторождений. Планомерно реализуется Программа газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия), впервые газифицированы 7 сел в Вилюйском, Намском и Хангаласском улусах. Осуществлены структурные преобразования в электроэнергетике, позволившие упростить схему оперативного взаимодействия с потребителями, повысить управляемость и качество поставки электроэнергии. Несмотря на сложные навигационные условия, в полном объеме обеспечено формирование запасов топливно-энергетических ресурсов для государственных нужд. Проведена качественная и своевременная подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2004-2005 гг.
Республика продолжает занимать лидирующее положение по объемам валовой сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе. Совершенствуется система закупок, заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья. Растет экономическая эффективность бюджетных вложений в сельскохозяйственное производство. Введены в эксплуатацию 2 пищекомбината в Чурапчинском и Горном улусах. Улучшается социальная инфраструктура села: построено 8,5 тыс.кв.метров жилья, локальные водопроводы в 16 населенных пунктах, 17,8 км газовых внутрипоселковых распределительных сетей, приведено в нормативное состояние 11 км внутрихозяйственных дорог. В целях социальной защиты сельских жителей успешно внедряется негосударственное пенсионное обеспечение селян - за год заключено более 6,4 тысяч договоров.
Произошли значимые события в развитии транспортного комплекса республики. Рост грузовых перевозок составил 113,3% к 2003 г., грузооборота - 105,7%, пассажирооборота - 106,9%. Утверждена Транспортная стратегия республики до 2025 г., проведен I Съезд работников транспортного комплекса республики. Решены вопросы продолжения строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Осуществлены структурные преобразования на воздушном транспорте.
Завершены работы по обеспечению 100% охвата населенных пунктов республики региональной программой телевидения.
В 2004 г. проведена значительная работа с федеральными органами исполнительной власти по увеличению финансирования из федерального бюджета, в результате объем финансирования по федеральным целевым программам составил 1 693 млн. рублей, что на 15% выше уровня 2003 г. В соответствии с действующими отраслевыми программами республики в течение года приняты 22 программы социально-экономического развития муниципальных образований улусов (районов) республики на среднесрочный период, финансирование которых предусмотрено в 2005 г.
Улучшается финансовое положение предприятий, на 17,2% снижена просроченная кредиторская задолженность, на 12,4% - просроченная дебиторская. По итогам января-ноября 2004 г. получен положительный сальдированный финансовый результат в 26,3 млрд. рублей, что в 2 раза выше уровня 2003 г.
Развитие производства обеспечивает базу прежде всего для повышения благосостояния граждан республики. Планомерно увеличивается заработная плата. Реализация перспективных отраслевых программ позволила создать более 5 тысяч новых рабочих мест.
Важнейшим событием года стали III Международные спортивные игры "Дети Азии", проведенные на высоком техническом и организационном уровне. Открыто здание Государственного цирка Республики Саха (Якутия). В целях улучшения социальной инфраструктуры с начала года введены 16 школ на 2968 мест, 6 объектов здравоохранения, Политехникум в г. Алдане.
В 2004 г. Правительство Республики Саха (Якутия) уделяло особое внимание сокращению задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий и организаций республики. В результате за год, несмотря на повышение заработной платы, просроченная задолженность сокращена почти в 3 раза или на 616 млн. рублей; в отраслях легкой, газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, на железнодорожном транспорте и связи задолженность ликвидирована полностью.
Проведен комплекс мероприятий по подготовке к реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, и с 1 января 2005 г. Республика Саха (Якутия) организованно перешла на систему единой денежной выплаты социальных льгот.
Получило дальнейшее развитие здравоохранение республики: в Национальном центре медицины открыты филиалы по трансплантологии искусственных органов, впервые в республике внедрены отдельные виды сложных операций у детей, инициирован международный проект в области телемедицины. Республика вступила в программу по интегрированной профилактике неинфекционных заболеваний.
Республика продолжила участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена, поэтапному введению профильного образования в старших классах средней школы. Особое внимание уделено повышению качества образования в арктических и северных улусах.
Несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, медленными темпами осуществляется сокращение числа убыточных предприятий, особенно в государственном секторе экономики. Остается неэффективной деятельность балансовых комиссий отраслевых министерств и ведомств. Возросли убытки предприятий нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, лесной и деревообрабатывающей, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Остаются нерешенными проблемы предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, к уровню 2003 г. снижено производство деловой древесины и пиломатериалов на 3,6% и 6,4% соответственно, в целом по отрасли индекс физического объема сократился до 90%.
На 92,5% выполнено задание по вводу жилья, введено жилых домов общей площадью 236,7 тыс. кв. метров, что составляет 90,2% к уровню прошлого года. Не выполнен план перевода котельных на газ.
Установленные в целях увеличения и обеспечения контроля за объемами производства задания на 2004 г. по производству продукции выполнены по 15 видам или 40,5%, по реализации за пределы республики - по 7 видам или 43,7%. Особенно низок уровень выполнения заданий по производству обуви, муки, макаронных изделий, водки и ликероводочных изделий, меха и меховых изделий. Не достигнут качественный рост производства непродовольственных потребительских товаров.
Не выполняются запланированные параметры Президентской программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 гг." по увеличению выходного поголовья скота и продукции земледелия.
Отмечается замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения - 102,9% против 114,8% в 2003 г. Численность официально зарегистрированных безработных возросла к уровню прошлого года на 44,8%.
В целях закрепления экономического роста, повышения эффективности хозяйственного комплекса, интенсивного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, роста производительности труда и обеспечения на их основе повышения уровня жизни и занятости населения республики Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Считать основными задачами органов государственной власти, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, предпринимателей, общественных организаций и населения республики в 2005 г.:
1.1. Обеспечение роста валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) в 2005 г. на 1-2% по сравнению с 2004 г. на основе:
роста объемов добычи алмазов до 2,3 млрд. долл. США, золота - до 21,1 тонн, угля - до 12 млн.тонн, нефти - до 345,7 тыс.тонн, производства деловой древесины - до 604 тыс.пл.куб.метров, пиломатериалов - до 316 тыс.куб.метров, бриллиантов - до 335 млн. долл. США, продовольственных потребительских товаров до 5,4 млрд. рублей и непродовольственных - до 1,5 млрд. рублей;
увеличения валовой продукции сельского хозяйства на 1-2%;
реального роста инвестиций в основной капитал за счет активизации продвижения приоритетных инвестиционных проектов, в том числе Эльгинское каменноугольное месторождение, освоение железорудных месторождений в Южной Якутии, свинцово-цинкового месторождения "Сардана" и реализации целевых программ.
1.2. Снижение количества убыточных предприятий на 10% и суммы их убытка на основе организации работы балансовых комиссий по контролю за деятельностью базовых предприятий в отраслях экономики республики, активизации деятельности по ликвидации предприятий - отсутствующих должников и усиления взаимодействия с контролирующими органами по анализу причин убыточности.
1.3. Ликвидация просроченной задолженности по выплате заработной платы во всех отраслях экономики.
1.4. Реализация Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия) до 2025 г., продолжение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, завершение ликвидации грунтовых разрывов автомобильных дорог "Вилюй" и "Колыма".
1.5. Развитие топливной промышленности, в том числе разработка и принятие программы развития нефтегазовой промышленности, завершение газификации правобережья Вилюйского улуса, начало газификации сёл Верхневилюйского, Мегино-Кангаласского, Горного улусов, доведение газа до с. Маймага Намского улуса, продолжению работ в Кобяйском, Хангаласском улусах и г. Якутске.
1.6. Обеспечение роста производительности труда в целом по экономике на 5%(1), в том числе в промышленности - не менее 4,6%, транспорте и связи - не менее 1,5%, строительстве - не менее 9,5%, сельском хозяйстве - не менее 3,1%, производстве услуг - не менее 3,4%.
1.7. Создание механизмов стимулирования экономии энергоресурсов для обеспечения снижения энергоемкости валового регионального продукта на 5% до 0,075(2) т.у.т./тыс. рублей.
1.8. Повышение конкурентоспособности продукции местного производства на основе совершенствования маркетинга и рекламной деятельности, внедрения инновационных технологий, расширение ассортимента выпускаемых потребительских товаров.
1.9. Обеспечение адресной социальной помощи и снижение уровня бедности.
1.10. Создание эффективной системы медицинского, социального, пенсионного страхования граждан.
1.11. Активизация жилищного строительства, в том числе на основе ипотечного кредитования.
1.12. Оптимизация бюджетных расходов и эффективное управление государственной собственностью.
1.13. Проведение единой политики формирования цен и тарифов в жилищно-коммунальной сфере и топливно-энергетическом комплексе.
1.14. Законодательное и финансовое обеспечение разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
1.15. Формирование и организация деятельности органов местного самоуправления вновь образуемых сельских и городских поселений.
1.16. Проведение на достойном уровне мероприятий, приуроченных к 60-летию празднования Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
1.17. Организация эффективного участия республики в международных мероприятиях, в том числе во Всемирной выставке "ЭКСПО-2005" в Японии, III Конгрессе оленеводов мира, на заседании Комитета старших должностных лиц международной организации Арктический Совет, проведение Дней Республики Саха (Якутия) в штаб-квартирах ЮНЕСКО в Париже и в Генеральном Секретариате Совета Европы в г. Страсбурге.
1.18. Подготовка предприятий и организаций республики к условиям вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
2. Руководителям министерств и ведомств Республики Саха (Якутия):
2.1. В срок до 28 февраля 2005 г. на расширенных заседаниях коллегий (активов) обсудить итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2004 г., с детальным рассмотрением итогов развития курируемых отраслей (районов, городов) и обсуждением причин невыполнения доведенных заданий, постановкой конкретных задач развития каждой отрасли (районов, городов) на 2005 г.
2.2. В срок до 1 марта 2005 г. представить федеральным отраслевым министерствам необходимую документацию по объектам и стройкам, финансируемым из федерального бюджета в 2005 г.
2.3. Утвердить план мероприятий по оптимизации структур подведомственных предприятий и учреждений.
2.4. Осуществлять прогнозирование потребности в квалифицированной рабочей силе и специалистах в профессиональном разрезе в целях создания эффективного взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.
3. Утвердить перечень объектов, намеченных к вводу в 2005 г. за счет всех источников, в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению
4. Внести изменения в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 г. N 617 "Об утверждении Индикативного плана социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2005 г." в соответствии с приложениями N 2 и 3 к настоящему постановлению.
5. Утвердить задания по производству продукции, работ и услуг на 2005 г. в разрезе муниципальных образований согласно приложениям N 4 - 43 к настоящему постановлению.
6. Установить ежемесячный контроль за ходом исполнения настоящего постановления на расширенных планерных совещаниях у Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).
7. Итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за январь-март 2005 г., исполнение персональных поручений членам Правительства Республики Саха (Якутия) на 2005 г. рассмотреть на заседании Правительства Республики Саха (Якутия) в срок до 28 апреля 2005 г.
8. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации в изложении.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и по курируемым направлениям - на заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Общий контроль оставляю за собой.
Примечание
1 Производительность труда рассчитана как отношение объема ВРП к численности занятого населения, в сопоставимых ценах.
2 Показатель указан в ценах 2000 г.
Президент Республики Саха (Якутия) |
В. Штыров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 января 2005 г. N 30 "Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2004 г. и задачах на 2005 г."
Текст постановления опубликован в приложении "Якутские ведомости" от 30 марта 2005 г. N 14
Настоящий документ снят с контроля