Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)", внесенный Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Направить указанный законопроект Президенту Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Отдел законодательства субъектов Российской Федерации, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Республике Саха (Якутия) Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, народным депутатам Республики Саха (Якутия), в представительные органы местного самоуправления для замечаний и предложений.
Установить, что замечания и предложения к указанному законопроекту направляются в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по государственному строительству и законодательству до 7 июня 2005 года.
3. Правительству Республики Саха (Якутия) представить в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) финансово-экономическое обоснование указанного законопроекта.
4. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) по государственному строительству и законодательству (А.Н. Ким-Кимэн) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во втором чтении.
5. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Первый заместитель Председателя |
Ю. Заболев |
г. Якутск
18 мая 2005 года
ГС N 1054-III
Проект
Закон Республики Саха (Якутия)
О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)
Настоящий закон устанавливает правовые основы и принципы деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия), определяет их организационную структуру и систему управления, обязанности, права и ответственность народных дружинников, а также гарантии их правовой и социальной защиты.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Добровольные народные дружины по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)
1. Добровольные народные дружины по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия) являются общественными формированиями, которые создаются в целях оказания населением Республики Саха (Якутия) содействия органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка. Добровольные народные дружины состоят из жителей Республики Саха (Якутия), вступивших в ее состав в установленном порядке, объединенных под руководством уполномоченного органа - Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия).
2. В добровольных народных дружинах по охране общественного порядка не допускаются создание и деятельность структур политических партий и движений.
3. Действие настоящего закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, с частной детективной и охранной деятельностью.
4. К деятельности добровольных народных по охране общественного порядка дружин могут привлекаться члены казачьих обществ на принципах добровольности, равноправия, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также подконтрольности и подчиненности казачьих обществ федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Республики Саха (Якутия) и органам местного самоуправления в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Статья 2. Правовая основа и принципы деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка
1. Правовую основу деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Саха (Якутия), настоящий закон и другие нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия).
2. Деятельность добровольных народных дружин по охране общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Статья 3. Основные задачи добровольных народных дружин по охране общественного порядка
1. Основными задачами добровольных народных дружин по охране общественного порядка являются:
а) содействие органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению безопасности населения и обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;
б) проведение профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к совершению правонарушений, участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
в) распространение правовых знаний, разъяснение норм и правил поведения в общественных местах;
г) участие в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
д) выявление лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих к употреблению алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;
е) оказание содействия государственным и правоохранительным органам в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2. Формы и методы работы народных дружин по охране общественного порядка:
а) патрулирование, в том числе совместно с сотрудниками ОВД, и выставление постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;
б) проведение профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими;
в) оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения правонарушений;
г) использование средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;
д) прием сообщений о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, немедленное информирование о них правоохранительных и иных уполномоченных государственных органов, а также граждан;
е) выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, принятие в пределах своих полномочий мер по устранению названных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;
ж) проведение профилактических мероприятий совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, органами территориального общественного самоуправления и ОВД;
з) пропаганда правовых знаний среди населения;
и) использование иных форм, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации;
Статья 4. Взаимодействие органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и суда с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка
1. Органы внутренних дел:
обеспечивают взаимодействие с добровольными народными дружинами, способствуют активному их вовлечению в проведение мероприятий по поддержанию и укреплению общественного порядка;
проводят инструктажи дружинников, ознакомление их с оперативной обстановкой;
оказывают добровольным народным дружинам практическую помощь в планировании и учете работы, осуществляют непосредственное руководство действиями дружинников на объектах и маршрутах патрулирования.
Глава 2. Организация деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка
Статья 5. Формирование и прекращение деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка
1. Добровольные народные дружины по охране общественного порядка, созданные на территориях соответствующих муниципальных образований, являются территориальными подразделениями Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия).
Добровольные народные дружины - общественные формирования граждан по месту жительства (работы, учебы) на части территории муниципального образования, созданные по решению органов местного самоуправления, руководителя организации, учреждения, предприятия или граждан для оказания содействия органам государственной власти и органом местного самоуправления в охране общественного порядка.
Добровольные народные дружины по охране общественного порядка, созданные в организациях соответствующих муниципальных образований, входят в состав добровольных народных дружин по охране общественного порядка, созданных по территориальному признаку.
Добровольные народные дружины по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия) создаются по решению главы муниципального образования или соответствующего руководителя организации по согласованию с республиканским общественным Советом добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия) по ходатайству группы граждан.
2. Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация добровольных народных дружин по охране общественного порядка муниципальных образований Республики Саха (Якутия) осуществляется главой соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия).
3. Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация добровольных народных дружин по охране общественного порядка, созданных по производственно-территориальному принципу на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется соответствующим руководителем.
Статья 6. Руководство деятельностью добровольных народных дружин по охране общественного порядка
1. Общее руководство деятельностью добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия) и их территориальных подразделений осуществляет Совет добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия) под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Заместителем председателя Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка назначается заместителем министра внутренних дел Республики Саха (Якутия). Для обеспечения деятельности Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка вводится должность ответственного секретаря на постоянной основе, который является государственным служащим.
Положение, структура и состав республиканского общественного Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия) утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия);
2. Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация республиканского общественного Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия) осуществляется по решению вице-президента Республики Саха (Якутия).
3. Руководство деятельностью территориальных подразделений добровольных народных дружин по охране общественного порядка осуществляют соответствующие штабы органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) под руководством заместителя главы администрации. Положение, структура и состав муниципального штаба утверждаются главой соответствующего муниципального образования.
4. Оперативное руководство работой дружинников осуществляет командир добровольных народных дружин по охране общественного порядка.
Статья 7. Прием в добровольную народную дружину по охране общественного порядка и отчисление из ее состава
1. В добровольную народную дружину по охране общественного порядка принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной народной дружины по охране общественного порядка, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности добровольного народного дружинника.
2. Прием в народную дружину по охране общественного порядка производится командиром дружины по решению общего собрания дружины по охране общественного порядка на основании личного заявления вступающего и рекомендации участкового инспектора милиции по месту проживания кандидата в дружинники.
3. В добровольной народной дружине по охране общественного порядка не могут состоять граждане:
а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
б) состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма;
в) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
г) имеющие административные взыскания за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления.
4. Гражданин может быть отчислен из добровольной народной дружины по охране общественного порядка по следующим основаниям:
а) личное заявление;
б) при наступлении обстоятельств, указанных в части 4 настоящей статьи;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 3".
в) в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника;
г) в случае грубого нарушения законности, дисциплины или необоснованного применения физической силы при исполнении обязанностей, возложенных на него настоящим законом.
5. Народный дружинник имеет удостоверение народного дружинника по форме, утвержденной Советом добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия), подтверждающее его правовой статус. Удостоверение народного дружинника подписывается командиром дружины и скрепляется печатью администрации органа местного самоуправления. Выдача удостоверений народного дружинника регистрируется в журнале выдачи удостоверений, который ведется командиром дружины. При отчислении народного дружинника из дружины удостоверение подлежит изъятию.
Глава 3. Обязанности, права и ответственность добровольных народных дружинников по охране общественного порядка
Статья 8. Обязанности добровольного народного дружинника по охране общественного порядка
1. Добровольный народный дружинник по охране общественного порядка, исполняя общественные обязанности, участвует в обеспечении общественного порядка и обязан:
а) соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;
б) оказывать в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), правоохранительных органов, в случае их обращения, содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;
в) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
г) добровольный народный дружинник, исполняя общественные обязанности, участвует в обеспечении общественного порядка и обязан оказывать содействие сотрудникам правоохранительных органов по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел;
д) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
е) соблюдать установленные в добровольной народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве - старшего наряда дружинников;
ж) иметь при себе удостоверение добровольного народного дружинника, нарукавную повязку дружинника. При обращении к гражданам или должностным лицам добровольный народный дружинник обязан представиться и предъявить удостоверение добровольного народного дружинника;
з) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки.
2. Принимая участие в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, добровольные народные дружинники обязаны выполнять их законные распоряжения.
Статья 9. Права добровольных народных дружинников по охране общественного порядка
Добровольный народный дружинник по охране общественного порядка при исполнении им обязанностей, возложенных на него настоящим законом, имеет право:
а) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;
б) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
в) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в органы внутренних дел, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, при активном неповиновении или сопротивлении правонарушителей применять к ним физическую силу в пределах права на необходимую оборону;
г) оказывать содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
д) участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;
е) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с органом внутренних дел или штабом добровольной народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности.
Глава 4. Гарантии правовой и социальной защиты добровольных народных дружинников по охране общественного порядка. Меры поощрения и взыскания
Статья 10. Гарантии правовой защиты добровольных народных дружинников по охране общественного порядка
1. Добровольный народный дружинник по охране общественного порядка при исполнении возложенных на него обязанностей находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами.
2. Добровольный народный дружинник по охране общественного порядка при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями политических партий, общественных объединений и движений.
3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия добровольного народного дружинника по охране общественного порядка, кроме лиц, уполномоченных на это настоящим законом. Никто не имеет право принуждать добровольного народного дружинника по охране общественного порядка исполнять обязанности, которые не возложены на него настоящим законом.
При получении указаний, противоречащих закону, добровольный народный дружинник по охране общественного порядка обязан руководствоваться законом.
Статья 11. Гарантии социальной защиты добровольных народных дружинников по охране общественного порядка
1. В случае временной нетрудоспособности народного дружинника по охране общественного порядка, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, дружиннику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности по основному месту работы, независимо от стажа работы, в размере 100 процентов от оклада, а в случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине ему назначается пенсия по инвалидности в соответствии с действующим законодательством с компенсацией затрат из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
2. Членам семьи народного дружинника по охране общественного порядка, погибшего при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере, установленном для семьи рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания, в порядке, установленном действующим законодательством, с компенсацией затрат из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
3. Активным дружинникам по охране общественного порядка, отдежурившим годовую норму часов, предоставляются 3 дня к очередному отпуску за счет средств предприятий, учреждений и организаций по согласованию с республиканским общественным Советом добровольных народных дружин Республики Саха (Якутия) с компенсацией затрат из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Все дружинники по охране общественного порядка подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности.
5. Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) могут устанавливать и дополнительные, не предусмотренные настоящим законом гарантии социальной защиты дружинников по охране общественного порядка.
6. Ущерб, причиненный имуществу дружинника в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
7. Народные дружинники по охране общественного порядка имеют право на получение льготных путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Обязательность исполнения законных требований дружинника по охране общественного порядка
В случае временной нетрудоспособности народного дружинника по охране общественного порядка, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, дружиннику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности по основному месту работы, независимо от стажа работы, в размере 100 процентов от оклада, а в случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине ему назначается пенсия по инвалидности в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором.
Статья 13. Необходимая оборона и крайняя необходимость применительно к деятельности дружинника по охране общественного порядка
На деятельность дружинников по охране общественного порядка распространяется законодательство Российской Федерации о необходимой обороне и крайней необходимости.
Статья 14. Недопустимость вмешательства в действия дружинника по охране общественного порядка, посягательства на его жизнь, здоровье, честь и достоинство
1. Дружинник по охране общественного порядка при исполнении возложенных не# него обязанностей руководствуется только законом и находится под защитой государства.
2. Никто не вправе вмешиваться в законные действия дружинника по охране общественного порядка и не имеет права принуждать его исполнять обязанности, которые на него не возложены.
3. Посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство дружинника, находящегося при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Показания дружинника по охране общественного порядка
В соответствии с законодательством Российской Федерации показания дружинника по охране общественного порядка по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
Статья 16. Меры поощрения и взыскания
1. Для поощрения добровольных народных дружинников по охране общественного порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления, республиканский общественный Совет добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения.
Меры морального и материального поощрения могут применяться и к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности народных дружин по охране общественного порядка.
2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм добровольные народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами Республики Саха (Якутия).
Глава 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение добровольных народных дружин по охране общественного порядка
Статья 17. Оплата работы дружинников по охране общественного порядка
Дружинники выполняют возложенные на них обязанности в свободное от основной работы время как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Статья 18. Финансирование добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)
1. Порядок и условия осуществления государственной поддержки граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении общественного порядка в Республике Саха (Якутия), определяются Правительством Республики Саха (Якутия).
2. Финансирование добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия) может осуществляться из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), целевых бюджетных фондов Республики Саха (Якутия), бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств организаций и иных поступлений, не противоречащих законодательству.
3. Указанные средства направляются на обеспечение социальных гарантий добровольных народных дружинников по охране общественного порядка, оказание материальной помощи, организацию правового и специального обучения, финансирование расходов по содержанию и ремонту помещений, на приобретение или аренду необходимого автотранспорта, оборудования и индивидуальных средств защиты, изготовление или приобретение форменной одежды, символики, атрибутики и документации народных дружин в Республике Саха (Якутия) и другие расходы, необходимые для обеспечения их деятельности.
4. Выплата денежного содержания работникам аппарата Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия) осуществляется из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выделяемых на содержание Совета добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия).
Статья 19. Материально-техническое обеспечение деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)
1. Материально-техническое обеспечение деятельности добровольных народных по охране общественного порядка дружин в Республике Саха (Якутия) осуществляется за счет средств, выделяемых на ее финансирование.
2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления обеспечивают добровольные народные дружины по охране общественного порядка необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
3. Здания, строения и помещения, предоставляемые добровольным народным дружинам по охране общественного порядка, передаются дружинам в оперативное управление или безвозмездное пользование и не подлежат изъятию без предоставления равнозначного помещения.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 20. Контроль за деятельностью добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)
Контроль за деятельностью добровольных народных дружин по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия) осуществляют в пределах своих полномочий уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и правоохранительные органы.
Статья 21
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 г. N 1054-III "О проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия
Текст постановления официально опубликован не был