Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)", внесенный народными депутатами Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильевым, Д.Н. Гороховым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Отдел законодательства субъектов Российской Федерации, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Республике Саха (Якутия) Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, народным депутатам Республики Саха (Якутия), в представительные органы местного самоуправления для замечаний и предложений.
Установить, что замечания и предложения к указанному законопроекту направляются в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству до 25 июня 2006 года.
3. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству (А.Н. Ким-Кимэн) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель |
Н. Тимофеев |
г. Якутск
30 мая 2006 года
ГС N 1669-III
Проект
Закон
Республики Саха (Якутия)
О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Пределы действия настоящего закона
1. Настоящий закон определяет правовые основы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий Республики Саха (Якутия), их место в системе государственных органов Республики Саха (Якутия).
2. Настоящий закон имеет прямое действие.
3. В случае внесения в настоящий закон изменений, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов и референдумов, в период проведения избирательной кампании, кампании референдума они вступают в силу после окончания избирательной кампании, кампании референдума.
4. Основные понятия и термины, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 2. Правовая основа организации и деятельности территориальных избирательных комиссий
Статус, порядок формирования, порядок деятельности и полномочия территориальных избирательных комиссий Республики Саха (Якутия) (далее - территориальные избирательные комиссии) в системе избирательных комиссий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим законом, иными законами Республики Саха (Якутия), решениями вышестоящих избирательных комиссий, принятых в пределах их компетенций.
Статья 3. Задачи территориальных избирательных комиссий
Территориальные избирательные комиссии формируются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществления подготовки и проведения выборов и референдумов на соответствующей территории Республики Саха (Якутия).
Статья 4. Принципы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий
1. Организация и деятельность территориальных избирательных комиссий осуществляются открыто и гласно.
2. Деятельность территориальных избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
3. Территориальные избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность территориальных избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
4. Информация о деятельности территориальных избирательных комиссий является открытой, за исключением информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа.
Глава 2. Статус территориальных избирательных комиссий
Статья 5. Правовой статус территориальных избирательных комиссий
1. Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Республики Саха (Якутия).
2. Территориальные избирательные комиссии формируются и осуществляют свои полномочия в пределах одной административно-территориальной единицы Республики Саха (Якутия) с учетом границ муниципальных образований.
3. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии составляет 4 года. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
4. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. Полномочия территориальной избирательной комиссии прекращаются со дня первого заседания комиссии в новом составе.
Территориальные избирательные комиссии, образованные на территории с числом избирателей более 30 000 человек, обладают статусом юридического лица.
5. Территориальная избирательная комиссия со статусом юридического лица имеет в управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке, в пределах выделенных средств имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, осуществлять все процессуальные права и обязанности, связанные с действующим законодательством, имеет круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами с черно-белым оттиском.
6. Территориальные избирательные комиссии не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.
7. При проведении референдума Российской Федерации, республиканского референдума территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума, а в случаях, предусмотренных законом, при проведении местного референдума территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий местного референдума на основании решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Обязательность решений и иных актов территориальных избирательных комиссий
1. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
2. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями, кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями, организациями, должностными лицами, избирателями и участниками референдума. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
Статья 7. Порядок рассмотрения обращений территориальными избирательными комиссиями
1. Территориальные избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения, а представленные ими письменные объяснения и иные документы должны быть приобщены к обращению.
2. Решение и иные акты территориальной избирательной комиссии, противоречащие закону либо принятые с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить территориальной избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если территориальная избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
3. В случае принятия жалобы, заявления к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой, заявлением в территориальную избирательную комиссию либо иную вышестоящую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы, заявления до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы, заявления комиссия прекращает ее рассмотрение и извещает об этом автора жалобы, заявления.
Статья 8. Представления территориальных избирательных комиссий
1. Территориальные избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в статье 7 настоящего закона, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, а если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся территориальную избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
2. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума федерального закона, закона Республики Саха (Якутия) о выборах и референдумах территориальная избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
Статья 9. Контроль за соблюдением законодательства о выборах и референдумах
1. Территориальная избирательная комиссия обязана контролировать соблюдение требований законодательства о выборах и референдумах. Осуществляемый территориальной избирательной комиссией контроль не может ограничиваться рассмотрением жалоб и заявлений о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме. При выявлении нарушений законодательства комиссия обязана немедленно принимать предусмотренные законами меры по их устранению.
2. Территориальная избирательная комиссия обязана отменять решения нижестоящих комиссий, противоречащие действующему законодательству. При отмене решения нижестоящей комиссии территориальная избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса либо обязать комиссию, принявшую отмененное решение, повторно рассмотреть вопрос.
3. Территориальная избирательная комиссия вправе признать действия или бездействия нижестоящих комиссий (их должностных лиц) не соответствующими закону. При признании действия или бездействия не соответствующим закону территориальная избирательная комиссия обязывает соответствующую комиссию (соответствующее должностное лицо) совершить необходимые действия в соответствии с требованиями закона. В целях устранения нарушений избирательного законодательства территориальная избирательная комиссия вправе совершить необходимые действия, входящие в ее полномочия, не запрещенные действующим законодательством.
4. При рассмотрении вопросов о нарушении законных прав и интересов граждан и организаций территориальная избирательная комиссия должна исходить из необходимости немедленного восстановления нарушенного права.
5. При выявлении данных, указывающих на наличие состава преступления или административного правонарушения, территориальная избирательная комиссия обязана принять меры по пресечению незаконной деятельности и привлечению виновных к ответственности, в том числе обратиться в соответствующие органы государственной власти.
6. В составе территориальной избирательной комиссии должен быть член комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный решением комиссии составлять протоколы об административных правонарушениях.
Статья 10. Содействие в реализации территориальными избирательными комиссиями их полномочий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
2. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять территориальным избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в установленном законом порядке избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
4. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять территориальным избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения территориальных избирательных комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются территориальным избирательным комиссиям бесплатно.
Глава 3. Состав и порядок формирования территориальных избирательных комиссий
Статья 11. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий
1. Формирование территориальных избирательных комиссий проводится открыто и гласно, в предусмотренные настоящим законом сроки.
2. Территориальные избирательные комиссии формируются в пределах административно-территориальных единиц Республики Саха (Якутия). По решению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий.
3. Перечень территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию, а также количественный состав каждой комиссии определяются Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). Решение об утверждении перечня территориальных избирательных комиссий, их количественном составе и назначении членов подлежит официальному опубликованию.
4. Количественный состав территориальной избирательной комиссии определяется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) с учетом местных условий, числа избирателей, зарегистрированных на территории, на которую распространяются полномочия указанной территориальной избирательной комиссии, средств, выделяемых из республиканского бюджета на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий.
5. Территориальные избирательные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) на основе предложений, указанных в части 8 настоящей статьи, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.
6. В целях обеспечения соблюдения требований законодательства о составе и порядке формирования территориальных избирательных комиссий, назначению членов комиссии может предшествовать проведение консультаций с политическими партиями, общественными объединениями, представительными органами местного самоуправления.
7. Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представительном органе соответствующего муниципального образования, общественных объединений.
8. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поступивших предложений:
1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
3) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.
9. В состав территориальной избирательной комиссии может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной территориальной избирательной комиссии.
10. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
11. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) не ранее чем за 75 и не позднее чем за 60 дней до дня истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии публикует в средствах массовой информации либо обнародует иным способом сообщение о предстоящем формировании соответствующей территориальной избирательной комиссии. Предложения в новый состав территориальной избирательной комиссии принимаются Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня обнародования указанного в настоящей части сообщения.
12. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) принимает решение о формировании нового состава территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока полномочий предыдущего состава территориальной избирательной комиссии.
13. При назначении в состав территориальной избирательной комиссии гражданина Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) обязана получить его письменное согласие на вхождение в состав этой территориальной избирательной комиссии. До получения согласия гражданин должен быть уведомлен об ограничениях, связанных со статусом члена территориальной избирательной комиссии.
14. До назначения члена территориальной избирательной комиссии Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) обязана проверить соответствие представленной кандидатуры и порядка ее выдвижения требованиям законодательства. В случае несоответствия предлагаемой кандидатуры или порядка ее выдвижения требованиям законодательства о данных обстоятельствах немедленно извещается политическая партия, общественное объединение, представительный орган местного самоуправления, представившие кандидатуру.
15. Назначение членов территориальной избирательной комиссии производится на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия). На заседании комиссии вправе присутствовать кандидаты в состав комиссии, а также представители политических партий, общественных объединений, внесших представления по кандидатурам в состав комиссии. Назначенным считается кандидат, получивший поддержку более половины членов Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
16. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
17. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с частью 8 настоящей статьи, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в части 10 настоящей статьи).
18. Председатель территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и обладающей статусом юридического лица, работает в комиссии на постоянной (штатной) основе. Число членов территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и обладающей статусом юридического лица, с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, определяется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия).
19. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
20. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
1) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
2) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
3) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
4) смерти члена комиссии;
5) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
6) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со статьей 27 настоящего закона.
Статья 12. Порядок возложения полномочий территориальной избирательной комиссии на избирательную комиссию муниципального образования и полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию
1. По решению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), принятому по согласованию с представительным органом местного самоуправления муниципального образования, на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования на срок ее полномочий могут возлагаться полномочия территориальной избирательной комиссии.
2. По решению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления муниципального образования, на территориальную избирательную комиссию на срок ее полномочий могут возлагаться полномочия избирательной комиссии муниципального образования. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.
Глава 4. Полномочия и организация деятельности территориальных избирательных комиссий
Статья 13. Полномочия территориальных избирательных комиссий
1. Территориальная избирательная комиссия:
1) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
2) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
3) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
4) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
5) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует и обеспечивает целевое использование указанных средств;
6) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
7) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
8) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Конституцией Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия), настоящим законом;
10) представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
2. Территориальная избирательная комиссия, имеющая статус юридического лица, обладающая полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи:
1) осуществляет на соответствующей территории реализацию мер по повышению политической и правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса;
2) осуществляет взаимодействие с региональными отделениями политических партий, общественных объединений;
3) проводит обучение членов территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, профессиональную подготовку резерва кадров территориальных и участковых избирательных комиссий;
4) осуществляет организационно-методическую и аналитическую работу, подготовку методических пособий;
5) обеспечивает совершенствование взаимодействия с органами местного самоуправления, органами регистрационного учета граждан по формированию и актуализации баз данных о зарегистрированных избирателях, участниках референдума;
6) устанавливает взаимодействие со средствами массовой информации в интересах широкого информирования избирателей;
7) осуществляет правовое просвещение избирателей, повышение правовой культуры иных участников избирательного процесса;
8) проводит расчеты по финансированию предстоящих избирательных кампаний, разработку смет расходов, подготовку предложений в соответствующие бюджеты с учетом сроков бюджетного процесса;
9) взаимодействует с органами местного самоуправления по подготовке к выборам депутатов представительного органа муниципального образования и выборных должностных лиц муниципального образования, разработке схемы избирательных округов;
10) разрабатывает методические материалы, пособия в помощь окружным и участковым избирательным комиссиям по предстоящим выборам;
11) осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС), судами, военными комиссариатами, государственными учреждениями исполнения наказаний (ГУИН) по ведению подрегистра регистрации (учета) избирателей и участников референдума (ПРИУР);
12) сотрудничает с местными отделениями политических партий, общественными объединениями по вопросам участия в выборах, формирования окружных и участковых избирательных комиссий;
13) участвует в избирательных спорах, в том числе в судах;
14) обеспечивает сохранность технического оснащения, технологического оборудования избирательных комиссий;
15) обеспечивает сохранность избирательной документации, ее подготовку к передаче в архивные органы;
16) проводит анализ прошедших избирательных кампаний, сбор и обработку статистических данных, связанных с выборами и референдумами, и ведение исторических формуляров по деятельности избирательных комиссий.
Статья 14. Порядок назначения и избрания руководителей территориальной избирательной комиссии
1. Председатель территориальной избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия). При назначении на должность председателя территориальной избирательной комиссии учитываются наличие высшего образования и опыт работы по организации и проведению выборов.
2. Заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Голосование по избранию заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии должно быть осуществлено в ходе одного заседания.
3. Выдвижение кандидатур на должность заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии осуществляется председателем территориальной избирательной комиссии, а при отсутствии его инициативы членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также путем самовыдвижения. Кандидат вправе подать заявление об отказе от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который принимается территориальной избирательной комиссией без обсуждения и голосования.
4. Территориальная избирательная комиссия до начала голосования вправе провести обсуждение по кандидатурам на должности заместителя председателя и секретаря комиссии.
5. Избранными заместителем председателя и секретарем территориальной избирательной комиссии, в том числе по итогам второго тура голосования, считаются кандидаты, получившие в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
6. В случае, если в бюллетень для голосования было включено два или более кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов территориальной избирательной комиссии, проводятся следующие процедуры: если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов; при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов; если два и более кандидатов, следующих по порядку в бюллетене за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования. Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов, начиная с выдвижения, повторяется до избрания.
7. Избрание заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии оформляется решением комиссии, копия которого незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия).
8. Заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности решением комиссии. На этом же заседании комиссия обязана избрать нового заместителя председателя и секретаря комиссии по правилам, установленным настоящей статьей.
9. В случае временного отсутствия председателя комиссии обязанности председателя исполняет заместитель председателя комиссии.
10. В случае временного отсутствия заместителя председателя и (или) секретаря комиссии исполнение их обязанностей по решению комиссии может быть возложено на членов комиссии с правом решающего голоса.
Статья 15. Порядок проведения заседаний территориальной избирательной комиссии
1. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
2. Территориальная избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов территориальной избирательной комиссии. Со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
3. В случае, если полномочия территориальной избирательной комиссии истекают в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которой она участвует, срок полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
4. Заседания территориальной избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Указанное требование в письменной форме представляется председателю комиссии. Заседание комиссии проводится в срок, предлагаемый данными членами избирательной комиссии или не позднее чем в недельный срок со дня поступления письменного требования, а в день выборов - незамедлительно.
5. Заседания территориальной избирательной комиссии проводятся по месту ее нахождения. Комиссия, в случае необходимости, вправе принять решение о проведении заседания вне места ее нахождения в пределах территории административно-территориальной единицы.
6. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях территориальной избирательной комиссии.
7. Заседание территориальной избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
8. Председательствует на заседаниях территориальной избирательной комиссии председатель комиссии (лицо, временно исполняющее его обязанности). В случае отсутствия на заседании председателя комиссии (лица, временно исполняющего его обязанности) обязанности председательствующего исполняет заместитель председателя комиссии.
9. На каждом заседании территориальной избирательной комиссии составляется протокол заседания комиссии. Протокол должен быть изготовлен и подписан не позднее чем через два дня после заседания комиссии. При наличии технических средств возможно параллельное проведение аудиовидеозаписи заседания комиссии.
10. Территориальная избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым территориальной избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
11. Территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдумов. Информация о ходе выполнения планов рассматривается на заседании комиссии в установленные сроки, но не реже одного раза в полугодие.
12. Принимаемые территориальной избирательной комиссией акты называются решениями. Решения принимаются только на заседании комиссии по результатам голосования членов комиссии с правом решающего голоса.
13. В каждом решении должны быть указаны дата и место принятия решения, наименование комиссии, вынесшей решение, нормативные акты, которыми руководствовалась комиссия, обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения.
14. Решения территориальной избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
15. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего закона.
16. Территориальная избирательная комиссия рассматривает вопросы, входящие в ее компетенцию, в соответствии с утвержденной повесткой дня. Предложения по повестке дня вносятся членами территориальной избирательной комиссии, а также членами вышестоящих избирательных комиссий, присутствующих на заседании. Немотивированный отказ в рассмотрении вопроса не допускается.
17. В целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий территориальная избирательная комиссия вправе создавать рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников аппарата территориальной избирательной комиссии с привлечением по гражданско-правовым договорам иных лиц, обладающих необходимыми познаниями. Об юридически значимых действиях рабочей группы составляется протокол, подписываемый всеми членами группы.
18. Решения территориальной избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
19. При принятии территориальной избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя территориальной избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
20. Решения и протоколы территориальной избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
21. Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
22. Нормативные решения территориальной избирательной комиссии вступают в силу с момента их опубликования, если иной срок не определен федеральным законом, законом Республики Саха (Якутия), решением комиссии об утверждении акта. Иные решения вступают в силу с момента принятия. Неопубликованные нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и организаций, применению не подлежат.
Статья 16. Финансовое обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий
1. Финансирование расходов территориальных избирательных комиссий, связанных с подготовкой и проведением соответствующих выборов, референдумов и задачами, предусмотренными настоящим законом, производится за счет средств соответствующего бюджета в установленном законами порядке.
2. Ассигнования на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий, в том числе и территориальных избирательных комиссий, обладающих статусом юридического лица, включаются в состав расходов на обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), предусмотренных отдельной строкой в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.
3. Смета расходов на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий, обладающих статусом юридического лица, рассматривается и утверждается на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) в пределах денежных средств, выделенных на обеспечение ее деятельности.
4. Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов территориальных избирательных комиссий и работников их аппаратов, а также иные условия их деятельности устанавливаются указами Президента Республики Саха (Якутия) и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
5. В случае, если на территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования, финансовое обеспечение ее деятельности, вознаграждение всех членов комиссии производится за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, за исключением денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов территориальной избирательной комиссии и работников ее аппарата. В этом случае финансовое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии производится за счет средств бюджета муниципального образования, а данные расходы предусматриваются отдельной строкой в бюджете соответствующего муниципального образования. Смета расходов на обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования, рассматривается и утверждается на заседании территориальной избирательной комиссии в пределах денежных средств, выделенных из бюджета муниципального образования на обеспечение ее деятельности.
6. Территориальная избирательная комиссия ведет раздельный учет и отчетность по средствам, полученным из бюджетов различного уровня.
7. Отчеты и иные сведения об использовании средств соответствующего бюджета, выделенных на обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии, представляются соответственно Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) и представительному органу соответствующего муниципального образования в порядке, установленном законодательством.
8. Председатель территориальной избирательной комиссии распоряжается денежными средствами комиссии и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья 17. Аппарат территориальной избирательной комиссии со статусом юридического лица
1. Территориальные избирательные комиссии, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты для обеспечения правовой, информационно-аналитической, материально-технической деятельности комиссий, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно в пределах средств, выделенных ей из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Работники аппаратов территориальных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, замещают соответственно должности государственной службы Республики Саха (Якутия), определяется# законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия). Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности государственной службы работников аппаратов комиссий устанавливается соответственно республиканскими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия). Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работников аппаратов комиссий.
2. Права, обязанности и ответственность работников аппарата территориальной избирательной комиссии определяются действующим законодательством.
3. Перечень должностей работников аппарата территориальной избирательной комиссии включается в соответствующий нормативный акт Республики Саха (Якутия), регламентирующий положение о реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия).
4. Денежное содержание и иные выплаты работникам аппарата территориальной избирательной комиссии осуществляются за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выделяемых в установленном законом порядке на обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии, подготовку и проведение выборов, референдумов.
5. Территориальная избирательная комиссия вправе в пределах выделенных ей средств привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, внештатных работников по гражданско-правовым договорам.
Глава 5. Статус членов территориальных избирательных комиссий
Статья 18. Правовые ограничения для назначения членов территориальных избирательных комиссий
1. Членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
4) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
5) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица Республики Саха (Якутия) (руководители высших исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), главы местных администраций;
6) судьи, прокуроры;
7) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
8) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
9) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
10) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
11) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
12) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
13) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
2. Положения пунктов 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи не распространяются на членов территориальных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
3. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
4. Члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса выдается удостоверение. Образец удостоверения устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). При прекращении полномочий удостоверение подлежит возврату.
5. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением полномочий члена избирательной комиссии.
6. Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.
7. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии не могут быть переданы другому лицу.
Статья 19. Порядок досрочного освобождения от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии и назначения нового члена комиссии
1. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) в случае:
1) подачи членом территориальной избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
2) появления оснований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 18 настоящего закона, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных пунктами 1, 2 и 13 части 1 статьи 18 настоящего закона.
2. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 18 настоящего закона, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
3. Если Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) заявления члена территориальной избирательной комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена территориальной избирательной комиссии принимается территориальной избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
4. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), обязана назначить нового члена территориальной избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 21, статьями 22 - 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае невыполнения данного требования нового члена территориальной избирательной комиссии назначает Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 20. Гарантии прав члена территориальной избирательной комиссии
1. Члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в территориальной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления территориальной избирательной комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах соответствующих бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
2. В соответствии с федеральным законодательством член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора соответствующего улуса (района).
3. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
4. Члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не освобожденному от основной работы (в том числе государственной либо муниципальной службы), производится дополнительная почасовая оплата труда по подготовке и проведению выборов и референдума согласно действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 21. Полномочия руководителей территориальной избирательной комиссии
1. Председатель территориальной избирательной комиссии:
1) представляет территориальную избирательную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебными органами, организациями, общественными объединениями и гражданами;
2) созывает заседания территориальной избирательной комиссии и председательствует на них;
3) распределяет обязанности между членами территориальной избирательной комиссии для организации работы по исполнению ее решений, дает отдельные поручения членам территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса;
4) приглашает для участия в заседаниях территориальной избирательной комиссии граждан, должностных лиц, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений;
5) представляет территориальную избирательную комиссию в судах, выдает доверенности на представление интересов территориальной избирательной комиссии в судах другим лицам;
6) распоряжается бюджетными средствами, выделенными территориальной избирательной комиссии в установленном порядке;
7) осуществляет контроль за реализацией решений территориальной избирательной комиссии;
8) подписывает решения комиссии, а также иные документы комиссии;
9) заключает от лица комиссии договоры, соглашения;
10) заключает трудовые договоры с физическими лицами, привлекаемыми к работе в комиссии;
11) руководит работой комиссии;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим законом.
2. Председатель территориальной избирательной комиссии со статусом юридического лица издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его ведению.
3. Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии оказывает содействие председателю в осуществлении возложенных на него полномочий, выполняет поручения председателя, а в отсутствие председателя выполняет по его поручению функции председателя территориальной избирательной комиссии.
4. Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии:
1) организует работу по конкретным направлениям деятельности комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами комиссии;
2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим законом.
5. Секретарь территориальной избирательной комиссии осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний территориальной избирательной комиссии, оформляет принятые решения, протоколы заседаний территориальной избирательной комиссии и другие акты территориальной избирательной комиссии, организует ведение делопроизводства, обеспечивает сохранность документов территориальной избирательной комиссии и передачу их в архив, выполняет другие поручения председателя территориальной избирательной комиссии.
6. Секретарь территориальной избирательной комиссии:
1) обеспечивает подготовку заседаний комиссии, вносимых на ее рассмотрение вопросов;
2) организует перспективное и текущее планирование деятельности комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
3) обеспечивает доведение решений и иных материалов комиссии до сведения членов территориальной избирательной комиссии, участковых избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, должностных лиц;
4) подписывает решения комиссии, протоколы заседания комиссии;
5) выполняет поручения председателя комиссии;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим законом.
Статья 22. Особенности статуса членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса
1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию по одному члену территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
2. Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица Республики Саха (Якутия) (руководители высших исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), главы местных администраций, судьи, прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
3. Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
4. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена территориальной избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
5. За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Статья 23. Права членов территориальных избирательных комиссий
1. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса имеет права и обязанности, позволяющие территориальной комиссии реализовывать свои полномочия в полном объеме.
2. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса имеет право:
1) участвовать в мероприятиях, организуемых территориальной избирательной комиссией;
2) выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным на выборные должности в территориальной избирательной комиссии.
3. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан:
1) руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), настоящим законом;
2) лично участвовать в работе комиссии;
3) выполнять поручения комиссии, ее должностных лиц.
4. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. О времени и месте заседания член комиссии уведомляется заблаговременно. В случае, если член комиссии по уважительной причине не может прибыть на заседание комиссии, он обязан своевременно известить об этом председателя или секретаря избирательной комиссии.
5. Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса организуют работу по конкретным направлениям деятельности комиссии, определяемым регламентом комиссии, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.
6. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
1) вправе выступать на заседании территориальной избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции территориальной избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
2) вправе задавать другим участникам заседания территориальной избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
3) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
4) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
5) вправе обжаловать действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
7. Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная территориальная избирательная комиссия.
8. Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
1) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов, референдума;
4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции территориальной избирательной комиссии, и подписывать решения территориальной избирательной комиссии;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящей части не могут служить основанием для отказа члену территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
9. Члены комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 24. Ответственность членов территориальных избирательных комиссий
За нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также за нарушение организации работ по конкретным направлениям деятельности территориальной избирательной комиссии, определяемым настоящим законом, члены территориальных избирательных комиссий несут уголовную, административную либо иную ответственность, предусмотренную федеральными законами по этим направлениям.
Глава 6. Гласность в деятельности территориальных избирательных комиссий
Статья 25. Гласность в деятельности территориальных избирательных комиссий
1. На всех заседаниях территориальной избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении территориальной комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящей комиссии и работники ее аппарата, кандидат, зарегистрированный вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при установления итогов голосования, итогов референдума на соответствующей территории вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. При проведении досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в территориальной избирательной комиссии, могут присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
3. Решения территориальной избирательной комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены соответствующим законом.
Глава 7. Обжалование решений и действий (бездействия) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц
Статья 26. Обжалование решений и действий (бездействия) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц
1. Решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд соответствующего уровня в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Решения суда, а также решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения соответствующей территориальной избирательной комиссией.
Статья 27. Расформирование территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия может быть расформирована судом в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. В случае расформирования территориальной избирательной комиссии в период избирательной кампании, кампании референдума комиссия формируется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) в новом составе не позднее чем через три дня после вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании, кампании референдума территориальная избирательная комиссия формируется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) не позднее чем через один месяц со дня вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума).
Глава 8. Заключительные и переходные положения
Статья 28. Вступление е силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. ГС N 1669-III "О проекте закона Республики Саха (Якутия) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления официально опубликован не был