Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) остается крайне неудовлетворительным.
Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил, в среднем 70 %, при этом столовых на сырье - 65,3 %, столовых-доготовочных - 5 %, буфетов - 28,5 %, отсутствует питание в 8 школах (1,2 %). Горячее питание организовано 77,7 % в начальных классах, 67 % в 5 - 11 классах. Только 3,7% школьников получают горячую пишу 2 раза в день (завтрак и обед) в 24 школах республики.
Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Алданском, Анабарском, Ленском районах по причине отсутствия питания в 8 школах данных районов. Также в Булунском районе горячее питание организовано в 33 % школ, Верхоянском - 5 %, С-Колымском - 18 %, У-Алданском - 55 %.
В ряде районов отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность. (Абыйский (100 %), Вилюйский (69 %), С-Колымский (81 %), Олекминский (80 %), Таттинский (100 %), Чурапчинский районы (88 %)#.
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд. Проведена оценка 360 меню, из которых третья часть не соответствует требованиям по калорийности, составу основных пищевых веществ.
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам#.
Количество неудовлетворительных проб готовых блюд по микробиологическим показателям составляет в Таттинском районе - 26 %, Олекминском - 19 %, Кобяйском - 18 %, Жиганском - 11 %.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств, однако, ни одна школа не проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции, не во всех школах имеются условия для ее хранения.
Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
Средняя стоимость горячего завтрака в сельских районах достигает до# 20 - 45 рублей, фактически выделяется только 3 рубля 55 копеек, 6 рублей 10 копеек для детей из малоимущих семей.
Практически во всех школах практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его не своевременный# ремонт и замена, имеет место дефицит кухонной и столовой посуды. Так, пищеблоки оборудованы технологическим и холодильным оборудованием только на 70%, при этом большая часть оборудования несовременная, устаревшая.
Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи.
Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
Так, в 2005 - 2006 учебном году по России зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия):
1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. Рассмотреть вопрос о восстановлении льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая, старшие) и по организации горячего питания для учащихся.
2. Начальникам Территориальных отделов Роспотребнадзора, их заместителям в районах, представительствам Роспотребнадзора, специалистам Роспотребнадзора в районах:
2.1. Провести проверку организации питания детей в общеобразовательных учреждениях, обращая особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
При проведении проверки осуществляется контроль выполнения требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также выполнения предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих Госсанэпиднадзор в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
По результатам проверки должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
2.2. Совместно с органами управления образованием в районах проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым оборудованием и внести на рассмотрение в Муниципальные образования районов предложения по:
2.2.1. Оптимизации питания;
2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков;
2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в Территориальное управление Роспотребнадзора в срок до 1 марта 2007 года.
3. Рекомендовать Министерству образования Республики Саха (Якутия):
3.1. Представить в Правительство Республики Саха (Якутия) предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
3.2. Оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3.3. Внедрить в практику организации питания общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ.
3.4. Разработать программы по обучению детей принципам здорового питания.
4. Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в РС (Я) обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
Нумерация приводится в соответствии с источником
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) В.П. Григорьева.
Главный санитарный врач |
А.П. Протодьяконов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19 сентября 2006 г. N 26 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях"
Текс постановления официально опубликован не был