Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Г. Захарова, В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, Н.Е. Полятинского, В.Т. Филиппова, изучив по требованию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера PC (Я) вопрос о принятии ходатайства к рассмотрению, в заседании установил:
1. В ходатайстве Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (Далее АКМНС PC (Я)) ставится вопрос о необходимости проверки конституционности Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность и собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Далее - Постановление N 3020-1).
Как следует из ходатайства, АКМНС PC (Я) обеспокоена тем, что передача в собственность РФ имущественного комплекса ПНО "Якуталмаз" принадлежащего Республике Саха (Якутия), что как полагает ходатайствующая сторона, "приведет к отмене Договора "Об аренде имущественного комплекса ПНО "Якуталмаз"и соответственно АК Алроса" перестанет перечислять в госбюджет Республики Саха (Якутия) арендные платежи. В этом случае Республика Саха (Якутия) прекратит финансирование традиционных отраслей.
Считая, что возможность передачи имущественного комплекса ПНО "Якуталмаз" в федеральную собственность обосновывается Постановлением N 3020-1, ходатайствующая сторона просит проверить соответствие его положений Конституции РСФСР 1978 года и п.п. "Г" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации 1993 года.
2. Права Республики Саха (Якутия) на имущественный комплекс ПНО "Якуталмаз" связаны с Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 года N 1580 "Об образовании акционерной компании "Алмазы России". Согласно этому Указу в собственность Республики Саха (Якутия) были переданы основные фонды и другое имущество ПНО "Якуталмаз", а за Российской Федерацией закреплялись предприятия ПНО "Якуталмаз", находившиеся в момент вступления в силу Указа, за пределами Якутии. Указом был решен вопрос и о длительной аренде этого имущества акционерной компанией "Алмазы России-Саха".
В части распределения объектов собственности между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией Указ не выходил за рамки Федерального закона от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР", так как Закон допускает возможность нахождения у субъекта на праве собственности бюджетообязующего предприятия, призванного гарантировать выполнение им своих конституционно-правовых полномочий.
В свое время как названный Федеральный закон, так и приведенный выше Указ Президента Российской Федерации не были признаны противоречащими действовавшей Конституции РСФСР. Более того, Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года, по сути, подтверждал имущественные права республик в составе Федерации.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" не направлено на перераспределение объектов имущественных отношений, судьба которых к его выходу уже была определена.
Конституция Российской Федерации 1993 года в ст. 35 закрепляет принцип стабильности имущественных отношений и признает субъектов Российской Федерации субъектами государственной собственности (ч. 2 ст. 8). ГК РФ устанавливает, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Определяя титул собственника, ГК РФ признает законное добросовестное владение основой права собственности (ст. 209).
В соответствии с ГК РФ приобретение и прекращение права собственности на имущество могут устанавливаться лишь законом. Постановление N 3020-1 чертами закона не обладает. Между тем в соответствии с постановлением Съезда народных депутатов от 1 ноября 1991 года "О правовом обеспечении экономической реформы" Указы Президента Российской Федерации по вопросам собственности, компетенции, издаваемые в целях оперативного регулирования хода экономической реформы имели признаки закона.
3. Конституционный суд Республики Саха (Якутия), изучив материалы обращения, не находит оснований для принятия ходатайства к рассмотрению в виду его неподведомственности. Согласно ст. 88 Конституции Республики Саха (Якутия) и статьям 3, 97 конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд по обращению Ассоциации объединения малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) вправе разрешать дела о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) нормативных актов органов местного самоуправления. Между тем в ходатайстве ставится вопрос о проверке конституционности федерального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 3, 97, 55 (пункт 1) Закона "О Конституционном суде и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в связи с неподведомственностью Конституционному суду Республики Саха (Якутия), поставленного в нем вопроса.
2. Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
Д.Н. Миронов |
Секретарь |
В.Т. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2006 г. N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность и собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
Текст определения официально опубликован не был