Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 28 февраля 2005 г. N 3-04/05
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске, 28 февраля 2005 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 01.01.1996 года "О Пограничном режиме на территории Республики Саха (Якутия)", суд установил
01.01.1996 году был принят Указ Президента Республики Саха (Якутия) "О пограничном режиме на территории Республики Саха (Якутия)" (в редакции Указов от 15.11.2002 и от 07.04.2003 г.) и утвержденных им Правил пограничного режима на территории Республики Саха (Якутия). Указ Президента Республики Саха (Якутия) был опубликован в газете "Якутские ведомости" N 1, 1996 г.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Указа Президента РС (Я) и Правил пограничного режима в Республике Саха (Якутия) в виду их противоречия федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просит признать недействующими п. 4.2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) "О пограничном режиме на территории Республики Саха (Якутия)", п. 2.1 в части, абз. 1 п. 2.2 в части, п. 3, п. 3.1, п. 8.2 Правил пограничного режима в Республике Саха (Якутия), поскольку данные нормы закона противоречат федеральному законодательству.
Представитель Администрации Президента РС (Я) в суд не явился и обратился с ходатайством об отложении рассмотрении дела, что с учетом заявления прокурора подготовлен и согласован проект Указа, который находится на подписи у Президента РС (Я) и ввиду участия в другом процессе. Однако, суд считает неявку неуважительной, ранее заблаговременно были извещены, дело неоднократно по ходатайству было отложено рассмотрением, потому считать возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ответчика.
Представитель Управления МЮ РФ по РС (Я) Шавелкин Р.А. поддержал заявление Прокурора РС (Я) просит его удовлетворить.
Суд, выслушав пояснение участников судебного заседания, исследовав представленный материал, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основанием.
Пунктами 4.2 Указа и п. 8.2 Правил пограничного режима на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению на территориях, входящих в пограничную зону, выполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями, должностными и гражданами законодательства Российской Федерации о государственной границе.
Из приведенной нормы закона следует, что республиканский законодатель возложил обязанность на органы местного самоуправления обеспечить выполнения законодательства Российской Федерации т.е. наделил органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Однако такое положение противоречит ст. 4 и ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств.
Статьей 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ данных норм закона свидетельствует, что высшее должностное лицо республики не вправе своим указом наделять государственными полномочиями органы местного самоуправления.
Кроме того, пункт 8.2 Правил предусматривает контроль за их соблюдением на территории Республики Саха (Якутия).
Между тем, согласно ст. 29 ФЗ "О государственной границе Российской Федерации" контроль на своих территориях за выполнением законодательства осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельные контрольные функции в соответствии с установленными полномочиями осуществляются федеральными органами исполнительной власти во исполнение ст. 28 Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации".
Пунктами 2.1, 2.2 абзац 1 и 3 абзац 1 Правил пограничного режима на территории РС (Я) содержит понятие "гражданин Республики Саха (Якутия)". Данное положение противоречит Конституции Российской Федерации и ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", поскольку в федеральном законе установлен принцип единого гражданства РФ и отдельного гражданства субъектов РФ не предусмотрено.
Пункты 3 абзац 2 и п. 3.1 Правил о пограничном режиме РС (Я) предусматривает проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, хозяйственной, промысловой, научно-исследовательской, геологоразведочной и иной деятельности в пограничной зоне осуществляется с разрешения администрации улуса по согласованию с пограничными войсками и органами Министерства безопасности (УФСБ) РС (Я). Однако федеральный закон предусматривает разграничение территории в получении разрешения для проведения мероприятий.
Согласно ст. 18 Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации" проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений пограничных войск, в случаях если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов и пограничных войск. Потому в этой части оспариваемое положение Указа подлежит признанию недействующей.
Основание приведенное в заявлении о том, что в п. 3 абз. 2 и п. 3.1 Правил не указано об извещении времени, месте и ответственного лица, не состоятельно, поскольку разрешение на проведение мероприятий место, время, количество участников и ответственное лицо за их проведение и поддержание порядка предусмотрено Правилом пограничного режима РС (Я).
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Принимая подобные нормативные акты, высшее должностное лицо РС (Я) превысил свои полномочия. При таких обстоятельствах оспариваемые нормы закона должны быть признаны недействующими ввиду противоречия федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил
Удовлетворить заявление Прокурора Республики Саха (Якутия).
Признать пункт 4.2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 01.01.1996 года "О пограничном режиме на территории Республики Саха (Якутия)"; пункт 2.1 в части, абзац 1 пункта 2.2 в части, пункт 3, пункт 3.1, пункт 8.2 Правил пограничного режима в Республике Саха (Якутия), утвержденных этим Указом Президента Республики Саха (Якутия) недействующим в момента вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутские ведомости".
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.