Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
от 25 марта 2003 г. N 3-О
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, рассмотрев жалобу гражданина Седалищева Н.И. о нарушении его конституционных прав, установил:
1. Седалищев Н.И. обратился в Конституционный суд с просьбой проверить конституционность пункта 1 части 1 статьи 77 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 июля 1999 года "О выборах глав муниципальных образований", Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года "О назначении выборов глав муниципальных образований", п. 1 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 года "О местном референдуме" и Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 года "О назначении референдума на территории г. Якутска по вопросам местного самоуправления на 29 сентября 2002 года".
Поводом для обращения Седалищева Н.И. в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) послужило назначение органом государственной власти Республики Саха (Якутия) местных референдумов, назначение и проведение выборов глав муниципальных образований в улусах-районах, а также проведение выборов главы г. Якутска и депутатов представительного органа г. Якутска до принятия Устава муниципального образования г. Якутска.
Заявитель полагает, что согласно пункту 5 статьи 15 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" местный референдум назначается "представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом". Согласно пункту 5 статьи 10 этого федерального закона, если органы уполномоченные назначить выборы отсутствуют, то по заявлениям избирателей, органов государственной власти, Прокурора выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. Седалищев Н.И. ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года, согласно которому глава муниципального образования может быть избран только при наличии действующего Устава муниципального образования.
2. 11 декабря 2002 года Конституционный суд Республики Саха (Якутия) по запросу представительного органа муниципального образования "Нерюктяйинский наслег" вынес постановление по делу о проверке конституционности постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 года "О назначении местных референдумов на территориях Анабарского, Верхневилюйского, Горного, Жиганского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Момского, Намского, Нижнеколымского, Олекминского, Оймяконского, Среднеколымского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского улусов (районов) по вопросам местного самоуправления на 29 октября 2002 года".
В этом постановлении Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с учетом конкретно-исторической обстановки и переходного периода признал соответствующим Конституции положение статьи 8 Закона "О местном референдуме", где в качестве дополнительного варианта предусмотрена возможность назначения местного референдума Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
Выраженная в указанном постановлении правовая позиция Конституционного суда сохраняет свою силу, что является основанием к отказу в принятии жалобы Седалищева Н.И.
3. В соответствии с частью 3 статьи 3 конституционного Закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд проверяет по жалобам граждан конституционность закона Республики Саха (Якутия), примененного или подлежащего применению в конкретном деле. При этом жалоба гражданина в отношении какой-либо части закона является допустимой и подлежит рассмотрению Конституционным судом Республики Саха (Якутия), если закон применялся или подлежит применению к данному заявителю именно в этой части. Между тем положение пункта 1 части 1 статьи 77 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 июля 1999 года регулирует вопросы организации органов муниципальных образований, т.е. затрагивает публичные интересы всех граждан республики, и не касается индивидуализируемых по определению прав, интересов или благ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "часть 3 статьи 3" конституционного Закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде и конституционном судопроизводстве" следует читать как "пункт 3 части 1 статьи 3"
Постановления, в том числе имеющие нормативный характер, в контексте названного конституционного Закона, не подлежат проверке Конституционного суда республики на предмет выяснения их соответствия или несоответствия Конституции Республики Саха (Якутия).
Таким образом, жалоба гр. Седалищева Н.И. о проверке конституционности вышеперечисленных правовых актов по указанным выше основаниям не отвечает требованиям допустимости.
4. Из федерального законодательства и приведенного определения Верховного Суда Российской Федерации действительно можно делать выводы о том, избрание главы муниципального образования до утверждения Устава муниципального образования недопустимо. Одной из основных целей Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является обеспечение демократических, свободных выборов. В статье 23 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляется, что порядок проведения выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.
Статья 77 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 июля 1999 года "О выборах глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" предусматривает регулирование правоотношений, возникающих в условиях переходного периода от местных органов государственной власти к местному самоуправлению. Назначение первых выборов глав муниципальных образований Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) без сомнения являлось дополнительным обеспечением и гарантией реализации права граждан на местное самоуправление.
В г. Якутске 29 сентября 2002 года на местном референдуме был положительно решен вопрос о согласии граждан на введение должности главы муниципального образования, избираемого населением сроком на пять лет. На основании прямого выражения непосредственной воли избирателей 29 декабря 2002 года в г. Якутске прошли выборы главы муниципального образования. К настоящему времени Устав муниципального образования г. Якутска принят представительным органом и в соответствии с требованиями действующего законодательства зарегистрирован. 29 декабря 2002 года первые выборы глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) прошли организованно, с высокой явкой избирателей, без каких-либо существенных нарушений действующего законодательства. Все возможные требования к свободному волеизъявлению воли граждан соблюдены.
Рассмотрение конкретных споров, связанных с проведением местных референдумов и выборов возможно судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства и не подведомственно Конституционному суду.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 45, 55, частью 2 статьи 100 Закона "О Конституционном суде Республики (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению Конституционного суда Республики Саха (Якутия) жалобы гражданина Седалищева Н.И. о проверке конституционности положений части 1 пункта 1 статьи 77 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 июля 1999 года "О выборах глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" и пункта 1 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 года "О местном референдуме".
2. Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
|
Секретарь |
|
г. Якутск
25 марта 2003 г.
N 3-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2003 г. N 3-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Седалищева Н.И. о проверке конституционности положений части 1 пункта 1 статьи 77 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 июля 1999 года "О выборах глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" и пункта 1 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 года "О местном референдуме" ввиду неподведомственности поставленных в ней вопросов Конституционному суду Республики Саха (Якутия)
Текст определения предоставлен Конституционным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст определения официально опубликован не был