См также Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2007 г. N 8-О "О разъяснении постановления Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2007 года N 2-П по делу о проверке конституционности положений статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, В.А. Долгашевой, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием заявителя - главы муниципального образования "Орто-Нахаринский наслег" Ленского улуса (района) В.Г. Бурцева, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Ю. Оконешникова, представителя Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителя администрации муниципального образования "Ленский район" Т.А. Слипченко, представителя постоянной правительственной комиссии по вопросам административного устройства и географическим названиям Республики Саха (Якутия) А.И. Калмыковой, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) И.Г. Машковой рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Саха (Якутия) положений статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) 173-З N 353-III от 30 ноября 2004 года "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".
Поводом и основанием к рассмотрению дела послужили ходатайство главы муниципального образования "Орто-Нахаринский наслег" Ленского улуса (района) В.Г. Бурцева и обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемых законоположений.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, выступления сторон, других участников, исследовав документы, Конституционный суд установил:
1. В приложении 17.5 к статье 17 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" приводится картографическое описание границ сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег", образованного на территории одноименного наслега Ленского улуса (района). Границы вновь образованного сельского поселения установлены по черте населенных пунктов Орто-Нахара и Чамча. Остальная часть земель наслега, не вошедшая в состав территории сельского поселения, в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона, отнесена к межселенной территории муниципального района "Ленский район".
Заявитель считает, что законоположения, устанавливающие границы муниципального образования "Орто-Нахаринский наслег" не подлежат действию, поскольку они не соответствуют положениям частей 1 и 3 статьи 99 Конституции Республики Саха (Якутия). Заявитель утверждает, что существующие границы поселения установлены без учета исторически сложившихся земель наслега и не согласованы с мнением ее населения.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 1 статьи 87 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" принимает решение только по предмету обращения и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Это означает, что предметом рассмотрения являются положения статьи 17 Закона республики и приложения 17.5 в части установления границ сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег". Конституционный суд без соответствующего обращения не вправе давать в данном деле оценку конституционности законоположений в отношении установления границ других поселений Ленского района.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо части 1 статьи 87 имеется в виду часть 2 статьи 87 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве"
2. Вопрос о соотношении территорий муниципальных образований и территорий административно-территориальных единиц был предметом рассмотрения Конституционного суда. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в своем постановлении от 26 февраля 2006 г., раскрывая содержание части 1 статьи 99 Конституции республики, сформулировал правовую позицию, согласно которой данное положение устанавливает территориальную основу местного самоуправления, исходящую из административно-территориального устройства республики. Наслег, улус (район) выделены как базовые территории местного самоуправления. В другом постановлении от 15 марта 2006 года Конституционный суд установил, что территориальная организация местного самоуправления в границах наслегов, улусов (районов), города республиканского значения учитывает исторически установившиеся границы административно-территориальных единиц.
Установление границ муниципального образования не зависит от произвольного усмотрения органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Соблюдение указанных требований, как общих принципов территориальной организации местного самоуправления, обязательно и для территорий с низкой плотностью населения, где возможно образование межселенных территорий
Таким образом, законодательный орган при установлении территории сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег" должен исходить из ее привязанности к административно-территориальному устройству и руководствоваться Федеральным законом.
3. Границы наслегов Ленского улуса были установлены Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2000 года. При этом описание границ наслегов, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)", было согласовано с представительным органом - улусным Собранием депутатов. Орто-Нахаринский наслег расположен в северной части района, занимает территорию по смежеству с территориями города Ленска, Ярославского наслега, Пеледуйского наслега, Толонского наслега, Иркутской области, Мирнинского улуса, Мурбайского наслега.
Между тем в рассматриваемом Законе республики установлены ограничительные условия организации и осуществления местного самоуправления в сельских поселениях. Согласно картографическому описанию приложения 17.5 границы муниципального образования "Орто-Нахаринский наслег" установлены по черте поселений Орто-Нахара и Чамча. Вследствии этого в состав территории поселения не вошли земли сельскохозяйственного назначения, используемые населением под сенокосные угодья, пастбища, пашни, охотничьи угодья, для рыболовства, сбора дикорастущих растений. Указанные земельные участки закреплены за конкретными пользователями. В инвентаризационном акте земель указаны конкретные участки, площадь этих угодий, размер земельного налога, фамилии граждан-землепользователей, названия крестьянских хозяйств. Такие участки предназначены для ведения традиционного для жителей наслега видов хозяйственной деятельности и должны находиться в составе земель сельского поселения. Находясь во владении поселений, указанные земельные участки составляют экономическую основу местного самоуправления. Лишение поселения исконных земель, кроме территориальных и экономических потерь, приводит к отчуждению населения от решения вопросов охраны окружающей среды.
Как видно из статьи 17 Закона республики, при установлении границ поселений значительная часть земель вновь образованных сельских поселений отнесена к межселенным территориям района. Основными принципами, повлиявшими на выбор такого территориального разделения, по мнению представителя Ленского района, явились: наличие в районе общих вопросов межмуниципального характера; необходимость в общих для жителей всего района земель; возможность передачи в последующем земель поселениям; необходимость сохранения за районом контроля за использованием земель; отсутствия у поселений материально-финансовых средств для разграничения территорий в соответствии с Земельным и Градостроительным Кодексами. Вместе с тем, как установил Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области, подобные принципы в силу неопределенности содержания допускают их интерпретацию в качестве условий, ограничивающих местное самоуправление. Реализация указанных принципов при установлении границ поселений Ленского района противоречит Конституции республики и Федеральному закону.
Таким образом, установленные в статье 17 и приложении 17.5 Закона республики границы сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег" не соответствуют исторически сложившейся и фактически используемой территории наслега. При новом установлении границ поселения они должны быть включены в состав земель сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег".
4. Законодательное закрепление границ поселений входит в систему нормативных актов, составляющих правовую основу местного самоуправления. Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ установление границ вновь образованных муниципальных образований входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В установлении границ поселений органы местного самоуправления муниципального района какими-либо полномочиями не наделены. Представительный орган местного самоуправления не может рассматриваться как форма непосредственного участия населения в определении границ муниципального образования.
На день вступления в силу Федерального закона N 131-ФЗ на территории Ленского улуса (района) существовало муниципальное образование "Ленский улус (район)". В целях организации местного самоуправления на поселенческом уровне Закон республики учредил на территории наслегов района самостоятельные муниципальные образования, установил их границы, наделив статусом сельского поселения. Согласно абзацу 2 части 3 статьи 84 главы "Переходные положения" Федерального закона N 131-ФЗ наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.
В соответствии со статьей 93 (часть 2, пункт 1) Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" в случае признания нормативного акта или его части не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев после опубликования решения отменяет признанный неконституционным нормативный акт и устанавливает новую норму в порядке исполнения вступившего в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 87 - 92, 97 - 103 Конституционного закона республики "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд постановил:
1. Признать положения статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) 173-З N 353-111 от 30 ноября 2004 года "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", в части установления границ сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег" Ленского улуса (района), не соответствующими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), ее статье 99 (части 1 и 3).
2. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления муниципального образования "Ленский район" надлежит привести в соответствие с настоящим постановлением положения статьи 17 и приложения 17.5 этого Закона в части установления границ сельского поселения "Орто-Нахаринский наслег".
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", "Ленский вестник".
Председатель |
|
Секретарь |
|
г. Якутск
27 февраля 2007 г.
N 2-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2007 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) 173-З N 353-III от 30 ноября 2004 года "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом Республики Саха (Якутия) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 марта 2007 г. N 20