Я, Главный государственный санитарный врач по Республике Саха (Якутия) Протодьяконов Артур Павлович, проанализировав состояние производства и оборота пищевых продуктов на территории республики, отмечаю, что в целом по республике остается тенденция к ухудшению качества пищевых продуктов.
В 2006 году было исследовано 55154 проб#, удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим требованиям, составил 12 %. Из них по микробиологическим показателям исследовано 33217 проб, не соответствует 4910. По санитарно-химическим показателям исследовано 21937 проб, не соответствует 1716 проб. Забраковано 2128 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов. За нарушения санитарных правил и противоэпидемического режима на пищевых предприятиях наложены 1218 штрафов, передано на рассмотрение в суд 244 дела, из них в 80 % приняты решения о привлечении виновных к ответственности.
Особое внимание обращает материально-техническое состояние баз пищевых объектов. 55 % контролируемых пищевых объектов относится ко второй группе санитарно-эпидемиологического благополучия, 30 % к третьей, т.е. не соответствуют санитарным правилам. Отмечается недостаточный уровень механизации технологических процессов, нарушений санитарно-противоэпидемического режима. Несмотря на достаточное количество учебных заведений по подготовке работников пищевых предприятий, наличие профессиональных кадров в производстве недостаточно.
Организация производственного контроля на предприятиях пищевой промышленности находится на низком уровне. В основном производственный контроль организован по следующим показателям: готовая продукция, вода, смывы.
При организации выездной и мелкорозничной торговли не соблюдаются элементарные санитарные правила. Нарушаются условия транспортировки, хранения, реализации. К реализации допускаются лица без гигиенической подготовки и медицинского осмотра.
Такое положение приводит к возникновению вспышек дизентерии, сальмонеллеза, пищевых отравлений среди населения. Только за 5 месяцев текущего года зарегистрировано 4 случая групповых инфекционных заболеваний в результате употребления пищевых продуктов и готовых блюд, инфицированных при их приготовлении и хранении. При эпид. расследовании установлено, что причинами выявленных заболеваний является непрофессионализм персонала, несоблюдение личной гигиены, отсутствие медицинских осмотров, вакцинации декретированных групп.
Население недостаточно информируется о необходимости рационального питания, соблюдения необходимой его структуры, мерах личной и общественной профилактики алиментарных заболеваний, негативных последствий, связанных с употреблением алкогольных напитков.
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 N 6 в течение 2006 года проведено 1238 контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию алкогольной продукции. В результате было отобрано и исследовано 1245 образцов алкогольной продукции, из которых не соответствовали нормам 23 % проб. Объем забракованной алкогольной продукции составил 57 тысяч 510 литров, уничтоженной - 68 тысяч 496 литров. Удельный вес проб алкогольных напитков, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов в 2006 г. превышает средние показатели за пять лет в 3 - 4 раза. В сравнении с 2005 годом количество партий забракованных алкогольных напитков в 2006 году превышает в 35,3 раза, объем - в 82,1 раза.
Неудовлетворительной остается структура питания населения и, прежде всего детей школьного возраста, характеризующаяся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов - мясных, рыбных и молочных, овощей и фруктов. Высокой остается заболеваемость, связанная с микронутриентной недостаточностью.
Имеют место факты реализации БАД, не прошедших в установленном порядке санитарно-эпидемиологическую экспертизу и регистрацию, а также недостоверной рекламы этой продукции.
Отсутствуют надзорные мероприятия за деятельностью предприятий и организаций, занятых производством и поставкой муки, хлебобулочных и макаронных изделий для активизации и организации работ по проведению экспертизы и оформлению ими сертификатов качества. За первое полугодие текущего года ни одно предприятие, занятое производством и поставкой муки, хлебобулочных и макаронных изделий, не оформило сертификат соответствия качества и безопасности муки, хлебобулочных и макаронных изделий.
В связи с вышеизложенным, с целью усиления государственного надзора за пищевыми продуктами и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (собрание законодательства РФ, 1999, N 14, ст. 1640) и Федеральным законом от 01.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (собрание законодательства РФ, 2000, N 2, ст. 150) постановляю:
1. Считать основными направлениями деятельности по государственному надзору за продовольственным сырьем и пищевыми продуктами на территории Республики Саха (Якутия):
1.1. Внедрение современных технологий надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевыми продуктами, в том числе алкогольной продукции, с широким использованием результатов социально-гигиенического мониторинга этих продуктов и заболеваемости населения;
1.2. Усиление контроля за организацией и состоянием питания детей в детских дошкольных учреждениях и школах, а также детей раннего детского возраста;
1.3. Руководствуясь п. 10.2., 10.3., 10.4. Положения Управления рекомендовать органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) разработать и утвердить региональную целевую программу "Качество и безопасность пищевых продуктов" с включением раздела по профилактике дефицита микронутриентов, с планом перевооружения, переоборудования предприятий пищевой промышленности.
2. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в PC (Я)" (Теленков С.С.):
2.1. Обеспечить организацию и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью выпускаемой продукции на всех этапах технологического процесса;
2.2. Обеспечить своевременное оформление и выдачу сертификатов качества муки, макаронных и хлебобулочных изделий;
2.3. Внедрить количественный метод определения ГМИ в продуктах питания на базе вирусологической лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в PC (Я)";
2.4. Внедрить качественный и количественный методы определения ПЦР-исследования на продукты питания, содержащие ГМИ на базе филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в PC (Я)" в Нерюнгринском и Мирнинском районах;
2.5. Принять дополнительные меры по оснащению филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в PC (Я)" современным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования БАД на наличие в них биологически активных компонентов;
2.6. Проводить активную санитарно-просветительскую работу среди населения о мерах личной гигиены и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний.
3. Начальникам территориальных отделов и представительств Управления Роспотребнадзора по PC (Я) в Усть-Майском районе и г. Якутске:
3.1. Рекомендовать главам городских округов, муниципальных районов Республики Саха (Якутия):
- Разработать программу об укреплении материально-технической базы предприятий пищевой промышленности, укомплектованности штатов квалифицированными специалистами и внести на рассмотрение в городское, улусное собрание депутатов;
- Взять на контроль все пункты общественного питания и мелкорозничной торговли на административной территории;
- При проведении городских и республиканских мероприятий, ярмарок допускать выход предприятий, объектов мелкорозничной сети (легко возводимые сборно-разборные конструкции) имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на стационарные, базовые учреждения торговли, общественного питания;
- Предложить средствам массовой информации проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам влияния питания на здоровье человека о негативных последствиях потребления алкоголя, мерах личной и общественной профилактики алиментарно-зависимых заболеваний, по разъяснению основных принципов здорового питания;
3.2. Обеспечить постоянный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов;
3.3. Определить на основании анализа заболеваемости населения кишечными инфекциями, связанной с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов, группу эпидемически наиболее значимых пищевых объектов, для осуществления в них контрольно-надзорных мероприятий;
3.4. Обеспечить проведение лабораторного мониторинга по витаминному и минеральному составу продукции местного производства;
3.5. Усилить надзор за продуктами питания, содержащими ГМИ с проведением лабораторных исследований;
3.6. Проанализировать результаты применяемых мер административного воздействия в отношении виновных в нарушениях санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов, в том числе практики подготовки и рассмотрения дел в судах в рамках применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принять действенные меры по повышению их эффективности;
3.7. Обеспечить контроль за организацией и проведением производственного контроля за качеством и безопасностью выпускаемой пищевой продукции на всех этапах технологического процесса;
3.8. Организовать мероприятия за деятельностью предприятий и организаций, занятых производством и поставкой муки, хлебобулочных и макаронных изделий для активизации и организации работ по проведению экспертизы и оформлению ими сертификатов качества;
3.9. О принятых мерах доложить по итогам за 9 месяцев и при сдаче годового отчета за 2007 год.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РС (Я) Григорьева В.П.
Главный государственный |
А.П. Протодьяконов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2007 г. N 8 "Об усилении государственного надзора за производством и оборотом пищевых продуктов на территории Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был