Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
массовой информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению актуальных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Республики Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2007 г. N 324)
I. Общие положения
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года Президент РФ подчеркнул, что реализация прав граждан на объективную информацию является важнейшим политическим вопросом, связанным с действием в государственной политике принципов свободы и справедливости. Это связано, в первую очередь, с деятельностью средств массовой информации, играющими# первостепенную роль в формировании общественного мнения, в том числе, об экономической и политической ситуации.
Вместе с тем, в процессах коммуникации наряду со СМИ возрастает роль общественных объединений. В Послании 2007 года В.В. Путин отметил, что в условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. В стране растет число действующих неправительственных организаций выполняющих различные социально значимые функции. Все это реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества. Общественные объединения приобретают все возрастающее значение в современных политических процессах, они не только информируют население о происходящих событиях, отражая гражданскую позицию, но и предлагают различные интерпретации, трактовки излагаемых фактов, таким образом, оказывая определенное влияние на формирование общественного мнения.
В Республике Саха (Якутия) активно идет процесс самоорганизации граждан, формирования гражданского общества, создаются общественные объединения в разных сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной, духовной. В республике на сегодня действуют около полутора тысяч общественных объединений. Обладая значительным потенциалом, общественные объединения задействованы в повышении гражданской активности граждан, решении социальных проблем, налаживании конструктивного диалога и взаимодействия государства и общества.
Особое значение приобретает деятельность институтов гражданского общества в условиях реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, направленной на достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающей наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств республики для повышения качества и уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития региональных экосистем. Реализация крупных мегапроектов, значимые политические события в республике требуют проведения продуманной политики и информационно-разъяснительной работы, рассчитанной как на экономический, так и политический эффект, направленной на создание положительного имиджа как внутри региона (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за его пределами (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).
В республиканских средствах массовой информации постоянно освещаются социально-экономические и общественно-политические вопросы. Ежегодно органы государственной власти и местного самоуправления Якутии отчитываются перед населением о проделанной работе и задачах на предстоящий период. В 2007 году реализуется Комплексный план освещения в средствах массовой информации актуальных вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Одним из условий эффективности реализации плана является наличие общественной поддержки и заинтересованности в принимаемых решениях. При этом очевидно, что признание населением эффективности принятых решений связано как с успешным достижением поставленных целей, так и с осуществлением органами власти эффективной коммуникации с общественностью и объяснением своих действий как исключительно важных и целенаправленных, способствующих достижению интересов граждан. Государственный PR является неотъемлемым условием продвижения и реализации государственных решений. Таким образом, можно отметить, что успешность любых проектов в целом зависит от характера выстраиваемых коммуникаций между государством и населением с целью достижения общественной заинтересованности и общественной поддержки.
Средства массовой информации обеспечивают информированность граждан, способствуют пониманию происходящих в обществе процессов и осознанию своих проблем как общественных, значима роль СМИ в плане развития общественной активности граждан. Но, как показывают социологические исследования, на каналах телевидения и радиовещания на первый план выходят развлекательные программы. По ряду объективных причин снижается подписка на печатные средства массовой информации, падает посещаемость библиотек. В условиях растущей коммерциализации средств массовой информации, разнообразия информационного потока, населению становится сложно разобраться в "море" информации. У населения возникает потребность в "живом" общении и обсуждении актуальных тем. В связи с этим, на сегодняшнем этапе необходимо привлечь к массовой информационно-разъяснительной работе, к работе по формированию политической культуры населения общественные организации, обладающие опытом работы и квалифицированным кадровым потенциалом.
Необходимо решать новые задачи, важнейшими среди которых являются информирование населения и мобилизация общества на реализацию государственных программ, сформированных по ключевым направлениям развития республики в области экономики, социальной сферы, государственного строительства и направленных на повышение благосостояния народа, повышение интеллектуально-культурного уровня каждого гражданина, его патриотическое воспитание.
Особое внимание уделяется освещению и разъяснению актуальных вопросов социально-экономического развития республики, реализации приоритетных национальных проектов, состоянию межэтнических отношений. В результате целенаправленной работы органов государственной власти и местного самоуправления при активном участии структур гражданского общества в республике ряд лет сохраняется стабильная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация. Так, по данным социологических исследований, если в 2002 году доля респондентов, позитивно оценивших ситуацию в сфере политики, составляла чуть более трети (34,6 %), в 2006 году (ноябрь - декабрь 2006 года) - более половины (55,5 %) опрошенного населения, то в 2007 году - более 72 %. Результаты социологических опросов также показывают рост уровня доверия деятельности# органов федеральной и региональной власти. Стабильна ситуация и в сфере межнациональных отношений. Более 80 % респондентов, принимавших участие в социологических опросах, положительно оценивают ситуацию в сфере межнациональных отношений. Растет информированность населения о реализации приоритетных национальных проектов. Итоги социологических исследований показывают, что наиболее заметные позитивные изменения респондентами отмечены в сфере образования, в сфере здравоохранения отмечается улучшение ситуации с профилактикой заболеваний и оснащением больниц современным оборудованием, в сфере жилья респонденты отметили улучшение в предоставлении субсидий на жилье молодым семьям, по развитию АПК - организацию сельскохозяйственных потребкооперативов.
Просветительская деятельность должна быть сосредоточена, прежде всего, на более полном и качественном удовлетворении разнообразных интеллектуальных запросов людей, получении ими научных знаний, информировании о достижениях современной науки, образования и культуры, Необходимо эффективное использование просвещения населения в области актуальных общественно-политических, экономических, социальных процессов, профилактики социальной, национальной и религиозной нетерпимости, других опасных болезней общества, формирования правовой и нравственной культуры, воспитания патриотизма и толерантности, обеспечения безопасности граждан и борьбы с терроризмом. При этом нужно использовать не только традиционные лекционные формы просвещения, но и адекватные новым знаниям технологии.
Одним из основных направлений деятельности должно стать участие населения как# на стадии формирования инновационных идей, так и на этапе практического воплощения планов социально-экономического развития региона, целевых программ посредством проведения общественных экспертиз, слушаний, консультирования.
Предлагаемая Концепция является составной частью реализации целевых программ в области социально-экономического и духовно-культурного развития Республики Саха (Якутия) и определяет общую стратегию, задачи и приоритетные направления организации и проведения массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики.
Концепция направлена на:
информирование населения республики по наиболее актуальным вопросам государственной политики в области государственного строительства, экономики и социально-культурной сферы;
вовлечение населения, общественных объединений к# реализации государственной социально-экономической политики; повышение политической культуры населения, воспитание у граждан высокого патриотического сознания;
формирование механизма взаимодействия населения, органов исполнительной власти, средств массовой информации, просветительских организаций обеспечивающих защиту интересов личности, гражданского общества и Республики Саха (Якутия);
охрану государственных интересов, предотвращение существующих угроз в общественно-политической, экономической, экологической, демографической, миграционной и духовно-нравственной сферах.
Государственным заказчиком ведения массовой информационно-разъяснительной работы выступает Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация), которая в соответствии со статьей 20.1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2006 года 373-З N 759-III "О Президенте Республики Саха (Якутия)" и статьей 27 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З N 51-I "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" исполняет функции по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента, Вице-президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Конституционного закона 373-З N 759-III следует читать как "от 11 октября 2006 года"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Статью 20.1 вышеназванного Конституционного закона 373-З N 759-III следует читать как "часть 1 статьи 20"
Адресатами Концепции являются население и негосударственные некоммерческие организации вне зависимости от организационно-правовой формы, осуществляющие общественно полезную деятельность в интересах населения.
В реализации Концепции будут принимать участие как общественные объединения, так и органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), научные учреждения и бизнес-структуры.
II. Цель Концепции
Организация и проведение массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики по освещению актуальных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Республики Саха (Якутия) для укрепления взаимодействия власти и общества, повышения информированности, политической и правовой культуры граждан республики, вовлечения их в активную реализацию государственной социально-экономической политики.
III. Задачи и основные направления массовой информационно-разъяснительной работы
Концепция направлена на решение следующих задач:
обеспечение поступательного развития и качественно нового уровня взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, некоммерческих организаций для решения стратегических задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
осуществление системы мер по развитию просветительства, популяризации современных знаний в экономической, правовой, научной, инженерно-технической и иных сферах;
расширение информационного поля взаимодействия органов государственной власти с населением с использованием современных информационных технологий, в т.ч. сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи;
содействие в развитии инфраструктуры информационного обмена, каналов обратной связи между органами государственной власти и населением;
информирование населения Республики Саха (Якутия) о реализации значимых проектов в целях формирования общественного мнения в поддержку развития партнерства органов государственной власти и бизнес-сообщества;
информационная поддержка социально значимых программ, проектов, акций и других инициатив, осуществляемых общественными и иными некоммерческими организациями;
содействие в создании и размещении в средствах массовой информации разножанровых общественно-публистических, информационно-просветительских программ, ориентированных на различные возрастные и социальные группы и отражающие процессы социально-экономического и общественно-политического развития Республики Саха (Якутия).
1. В сфере экономики и социального развития:
разъяснение основных направлений Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и значения мегапроектов для социально-экономического развития республики, повышения занятости и уровня жизни населения, в т.ч. информирование населения о реализации значимых проектов в целях формирования общественного мнения в поддержку развития партнерства государственных, муниципальных органов власти и бизнес- сообщества, обеспечения экологической безопасности;
разъяснение и освещение актуальных вопросов сельского хозяйства, государственной поддержки социально-экономического развития села;
разъяснение вопросов проведения реформ в области жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы оплаты труда, бюджетного, налогового, земельного, жилищного, миграционного законодательства;
обеспечение широкого информирования о ходе реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики в Республике Саха (Якутия), вопросов развития науки и образования, подготовки кадров для перспективных отраслей экономики и социальной сферы;
раскрытие сущности перехода на нормативное финансирование отраслей социальной сферы;
информационная поддержка социально значимых программ, проектов, акций и других инициатив, осуществляемых государственными, муниципальными и некоммерческими организациями;
популяризация современных знаний в экономической, правовой, научной, инженерно-технической и иных сферах.
2. В сфере политики и развития государственности:
обеспечение постоянного информирования населения о реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию;
формирование политической культуры населения республики в условиях многопартийности, информационно-разъяснительная работа в период подготовки и проведения федеральных и республиканских избирательных кампаний для повышения электоральной активности населения;
разъяснение законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти, приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным;
обеспечение широкого информирования населения об актуальных вопросах развития местного самоуправления, о ходе реализации республиканской программы государственной поддержки местного самоуправления;
разъяснение значения вхождения Якутии в состав Российского государства в развитии экономики, культуры, духовности и укреплении дружбы народов;
участие в создании единой системы правового воспитания.
3. В сфере культуры и духовного развития:
расширение знаний по литературе, искусству, этике, нравственности; информирование населения о ходе реализации мероприятий десятилетия "Олонхо";
пропаганда значимости укрепления дружбы народов и культурного многообразия;
содействие широкой пропаганде здорового образа жизни.
4. В сфере гражданско-патриотического воспитания:
проведение научно обоснованной разъяснительной и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России на основе государственной Программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы";
регулярное информирование населения о ходе реализации государственной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" и республиканской целевой программы "Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы";
разъяснение прав и обязанностей молодых граждан, ответственности молодежи за судьбу республики.
Механизмы реализации
В целях реализации Концепции ежегодно, не позднее декабря года, предшествующего плановому, разрабатывается План мероприятий по проведению массовой информационно-разъяснительной работы (далее План работы), утверждаемый Правительством Республики Саха (Якутия).
Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) координирует реализацию Плана работы и ежегодно представляет Президенту Республики Саха (Якутия) информацию о его реализации.
Публичное обсуждение реализации Концепции ежегодно осуществляется на заседании Общественно-консультативного совета при Президенте Республики Саха (Якутия).
Механизмы реализации:
1. Проведение информационно-разъяснительной работы посредством проведения лекций, круглых столов, семинаров и других мероприятий с привлечением улусного (районного), городского и республиканского лекторского актива, руководителей, ученых и специалистов разных отраслей, а также через средства массовой информации.
2. Использование в работе современных технических возможностей, в том числе проведение радио- и телемостов, интернет-конференций.
3. Создание и осуществление деятельности постоянно действующих лекториев и клубов.
4. Проведение интерактивных мероприятий, предполагающих участие населения, представителей органов государственной и муниципальной власти.
5. Осуществление издательской деятельности - выпуск справочной, обучающей и методической литературы, разъяснительных материалов.
Проведение мероприятий будет осуществляться за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), внебюджетных и других источников финансирования. Общий объем финансирования в 2007 - 2011 годах составит 30050 тыс. рублей, в том числе:
средства государственного бюджета - 27350 тыс. рублей (2007 г. - 4750 тыс. рублей, 2008 г. - 5300 тыс. рублей, 2009 г. - 5500 тыс. рублей, 2010 г. - 5800 тыс. рублей, 2011 г. - 6000 тыс. рублей);
внебюджетные источники - 1700 тыс. рублей (2007 г. - 250 тыс. рублей, 2008 г. - 300 тыс. рублей, 2009 г. - 350 тыс. рублей, 2010 г. - 400 тыс. рублей, 2011 г. - 400 тыс. рублей);
другие источники финансирования - 1000 тыс. руб. (2007 г. - 100 тыс. рублей, 2008 г. - 150 тыс. рублей, 2009 г. - 200 тыс. рублей, 2010 г. - 250 тыс. рублей, 2011 г. - 300 тыс. рублей).
Размещение государственного заказа на проведение массовой информационно-разъяснительной работы ежегодно будет производиться Администрацией Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики по освещению программ развития основных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы будет способствовать повышению информированности, политической и правовой культуры граждан республики, росту гражданской активности, социальной ответственности бизнеса, позволит консолидировать усилия органов государственной власти и местного самоуправления, общественного сектора и бизнеса в целях достижения эффективных результатов в осуществлении социально-экономической политики, формирования гражданского общества, что в конечном итоге обеспечит повышение качества и уровня жизни жителей Республики Саха (Якутия).
Для оценки эффективности реализации Концепции Администрация ежегодно будет проводить социологические исследования с целью выявления динамики изменения индикаторов реализации Концепции по следующим направлениям:
повышение политической и правовой культуры населения;
повышение информированности населения о социально-экономическом развитии республики;
рост доверия населения органам# государственной и муниципальной власти;
рост электоральной активности населения;
активизация участия населения в общественно-политической жизни;
сохранение межнационального мира и согласия в республике;
формирование патриотического сознания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.