Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 27 декабря 2005 г. N 3-66/05
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 74-Г06-8 настоящее решение оставлено без изменений
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 27 декабря 2005 г. гражданское дело по заявлениям Н. и Е. об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления МО "городской округ Якутск", установил:
Н. и Е. обратились в суд с аналогичными заявлениями о назначении судом досрочных выборов в органы местного самоуправления МО "городской округ Якутск", указывая, что по результатам местного референдума от 29.09.2002 г. было образовано Муниципальное образование "город Якутск" в исторически сложившихся административно-территориальных границах города республиканского значения, включившее в себя населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, а так же МО "Пригородное", МО "поселок Маган" и МО "Жатай". 29.12.2002 г. были избраны выборные органы местного самоуправления МО "город Якутск". Постановлением Городского Собрания депутатов МО "город Якутск" был утвержден устав МО "город Якутск", в приложении к которому дано описание границ муниципального образования по смежеству с Мегино-Кангаласским, Намским, Горным и Хангаласским улусами.
30.11.2004 г. в связи с принятием Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" 174-3 N 355-III, по мнению заявителей, произошло преобразование МО "город Якутск" в муниципальное образование "городской округ Якутск" путем объединения с МО "поселок Маган" и разделением с МО "Жатай", что повлекло за собой истечение полномочий органов местного самоуправления МО "город Якутск", изменение границ муниципального образования и утверждение новых границ муниципального образования. В порядке реализации ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ в Республике Саха (Якутия) были назначены на 16.10.2005 г. выборы на поселенческом уровне, и, не назначены выборы во вновь образованном МО "городской округ Якутск".
Так как в настоящее время Государственное собрание "Ил Тумэн" не вправе назначать выборы в органы местного самоуправления МО "городской округ Якутск", заявители просят суд назначить досрочные выборы в органы местного самоуправления вновь образованного МО "городской округ Якутск".
В судебном заседании заявители Н. и Е., представитель заявителя Н. - П.Л.В. поддержали заявленные требования полностью.
Представитель окружной администрации МО "городской округ Якутск" Г. С.И., представитель Окружного Совета г. Якутска С. А.С, представитель Государственного Собрания "Ил Тумэн" И. П.В. с заявленными требованиями не согласились, суду пояснили, что оснований к назначению выборов, установленных ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нет, т.к. изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования не произошло, не издавались и нормативные акты по продлению или сокращению сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, и, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав и проанализировав пояснения заявителей Н. и Е., представителя заявителя Н. - П.Л.В., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) И. П.В., представителя ЦИК РС (Я) - М. С.О., представителей окружной администрации городского округа "Якутск" - Г. С.И. и окружного Совета - С. А.С, материалы дела, заключение прокурора Р. А.Д., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в ч. 1 ст. 84 установлено, что выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу 12 главы указанного закона, проводятся в порядке и сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований, за исключением случаев: изменения границ муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, повлекшего увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов; преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи; продления или сокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящей части, формирование органов местного самоуправления производится в порядке, установленном статьей 85 настоящего Федерального закона".
Как установлено в ходе судебного разбирательства Постановлением Палаты Республики Саха (Якутия) Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 5.07.2001 года ПР N 306-П "Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска" были установлены границы города республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-Кангаласским, Намским и Хангаласским улусами, включавшие в себя г. Якутск и территории пригородных населенных пунктов, что соответствовало ст. 131 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Территории поселка Маган, и поселка Жатай находились внутри территории города республиканского значения Якутска, что было закреплено в Уставе п. Маган N 2 р 02-м-99 от 04.02.1999 г. и Уставе п. Жатай N 01-м-99 от 25.01.1999 г.
29.09.2002 г. по решению местного референдума образовано муниципальное образование "город Якутск" в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутск, куда были отнесены населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: микрорайоны Марха, Кангалассы, село Табага, Тулагино-Кильдямский наслег (село Тулагино, село Капитоновка, село Кильдямцы, село Сырдах), Хатасский наслег (село Хатассы, село Владимировка), село Пригородное и муниципальное образование "поселок Маган".
В отличие от МО "Маган", решением Верховного Суда РС (Я) от 17.09.2002 г., вступившим в законную силу, постановление ЦИК РС (Я) от 30.07.2002 г. о назначении местного референдума на территории г. Якутска по вопросам местного самоуправления на 29.09.2002 г. в части проведения его на территории МО "Жатай" признано незаконным и отменено. В соответствии с этим МО "Жатай" стало являться самостоятельным и единым муниципальным образованием не входящим в состав муниципального образования "Город Якутск", не принимающим участия в решении вопросов местного значения МО "Город Якутск", что было закреплено в ст. 2 и ст. 2.2. Устава МО "Жатай".
Действующее на момент создания муниципального образования законодательство - Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ, Конституция Республики Саха (Якутия) - позволяло иметь на территории одного городского муниципального образования территории других муниципальных образований, в связи с чем территория МО "Город Якутск" включала территории внутригородского муниципального образования "поселок Маган" и МО "поселок Жатай". Разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями должно было быть произведено законом субъекта Российской Федерации. В отношении МО "Город Якутск" и МО "Жатай" такого закона принято не было.
Со вступлением в силу переходных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ законом Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 года 174-З N 355-III "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" были установлены границы МО "Город Якутск" по смежеству с территориями муниципальных образований "Мегино-Кангаласский улус", "Намский улус", "Горный улус", Хангаласский улус", "Жатай", и, границы МО "Жатай" по смежеству с муниципальным образованием "Город Якутск". Этим же законом муниципальные образования "город Якутск" и "Жатай" были наделены статусом городского округа. Иным статусом муниципальные образования, предметы ведения которых на 06.10.2003 г. не разграничены законом субъекта Российской Федерации либо уставами, наделены быть не могли, т.к. наделение их статусом городского округа соответствовало требованиям, предъявляемым ФЗ-131 от 30.11.2004 г.
Таким образом доводы заявителей о том, что Законом Республики Саха (Якутии) от 30.11.2004 г. 174-З N 355-III "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" изменены границы МО "Город Якутск" в сторону уменьшения за счет выделения МО "Жатай" из МО "город Якутск" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, т.к. законодательно границы муниципальных образований были впервые закреплены Законом РС (Я) от 30.11.2004 г. 174-З N 355-III, и муниципальное образование "Жатай" никогда не входило в состав муниципального образования "Город Якутск".
Нельзя так же согласиться с доводами заявителей о том, что произошло увеличение территории МО "Город Якутск" за счет объединения с МО "поселок Маган" и заключением прокурора о том, что статус МО "поселок Маган" не определен, а результаты референдума от 29.09.2002 г. не могут быть приняты как факт волеизъявления граждан, юридически направленного на преобразование или упразднение МО "поселок Маган".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок. При описании границ МО "Город Якутск" поселок Маган хотя и продолжал иметь собственную территорию, рассматривался как часть территории МО "город Якутск", которая входит в план развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города. Между городом и поселком Маган сложились прочные социально-экономические, образовательно-культурные и демографические связи, предметы ведения муниципальных образований не разграничены. 29.09.2002 г. население поселка Маган совместно с населением города участвовало в голосовании на местном референдуме о создании МО "Город Якутск" в исторически сложившихся границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутск, куда вошло муниципальное образование "поселок Маган". 29.12.2002 г. жители поселка Маган участвовали так же в голосовании по поводу формирования органов управления муниципального образования "Город Якутск".
Таким образом жители МО "поселок Маган" выразили свое волеизъявление на формирование единого муниципального образования "город Якутск".
В последующем, Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 20.02.2004 г., поселок Маган был преобразован в село Маган и сложившиеся правоотношения были закреплены Законом РС (Я) от 30.11.2004 г. 174-З N 355-III, установившим границы МО "Город Якутск" с наделением его статусом городского округа по смежеству с территориями муниципальных образований "Мегино-Кангаласский улус", "Намский улус", "Горный улус", Хангаласский улус", "Жатай". Одновременно, законодательным органом был определен статус МО "Маган" как внутригородского муниципального образования, которое упраздняется с 01.01.2006 г. в силу требований ФЗ-131. При этом изменения границ МО "Город Якутск" либо границ МО "село Маган" не произошло, о чем свидетельствует описание границ МО "Город Якутск", установленное в приложении к Закону РС (Я) от 30.11.2004 г. 174-З N 355-III, и ст. 3 Устава МО "село Маган".
Преобразование МО "поселок Маган" в МО "село Маган" не влечет за собой преобразования муниципального образования "городской округ Якутск", не влечет за собой изменения или прекращения полномочий действующих органов власти муниципального образования "городской округ Якутск", не является основанием для проведения досрочных выборов МО "городской округ Якутск", не требует проведения местного референдума по вопросу волеизъявления граждан.
В настоящее время население МО "село Маган" реализует свое право на участие в решении вопросов местного значения МО "Город Якутск" посредством участия своего представителя-депутата в Городском Собрании депутатов г. Якутска.
Несостоятельны так же доводы заявителей о преобразовании муниципального образования путем создания нового муниципального образования "городской округ Якутск", что влечет за собой и изменение структуры органов, истечение сроков полномочий органов местного самоуправления в г. Якутске в связи с принятием Закона Республики Саха (Якутии) 174-З N 355-III от 30.11.2004 г. "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".
Согласно ст. 13 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение или разделение муниципальных образований, и, осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов власти.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) решения о преобразовании муниципального образования "город Якутск" посредством объединения с МО "село Маган" и разделением с МО "Жатай" не принималось.
Согласно так же п. З ст. 84 Федерального закона N 131-ФЗ городские поселения, являющиеся на 06 октября 2003 года муниципальными образованиями предметы ведения которых на 30 апреля 2003 года не разграничены в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона, с 1 января 2006 года являются городскими округами, если законом субъекта Российской Федерации до 1 февраля 2005 года в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 и ч. 7 ст. 13 ФЗ-131 не установлено иное.
Исполняя требования закона, в установленном порядке были зарегистрированы внесенные изменения в устав МО "город Якутск" по изменению наименования на МО "городской округ Якутск", также зарегистрированы новые наименования органов власти - представительной - Окружной Совет города Якутска и исполнительной - Окружная Администрация города Якутска.
Изменение наименования не является преобразованием МО "городской округ Якутск", не влечет за собой изменения или прекращения полномочий действующих органов власти муниципального образования "городской округ Якутск", не является основанием для проведения досрочных выборов МО "городской округ Якутск", не требует проведения местного референдума по вопросу волеизъявления граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ФЗ-131 в муниципальных образованиях, образованных до 8 октября 2003 г., выборы органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся в порядке и сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований. В Уставе МО "городской округ Якутск" установлен срок истечения полномочий представительной и исполнительной власти МО "городской округ Якутск" в декабре 2007 года. Досрочное прекращение полномочий Окружного Совета депутатов г. Якутска может быть произведено только соответствующим законом Республики Саха (Якутия).
Законом Республики Саха (Якутия) 262-З N 531-III от 14.07.2005 г. "О сокращении сроков полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований "Аллаиховский улус", "Среднеколымский улус (район)", "Эвено-Бытантайский национальный улус", глав муниципальных образований "Аллаиховский улус", "Среднеколымский улус (район)", и совмещении дня голосования на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований "Аллаиховский улус", "Среднеколымский улус (район)", "Эвено-Бытантайский национальный улус", глав муниципальных образований "Аллаиховский улус", "Среднеколымский улус (район)", с днем голосования на выборах депутатов представительных органов вновь образованных на поселенческом уровне муниципальных образований, глав вновь образованных на поселенческом уровне муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" не сокращались сроки полномочий органов местного самоуправления муниципального образовании "городской округ Якутск".
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1222-III от 14.07.2005 г. "О назначении выборов депутатов представительных органов вновь образованных на поселенческом уровне муниципальных образований и глав вновь образованных на поселенческом уровне муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" МО "городской округ Якутск" не внесено в перечень, а следовательно, законодательно не отнесено ко вновь образованным муниципальным образованиям.
Упразднение МО "село Маган", являющимся внутригородским в силу закона, в связи со вступлением в законную силу 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (в редакции от 12.10.2005 г.), так же не влечет за собой преобразования муниципального образования "городской округ Якутск".
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что оснований для назначения досрочных выборов в порядке, установленном ч. 1. ст. 84 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 от 06.10.2003 г. (в редакции от 12.10.2005 г.), не усматривается, так как не произошло ни изменения границ муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 84 указанного закона, повлекшего увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов, ни преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 84 ФЗ-131, ни продления или сокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, ссылка заявителей на нарушение их конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не основана на законе и фактических обстоятельствах дела. Других нарушений прав, заявленных Н. и Е., в ходе судебного разбирательства не установлено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд РС (Я), решил:
Заявления Н. и Е. об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления Муниципального Образования "городской округ Якутск" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2005 г. N 3-66/05
Текст решения предоставлен Верховным Судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был