Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 13 марта 2007 г. N 3-10/07
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 13 марта 2007 года дело по заявлению первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" от 29.06.2006 года 349-З N 723-III недействующим, суд установил:
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 29.06.2006 года был принят Закон РС (Я) "О распоряжении земельными участками, государственная собственность не которые не разграничена" и был опубликован в газете "Якутия" 30.06.2006 году.
Прокурор РС (Я) обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим ст. 2 Закона РС (Я) ввиду противоречия федеральному закону.
В судебном заседании прокурор поддержала заявление и пояснила, что республиканский законодатель своим законом вмешивается в деятельность органов местного самоуправления. Между тем по требованию федерального закона такое вмешательство не допустимо. Ввиду противоречия к федеральному закону просит признать недействующим оспариваемую норму закона.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Иванов В.Н. с заявлением прокурора не согласен в связи с тем, что отсутствие в настоящее время в федеральном законодательстве положения о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями в отношении муниципальных образований в сфере распоряжения земельными участками не является основанием для отмены оспариваемой нормы Закона РС (Я). Данный закон был принят в соответствии со 131-ФЗ. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Министерства имущественных отношений РС (Я) Местников СВ. с заявлением прокурора не согласен, при этом пояснил о том, что данный закон регулирует вопросы распоряжения землей, на которые государственная собственность не разграничена. Землями муниципального образования орган государственной власти не распоряжается. Данный закон был принят в соответствии с федеральным законом. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Министерства имущественных отношений РС (Я) Петрова Н.Р. дала аналогичные пояснения.
Выслушав пояснение прокурора, представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я), представителей министерства имущественных отношений РС (Я), исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) был вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Статьей 2 Закона РС (Я) определено, что исполнительный орган государственной власти РС (Я) осуществляет исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия в отношении муниципальных образований РС (Я) при распоряжении земельными участками. При этом расписаны функции и полномочия исполнительного органа государственной власти.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы Местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст. 6 п. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Ст. 3 п. 10 абз. 2 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Следовательно, установление за исполнительным органом государственной власти республики исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении всех муниципальных образований по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, противоречит конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления, а также положениям приведенного Федерального закона.
Поэтому оспариваемая норма Закона РС (Я) подлежит признанию недействующим, в виду противоречия федеральному закону.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Удовлетворить заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия).
Признать ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутия".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.