Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 9 - 10 октября 2007 г. N 3-33/07
Дело по заявлению первого заместителя Прокурора PC (Я) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Закона РС (Я) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год" от 27 декабря 2006 года 400-З, N 843-III, суд установил
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был принят Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год" от 27.12.2006 года 400-З N 843-111 и было опубликовано в газетном издании "Якутские ведомости" от 31 декабря 2006 года.
Первый заместитель прокурора PC (Я) обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Закона РС (Я) противоречащим федеральному закону и недействующими.
В судебном заседании прокурор поддержат заявление и при этом пояснила, что в п. 20 ч. 2 ст. 23 Законе РС (Я) в республиканском фонде компенсаций предусматривались субвенции на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в размере 60 869 тыс. руб. В результате внесенных изменений указанные субвенции медицинским работникам выведены из республиканского фонда компенсаций и включены в раздел "Межбюджетные трансферты" к прочим субвенциям, установленным пунктом 2 ч. I ст. 24 Закона о бюджете на 2007 г.
Внесенные изменения в Закон РС (Я) противоречат бюджетному законодательству, в связи с тем, что субвенции местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам должны входить в состав Республиканского фонда компенсаций, поскольку в 2006 году был принят Закон РС (Я) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по осуществлению дополнительных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи". В связи с выведением из фонда компенсаций данные выплаты, медицинские работники не дополучают предусмотренные законом выплаты, тем самым нарушены их права. Просит удовлетворить заявление.
Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Павлова Т.В. и Министерства финансов РС (Я) Макарова С.П. не согласились с доводами, изложенными в заявлении прокурора РС (Я), просят в удовлетворении отказать. При этом представили свой отзыв а также представил свой отзыв представитель Управления Федерального казначейства по РС (Я) Багынанов П.Н.
Приглашенные в качестве специалистов Стручкова Н.Н. и Яковлева О.Н. в суде выясняли, что в связи с дефицитом бюджета республики на текущий год финансирование медицинским работникам не предусмотрено, но в будущем году в бюджет республики данные выплаты заложены.
Выслушав пояснение участников судебного процесса, исследовав представленный письменный материал, суд приходит к следующему выводу.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) был вправе принимать подобные акты, носящие правовой нормативный характер. Однако при этом согласно ст. 76 ч. 5 Конституции РФ и ст. 3 Бюджетного кодекса РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Законом РФ "О федеральном бюджете на 2007 год" от 19.12.2006 года определены субсидии на денежные выплаты медицинским работникам в размере 60 59 тыс. рублей в Республику Саха (Якутия).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования глевых расходов.
Поскольку субсидии это долевое финансирование целевых средств, субвенции на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в размере 60 869 тыс. рублей предусматривались в республиканском фонде компенсаций, в статье 23 ч. 2 п. 20 Законом С(Я) от 27.12.2006 года. Законом PC (Я) от 19.06.2007 года в "Закон о государственном бюджете на 2007 года" внесены изменения, в результате которых указанные субвенции медицинским работникам выведены из республиканского фонда компенсаций и включены в раздел "Межбюджетные трансферты" к прочим субвенциям, установленным п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона РС (Я) о бюджете на 2007 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 863 утверждены Правила предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения (а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов РФ).
Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по денежным выплатам медицинским работникам.
При этом в п. 5 Правил предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету Субъекта Российской Федерации со второго квартала 2007 года путем частичной компенсации кассовых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
А в соответствии со ст. 6 Правил субъект Российской Федерации в порядке, определяемом принятыми им нормативными правовыми актами, предоставляет местным бюджетам средства на финансовое обеспечение переданных им муниципальным образованиям полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам.
27 ноября 2006 года был принят Закон РС (Я) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению дополнительных денежных выплат медицинскому персоналу фелъдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи". Где в соответствии ст. 4 Закона РС (Я) органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета РС (Я) в виде субвенций.
Таким образом, упомянутые выплаты являются расходными обязательствами субъекта РФ. Согласно ст. 85 ч. 3 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ.
Анализ приведенных нормативных правовых актов свидетельствует, что субвенции на выполнение органами местного самоуправления полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам с последующей частичной компенсацией произведенных кассовых расходов, за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета должно производиться из Республиканского фонда компенсаций, поэтому утверждение выплат медицинским работникам в составе раздела "Межбюджетные трансферты" противоречит федеральному законодательству.
Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) и Министерства Финансов РС (Я) не соглашаясь с заявлением прокурора считают, что на основании ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения данный вопрос не предусмотрен. Поэтому не может быть определена выплата медицинским работникам за счет средств бюджета субъекта РФ.
Между тем, такое пояснение не состоятельно. Поскольку перечень п. 2 ст. 26.3 184-ФЗ не является исчерпывающим. Субъект РФ вправе решать и иные вопросы, если они не отнесены к ведению Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Кроме того, ссылка представителей на Указание Министра финансов РФ от 8 декабря 2006 года не состоятельно. Поскольку, данное указание представляет собой общие положения классификации бюджета.
Прокурор в своем заявлении просит признать ст. 23 ч. 2 п. 20 (новой редакции) Закона РС (Я) "О государственном бюджете РС (Я)" где предусмотрена субвенция местным бюджетам на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - в размере 4072 тыс. руб. на том основании, что ранее в этом пункте статьи была предусмотрена субвенция на выплату медицинским работникам. Между тем, такое заявление нельзя признать обоснованным, поскольку оспариваемая норма к рассматриваемому вопросу не имеет отношения, и прокурором не представлено доказательство о противоречии субвенции местным бюджетам на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью федеральному закону. Поэтому заявление в этой части не может быть удовлетворено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ решил
Заявление первого заместителя Прокурора РС (Я) подлежит удовлетворению частично.
Признать ст. 24 ч. 1 п. 2 подпункт "г" Закона РС (Я) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год" от 27 декабря 2006 года 400-З N 843-III недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
О принятом решении опубликовать в газетном издании "Якутские ведомости".
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.