Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) "О кочевых школах Республики Саха (Якутия)", внесенный народными депутатами Республики Саха (Якутия) А.Н. Жирковым, А.В. Кривошапкиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Отдел законодательства субъектов Российской Федерации, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Республике Саха (Якутия) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, народным депутатам Республики Саха (Якутия), в представительные органы местного самоуправления для замечаний и предложений.
Установить, что замечания и предложения к указанному законопроекту направляются в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера до 26 января 2008 года.
3. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера (А.В. Кривошапкин) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель |
Н. Тимофеев |
г. Якутск
26 декабря 2007 года
ГС N 2477-III
Проект
Закон Республики Саха (Якутия)
О кочевых школах Республики Саха (Якутия)
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые, экономические и социальные основы совершенствования системы образования для коренных малочисленных народов Севера и направлен на организацию бесплатного обучения в местах их традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности без отрыва детей от родителей, гарантирующий доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, культуры, языков и традиционного хозяйствования, воспитание национального достоинства, для создания условий восстановления и сохранения защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус кочевых школ
Кочевая школа является филиалом образовательного учреждения мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования, приобщения детей к родному языку, культуре, обычаям, защите исконной среды обитания. Все виды и типы кочевых школ постоянно круглый год кочуют вместе с оленеводческой бригадой по установленному маршруту территорий традиционного природопользования. В структуру образовательного процесса входят очные сессии учеников с учителями в оленеводческих бригадах (вахтовый метод), обучение детей родителями - консультантами-тьютерами по этно-культурной# направленности, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, очные сессии в опорных школах.
Статья 2. Виды кочевых школ
К кочевым школам относятся:
кочевая школа - филиал образовательного учреждения (опорной школы) соответствующего административного центра, организующий учебно-воспитательный процесс в соответствии с традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера, созданный на базе производственного поселения оленеводов, охотников, рыбаков или непосредственно кочующий вместе с оленеводческим стадом;
начальная кочевая школа-детский сад - филиал образовательного учреждения (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, постоянно кочующий вместе с оленеводческой бригадой, приобщающий детей к труду, культуре, обычаям, традициям родного народа;
общинная школа - филиал образовательного учреждения (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, по структуре и содержанию соответствующий стационарной малокомплектной школе;
гувернерская школа - филиал образовательного учреждения, реализующий общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования. Педагогические работники обучают учащихся, находясь непосредственно в семье своих воспитанников в оленеводческих, рыболовецких и охотничьих бригадах;
таежная школа - филиал образовательного учреждения, реализующий общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, в которой детей как консультанты-тьюторы обучают сами родители. Таежные блоки обучения сочетаются с очными сессиями в опорной школе;
стационарно-кочевая школа - общеобразовательное учреждение, учащиеся которой, обучаясь в опорной школе, на определенной период выезжают в стадо, где обучаются предметам этнокультурной направленности и национально-региональному компоненту по основным предметам;
воскресная школа - филиал образовательного учреждения, обеспечивающий этнокультурное образование в населенных пунктах, в которых отсутствует достаточное количество учащихся для открытия иных школ;
сетевая кочевая школа - кочевая школа, передвигающаяся между несколькими стадами (в том числе и разных родовых общин), осуществляющая очно-заочное обучение. В структуру образовательного процесса входят очные встречи с учителями на местах (вахтовым методом), обучение на местах с консультантами-тьюторами, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, очные сессии на местах и в опорных школах;
летняя кочевая школа - филиал образовательного учреждения, функционирующий в летнее каникулярное время в местах традиционного проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера с целью изучения родного языка и культуры традиционного хозяйствования учащимися, не владеющими родным языком.
Статья 3. Основные принципы деятельности кочевых школ
Деятельность кочевых школ основывается на принципах традиционного хозяйствования, которые предполагает#:
1) поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
2) приобщение детей к традиционному образу жизни и традиционному хозяйствованию в стойбищах родовых кочевых общин, поселках и центрах улусов;
3) внедрения# в учебный процесс новых поколений учебно-методических пособий на языках народов Севера, издательско-полиграфической базы, внедрение новых образовательных (в том числе компьютерных) технологий и дистанционного обучения;
4) обеспечение системы кочевых образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими мастерством педагога на основе этнопедагогики, знающими культуру, язык коренных малочисленных народов Севера. Подготовка педагогических кадров для кочевой школы может включать интеграцию специальностей, то есть совмещение нескольких специальностей;
5) многообразие и сочетание различных форм обучения в соответствии с действующим законодательством, возможность заочного обучения, экстерната и дополнительного образования;
6) уважение языка, культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера.
Статья 4. Принципы государственной поддержки деятельности кочевых школ
Государственная поддержка деятельности кочевых школ основывается на принципах:
1) признания и сохранения традиционного кочевого образа жизни как образовательной социально-культурной среды;
2) предоставления равных возможностей в области образования;
3) наилучшего обеспечения защиты прав и интересов ребенка;
4) недопущения разлучения детей с их семейными# окружением;
5) сохранения и развития языков, культуры, традиционного образа жизни и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера;
6) общедоступности начального и среднего общего образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей кочующих семей;
7) единства культурного и образовательного пространства в кочевых условиях;
8) государственно-общественного характера организации и управления кочевыми школами;
9) интеграции кочевого образовательного учреждения в систему непрерывного образования и социум;
10) социальной поддержки кочевых семей, имеющих детей;
11) государственного централизованного обеспечения и финансирования функционирования школы, включая обеспечение топливом, горюче-смазочными материалами и материально-техническими ресурсами, транспортом для перевозки участников образовательного процесса.
Глава 2. Особенности создания и реорганизации (ликвидации) кочевых школ
Статья 5. Особенности создания кочевых школ
1. Кочевая школа создается учредителем по собственной инициативе или по ходатайству общего собрания (схода) родителей (законных представителей), работающих в традиционной отрасли хозяйствования Севера или родовой кочевой общине коренных малочисленных народов Севера, образованной в соответствии с действующим законодательством и имеющей статус родовой кочевой общины.
2. Кочевая школа создается с учетом региональных, природно-климатических и географических условий Республики Саха (Якутия), социально-экономических и национально-культурных особенностей территорий традиционного проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера.
3. При создании кочевых школ учитывается инициатива и волеизъявление родителей (законных представителей), работающих в традиционной отрасли хозяйствования Севера или родовой кочевой общине коренных малочисленных народов Севера.
4. Кочевая школа создается при наличии детей (от 1 и более) дошкольного и школьного возраста до 18 лет, а также взрослого населения, не имеющего среднего (полного) образования.
5. С момента создания кочевой школы учредитель принимает на себя ответственность за предоставление детям, ведущих# с родителями традиционный уклад жизни, гарантированного государством права на получение бесплатного среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.
Статья 6. Особенности реорганизации (ликвидации) кочевых школ
1. Реорганизация (ликвидация) кочевой школы допускается только с согласия схода родителей (законных представителей), работающих в традиционной отрасли хозяйствования Севера или родовой кочевой общине коренных малочисленных народов Севера, обслуживаемых данным образовательным учреждением.
2. Имущество, оставшееся при ликвидации кочевой школы, передается учредителю, имеющему вещные права на это имущество, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения доступного и бесплатного образования для детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в вопросах обеспечения доступного и бесплатного образования для детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) относятся:
1) обеспечение нормативной правовой основы для функционирования кочевых образовательных учреждений;
2) обеспечение гарантий прав детей на общедоступное и бесплатное дошкольное и общее среднее образование посредством выделения субвенций в местные бюджеты с учетом коэффициентов удорожания, удаленности и малодоступности кочевых образовательных учреждений;
3) содействие созданию условий, на которых базируется функционирование кочевой школы.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в вопросах обеспечения доступного и бесплатного образования для детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
К полномочиям органов местного самоуправления относится:
1) создание кочевых школ на территориях традиционного природопользования для сохранения самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, реорганизация и ликвидация#.
Статья 9. Взаимодействие кочевых школ с органами государственной власти Республики Саха (Якутия)
1. Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) обеспечивает:
выплату заработной платы учащимся за весь период учебно-производственной практики по оленеводству: с 7 до 9 лет - устанавливает ставки волонтеров, с 10 до 17 лет - 50 % заработной платы оленеводов и чумработниц;
- укрепление материально-технической базы хозяйствующего субъекта, открывшего кочевую школу.
2. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обеспечивает:
постоянный мониторинг состояния здоровья и оздоровления учащихся и учителей кочевых образовательных учреждений;
- снабжение кочевых школ медикаментами первой необходимости;
- организацию бесплатной стоматологической помощи детям, ведущим с родителями традиционный кочевой уклад жизни.
3. Министерство образования Республики Саха (Якутия) обеспечивает:
- разработку и издание учебников, методических пособий по предметам регионального (национально-регионального) компонента;
- разработку образовательного стандарта кочевых образовательных учреждений;
- разработку традиционных и коммуникативных методов обучения;
- приобретение оборудования новых образовательных технологий для кочевых школ.
4. Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) обеспечивает:
- обеспечение надлежащих условий для подготовки педагогических кадров для кочевых школ с интеграцией специальностей, знающих культуру, язык, традиционного хозяйствование коренных малочисленных народов Севера.
Глава 4. Участники образовательного процесса
Статья 10. Педагогические работники кочевых школ
1. Подготовка педагогических кадров для кочевых школ ведется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации с учетом потребностей республики в кадрах, рассчитанных на основе мониторинга, проводимого государственным органом управления образованием Республики Саха (Якутия), а также с учетом образовательных потребностей личности. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов широкого профиля по двум и более педагогическим специальностям.
2. Государственный план приема в учебные заведения профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров для кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), составляется с учетом заявок государственного органа управления образованием Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и родовых кочевых общин.
Статья 11. Меры социальной поддержки лиц, работающих в кочевой школе
1. Работникам кочевой школы предоставляются гарантии и компенсации, установленные действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2. Работникам кочевой школы за счет средств работодателя предоставляются следующие компенсации:
1) оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, к месту прохождения обязательного медицинского осмотра (обследования);
2) ежемесячная компенсация за кочевой образ жизни;
3) дополнительные компенсации, предоставляемые работодателем и учредителем.
3. Лицам, впервые выезжающим на работу в кочевую школу, в том числе молодым специалистам, устанавливается единовременное пособие в размере 100-кратной минимальной оплаты труда из средств бюджетов муниципальных образований.
Статья 12. Права учащихся кочевой школы
Кочевая школа создается для реализации общих для всех детей прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), и предоставляет следующие социальные гарантии для реализации прав детей из кочевых семей, обладающих специальным правовым статусом обучающихся и воспитанников кочевых школ:
1) право воспитываться в кочевой семье, в привычных условиях, приобщаться к культуре, обычаям, традициям своего народа, приобретать трудовые навыки в процессе совместного повседневного общения с родителями;
2) право на охрану здоровья и окружающей среды;
3) право на образование и воспитание на родном языке в традициях национальной культуры, хозяйственной деятельности и истории своего народа;
4) право на участие в делах семьи, школы, общины и общества в целом;
5) право на достаточный уровень жизни;
6) право на труд в общине и его вознаграждение в установленном порядке.
Глава 5. Организационные и финансовые основы кочевых школ
Статья 13. Организация образовательного процесса в кочевых школах
1. Условия функционирования кочевых школ, разнообразие их моделей, зависимость учебного графика от особенностей производственной кочевой деятельности родителей обуславливают необходимость в особом учебном графике. Образовательные учреждения, имеющие статус кочевых школ, самостоятельно устанавливают учебный график с учетом местных условий.
2. Для всех форм получения образования в кочевых образовательных учреждениях в рамках конкретной образовательной программы действует государственный образовательный стандарт.
3. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, сетевого (в том числе дистанционного) и дуального образования, экстерната устанавливаются учредителем, отражаются в уставе образовательного учреждения и осуществляются на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.
4. Учредитель создает условия для реализации индивидуальных учебных планов учащихся и школ с учетом особенностей освоения образовательных программ и образовательных потребностей учащихся.
Статья 14. Финансирование кочевых школ
1. Финансирование кочевых школ осуществляется на основе нормативов финансирования, устанавливаемых государственным органом власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с утвержденной методикой.
2. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
3. Органы государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутия) в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры в соответствии с законами Республики Саха (Якутия), вправе предусматривать в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) средства для оказания дополнительной поддержки кочевым школам.
Статья 15. Вступление в силу настоящего закона
1. Настоящий закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 г. ГС N 2477-III "О проекте закона Республики Саха (Якутия) "О кочевых школах Республики Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления официально опубликован не был