В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков, сохранения их здоровья на территории Республики Саха (Якутия) на основании статей 28, 51 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 14, ст. 482), санитарных правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" приказываем:
1. Утвердить методические рекомендации "Оздоровление детей в образовательных учреждениях".
2. Начальникам, заместителям начальников территориальных отделов, представительствам Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия):
2.1. Обеспечить внедрение методических рекомендаций "Оздоровление детей в образовательных учреждениях";
2.2. Довести до сведения медицинских работников (врачей-педиатров, медицинских сестер, психологов), педагогов образовательных учреждений в районах и городах республики данный приказ и методические рекомендации "Оздоровление детей в образовательных учреждениях";
2.3. Организовать проведение семинаров с участием управления образования в районах и городах, медицинских работников и педагогов учреждений образования (в соответствии с методическими рекомендациями "Оздоровление детей в образовательных учреждениях");
2.4. Информацию о ходе исполнения данного приказа представить в виде справок в Управление Роспотребнадзора по РС (Я) в срок до 1 марта 2008 года.
3. Начальникам Управлений образования в районах и городах Республики Саха (Якутия):
3.1. Установить контроль за организацией горячего питания для учащихся всех классов;
3.2. Провести инвентаризацию в образовательных учреждениях с составлением дефектного акта до 1 февраля 2008 года;
3.3. Разработать программу обеспечения образовательных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям учащихся начальных классов до 1 марта 2008 года;
3.4. Принять меры по оснащению медицинских кабинетов в образовательных учреждениях согласно санитарным правилам до #года.
4. Начальникам Управлений здравоохранения в районах и городах Республики Саха (Якутия):
4.1. Уделить особое внимание организации оздоровительных мероприятий для учащихся образовательных учреждений республики;
4.2. Уделить внимание вопросам диспансеризации, прохождения медосмотра учащихся, профилактики простудных заболеваний.
5. Начальникам Управлений образования и здравоохранения в районах и городах Республики Саха (Якутия):
5.1. Разработать программу обеспечения образовательных учреждений стоматологической службой до 1 июля 2008 года.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) В.П. Григорьева, первого заместителя Министра образования Республики Саха (Якутия) В.В. Петрова, первого заместителя Министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) Л.И. Вербицкую.
Руководитель |
А.П. Протодьяконов |
Министр |
Ф.В. Габышева |
Министр |
В.Л. Александров |
Оздоровление детей в образовательных учреждениях
Методические рекомендации
Введение
Школьный возраст является одним из наиболее сложных этапов, во время которого организм ребенка достигает своей биологической зрелости. В этом возрасте наблюдаются глубокие нервно-психические и гормональные изменения, интенсивный рост, половое созревание, что обуславливает повышенную ранимость и восприимчивость детей и подростков к возникновению ряда заболеваний. Именно в подростковом возрасте начинаются хронические заболевания взрослых, ограничивающие годность к различным профессиям, службе в армии, омрачающие перспективу будущего материнства и отцовства.
Постоянно растущая заболеваемость детей и подростков, а также неблагоприятное влияние окружающей среды, психоэмоциональная обстановка, стрессы, учебные перегрузки и другое приводят к срыву адаптации, рецидивированию# хронических заболеваний. Здоровье школьников тесно связано с состоянием школьной среды, личностью учителя и педагогическими технологиями.
Известно, что частота нарушений здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (1 класс), переходе к предметному обучению (5 класс) и на третью ступень школы (10 класс).
По информации Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 01.01.2007 года в республике проживало# 270 241 детей и подростков# в возрасте до 18 лет. По сравнению с 2005 годом число детей и подростков уменьшилось на 5783 человека. В сельской местности проживает 39,1 % детей (103 586), в городской - 60,9 % (160 872).
Одним из основных показателей, характеризующих здоровье детского населения, является заболеваемость.
Заболеваемость школьников в 2006 году составляла - 1104 %0, в 2005 году - 11117,4 %0).
В ранговой структуре заболеваемости школьников на первом месте стоят болезни органов дыхания (642,7 %0), с увеличением по сравнению с прошлым годом, на втором месте - болезни органов пищеварения (93,9 %о), с небольшим снижением, на третьем - болезни глаз (62,0 %о).
В сравнении с 2005 годом отмечается прирост болезненности по классам болезней органов дыхания, органов мочеполовой системы, инфекционным и паразитарным болезням, снизился показатель болезненности по классам болезней эндокринной системы, системы кровообращения, костно-мышечной систем#, болезней уха, органов пищеварения, нервной системы.
Во всех школах Республики Саха (Якутия) проводятся ежегодные обязательные медицинские осмотры детей.
Данные медицинские осмотров, проводимых в школах республики, свидетельствуют о продолжающемся ухудшении здоровья детей за период обучения в школе.
Медицинским осмотром охвачено в 2006 году 84 % детей школьного возраста. Так, при поступлении в школу понижение остроты зрения имеют 56 детей из 1000, т.е. каждый 17 ребенок, а при окончании школы снижение зрения выявляется уже у каждого 6-го ребенка. Причем ухудшение зрения наступает в конце 1-го# обучения, так как страдает патологией зрения уже каждый 8 ребенок, а при переходе к предметному обучению - каждый 7.
Такая же ситуация наблюдается и с физическим развитием детей: перед школой нарушение осанки имеет каждый 13 ребенок, при переходе к предметному обучению - каждый 11.
Сколиоз при осмотрах детей дошкольного возраста (перед поступлением в ДОУ) выявлен у 3 детей из 1000 осмотренных соответствующего возраста, перед окончанием школы уже у 23 детей из 1000, т.е. данное заболевание за период обучения в школе увеличивается почти в 8 раз.
Показатели резко возрастают по всем заболеваниям при переходе к предметному обучению и к моменту окончания школы понижение слуха и зрения увеличивается более чем в два раза, сколиозы - в 2,5 раза.
Рост заболеваемости детей школьного возраста свидетельствует о том, что создание в школах здоровой и безопасной среды (микроклимат, мебель по росто-возрастному показателю, освещение, организация горячего питания) остаются# актуальной проблемой.
Продолжает оставаться актуальной проблема заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.
В течение 2006 года продолжалась работа по проведению массовой иммунизации против дифтерии среди взрослого населения республики во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 139 "О массовой иммунизации населения против дифтерии".
По итогам 2006 года охват ревакцинацией против дифтерии детей 7 лет составил 97,5 %, ревакцинация# детей в возрасте 14 лет - 95 %.
На протяжении последних 5 лет, начиная с 2002 года в республике, не зарегистрировано ни одного случая кори#.
Это обусловлено повсеместным и неуклонным увеличением охвата вакцинацией. В 2006 году охват вакцинацией декретированного контингента детей в возрасте 6 лет составил 98,2 %.
В отличие от кори заболеваемость эпидемическим паротитом на территории республики продолжает регистрироваться. Охват вакцинацией первоклассников составил 98,1 %.
В 2006 году отмечается циклический подъем заболеваемости краснухой, показатель заболеваемости данной инфекцией составил среди детей на 100 тысяч - 707,2 (2005 г. - 190,9). Таким образом, по сравнению с 2005 г. произошел рост заболеваемости краснухой у детей до 14 лет включительно в 3,7 раз#. По итогам 2006 года охвачены прививками против краснухи дети в возрасте 7 - 14 лет на 93,0 %, подростки 15 - 17 лет - на 82,8 %.
Заболеваемость в эпидемический сезон 2005 - 2006 г.г. гриппом и ОРВИ определялась детским населением, на долю которого пришлось 79 % от всех случаев гриппа и ОРВИ#, из них 19,6 % - школьники. Охват вакцинацией детского населения составил 168 333 человек (80,8 %).
Благодаря иммунопрофилактике гепатита В (далее - ВГВ) ежегодно стойко снижается заболеваемость ВГВ среди детей до 14 лет, показатель заболеваемости которых снизился в 17 раз# с 15,7 на 100 т. н. в 2000 г. до 0,9 в 2006 г. Охват вакцинацией детей в возрасте от 7 до 17 лет составил более 97 %.
В последнее десятилетие школьное образование утратило былое единообразие и наряду с традиционными общеобразовательными учреждениями появились гимназии, лицеи, частные учебные заведения, где предусматривается длительное пребывание детей в школе, напряженность работы на уроках и высокие энергозатраты в период школьного дня. Для обеспечения потребности в энергии необходимо, чтобы рацион питания школьников состоял из биологически полноценных продуктов, богатых белками, жирами, углеводами, минеральными солями и витаминами. Однако, ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье детей и подростков, прежде всего в силу низкокалорийного питания и недоедания. Питание должно быть сбалансированным по белку, полиненасыщенным# жирным кислотам, витаминам (А, С, В), минеральным компонентам (йоду, цинку, железу, селену, кальцию и др.). Недостаток даже одного из них приводит к серьезным расстройствам состояния здоровья (дефицит йода, цинка, фтора, фолиевой кислоты и др.).
Наиболее часто у детей в условиях выраженного школьного стресса возникают невротические расстройства, нарушения зрения и осанки, отмечается недостаточная прибавка массы тела и учащение острой заболеваемости.
Анализ за организацией# питания учащихся, проведенный Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), показывает, что питание учащихся организовано в 66,6 % столовых, в буфетах - 30 %, пищеблоки отсутствуют в 3,3 % школ.
Количество столовых, имеющих полный набор помещений и работающих по полному циклу (на сырье) составляет 61,6 %, работающих как столовые - доготовочные (на полуфабрикатах) - 5 %, как буфеты-раздаточные - 30 %.
По прежнему меню составляются без учета физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. В рационах имеет# место невыполнение норм питания по основным продуктам (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), занижение порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Эпидемиологические исследования характера питания школьников показывают, что в ежедневном рационе мясо только у 4-х школьников из 10. Молочные продукты в северных районах употребляют только 13 детей из 100, в центральных районах 90 из 100.
При опросе детей установлено, что 43 %, а это почти половина, несколько раз в день употребляют только хлеб или хлебобулочные изделия.
Несбалансированное питание учащихся общеобразовательных школ в условиях влияния неблагоприятных санитарно-гигиенических, учебно-воспитательных факторов приводит к негативным медико-социальным последствиям, способствует формированию функциональных расстройств и хронических патологий у детей и подростков.
Низкая энергетическая ценность, недостаточная калорийность#, нехватка витаминов повышают уровень заболеваний органов пищеварения у детей школьного возраста, а нехватка микроэлементов и витаминов в рационе - нарушения опорно-двигательного аппарата.
Нерациональное питание школьников доказывают результаты лабораторных исследований проб готовых блюд на калорийность и полноту вложения, из количества отобранных проб нестандартные 11 %, на вложение витамина С нестандартных проб - 2 %. (По сравнению с данными лабораторных исследований 2005 - 2006 учебного года удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям увеличился на 5,8 %).
Также существует проблема йодного дефицита, чрезвычайно актуальная для Республики Саха (Якутия), так как Якутия - регион с пониженным содержанием йода в природных водах, почве, растениях на большей своей территории.
По данным годовых отчетов центральных районных больниц от 16 до 27 % школьников имеют эндемический зоб.
Наибольший показатель заболеваемости на 1000 населения приходится на возраст от 10 до 15 лет (1191,63), затем от 7 до 10 лет (995,54), то есть на период обучения в школе.
Проблемным вопросом в организации питания учащихся образовательных учреждений остается недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней. В настоящее время компенсационные выплаты на питание согласно принятых# нормативно-правовых# документов# составляют:
- для детей из малообеспеченных семей 6,1 и 7 (в арктической зоне) руб.;
- для всех остальных учащихся 3,5 и 4 (в арктической зоне) руб.
В г. Якутске только 30 % школьников получают бесплатное "горячее" питание. Мизерная сумма (4 руб.) выделяемая на одного ребенка на "горячее" питание не отвечает потребностям растущего организма.
Средства на организацию питания из местных бюджетов выделяются в основном лишь для детей из малообеспеченных и многодетных семей и при этом в недостаточных объемах (от 6,1 руб. - 9,56 руб.), учитывая высокие цены.
Рассмотренные расписания в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) показали, что 47 % расписаний не соответствуют гигиеническим требованиям к величинам образовательной нагрузки в неделю.
Основными причинами являются: несоблюдение недельной нагрузки в часах, неправильное распределение учебной нагрузки в течение недели, сочетание учебных предметов в дневной нагрузке - наиболее трудные предметы включены в начало и конец недели, первыми уроками в расписаниях, что является причиной развития утомления у школьников.
По данным Министерства образования по Республике Саха (Якутия) в 2006 - 2007 учебном году в 6-дневную неделю обучалось 129,450# (83 %) учащихся, из них школьников с 1 по 4 классов# - 37,679# (29,1 %), с 5 по 11 классов# - 91,771# (70,9 %).
По данным территориальных отделов Управления Роспотребнадзора Республики Саха (Якутия), в общеобразовательных учреждениях от 1 до 2 уроков физкультуры в неделю у учащихся всех классов. Общая продолжительность занятий 45 минут. Моторная плотность уроков физкультуры различна и составляет 40 % - 90 %. Тогда как в соответствии с санитарными нормами и правилами моторная плотность уроков для школьников должна составлять 60 % - 80 %.
Имеет место нерациональной# продолжительности большой перемены: сокращение до 15 мин и удлинение до 40 мин, динамическая пауза для учащихся начальных классов организована не во всех школах, что является несоблюдением требований санитарных правил и норм.
Также складывается очень сложная ситуация по материально-технической базе: 60 % школ не канализованы, 69 % не имеют централизованного водоснабжения и работают на привозной воде, 11 % не имеют центрального отопления, 26 % требуют проведения капитального ремонта.
Наибольшее количество объектов, относящихся к 3 группе (неблагополучных), отмечено среди детских дошкольных учреждений - 23,2 %, среди общеобразовательных школ - 23,7 %.
Серьезной проблемой остается ненадлежащее качество и безопасность питьевой воды, используемой в детских и подростковых учреждениях. За период# 2002 по 2006 гг. питьевая вода из разводящей сети по санитарно-химическим показателям не соответствовала санитарным нормативам в каждой третьей пробе; питьевая вода из источников децентрализованного водоснабжения - в каждой пятой пробе.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа нестандартных проб воды из разводящей сети и некоторое сокращение из источников нецентрализованного водоснабжения.
При отсутствии централизованного водоснабжения учреждения работают на привозной воде. Так, в Горном, Амгинском, Таттинском, Сунтарском, Жиганском, Намском, У-Майском, У-Алданском, Момском, С-Колымском, Оленекском, Вилюйском, В-Вилюйском, Э-Бытантайском районах все образовательные учреждения для хозяйственно-питьевых целей используют привозную воду.
Удельный вес показателя освещенности, не отвечающий санитарно-гигиеническим нормативам составляет 16,7 %.
Неблагоприятная обстановка по уровню освещенности в детских и подростковых учреждениях наблюдается в Булунском, В-Вилюйском, Олекминском, Чурапчинском районах.
По сравнению с 2005 годом удельный вес параметров микроклимата, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, увеличился на 8 % (с 15 % до 23 %). Неудовлетворительные результаты исследований параметров микроклимата отмечены в Булунском, В-Вилюйском, Чурапчинском районах. Основной причиной отклонения параметров микроклимата является некачественная подготовка к отопительному сезону, также низкое оснащение материально-технической базы.
Для большинства районов республики серьезной проблемой остается неудовлетворительное обеспечение образовательных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей и отвечающей требованиям санитарно-гигиенической безопасности. Каждая третья школа неудовлетворительно обеспечена школьной мебелью, повсеместно используется мебель, не соответствующая росто-возрастным особенностям учащихся.
Так как школа во многом влияет на состояние здоровья детей, поэтому соблюдение гигиенических нормативов в школе является важнейшим показателем их социальной защиты.
В настоящее время в республике не разработаны эффективные программы профилактических осмотров детей, ориентированные на раннее выявление заболеваний. Не созданы программы контроля за течением адаптации к школе или другому образовательному учреждению в переломные периоды обучения. В школах не внедряются реабилитационные мероприятия. Приоритеты отдаются медикаментозным методам лечения.
Оздоровительная работа в школе должна строиться с учетом ряда принципов:
- дифференцированность: приоритеты должны отдаваться мероприятиям, направленным на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение;
- патогенетическая обоснованность: должны использоваться мероприятия с изученными механизмами действия;
- преемственность: оздоровление должно проводиться в течение года непрерывно, хотя возможно чередование его различных методов;
- многофакторность: в оздоровлении необходимо использовать как природные, так и физические факторы;
- комплектность: в проведении оздоровительных мероприятий должны участвовать медицинские работники, педагоги, психологи, родители. Как писал В.А. Сухомлинский: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье учащихся - это важнейший труд учителя";
- этапность: оздоровительные мероприятия нужно проводить в школе, дома, а также в учреждениях дополнительного образования;
- экономичность: целесообразность внедрения новых оздоровительных методов должна определяться с учетом их эффективности и затрат на проведение;
- разнообразие форм работы: проводимые мероприятия нужно разнообразить, избегая монотонности, использовать игровые формы;
- соответствие режимным моментам: оздоровительные мероприятия должны логично соотноситься с режимом дня и суточными биоритмами детей, по возможности органично вплетаться в структуру учебных занятий;
- индивидуализация: необходимо учитывать неадекватные реакции на оздоровительные мероприятия отдельных детей и предусматривать возможность подбора их с учетом здоровья ребенка и его психологических особенностей.
Мероприятия по первичной профилактике заболеваний у школьников складываются# прежде всего из#:
1. Обеспечение санитарно-гигиенического благополучия в учреждении образования (постоянно). С 1997 г. вступил в действие СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников, в различных видах современных общеобразовательных учреждений", в соответствии с которыми# возрастают требования к организации педагогического процесса в школе (Кучма В.Р., 1998).
2. Предупреждение роста числа заболеваний в периоды адаптивной перестройки организма детей: щадящий режим учебной нагрузки, активный отдых, положительная эмоциональная настроенность детей, не проводить прививки лечение зубов. Применять адаптогены, витамины (сентябрь, октябрь).
3. Подготовка организма детей к неблагоприятному осенне-зимнему периоду года: вакцинопрофилактика гриппа, санация очагов инфекции, питание, обогащенное защитными факторами, витамины, фитопрепараты (ноябрь, декабрь).
4. Мероприятия в период повышенной заболеваемости ОРЗ и гриппом: своевременное выявление и изоляция больных, аэроионизация, УФО, уменьшение времени пребывания в коллективе, групповая изоляция, применение дезсредств, контроль за температурным режимом, витамины, фитонциды (январь, февраль).
5. Мероприятия по восстановлению здоровья реконвалесцентов острых заболеваний и снижению утомления к концу учебного года: пребывание на открытом воздухе, эмоциональная разгрузка, витамины, фитопрепараты (март, май).
6. Профилактика йодной недостаточности (постоянно).
7. Летний оздоровительный отдых (июнь-август).
8. Обучение быть здоровым (постоянно).
Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса
Суточный режим, определяя и регламентируя весь уклад жизни, является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков. Рационально построенный и организованный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждая развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.
Исходя из возрастных особенностей детского организма, учебный план должен регламентироваться для детей# 6-леток 3 - 4 уроками, 1 - 4 классов 4 - 5 уроками, 5 - 11 классов 5 - 6 уроками. В соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
Перечень
оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях
1. Мероприятия, направленные на повышение резистентности и расширение адаптационных возможностей организма:
- рациональное питание;
- закаливание;
- массаж биологически активных точек;
- дыхательная гимнастика;
- фитопрофилактика.
2. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления:
- гимнастика для глаз во время урока;
- обучение грамоте в режиме дальнего зрения.
3. Мероприятия для уменьшения статистического напряжения опорно-двигательного аппарата:
- физкультурные минутки с упражнениями, формирующими правильную осанку и укрепляющими мышечный корсет, подвижные игры.
4. Мероприятия, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС:
- проведение мышечной релаксации в физкультминутки;
- обучение элементам аутотренинга в кабинете психологической разгрузки;
- воздействие цветовых гамм в помещениях школы;
- использование функциональной музыки в различных режимных моментах.
Мероприятия, направленные на повышение резистентности и расширение адаптационных возможностей организма
Оптимизация питания учащихся
Рациональное полноценное питание - одно из главных условий гармоничного развития ребенка, обеспечения высоких функциональных ресурсов организма. Основным принципом рационального питания, является его сбалансированность и правильный режим. Сбалансированным называется питание, в котором обеспечены оптимальные соотношения основных пищевых и биологически активных веществ и соответствующая калорийность. Особенно актуальной в настоящее время является недостаточность белкового компонента питания. Так называемая "полноценная" белковая пища содержит незаменимые аминокислоты, которые не синтезируются в организме человека. Такая пища обеспечивается за счет продуктов животного происхождения - мяса, рыбы, молока, молочных продуктов, яиц. Белки, содержащиеся в этих продуктах, должны составлять не менее 50 % от общего количества белка в рационе детей школьного возраста, а при повышенной нагрузке не менее 60 %. В противном случае у детей легко возникает переутомление, снижается работоспособность.
Ниже приводятся рекомендации по рациональному суточному набору продуктов для детей школьного возраста (Ладодо К.С, Дружинина Л.В., 1994). (7).
Продукт |
Возраст, лет |
|||
7 - 10 (масса продуктов в гр.) |
11 - 13 (масса продуктов в гр.) |
14 - 17 |
||
Юноши (масса продуктов в гр.) |
Девушки (масса продуктов в гр.) |
|||
Молоко |
500 |
500 |
600 |
500 |
Творог |
40 |
45 |
60 |
50 |
Сметана |
15 |
15 |
20 |
15 |
Сыр |
10 |
10 |
20 |
15 |
Мясо |
140 |
170 |
220 |
200 |
Рыба |
40 |
50 |
70 |
60 |
Яйцо, шт. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Хлеб: ржаной пшеничный |
70 150 |
100 200 |
150 250 |
100 200 |
Крупы, макаронные изделия |
45 |
50 |
60 |
50 |
Мука пшеничная |
25 |
30 |
35 |
30 |
Сахар |
60 |
65 |
80 |
65 |
Кондитерские изделия |
10 |
15 |
20 |
15 |
Масло: сливочное растительное |
25 10 |
30 15 |
40 20 |
30 15 |
Картофель |
200 |
250 |
300 |
250 |
Овощи разные |
275 |
300 |
350 |
320 |
Фрукты: свежие сухие |
150-300 15 |
150-500 20 |
150-500 25 |
150-500 20 |
Очень важно также обогащение пищи витаминами и минеральными веществами. Лучше, чтобы это осуществлялось естественным образом за счет употребления свежих овощей, салатов, фруктов и соков из них. Они являются хорошим дополнением к школьному завтраку или обеду, хотя считается, что принимать соки лучше в качетве# отдельного приема пищи или за 20 - 30 минут до приема еды.
В школах, где нет возможности организовать горячее питание, рекомендуются молочно-фруктовые холодные завтраки. Они могут включать молоко или кисломолочные продукты, творожные или плавленые сырки в мелкой расфасовке, хлебобулочные изделия и свежие фрукты или соки.
В периоды повышенной заболеваемости особенно полезны фрукты, содержащие дубильные вещества, обладающие дезинфицирующим или противовоспалительным действием (груша, гранат, черника, рябина, айва).
Оздоровительный эффект дают овощные и фруктовые соки.
Закаливание
Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов в терморегуляции организма. Основные его задачи - развитие выносливости организма при изменяющихся факторах окружающей среды, повышение его сопротивляемости к# различным заболеваниям.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
Первый принцип - постепенность увеличения закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.
Второй принцип - систематичность - это регулярное повторение закаливающих воздействий на протяжении всей жизни.
Третий принцип - учет индивидуальных особенностей ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действию закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.
Четвертый принцип - проведение закаливания при продолжительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой характер, холодовое или тепловое воздействие не сопровождалось негативными реакциями и воспринималось в виде приятно-прохладных, приятно-тепловых ощущений.
Пятый принцип - многофакторность - обязывает использовать при закаливании несколько физических факторов: холод, тепло, облучение видимыми ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механическое воздействие движения воздуха, воды и др. (например, сочетание в системе закаливания воздушных процедур с применением обливаний, а охлаждения воздушным потоком - с солнечными ваннами).
Шестой принцип - полиградационность - основан на необходимости тренировок ребенка к слабым и сильным, быстрым и замедленным, средним по силе и времени действия охлаждениям. Это необходимо для того, чтобы искусственно не закреплялись узкие стереотипы закаленности только к одному диагнозу перепадов температур, а вырабатывалась готовность организма без повреждений воспринимать различные естественные температурные воздействия, встречающиеся в его повседневной жизни (например, применение контрастных ножных ванн с кратковременным воздействием холодной и теплой воды в сочетании с применением хождения босиком, где охлаждение более длительное и постепенное).
Седьмой принцип - сочетание общих и местных охлаждений. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местными, направленными на наиболее чувствительные к воздействию холода области (стопы, носоглотка, поясница), например, полоскание горла водой, обливание стоп, общие обливания.
Восьмой принцип обязывает выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции организма для повышения его устойчивости к температурным воздействиям как в покое, так и в движении: например, сочетание закаливания детей после дневного сна (обливание ног), когда они находятся в покое, с закаливанием их во время движения в облегченной одежде на физкультурных занятиях на открытом воздухе.
Девятый принцип - учет предшествующей деятельности, состояния организма - предусматривает уменьшение дозы охлаждения после воздействия выраженных физических, психоэмоциональных нагрузок и необычных раздражений, которые негативно влияют на процесс термовосстановления. Например, приход ребенка после перенесенной ОРВИ в детское учреждение требует уменьшения дозы охлаждающих факторов.
Конечно, реализовать все эти принципы в условиях школы сложно. Их выполнение возможно при обучении детей и родителей проведению закаливания в домашних условиях.
Закаливающий эффект дает и регулирование температуры воздуха в помещении для создания пульсирующего температурного режима путем сквозного проветривания. Это важный прием закаливания. В помещениях - дома и в детском учреждении - дети находятся от 75 до 90 % времени суток. Естественно, что температура воздуха в них оказывает решающее влияние на формирование устойчивости к холоду. Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство, так как предел естественных колебаний температуры в них невелик. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его "пульсирующим". Перепад температуры может изменяться от 2 - 4 С до 4 - 5 С. Температура воздуха в помещении может опускаться до +14 - +16 С. Сквозное проветривание проводят: утром перед приходом детей, перед занятиями, в перемены.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в школе в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура в градусах Цельсия |
Длительность проветривания помещений (мин.) |
|
В малые перемены |
В большие перемены и между сменами |
|
От +10 до +6 |
4 - 10 |
25 - 35 |
От +5 до 0 |
3 - 7 |
20 - 30 |
От 0 до -5 |
2 - 5 |
15 - 25 |
От -5 до -10 |
1 - 3 |
10 - 15 |
Ниже -10 |
1 - 1,5 |
5 - 10 |
Из специальных закаливающих процедур в школе возможно полоскание горла прохладной водой. Для достижения положительного эффекта от закаливания ребенок начинает полоскать горло водой сначала температурой 36 - 37 С с последующим снижением через каждые три-четыре дня на 1 - 2 С вплоть до 8 - 10 С. Для полоскания используют 1/3 стакана воды (пластмассовые или стеклянные мензурки по 50 мл). Охладить воду до необходимой температуры можно в холодильнике, заранее наполнив ею 1-2 - литровую банку или бидон. Для ослабленных детей целесообразно использовать для полоскания отвар трав (зверобоя, ромашки, шалфея). Длительность полоскания должна быть как можно дольше#.
Массаж биологически активных точек и зон у детей
Точечный массаж является разновидностью рефлекторного массажа. В его основе - механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему)# различными внутренними органами и функциональными системами. По мнению А.А. Уманской (1989 г.), при воздействии на биологически активные точки, расположенные в области головы, шеи, грудины, рук, можно активизировать адаптационные реакции организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе и на респираторные вирусы. Доказано, что массаж определенных биологически активных точек является одним из самых простых, эффективных и безвредных методов, повышения резистентности и функциональной активности. Учащихся можно обучать методике в следующей последовательности, согласно рекомендациям А.А. Уманской.
1-ая точка - бугорок на грудине (чуть выше середины грудины). Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель.
2-ая точка - над яремной выемкой на грудине. Связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, с вилочковой железой. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма различным заболеваниям дыхательных путей.
3-ая точка - на шее в развилке сонных артерий (симметричная). Массаж этой зоны повышает защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.
4-ая точка - на шее сзади (симметричная). Массаж активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.
5-ая точка - область 7-го шейного и 1-го грудного позвонка#. Связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких.
6-ая точка - симметричная, у крыльев носа. Связана с передней и задней долями гипофиза. Массаж этой зоны улучшает кровообращение слизистой оболочки носа, гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным.
7-ая точка - симметричная, у начала бровей. Связана со слизистой оболочкой решетчатых полостей носа и лобных пазух, с лобными отделами головного мозга. Массаж этих зон улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа.
8-ая точка - симметричная, у козелка ушной раковины. Одновременно можно провести массаж под мочкой уха, на сосцевидном отростке и массаж всей ушной раковины, растирая ее сверху вниз. Действует тонизирующее# на весь организм.
9-ая точка - симметричная на кистях рук между большим и указательным пальцами. Массаж этой зоны нормализует многие функции организма.
Дыхательная гимнастика
Проведение дыхательной гимнастики с детьми способствует не только повышению резистентности организма, но способствует укреплению дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы.
Занятия могут проводиться инструкторами ЛФК или учителями физкультуры, прошедшими обучение методиками# дыхательной гимнастики. Проводить занятия рекомендуется 2 - 3 раза в неделю в облегченной одежде, в хорошем проветренном помещении. Температура воздуха должна быть не выше 17 градусов, время занятий - утренние часы, не ранее, чем через час после приема пищи. В зависимости от возраста занятие длится 10 - 12, максимально 30 минут.
Модификация дыхательной гимнастики представлена методикой А.Н. Стрельниковой. Методика построена на особом вдохе через нос, при котором происходит раздражение обширной зоны рецепторов на слизистой оболочке носа, находящейся в рефлекторной связи со всеми человеческими органами. Под благотворное воздействие гимнастики попадают все физиологические процессы организма.
Гимнастика восстанавливает функции голосового аппарата, улучшает работу сердца, органов пищеварения, укрепляет сосуды, опорно-двигательный аппарат.
Правила исполнения:
1. Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий, как хлопок в ладоши.
2. Воздух при выходе должен уходить из груди самостоятельно, естественно через рот. Не задерживайте и не торопите выдох. Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот).
3. Вдох делается одновременно с движениями.
4. Все вдохи - движения делаются в темпе работы здорового сердца (72 - 80 ударов в минуту).
5. Счет в гимнастике идет только на восемь. Считать мысленно, не вслух.
Первое упражнение - "НАСОС".
Исходное положение: встаньте прямо, ступни расположены чуть уже ширины плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий, короткий вдох носом. Вдох должен завершиться в самой нижней точке поклона. Выпрямится#, но не полностью, и снова поклон и короткий шумный вдох. Представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, слишком низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. "Накачивать шину" нужно в темпе строевого шага. Подряд сделайте 4 резких, шумных вдоха носом ("шмыгнуть" 4 раза). Затем опустите руки и отдохните 3 - 4 секунды - пауза. Еще сделать 4 коротких и шумных вдоха и снова пауза. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот. Потом сделайте уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3 - 4 секунды, и снова 8 вдохов-движений. На следующем этапе переходите к схеме 16 вдохов-движений - отдых 3 - 4 секунды - 16 вдохов-движений. Норма: "прошмыгайте" носом 6 раз по 16. Упражнение "насос" очень результативно, часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный приступ и припадки, связанные с поражением печени.
Второе упражнение - "ОБНИМИ СВОИ ПЛЕЧИ".
И.П.: руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу пружинисто, до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым "объятием" "шмыгайте" носом. Руки в момент объятий идут параллельно друг другу (а не крест накрест), ни в коем случае их не менять (все равно, какая рука сверху - правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив упражнение, в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. После каждых 32 вдохов-движений отдых 3 - 4 секунды.
Третье упражнение - "КОШКА".
И.П.: встаньте прямо, ступни расположены чуть уже ширины плеч (ступни в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделать легкое, по кошачьи# и мягкое, танцующее приседание и одновременно с ним поворот туловища вправо - резкий короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят сами собой. Колени слегка сгибаются и выпрямляются (приседания пружинистые, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Выполнив# подряд 32 вдоха-движения. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделать 3 раза по 32 вдоха-движения.
Четвертое упражнение - "ГОЛОВА-МАЯТНИК".
И.П.: встаньте прямо, ступни расположены чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль туловища (основная стойка). Поверните голову вправо - сделайте шумный, короткий вдох носом. Затем поверните голову влево - опять "шмыгните" носом. Вдох справа, вдох слева. Посередине фазы движение головы не задерживать, шею не напрягать, вдох не тянуть. Помните! Воздух при выдохе должен уходить самостоятельно через рот. Норма: "прошмыгайте" носом 3 раза по 32. После каждых вдохов-движений отдых 3-4 секунды.
Пятое упражнение - "КИТАЙСКИЙ БОЛВАНЧИК".
И.П.: основная стойка. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Вниз - вверх, вдох с пола, вдох с потолка. Воздух при выдохе должен успевать уходить самостоятельно (пассивно), не задерживайте и не выталкивайте выдохи. Норма 3 раза по 32 вдоха.
Шестое упражнение - "РОК-Н-РОЛЛ".
И.П.: основная стойка. Поднимем левую ногу, согнутую в колене, вверх до уровня живота (голень - под прямым углом к полу, носок тянуть вниз, как в балете). В этот момент легко приседаем на правой ноге и делаем шумный, короткий вдох носом. После приседания обе ноги на одно мгновение выпрямляются, занимая исходное положение. Затем поднимаем вверх правую ногу, согнутую в колене на левой ноге слегка приседаем и шумно "шмыгаем" носом. Левое колено вверх - исходное положение, правое колено вверх - исходное положение. Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене легко поднимается вверх до уровня живота. Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена делать встречное движение кистей рук на уровне пояса.
Рекомендуется учителям в середине урока сделать перерыв и 5 - 6 минут "пошмыгать" с учениками "по-стрельниковски" носом. Сразу же повысится работоспособность, легче будет усваиваться материал.
Профилактика йодной недостаточности
Недостаточное потребление йода создает серьезную угрозу здоровью около 100 миллионов россиян и требует проведения мероприятий по массовой и групповой профилактике (методические рекомендации МЗРФ, 1999 г.). Массовая йодная профилактика является наиболее эффективным и экономичным методом восполнения йода и достигается путем внесения солей йода (йодида или йодида калия) в наиболее распространенные продукты: поваренную соль, хлеб, воду.
Йодная профилактика в школе проводится групповым методом среди учащихся средней школы путем организованного приема препаратов, содержащих йод.
Йодная профилактика осуществляется ответственным лицом путем организованной выдачи возрастной дозы препарата ежедневно. Для профилактики йоддефицитных заболеваний:
- детям от 7 до 12 лет - 50 мкг в день
- подросткам от 12 лет и старше - 100 мкг в день
Для проведения групповой йодной профилактики рекомендуется использовать препараты йодида калия. В общеобразовательных учреждениях необходимо проводить профилактику йодной недостаточности постоянно, в тех случаях, когда школа не имеет возможности приобрести йодид калия, использовать йодированную соль для питания школьников.
Фитопрофилактика
В основе фитопрофилактики лежит использование трав, которые имеют немалый потенциал как и прочие лекарства, но необходимо помнить, что они имеют показания к применению и свои побочные эффекты. Правильное использование трав требует ясного понимания природы воздействия. Фитопрофилактика, наряду с фитотерапией, включена в перечень видов традиционной медицинской деятельности, подлежащих лицензированию.
Ответственность за правильное назначение фитосборов несет врач-педиатр, прошедший обучение по применению фитотерапевтических средств.
Медицинский работник школы производит отбор детей для фитопрофилактики с учетом состояния здоровья ребенка, условий жизни, характера основного и сопутствующих заболеваний.
При организации фитопрофилактики необходимо учитывать следующие положения:
1) подбор лекарственных сборов должен быть с учетом показаний и противопоказаний, осложнений, сопутствующих патологических процессов, наличия аллергических реакций;
2) разрешено применение только введенных в Государственную фармакопею фитосборов, имеющих соответствующие сертификаты и паспорт качества, в котором указывается наименование, состав сбора, дата изготовления, срок годности. Качество исходных компонентов сборов должно быть подтверждено Республиканским Центром по контролю за производством и качеством лекарственных средств;
3) организация, обеспечивающая школы лечебно-профилактическими сборами, должна иметь лицензию на производство сборов и лицензию на реализацию лекарственных средств;
4) для приготовления водных извлечений лечебно-профилактических сборов допускается медицинский персонал, имеющий медицинскую книжку и прошедший специальный инструктаж.
Организация приготовления фиточаев
Организовать процесс приготовления фиточаев возможно, на базе существующих пищеблоков, выделив помещение для приготовления и приема фиточаев с соблюдением всех санитарных норм, правил и законов в соответствии с требованиями лицензионной комиссии и сотрудников Роспотребнадзора. Посуда, используемая для приготовления водных извлечений, должна быть эмалированной или из нержавеющей стали, промаркированной. Ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил несет ответственный по пищеблоку и средний работник школы.
Контроль за хранением сборов, приготовление и раздачу фиточаев осуществляет средний медицинский работник школы, прошедший обучение по применению лечебно-профилактических сборов.
Ответственность за соответствие препаратов сертификатам несет руководитель образовательного учреждения. Если в школе планируется организовать кабинет фитотерапии, то для работы в нем необходима отдельная медицинская сестра.
Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления
Снятие зрительного утомления важно для профилактики миопии. При этом необходим комплекс мероприятий.
1. Контроль за естественным и искусственным освещением.
2. Рассаживание детей в классе в соответствии с медицинскими рекомендациями.
3. Проведение гимнастики для снятия зрительного утомления в физкульминутки на уроках.
4. Чтение лекций для родителей об организации зрительного режима во внешкольное время.
Рекомендации по организации зрительного режима во внешкольное время
1-й класс - зрительная нагрузка 20 мин. перерыв 10 - 15 мин.
2-й класс - -"- -"-
3-й класс - -"- -"-
4-5-6-е классы - 25 - 30 мин. -"-
С# 7-й класс и старше 35 - 40 мин. -"-
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется сажать деревья не ближе 15 метров, а кустарник - не ближе 5 метров от здания, не закрашивать оконные стекла, не расставлять на подоконниках цветы; не реже двух раз в неделю проводить очистку и мытье стекол.
Просмотр телепередач младшим школьникам рекомендуется на расстоянии не менее 3 - 4 м. не чаще двух раз в неделю. Если ребенок носит очки, то смотреть телевизор он должен только в очках. Между выполнением домашнего задания и просмотром телепередач должен быть перерыв не менее 30 минут.
Требования к организации режима учебных и вне учебных# занятий с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста.
Для учащихся X - XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более двух уроков в неделю, а для остальных классов - одного урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.
Длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать для учащихся 1-х классов (6 лет) - 10 минут, 2-5-х классов - 15 минут, 6-7-х классов - 20 минут, 8 - 9-х классов - 25 минут, 10 - 11-х классов - на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут.
Работа на ВДТ или ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.
Еще один подход к профилактике близорукости изложен в методических рекомендациях "Укрепление здоровья детей и подростков за счет интеграции процессов обучения и направленного формирования функций зрения" (Красноярск).
К одной из базовых методик данной программы относится методика проведения занятий в режиме дальнего зрения. Данная методика оказалась высокоэффективной не только для сохранения гармоничного развития функции зрения, но и для формирования энергетически наиболее экономного восприятия и мышления.
Методика обучения грамоте в режиме дальнего зрения
Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия, как основа для гармоничного формирования не только собственно функции зрения, но и внешних его психических отражательных способностей. Процесс обучения условно подразделен на три этапа.
I этап является вводным и базируется на непроизвольном зрительном впечатлении букв, а также осознании их с помощью мышечно-тактильного и слухового анализаторов. "Букварем" на данном этапе являются стены одной из комнат. На них рисуются яркие сюжетные картинки типа "в лесу", "у реки" или сюжеты из хорошо знакомых детям сказок.
В различных участках картины фиксируются буквы. Целесообразно включать их в игровые сюжеты (типа: зайчик держит букву "М", а ежик - букву "А" и т.д.). На другой стене рисуются различные слоги и простейшие слова. Основой изучения букв является самоинициатива и стремление детей к распознаванию неизвестных образов.
Как только дети познакомятся, таким образом, с буквами, целесообразно, чтобы они осознали из# через мышечно-тактильные чувства, а еще лучше - через действие. Воспитатель показывает на стене одну из букв, а дети должны не только отыскать ее из набора и показать воспитателю, но и собрать ее из палочек. Этап конструирования букв является чрезвычайно важным, т.к. в восприятии и осознании букв участвуют зрительное и мышечное чувства (а при их чтении и слуховой анализатор).
Описанный этап продолжается в среднем до четырех месяцев, и лишь после этого можно приступать к следующему этапу обучения чтению.
II этап является основным в методике обучения чтению в режиме дальнего зрения. К нему приступают после того, как дети хорошо усвоят первичный необходимый запас слов. На данном этапе дети овладевают навыками слогословообразования. Занятия проводятся в условиях максимально возможного удаления от детей разучиваемых слогов и букв. Шрифтом служат разрезанные "Кассы букв и слогов". Важным моментом является правильное рассаживание детей. С этой целью медицинский работник проверяет у каждого остроту зрения. Поскольку у большинства детей из старших и подготовительных групп острота зрения выше общепринятой условной нормы (т.е. 1,0), ее проверяют по специальным таблицам, позволяющим дифференцированно измерить ее в зоне, превышающей 1,0. Данные остроты зрения фиксируются в картах индивидуального развития. Повторные проверки проводятся один раз в полгода. Затем для каждого ребенка определяется его индивидуальная рабочая дистанция (рабочее место). С этой целью воспитатель держит в руках стандартную букву из "Кассы букв и слогов", а ребенок отходит до тех пор, пока ее контуры не начнут терять четкость. С помощью штриха и цифры это место краской отмечается на полу. Каждый ребенок в последующем занимает свое рабочее место.
Занятия начинаются только после того, как все дети будут рассажены на предельные для зрения дистанции. Педагог берет в руки слоги, и начинается их коллективное разучивание известными педагогическими приемами.
Учитывая благоприятное влияние шагового ритма на синхронизацию различных анализаторов и сенсорных систем, в процессе таких занятий рекомендуем с его помощью широко использовать ритмизацию слогов. С этой целью воспитатель показывает слоги (слова) и просит детей медленно ходить по кругу и читать таким образом, чтобы на один шаг приходился один слог.
Особо важным моментом обучения остается постоянное общение педагога с детьми. Только это позволяет воспитателю чувствовать предельную зрительную дистанцию для каждого ребенка и качество восприятия детьми букв и слов (по напряжению и сосредоточенности лица, положению корпуса и т.д.).
Для наиболее эффективного формирования функций зрения, особенно стереоскопического и панорамного зрения, в теплое время года все занятия по обучению грамоте, в том числе и чтению, настоятельно рекомендуется проводить вне помещения, на открытом пространстве.
В процессе таких занятий предельную зрительную рабочую дистанцию, которая, как показала практика, постоянно увеличивается, уточняют ежемесячно. При этом, если размеры кабинета не позволяют увеличивать дистанцию, рекомендуется перейти на более мелкие буквы, в том числе на "Азбуку" или "Букварь". С переходом на "Букварь" дистанцию от детей до разучиваемых букв и слов постепенно сокращают. Практика показала, что для приближения "Азбуки" или "Букваря" с максимально удаленной дистанции до расстояния 1 м. требуется приблизительно 1,5 - 2 месяца.
III этап предназначен для постепенного перехода в режим ближнего зрения. Главная цель его - сохранение и закрепление гармоничного зрительно-координационного стереотипа, в том числе необходимой зрительной рабочей дистанции при самостоятельном чтении. Занятия проводятся по букварю либо детским книжкам, которые устанавливаются на подставке у края противоположного конца стола (примерно на расстоянии 1 - 1,5 м), воспитатель следит за тем, чтобы дети сидели прямо. В процессе таких занятий зрительная рабочая дистанция постепенно сокращается (примерно до 40 - 50 см от глаз).
Выработка у детей устойчивого динамического стереотипа - привычки поддерживать необходимую рабочую дистанцию между столом и органом зрения в условиях дошкольного воспитания - важнейшая задача заключительного этапа обучения чтению.
Установлено, что обучение детей чтению в режиме дальнего зрения способствует формированию ассоциативного восприятия (опознание целого слова по отдельным элементам), т.е. наиболее экономного в информационно-энергетическом плане. Это обстоятельство в сочетании с индуцирующим влиянием зрительного сосредоточения в пространстве помогает системному, гармоничному развитию функций зрительного анализатора.
Один из источников утомления школьников связан с серым книжным фоном. С целью профилактики данных истоков утомления разработана система школьных офтальмотренажеров (автоматизированная система с сигнальными лампами, упражнения с глазными сигнальными метками, а также зрительными траекториями). В автоматизированной системе офтальмотренажеров цветовой ритм сигнальных ламп, размещенных на потолке каждого класса, не только снимает зрительно-психогенное напряжение и утомление, но и навязывает глазам и голове специфический двигательный ритм, тренирующий вестибулярный и зрительный анализаторы.
Для профилактики близорукости могут также использоваться и специальные упражнения для глаз.
Обучение элементам аутогенной тренировки
Перспективным подходом к проведению психопрофилактики является создание в школах комнат психологической разгрузки для детей и учителей. Комната психологической разгрузки должна иметь 6 - 10 мягких кресел, зеленую окраску стен, штор, магнитофон с записью медленной, спокойной мелодии, шума моря или леса. На этом фоне можно рекомендовать врачу проводить с детьми сеансы аутогенной тренировки по методике Шульца. Первая ступень включает в себя использование шести последовательных формул:
1. "Моя правая рука тяжелая, теплая".
2. "Моя левая рука теплая, тяжелая".
3. "Сердце бьется спокойно и сильно".
4. "Я дышу совершенно спокойно".
5. "Мое солнечное сплетение излучает тепло".
6. "Мой лоб прохладен".
Одновременно ребенок вызывает у себя состояние полного спокойствия. На освоение каждой формулы требуется 7 - 8 дней. Занятия проходят два раза в день. Не освоив одну формулу, нельзя переходить к другой. Занятия могут проводиться в трех основных позах: лежа, полулежа и в позе "кучера" (сидя, наклонив туловище вперед, опереться предплечьями на колени, расслабить кисти рук; опустить голову, расслабить мышцы плечевого пояса). Детям до 10 лет внушение должен проводить врач, с 10 - 12-летнего возраста, после освоения методики может проводиться самовнушение.
Психопрофилактическое воздействие цвета
Одной из форм психопрофилактики является воздействие различных цветовых гамм, частности этого можно добиться путем определенной окраски стен, мебели, подбором картин. Описано психологическое воздействие цвета в зависимости от его локации.
Цвет |
Локализация |
||
|
Вверху |
Боковые поверхности |
Внизу |
Красный |
Возбуждает, мобилизует |
Возбуждает |
Воспринимается как неестественный, может "обжигать" |
Розовый |
Ощущение легкости, счастья |
Чувство нежности |
Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями |
Оранжевый |
Способствует концентрации внимания |
Ощущение тепла, способствует релаксации |
Эффект "принадлежности" и тепла, иногда воспринимается как неестественный |
Желтый |
Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации |
Возбуждает, может вызвать неприятные ощущения |
Эффект "приподнятости", иногда парения |
Зеленый |
Воспринимается как неестественный |
Успокаивает |
Успокаивает, "охлаждает", может оказывать снотворное действие |
Голубой |
Ощущение легкости, способствует релаксации |
"Охлаждает", вызывает отчуждение |
"Охлаждает", более выражен, чем зеленый |
Синий |
Вызывает тревожность, беспокойство |
Отчуждение в группе, отношениях с психологом |
Тревога, "холод", ощущение бездны |
Коричневый |
Чувство тяжести, давления (использовать не рекомендуется) |
Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность |
Ощущения уверенности, твердости |
Для окраски стен учебных помещений рекомендуется использовать светлые тона - желтый, бежевый, розовый, голубой; для мебели (парты, столы, шкафы) - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей и оконных рам - белый.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2007 г. N 197-д, Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2007 г. N 01-08/2968, Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2007 г. N 01-8/4-598 "О мероприятиях по оздоровлению детей в образовательных учреждениях"
Текст приказа официально опубликован не был