Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 129
Трудового кодекса Российской Федерации"
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации"
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" признана утратившей силу часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой давалось определение понятия минимального размера оплаты труда.
Признание утратившей силу части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации привело к разночтению и неоднозначному толкованию ряда статей Трудового кодекса Российской Федерации в части состава минимального размера оплаты труда (включения или невключения в состав минимального размера оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, в первую очередь выплат по районному регулированию в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате).
В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации структуру заработной платы образуют следующие ее части:
1) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы;
2) компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
3) стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что первая часть структуры заработной платы (вознаграждение за труд) не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации вторая часть структуры заработной платы (компенсационные выплаты) не связана с квалификацией работника, со сложностью, с количеством и качеством выполняемой работы.
Виды и условия предоставления компенсаций, установленных в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотрены рядом статей Трудового кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами.
Частью второй статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со статьями 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
В соответствии с частью первой статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда (а не вознаграждение за труд) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными условиями труда, производится в повышенном размере. Оплата труда указанных работников устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателями в соответствии с частью третьей статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, компенсационные выплаты устанавливаются работникам не в целях вознаграждения за определенный труд, а в целях компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда на работников. Например, тяжелые природно-климатические условия в северных регионах сказываются на здоровье работников, более высокие цены на товары и услуги требуют больших затрат на продукты питания, одежду, обувь, транспортные, коммунальные и другие услуги.
В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации стимулирующие выплаты являются третьей частью структуры заработной платы и включают в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии или иные поощрительные выплаты. Согласно части второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с частью третьей статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьями 129, 135, 146, 147, 151, 152, 153, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации не могут включаться в минимальный размер оплаты труда.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях устранения противоречий в определении понятия минимального размера оплаты труда, единообразного применения ряда статей Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.