Заслушав представленный Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Доклад Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах", Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отмечает следующее.
Политико-правовое значение анализа правовой системы Российской Федерации и ее субъектов постоянно возрастает. Работа, проведенная по мониторингу законодательства Республики Саха (Якутия) за период с 2003 по 2007 год, позволяет законодателям и правоприменителям увидеть в обобщенном виде, осмыслить и оценить результаты нормотворческой деятельности.
Доклад Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах" подтверждает необходимость дальнейшего укрепления и развитья сотрудничества в сфере законотворчества между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Президентом Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления и другими участниками нормотворческого процесса.
Учитывая вышеизложенное, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Доклад Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах".
2. Направить Доклад Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах" в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Президенту Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), главному федеральному инспектору по Республике Саха (Якутия), Прокурору Республики Саха (Якутия), в Конституционный суд Республики Саха (Якутия), Верховный суд Республики Саха (Якутия), Отдел законодательства субъектов Российской Федерации, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Республике Саха (Якутия) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, главам муниципальных районов (городских округов), председателям представительных органов муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия).
3. Руководителю аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.М. Ефимову обеспечить за счет предусмотренных в смете расходов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) средств финансирование# расходов, связанных с изданием Доклада Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах".
4. Опубликовать настоящее постановление и выступление Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С. Тимофеева "О Докладе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах" в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель |
Н. Тимофеев |
Якутск,
31 января 2008 года
ГС N 2487-III
Выступление председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.С. Тимофеева "О докладе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах"
Уважаемые народные депутаты Республики Саха (Якутия) и приглашенные!
Сегодня вашему вниманию представлен доклад "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах".
По существу, это первый опыт обобщения и анализа парламентом правовой системы республики.
Несколько слов о самом процессе подготовки доклада.
Как мы знаем, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации начиная с 2004 года ежегодно представляет доклады о состоянии законодательства в Российской Федерации. По оценкам экспертов, политико-правовая значимость их постоянно возрастает. Доклады о состоянии правовой системы России дополняются аналогичными докладами законодательных органов субъектов Российской Федерации и приобретают общенациональный статус. Главная цель - формирование единой системы правотворчества, правоприменения и мониторинга правового пространства государства.
По рекомендации Совета законодателей Российской Федерации к этому процессу подключились и мы.
В целях подготовки доклада "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах" была создана редакционная группа под руководством председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству Александра Николаевича Кима-Кимэна. В состав редакционной группы вошли Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Дмитрий Николаевич Миронов, первый заместитель руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - начальник государственно-правового управления Юрий Николаевич Бацев, руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Сардана Михайловна Гурьева, ответственные работники аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Хочу также отметить, что в работе приняли участие все постоянные комитеты парламента, обобщив и проанализировав итоги своей деятельности за пять лет.
Таким образом, в подготовке доклада участвовали представители всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
30 января 2008 года состоялось заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству, на котором проект доклада был рассмотрен и большинством голосов рекомендован к утверждению Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены все направления законодательного процесса.
В первой главе обобщена система законодательных актов, дана оценка состояния различных отраслей республиканского законодательства и тех изменений, которые они претерпели.
Во второй главе дана характеристика развития законодательства в свете посланий Президента Российской Федерации и реализации приоритетных национальных проектов. В этой части доклада подробно изложены наши предложения по перспективам законотворчества, обеспечивающего рост благосостояния населения, решению комплексных проблем социальной сферы.
Также в докладе отражено участие парламента Республики Саха (Якутия) как основного механизма учета интересов региона в федеральном законотворческом процессе.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва внесено на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы 36 проектов федеральных законов. На настоящее время поддержана только одна законодательная инициатива и принят Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".
На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находятся 20 законодательных инициатив Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Остальные отклонены по различным основаниям, в том числе в связи с отрицательным заключением Правительства Российской Федерации.
Все это говорит о том, что есть необходимость пересмотреть практику взаимодействия с Государственной Думой, выработать новые механизмы продвижения наших законопроектов на федеральном уровне, найти новые методы взаимодействия с Правительством России в части согласования наших инициатив.
Наконец, четвертая часть доклада содержит результаты обобщения наработанной за пять лет практики мониторинга, а также парламентского контроля за исполнением законов.
Отмечу, что Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) следующего созыва предстоит провести реформирование государственной системы контроля, законодательно закрепить статус Счетной палаты Республики Саха (Якутия) и вместе с этим совершенствовать формы и методы парламентского контроля.
Парламент Республики Саха (Якутия) третьего созыва работает в период общефедеральных реформ, модернизации экономики, разграничения полномочий между уровнями власти, изменения системы социальной поддержки населения.
Вместе с тем в последние годы отчетливо прослеживается тенденция упорядочения федерального нормотворчества в контексте направлений государственной политики, выстраивается четкая законодательная система на основе новых редакций федеральных кодексов и базовых федеральных законов.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с 2003 по 2007 год принято 644 закона Республики Саха (Якутия), 15 конституционных законов, 35 государственных целевых программ, рассмотрено 1435 проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации.
Характеризуя состояние республиканского законодательства, прежде всего остановлюсь на конституционно-правовом строительстве.
В своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Председатель Конституционного суда Дмитрий Николаевич Миронов отметил, что "действующая Конституция республики, освобождаясь от своих декларативных и номинационных положений, стала более реалистичным, завершенным законом, подобающим статусу стабильного, работающего документа".
Положения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), конституционные стандарты прав граждан определяют политику реформирования экономических и социальных отношений, систему органов публичной власти и обеспечивают их преемственность.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва проведена существенная работа по приведению положении Конституции Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством.
Это обусловлено тем, что субъекты Российской Федерации находятся в едином правовом пространстве России, что является важнейшим фактором развития конституционного законодательства республики.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что наши позиции всегда были далеки от автоматического приведения в соответствие. Деятельность Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) под руководством Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова, Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) имеет взвешенный и конструктивный характер, основанный на тщательном правовом анализе. Для дальнейшего конституционно-правового строительства распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) создана рабочая группа по анализу соответствия действующих положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации, которую возглавил руководитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Айсен Сергеевич Николаев.
Переходя к итогам работы парламента Республики Саха (Якутия) третьего созыва, отмечу формирование законодательной основы местного самоуправления. Принят пакет нормативных актов, в полной мере регулирующих формирование органов местного самоуправления, финансовой и имущественной базы муниципалитетов, продолжается процесс передачи им отдельных государственных полномочий.
В период с 2003 по 2007 годы проведена большая работа по разграничению полномочий между органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления. В этой связи принят ряд законов Республики Саха (Якутия) по определению полномочий, разграничению вопросов собственности и финансов. Динамика развития федерального законодательства в части разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации показывает, что этот процесс не завершен и необходима дальнейшая совместная работа в указанном направлении.
В рамках административной реформы принят ряд законов Республики Саха (Якутия), устанавливающих систему органов государственной власти, систему государственной и муниципальной службы, гарантии соблюдения избирательных прав граждан, порядок формирования избирательного законодательства для проведения выборов органов власти как на муниципальном, так и государственном уровне.
Сформирована нормативная правовая база обеспечения конституционных прав населения республики на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
При разработке и принятии законов Республики Саха (Якутия), регулирующих бюджетный, налоговый процесс и межбюджетные отношения, решались задачи в части:
совершенствования бюджетной политики на основе долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, достижения сбалансированности государственных, целевых и инвестиционных программ с реальными финансовыми ресурсами;
повышения эффективности системы управления государственными и муниципальными финансами, обеспечения реалистичности бюджетов;
совершенствования системы межбюджетных отношений, разграничения доходных и расходных полномочий между федеральным бюджетом и местными бюджетами, формирования объективного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям;
повышения эффективности налоговой политики.
Можно отметить, что бюджетный процесс последних лет характеризуется ориентированностью на результат.
Принимаются законодательные меры для стабилизации бюджетной системы Республики Саха (Якутия), повышения экономической эффективности бюджетной политики в целях обеспечения условий экономического роста и социального развития Республики Саха (Якутия), повышения уровня жизни населения.
Вопросы экономического развития республики нашли свое отражение в системе норм, регулирующих порядок управления государственной собственностью, повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие промышленности и малого предпринимательства. Именно в сфере экономического развития республики нами приняты не только регулятивные законы, но и массив среднесрочных целевых программ. Программы приняты во всех жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства: сельском хозяйстве, газификации, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, малом предпринимательстве.
Вместе с тем создание условий для крупных инвестиций, развития обеспечивающей инфраструктуры для строительства промышленных объектов, разработки месторождений, производства изыскательских, проектных работ, кадрового обеспечения стратегических планов развития народного хозяйства республики требуют совершенствования законодательного обеспечения как на республиканском, так и федеральном уровне.
В области земельных отношений определена правовая база для формирования собственности на землю, льготные режимы пользования и приобретения в собственность земель для сельхозтоваропроизводителей. Оформление гражданами земельных участков в собственность или на правах аренды было упорядочено благодаря принятию закона о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В сфере земельных отношений установлен также особый режим пользования землями сельскохозяйственного назначения, установлены правовые основы охраны земель в целом.
За период деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва заложена правовая основа обеспечения жильем малоимущих граждан и граждан, нуждающихся в особой социальной защите. Обеспечение жильем работников бюджетной сферы стало возможным благодаря установлению механизмов субсидирования и реальному финансированию государством строительства такого жилья.
С принятием программных документов в сфере реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса расширяются возможности строительства социального жилья.
Вместе с тем законодательная база для обеспечения развития жилищного строительства нами, надо констатировать, еще не сформирована. Предстоит принять базовый закон о градостроительной политике в Республике Саха (Якутия), урегулировать порядок финансирования расселения жильцов ветхого и аварийного жилья, отношения в сфере управления многоквартирными домами, вопросы накопления средств и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, расширить полномочия органов местного самоуправления по продаже земельных участков с обременением по сносу ветхого жилья.
В настоящее время успешная реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" невозможна без законодательного регулирования всех вопросов, связанных с градостроительной политикой.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) уделило особое внимание вопросам коренных малочисленных народов Севера. В этом направлении приняты законы Республики Саха (Якутия), которыми установлены правовой статус коренных малочисленных народов Севера и статус административно-территориальных образований в местностях их компактного проживания.
Также определен перечень коренных малочисленных народов Севера, статус родовой и родоплеменной кочевой общины, установлены государственные гарантии развития защиты языков коренных малочисленных народов Севера, определены основы местного самоуправления сельских поселений в местностях компактного проживания этих народов.
Законодательно установлены основные виды и минимальные стандарты кочевого жилья в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера, а также порядок финансирования расходов на обеспечение кочевым жильем работников традиционных отраслей Севера.
Разграничение полномочий между федеральным центром и регионами привело к тому, что основная нагрузка по социальной поддержке граждан легла на регионы. Учитывая возможности бюджетного финансирования, парламент Республики Саха (Якутия) принял законы Республики Саха (Якутия) о социальной поддержке ветеранов труда, инвалидов, жертв политических репрессий, других нуждающихся категорий граждан. Особое внимание уделено улучшению положения детей и решению проблем семьи.
Между тем повышение качества жизни населения, рост благосостояния, укрепление позиций республики в Российской Федерации остается приоритетным направлением в законотворческой деятельности.
Все вышеуказанные направления законодательной деятельности достаточно полно и системно изложены в докладе "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах".
Таким образом, можно отметить, что действующее законодательство Республики Саха (Якутия) в достаточной степени отвечает потребностям законодательного регулирования по всем предметам ведения республики.
Это итог плодотворного взаимодействия всех участников законотворческого процесса: Президента Республики Саха (Якутия), народных депутатов Республики Саха (Якутия), Конституционного суда Республики Саха (Якутия), представительных органов местного самоуправления.
Отдельно следует подчеркнуть конструктивность и системность нормотворческой деятельности Правительства Республики Саха (Якутия), инициировавшего 58 процентов от общего объема принятых законов Республики Саха (Якутия).
Свой вклад в формирование законодательства республики вносят аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Прокуратура Республики Саха (Якутия), органы юстиции, другие федеральные органы государственной власти.
Достигнутый уровень законодательной базы республики сложился благодаря реализации выработанных нами принципов деятельности, осуществляемых в тесном взаимодействии со всеми участниками законотворческого процесса.
Во-первых, плановость. Планы законотворческой деятельности парламента Республики Саха (Якутия) формируются на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации, планов нормотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия) и соотносятся с основными политическими и социально-экономическими аспектами развития республики.
Уверен, что в предстоящий период крупных экономических преобразований, призванных вывести Якутию на качественно новый уровень, при планировании законотворческой работы необходимо руководствоваться направлениями долгосрочной стратегии развития республики. Следует учитывать также и внесение обоснованных предложений в формирование новой региональной политики Российской Федерации в отношении Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Безусловно, важнейшим фактором, определяющим региональное нормотворчество, является вступление в фазу практической реализации приоритетных национальных проектов.
Во-вторых, системность. Парламент Республики Саха (Якутия) третьего созыва стремится строить свою работу по абсолютно четкой схеме законотворчества, в соответствии с которой по основным вопросам государственной политики республики принимаются, как я уже отмечал, государственные целевые программы, на основе которых должны реализовываться мероприятия по развитию тех или иных отраслей и сфер жизнедеятельности.
Вместе с тем необходимо отметить отсутствие законодательного закрепления действующих республиканских государственных концепций развития.
В настоящее время целесообразно выработать механизмы законодательного обеспечения реализации стратегических планов республики. Например, законодательное обеспечение реализация Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года должно стать основным вектором нормотворчества народных депутатов Республики Саха (Якутия), избранных в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва.
В-третьих, публичность. Расширяя публичное поле для обсуждения направлений законодательства и конкретных законопроектов, мы реализуем принцип открытости государственной власти, права граждан участвовать в управлении.
За пять лет состоялось 30 парламентских слушаний, 60 правительственных часов, более 150 круглых столов и иных парламентских мероприятий с участием широкого круга общественности. Безусловно, публичное обсуждение, в том числе и бюджетного процесса, с одной стороны, расширяет возможности учета мнения населения, с другой - повышает доверие граждан к институтам государственной власти.
Подводя итоги деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва, можно отметить в целом положительную динамику законодательной деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что перспективы законотворчества весьма обширны и предполагают:
активную работу по продвижению инициатив Республики Саха (Якутия) по формированию государственной "северной" политики, направленной на развитие потенциала нашего региона;
законодательное обеспечение реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года;
обеспечение учета предложений Республики Саха (Якутия) при принятии Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года с последующим внесением изменений и дополнений в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Законотворческий процесс должен быть более динамичным, основанным на прогнозе развития страны и региона, а законодательство Республики Саха (Якутия) должно стимулировать социальное благополучие граждан и экономический рост республики в цепом.
Полагаю, что работа над ежегодными докладами приобретет плановый, непрерывный и преемственный характер. Считаю целесообразным процедуру подготовки доклада закрепить в Регламенте Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В этом случае мы создадим основу для дальнейшего развития системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Важность этого очевидна: какие бы замечательные законы не принимались, все же главная их суть - в эффективности исполнения.
Представленный доклад в полном объеме может быть использован Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва, субъектами права законодательной инициативы для планирования стратегических направлений законодательной и законотворческой деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31 января 2008 г. ГС N 2487-III "О докладе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) в 2003 - 2007 годах"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 16 февраля 2008 г. N 9