Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 14 ноября 2007 г. N 3-41/07
(извлечение)
Верховный суд PC (Я), рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2007 г. в г. Якутске заявление прокурора Республики Саха (Якутии) о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутии) от 30.03.2005 г. 210-З N 423-III "О местном референдуме в Республике Саха (Якутии)" противоречащими Федеральному законодательству и недействующими, установил:
30 марта 2005 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) был принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации Закон Республики Саха (Якутии) от 30.03.2005 г. 210-З N 423-III "О местном референдуме в Республике Саха (Якутии)".
Прокурор PC (Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими требованиям федерального законодательства и недействующими, с момента принятия судебного решения, следующие положения Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 210-З N 423-III "О местном референдуме в Республике Саха (Якутия)": часть 7 статьи 4; часть 7 статьи 6; часть 3 статьи 8 в части, устанавливающей, что для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению местного референдума; часть 3 статьи 10 в части, в соответствии с которой регистрация (учет) участников местного референдума осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); часть 10 статьи 11 в части, устанавливающей, что соответствующая комиссия местного референдума передает по акту участковым комиссиям местного референдума первый экземпляр списка участников местного референдума конкретного участка местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования; часть 14 статьи 11 в части, согласно которой комиссия вправе дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления об ошибке или неточности в списках избирателей; часть 2 статьи 12 в части, устанавливающей, что участки местного референдума образуются по согласованию с комиссиями местного референдума главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); пункт 16 статьи 15 в части, согласно которой комиссия местного референдума осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом, уставом муниципального образования; пункт 9 части 8 статьи 16 в части установления полномочий участковой комиссии на заверение копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; пункты 1, 5 и 8 части 1 статьи 18; часть 4 статьи 18; пункт 1 части 5 статьи 18; часть 10 статьи 18; часть 12 статьи 18 в части, устанавливающей, что членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены только выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры; часть 13 статьи 18 в части установления прав члена комиссии с правом совещательного голоса на осуществление избирательных действий; часть 5 статьи 19 в части, согласно которой наблюдателями не могут быть назначены только выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры; пункты 1 и 2 части 10 статьи 19; пункт 6 части 10 статьи 19 в части, предусматривающей обязанность комиссии заверять копии протоколов, изготовленных наблюдателями; части 12 и 13 статьи 19; часть 4 статьи 22 в части запрета на сбор подписей только на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат; пункты 1, 2, 3, 7 и 8 части 14 статьи 23; пункты 2, 3 и 4 части 3 статьи 26; часть 1 статьи 29 в части, устанавливающей, что несоблюдение требований частей 2 и 3 настоящей статьи при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законом; часть 5 статьи 30 в части представления перечня муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам местного референдума, соответствующими органами местного самоуправления; пункт 2 части 2 статьи 31; часть 5 статьи 31; пункт 2 части 6 статьи 31; часть 2 статьи 32; часть 5 статьи 33; часть 1 статьи 36; часть 2 статьи 36 в части рассмотрения уведомлений организаторов митингов, демонстраций и шествий органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации; части 4 и 5 статьи 36; часть 2 статьи 37; часть 7 статьи 37 в части, согласно которой органы местного самоуправления по предложению комиссии местного референдума обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума; часть 9 статьи 37; части 1, 3, 4 и 7 статьи 39; часть 6 статьи 40; часть 1 статьи 41 в части, согласно которой на фонды референдума распространяются правила, установленные настоящим законом для фонда местного самоуправления, созданного инициативной группой по проведению местного самоуправления; часть 6 статьи 41; часть 10 статьи 42 в части, устанавливающей, что по истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств на специальном счете местного референдума кредитная организация обязана перечислить оставшиеся на счету комиссии денежные средства в доход местного бюджета; часть 12 статьи 42 в части, в соответствии с которой государственные органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, по представлениям комиссий обязаны в пятидневный срок осуществить проверку достоверности сведений, указанных юридическими лицами - жертвователями в фонды местного референдума, и сообщить о результатах проверки в соответствующие комиссии; часть 1 статьи 43; часть 1 статьи 44; часть 2 статьи 44 в части, устанавливающей, что число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных участников местного референдума; часть 3 статьи 44 в части, согласно которой форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются комиссией местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования; часть 4 статьи 44 в части установления расположения пустых квадратов на бюллетенях под словами "Да" и "Нет", а также однозначного определения в бюллетене содержания текста проекта нормативного правового акта; - часть 6 статьи 44 в части, предусматривающей полномочия работников типографической организации по выбраковке бюллетеней референдума; часть 9 статьи 44; часть 9 статьи 45 в части, устанавливающей, что испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт; часть 13 статьи 47; часть 1 статьи 48; часть 8 статьи 48 в части, согласно которой на участке референдума должно быть не более трех переносных ящиков для голосования; часть 9 статьи 48 в части, устанавливающей, что при голосовании вне помещения члены комиссии с правом решающего голоса должны иметь при себе необходимые (любые) письменные принадлежности; часть 17 статьи 48; пункт 4 части 2 статьи 49; часть 3 статьи 50 в части установления расположения пустых квадратов на бюллетенях под словами "Да" и "Нет"; часть 27 статьи 50 в части, согласно которой по требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 4 статьи 19 настоящего закона участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана предоставить им возможность изготовить копию такого протокола, а также заверить ее; часть 2 статьи 52 в части, устанавливающей, что при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковой комиссии, комиссия местного референдума вправе не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов местного референдума принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующем участке местного референдума; абзац 2 части 6 статьи 54; часть 9 статьи 57 в части, устанавливающей обязанность суда по извещению комиссии о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению; часть 4 статьи 59; часть 2 статьи 60; статью 61.
В судебном заседании представитель прокуратуры PC (Я) Рязанская А.Д. поддержала заявленные требования полностью.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Иванов П.В. заявленные требования признал в полном объеме, пояснил, что в связи с большим объемом внесенных в федеральный закон изменений и дополнений, Государственное Собрание (Ил Тумэн) PC (Я) на очередное пленарное заседание не успели подготовить внесение изменений и дополнений в Закон PC (Я) "О местном референдуме в PC (Я)", однако он не возражает против заявленных требований прокурора, подтвердил, что оспариваемые прокурором положения Закона PC (Я) от 30.03.2005 г. должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Заслушав пояснения представителя прокуратуры Рязанскую А.Д., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Иванова П.В., заключение эксперта - представителя ГУ МЮ РФ по ДВФО Илларионова П.А., поддержавшего требования прокурора, исследовав материалы дела, прения сторон, суд считает заявленные требования прокурора PC (Я) подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом, как установлено ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с ч. 10 ст. 23 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ гарантии и права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ч. 10 ст. 22 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ законами субъектов РФФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные ФЗ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, федеральными законами N 93-ФЗ от 21.07.2005 г., N 128-ФЗ от 27.07.2006 г., N 274-ФЗ от 30.12.2006 г., N 214-ФЗ от 24.07.2007 г. внесены изменения и дополнения, устанавливающие положения по праву участия иностранных граждан в местном референдуме, по вопросам, выносимым на местный референдум, по вопросам образования инициативной группы по проведению референдума, регистрации участников местного референдума, по обращению граждан, образования участков местного референдума, регламенту работы участковой комиссии, порядку проведения или отказа в проведении местного референдума, порядку опубликования результатов опроса общественного мнения, взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам местного референдума, порядку проведения агитации, проведению рекламы, связанной с местным референдумом, вопросы финансирования проведения местного референдума, по вопросам изготовления, заполнения бюллетеней, подсчету голосов, по опубликованию итогов местного референдума и ответственности за нарушение законодательства РФ о референдуме.
Таким образом, анализируя доказательства в их совокупности, Верховный Суд PC (Я) считает, что заявление прокурора PC (Я) подлежит удовлетворению в полном объеме, т.к. оспариваемые положения Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 г. 210-З N 423-III "О местном референдуме в Республике Саха (Якутии)" противоречат федеральному закону, имеющему большую силу, и, в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ должны быть признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ суд, решил
Заявление прокурора PC (Я) удовлетворить полностью.
Признать противоречащими федеральному закону и недействующими часть 7 статьи 4; часть 7 статьи 6; часть 3 статьи 8 в части, устанавливающей, что для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению местного референдума; часть 3 статьи 10 в части, в соответствии с которой регистрация (учет) участников местного референдума осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); часть 10 статьи 11 в части, устанавливающей, что соответствующая комиссия местного референдума передает по акту участковым комиссиям местного референдума первый экземпляр списка участников местного референдума конкретного участка местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования; часть 14 статьи 11 в части, согласно которой комиссия вправе дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления об ошибке или неточности в списках избирателей; часть 2 статьи 12 в части, устанавливающей, что участки местного референдума образуются по согласованию с комиссиями местного референдума главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления); пункт 16 статьи 15 в части, согласно которой комиссия местного референдума осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом, уставом муниципального образования; пункт 9 части 8 статьи 16 в части установления полномочий участковой комиссии на заверение копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; пункты 1, 5 и 8 части 1 статьи 18; часть 4 статьи 18; пункт 1 части 5 статьи 18; часть 10 статьи 18; часть 12 статьи 18 в части, устанавливающей, что членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены только выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры; часть 13 статьи 18 в части установления прав члена комиссии с правом совещательного голоса на осуществление избирательных действий; часть 5 статьи 19 в части, согласно которой наблюдателями не могут быть назначены только выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры; пункты 1 и 2 части 10 статьи 19; пункт 6 части 10 статьи 19 в части, предусматривающей обязанность комиссии заверять копии протоколов, изготовленных наблюдателями; части 12 и 13 статьи 19; часть 4 статьи 22 в части запрета на сбор подписей только на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат; пункты 1, 2, 3, 7 и 8 части 14 статьи 23; пункты 2, 3 и 4 части 3 статьи 26; часть 1 статьи 29 в части, устанавливающей, что несоблюдение требований частей 2 и 3 настоящей статьи при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законом; часть 5 статьи 30 в части представления перечня муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам местного референдума, соответствующими органами местного самоуправления; пункт 2 части 2 статьи 31; часть 5 статьи 31; пункт 2 части 6 статьи 31; часть 2 статьи 32; часть 5 статьи 33; часть 1 статьи 36; часть 2 статьи 36 в части рассмотрения уведомлений организаторов митингов, демонстраций и шествий органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации; части 4 и 5 статьи 36; часть 2 статьи 37; - часть 7 статьи 37 в части, согласно которой органы местного самоуправления по предложению комиссии местного референдума обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума; часть 9 статьи 37; части 1, 3, 4 и 7 статьи 39; часть 6 статьи 40; часть 1 статьи 41 в части, согласно которой на фонды референдума распространяются правила, установленные настоящим законом для фонда местного самоуправления, созданного инициативной группой по проведению местного самоуправления; часть 6 статьи 41; часть 10 статьи 42 в части, устанавливающей, что по истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств на специальном счете местного референдума кредитная организация обязана перечислить оставшиеся на счету комиссии денежные средства в доход местного бюджета; часть 12 статьи 42 в части, в соответствии с которой государственные органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, по представлениям комиссий обязаны в пятидневный срок осуществить проверку достоверности сведений, указанных юридическими лицами - жертвователями в фонды местного референдума, и сообщить о результатах проверки в соответствующие комиссии; часть 1 статьи 43; часть 1 статьи 44; часть 2 статьи 44 в части, устанавливающей, что число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных участников местного референдума; часть 3 статьи 44 в части, согласно которой форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются комиссией местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования; часть 4 статьи 44 в части установления расположения пустых квадратов на бюллетенях под словами "Да" и "Нет", а также однозначного определения в бюллетене содержания текста проекта нормативного правового акта; часть 6 статьи 44 в части, предусматривающей полномочия работников типографической организации по выбраковке бюллетеней референдума; часть 9 статьи 44; часть 9 статьи 45 в части, устанавливающей, что испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт; часть 13 статьи 47; часть 1 статьи 48; часть 8 статьи 48 в части, согласно которой на участке референдума должно быть не более трех переносных ящиков для голосования; часть 9 статьи 48 в части, устанавливающей, что при голосовании вне помещения члены комиссии с правом решающего голоса должны иметь при себе необходимые (любые) письменные принадлежности; часть 17 статьи 48; пункт 4 части 2 статьи 49; часть 3 статьи 50 в части установления расположения пустых квадратов на бюллетенях под словами "Да" и "Нет"; часть 27 статьи 50 в части, согласно которой по требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 4 статьи 19 настоящего закона участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана предоставить им возможность изготовить копию такого протокола, а также заверить ее; часть 2 статьи 52 в части, устанавливающей, что при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковой комиссии, комиссия местного референдума вправе не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов местного референдума принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующем участке местного референдума; абзац 2 части 6 статьи 54; часть 9 статьи 57 в части, устанавливающей обязанность суда по извещению комиссии о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению; часть 4 статьи 59; часть 2 статьи 60; статью 61 Закона PC (Я) от 30.03.2005 г. 210-З N 423-III "О местном референдуме в Республике Саха (Якутии)" с момента вступления решения суда в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.