Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием заявителей народных депутатов Республики Саха (Якутия) З.А. Корниловой, Ф.Г. Охлопкова, представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ю.Н. Бацева, О.В. Макиенко, представителя Президента Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, полномочного представителя Президента Республики Саха (Якутия) в Конституционном суде Республики Саха (Якутия) Е.М. Ларионова рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 1 статьи 3, частей 1 и 3 статьи 61 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению данного дела явились запросы народных депутатов Республики Саха (Якутия) З.А. Корниловой, Ф.Г. Охлопкова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 3, частей 1 и 3 статьи 61 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснения сторон, выступления участников, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Согласно части 1 статьи 3 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) государственная власть в республике действует в соответствии с принципом разделения и равновесия законодательной, исполнительной, судебной властей. Часть 1 статьи 61 Конституции республики устанавливает, что на первое заседание вновь избранное Государственное Собрание (Ил Тумэн) созывается Президентом Республики Саха (Якутия) не позднее тридцати дней после установления итогов выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия). В части 3 статьи 61 Конституции республики содержится положение, согласно которому с момента начала первого заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) нового созыва полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) прежнего созыва прекращаются.
2 марта 2008 года состоялись выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Президент Республики Саха (Якутия) в целях подготовки первого заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва 5 марта 2008 года издал распоряжение N 120-РП "Об организационном комитете по подготовке первого заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) IV созыва". В состав комитета были включены народные депутаты, работники аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн), Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). Президент Республики Саха (Якутия) на основании постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2008 года об итогах выборов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) республики IV созыва издал Указ N 906 от 17 марта 2008 года о созыве вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн) на первое заседание 20 - 21 марта 2008 года в Доме Парламента.
Как утверждают заявители, согласно распоряжению Президента республики все организационные вопросы подготовки первого пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) IV созыва разрешены исполнительной властью, тогда как они входят в прерогативу Государственного Собрания (Ил Тумэн); часть 1 статьи 61 Конституции не предусматривает издания Президентом распоряжения об образовании организационного комитета до установления общих итогов выборов народных депутатов и созыва первого заседания; в подготовке первого организационного заседания Государственного Собрания должны участвовать народные депутаты прежнего созыва, полномочия которых прекращаются только с момента начала первого заседания нового созыва; издавая распоряжение о подготовке первого заседания, Президент вторгается в вопросы структуры и внутренней организации Государственного Собрания, что следует оценивать как вмешательство в его деятельность.
Исходя из сказанного, предмет толкования Конституционного суда составляют уяснение и разъяснение приведенных норм Конституции для их реализации в конкретной правовой ситуации, связанной с подготовкой первого заседания вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2. Смысл подлежащих толкованию положений Основного закона может быть выявлен исходя из конституционного статуса Президента республики, его места и роли в системе государственной власти, а также с учетом взаимоотношений между Государственным Собранием третьего созыва и Государственным Собранием четвертого созыва.
2.1. Правовым основанием участия Президента республики в подготовке первого заседания вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн) является норма части I статьи 61 Конституции Республики Саха (Якутия). Согласно содержащемуся в ней предписанию обязанность по созыву первого после выборов народных депутатов заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) возлагается на Президента Республики Саха (Якутия) Конституция республики тем самым наделяет Президента полномочием, связанным с проведением первого заседания вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Указанное вытекает из конституционно закрепленного статуса Президента республики, выступающего гарантом соблюдения Конституции и законов республики, в том числе путем обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Непременной частью проведения первого заседания вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн) является его подготовка, складывающаяся из ряда взаимосвязанных мер. До созыва такого заседания требуется принятие Президентом республики решения об организационно-технических мерах. На данном этапе взаимодействия, помимо народных депутатов, на началах координации и согласования могут участвовать должностные лица законодательного органа и органов исполнительной власти.
Таким образом, Президент республики, в реализации указанного конституционного полномочия, вправе принять меры по подготовке первого заседания вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн), и потому распоряжение Президента республики как способ реализации его полномочий не нарушает конституционно закрепленные принципы разделения и равновесия властей.
2.2. Президент созывает первое заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) не позднее тридцати дней после установления итогов выборов народных депутатов. Все подготовительные действия и сам созыв заседания должны быть осуществлены в пределах указанного конституционного срока. Особое требование, касающееся кворума первого заседания, установлено в части 2 статьи 61 Конституции республики, согласно которой первое заседание может состояться, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Правовое значение данной нормы состоит в том, что инициатива Президента Республики Саха (Якутия) об образовании организационного комитета по подготовке первого заседания вновь избранного состава Государственного Собрания (Ил Тумэн) не связана временем установления итогов выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия). Она может быть реализована в любое время со дня оглашения избирательными комиссиями своих решений о признании избранными кандидатов, баллотировавшихся по соответствующим избирательным округам.
2.3. Согласно части 2 статьи 73 Конституции республики, в осуществление своих полномочий Президент издает указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение на территории республики. При этом как указ, так и распоряжение Президента республики обладают собственными организационно-правовыми ресурсами, т.е. совокупностью методов, средств и мер. В данном случае распоряжение Президента, связанное с реализацией возложенного на него полномочия, обеспечивает проведение первого заседания законодательного органа. Его издание гарантирует своевременную легитимацию Государственного Собрания (Ил Тумэн) четвертого созыва как единственного законодательного органа власти Республики Саха (Якутия) и как самостоятельного юридического лица.
Как показывает практика прошлых созывов Государственного Собрания (Ил Тумэн), Президент в этих целях создает своим распоряжением организационный комитет по подготовке первого пленарного заседания. Организационный комитет не входит в структуру Парламента республики и не участвует в работе его первого заседания. Задачи комитета, срок его деятельности и персональный состав комитета определяются актом Президента. В них выражается то, что комитет создан в связи с конкретным случаем, связанным с переходным периодом.
Изданное Президентом распоряжение по своему содержанию не касается и, следовательно, не вторгается в законодательно установленные полномочия Государственного Собрания. Очередной созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) с момента его первого заседания вопросы структуры и внутренней организации решает самостоятельно. Итак, рассматриваемое распоряжение Президента республики по своему содержанию не противоречит смыслу части 1 статьи 3 Конституции.
2.4. В соответствии с частью 3 статьи 61 Конституции республики срок полномочий Государственного Собрания прежнего созыва прекращается с началом работы первого заседания нового созыва. Назначение нормы - установление конституционно-правового содержания переходного периода, связанного с завершением и началом деятельности Государственного Собрания разных созывов, передачей статуса юридического лица от одного созыва к другому, соблюдением очередности выборов и необходимостью обеспечения преемственности принципа верховенства парламента. Данная норма выполняет гарантийную функцию, направленную на обеспечение постоянной деятельности законодательного органа.
При каждых выборах состав Государственного Собрания (Ил Тумэн) обновляется полностью. Воля народных депутатов формируется и реализуется в пределах данного созыва. Народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) прежнего созыва без законодательно закрепленных на то полномочий не вправе представлять интересы депутатов вновь избранного Государственного Собрания. Следовательно, они не могут принять участия в подготовке его первого заседания.
В части 2 статьи 53 Конституции республики закрепляется положение, согласно которому Государственное Собрание (Ил Тумэн) в соответствии с принципом разделения властей функционирует самостоятельно. Конституционное установление конкретизируется в части 2 статьи 1 Конституционного закона "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", согласно которой Государственное Собрание самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Изложенное служит основанием разграничения полномочий между прежним и новым составами Государственного Собрания (Ил Тумэн). Каждый из них в вопросах самоорганизации пользуется независимостью. Это исключает участие прежнего созыва депутатов, не избранных в его новый состав, в подготовке организационных вопросов нового созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2.5. Возникающие в связи с подготовкой созыва первого заседания отношения не нашли непосредственного разрешения в Конституции республики. Не решены они и в действующем законодательстве республики, и в новом Регламенте Государственного Собрания (Ил Тумэн). Сложившаяся по этому вопросу практика вызывает споры и нуждается в точном и единообразном применении. При таких обстоятельствах надлежащим способом обеспечения реализации нормы части 1 статьи 61 Конституции о созыве первого заседания будет нормативное закрепление условий и порядка подготовки первого заседания в других источниках конституционного права.
Государственному Собранию (Ил Тумэн) надлежит обеспечить целостное правовое регулирование отношений, связанных с подготовкой первого заседания вновь избранных депутатов. К числу вопросов, подлежащих правовому регулированию, относится обеспечение участия народных депутатов и иных лиц в работе (составе) организационного комитета по подготовке первого заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн). В этой связи возникает необходимость учета нового порядка формирования состава Государственного Собрания (Ил Тумэн), характеризующегося соотношением территориального представительства и партийного состава. Нормативной регламентации подлежит определение меры участия должностных лиц органов исполнительной власти в подготовке первого заседания.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 108 - 111 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Реализация положения части 1 статьи 61 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), предписывающего Президенту Республики Саха (Якутия) созвать не позднее тридцати дней первое заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) после установления итогов выборов народных депутатов, предполагает издание Президентом распоряжения по подготовке первого заседания вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2. По смыслу части 2 статьи 61 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Президент Республики Саха (Якутия) вправе издать распоряжение о подготовке первого заседания вновь избранного состава Государственного Собрания (Ил Тумэн) в любое время со дня избрания Государственного Собрания (Ил Тумэн) в правомочном составе.
3. Издание Президентом распоряжения об образовании организационного комитета в целях подготовки первого заседания на основании полномочия, указанного в части 1 статьи 61 Конституции и в пункте 10 части 1 статьи 8 Конституционного закона "О Президенте Республики Саха (Якутия)", если в нем не предрешены вопросы структуры, внутренней организации Государственного Собрания (Ил Тумэн), само по себе не является вмешательством в самостоятельное решение вопросов обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти.
4. Положение части 3 статьи 61 Конституции о прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) прежнего созыва с момента начала первого заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) нового созыва во взаимосвязи с положением ее статьи 53 (часть 2), согласно которому высшие органы государственной власти республики функционируют самостоятельно, прямо не предусматривает участия народных депутатов прежнего созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн), не избранных в его новый состав, в подготовке первого заседания вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн).
5. Условия и порядок реализации нормы части 1 статьи 61 Конституции, в том числе обеспечение участия народных депутатов и иных лиц в составе организационного комитета по подготовке первого заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) нового созыва, подлежат регулированию Конституционным законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", а связанные с ним процедуры - Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
6. Согласно статье 113 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" данное толкование является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
7. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно, подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель |
Д.Н. Миронов. |
Секретарь |
В.Т. Филиппов. |
г. Якутск
19 мая 2008 г.
N 4-п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2008 г. N 4-п
Текст постановления предоставлен Конституционным судом Республики Саха (Якутия) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 28 мая 2008 г. N 29, парламентской газете "Ил Тумэн" от 30 мая 2008 г. N 21