Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний "О предварительных итогах внедрения новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)" (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление Президенту Республики Саха (Якутия), Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), министру образования Республики Саха (Якутия), министру финансов Республики Саха (Якутия), министру экономического развития Республики Саха (Якутия), главам муниципальных образований.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель |
В. Басыгысов |
г. Якутск
22 июля 2008 года
ГС N 192-IV
Рекомендации
парламентских слушаний "О предварительных итогах внедрения новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)"
18 июня 2008 года
Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ю.С. Куприянова, содоклад министра образования Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышевой, содоклад председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Е.Х. Голомаревой, выступления руководителей общеобразовательных учреждений, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Вопросы повышения качества образования тесно связаны с объемами финансирования системы образования с учетом численности обучающихся и со стимулированием работников образования.
В целях поэтапного перехода государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ) с учетом особенностей системы образования Республики Саха (Якутия) постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2007 года N 197 утверждена Методика формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников в пилотных общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия).
В ходе применения указанной методики внесены поправки в нормативы наполняемости классов-комплектов, проанализированы причины повышения и понижения уровня заработной платы учителей по сравнению с расчетами заработной платы согласно Единой тарифной сетке по оплате труда работников организаций бюджетной сферы Республики Саха (Якутия).
В результате внедрения НСОТ значительно выросла заработная плата учителей начальных школ, руководителей школ, а также молодых учителей (в 1,5 - 2 раза).
На 1 сентября 2007 года средняя заработная плата за счет внедрения НСОТ составила 11 773 рубля, на 1 января 2008 года - 17 062 рубля, на 1 июня 2008 года - 21 838 рублей. Рост заработной платы по сравнению с 2007 годом составил на 1 января 2008 года 36 процентов, на 1 июня 2008 года - 53,9 процента.
У 1 304 учителей (34,7 процента) произошло повышение заработной платы более чем на 30 процентов, у 476 (12,7 процента) - от 20 до 30 процентов, у 480 (12,8 процента) - от 10 до 20 процентов, у 535 (14,2 процента) - до 10 процентов. Таким образом, заработная плата повысилась у 2 945 учителей (78,4 процента).
Из 65 пилотных общеобразовательных учреждений, внедряющих НСОТ, в 13 произошло повышение заработной платы у всех учителей, что составляет 20 процентов от общего числа указанных образовательных учреждений.
Формирование стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений (до 20 процентов) способствовало повышению мотивации учителей к улучшению результатов обучения и воспитания, обеспечению создания условий для привлечения и закрепления молодых и высококвалифицированных специалистов, явилось стимулом к повышению уровня профессиональной квалификации учителей.
Вместе с тем на основе анализа расчетов заработной платы по территориальному признаку выявлены проблемные вопросы, касающиеся оплаты труда отдельных категорий работников образования, формирования фонда оплаты труда образовательных учреждений численностью более 110 обучающихся, которые расположены в труднодоступных и отдаленных местностях с низкой плотностью населения.
Отнесение школьных предметов к приоритетным и неприоритетным при осуществлении финансирования вызывает непонимание в педагогических коллективах, поскольку напрямую не связано с конечными результатами обучения и воспитания.
Персонифицированные доплаты получают 813 учителей, что составляет 21,6 процента от общего числа учителей, работающих в классах с низкой наполняемостью. Выплата указанных доплат учителям физического воспитания, трудового обучения и иностранных языков связана с делением класса на группы независимо от количества учащихся при изучении данных предметов. Появилось стремление объединять классы, а также сокращать количество профильных групп в школах с малой и средней численностью обучающихся.
В перечень пилотных общеобразовательных учреждений, внедряющих НСОТ, включено незначительное число школ с малой численностью обучающихся. В ходе внедрения НСОТ не учтены особенности населенных пунктов с низкой и средней плотностью населения, а также малых поселков и сел в составе городов. В нормативах наполняемости классов недостаточно учитываются особенности школ, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, а также школ с русским и якутским языками обучения, в которых наполняемость классов ниже норматива.
НСОТ обеспечивает стимулирование труда только учителей. Не разработаны подходы к вовлечению в данный процесс учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, в отдельных случаях не стимулируется труд заместителей руководителей школ. Самостоятельные бухгалтерии имеют только 26,5 процента школ. Остальные школы обслуживаются по договору централизованными бухгалтериями, что не способствует росту их финансово-экономической самостоятельности.
Выявлены проблемы, касающиеся формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений, имеющих вспомогательные структурные подразделения, наличие которых увеличивает долю учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Правительством Республики Саха (Якутия) не разработан и не внесен на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект закона Республики Саха (Якутия) о нормативах финансирования образовательных учреждений.
Признавая актуальность внедрения НСОТ, участники парламентских слушаниях рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (В.Н. Басыгысов):
1) учесть предложения и замечания участников парламентских слушаний при рассмотрении проекта закона Республики Саха (Якутия) о нормативах финансирования образовательных учреждений;
2) разработать и принять закон Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной поддержке сельских образовательных учреждений" в части улучшения условий реализации НСОТ, а также социальной защиты работников сельских образовательных учреждений;
3) обеспечить контроль за реализацией мероприятий Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):
1) внести изменения в Методику формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников в пилотных общеобразовательных учрежденияхРеслублики Саха (Якутия) в части формирования НСОТ и стимулирования всех категорий работников системы общего образования;
2) разработать с учетом итогов первого года реализации НСОТ проект закона Республики Саха (Якутия) о нормативах для расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, и в третьем квартале 2008 года внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
3) разработать комплекс мер по переподготовке и обеспечению занятости высвобождаемых работников пилотных общеобразовательных учреждений.
3. Муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия):
1) установить контроль за ходом внедрения НСОТ в муниципальных учреждениях образования;
2) решить вопрос о создании в муниципальных образовательных учреждениях самостоятельных бухгалтерий с целью повышения их финансово-экономической самостоятельности;
3) провести в муниципальных районах и городских округах общественные слушания по итогам первого года внедрения НСОТ и внести соответствующие предложения в Межведомственную комиссию по реализации комплексного проекта модернизации системы образования Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2008 г. ГС N 192-IV "О рекомендациях парламентских слушаний "О предварительных итогах внедрения новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 9 августа 2008 г. N 43