Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять во втором чтении проект закона Республики Саха (Якутия) "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)".
2. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству (О.В. Макиенко) доработать указанный законопроект с учетом принятых поправок и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в третьем чтении.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель |
В. Басыгысов |
г. Якутск,
22 июля 2008 года
ГС N 180-IV
Проект
Закон
Республики Саха (Якутия)
О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)
Настоящий закон определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) коррупция - незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а также в интересах иных лиц материальных благ и преимуществ должностными лицами лично или через посредников с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ;
2) антикоррупционная политика - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на создание эффективной системы мер противодействия коррупции;
3) коррупционное правонарушение (проступок) - действие или бездействие, обладающее признаками коррупции, за которое в порядке, установленном законодательством, предусмотрена уголовная ответственность;
4) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к нормативным правовым актам и их проектам, разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
5) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер антикоррупционной политики;
6) коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению;
7) предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции
Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), настоящим законом, другими законами Республики Саха (Якутия) и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Цель и задачи противодействия коррупции
1. Целью противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.
2. Задачами противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
3) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Республике Саха (Якутия) осуществляется на основе следующих основных принципов:
1) приоритет профилактических мер, направленных на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию;
2) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия);
3) совершенствование структуры государственного аппарата, ответственности должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия);
4) взаимодействие органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и общества;
5) признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений (проступков) должностных лиц.
Статья 5. Сфера действия закона
Настоящий закон действует на всей территории Республики Саха (Якутия) в отношении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия), муниципальные должности, а равно должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), муниципальной службы, а также в отношении должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
Статья 6. Субъекты антикоррупционной политики
Субъектами антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия) являются:
1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия);
2) органы местного самоуправления;
3) общественные организации, участвующие в реализации антикоррупционной политики;
4) средства массовой информации.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), иных государственных органов, государственных и муниципальных предприятий и учреждений в сфере противодействия коррупции
1. К полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в сфере противодействия коррупции относятся:
1) утверждение порядка проведения и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), а также их проектов;
2) осуществление контроля за установлением в должностных регламентах государственных гражданских служащих - сотрудников аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) правил, нормативов, требований, должностных обязанностей, ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственными гражданскими служащими должностных обязанностей, а также за установлением механизма привлечения указанных лиц к ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностных обязанностей;
3) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) к полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
2. К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере противодействия коррупции относятся:
1) утверждение порядка проведения и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Правительством Республики Саха (Якутия) и иными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), а также их проектов;
2) определение порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг;
3) осуществление контроля за установлением в должностных регламентах государственных гражданских служащих - сотрудников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) правил, нормативов, требований, должностных обязанностей, ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственными гражданскими служащими должностных обязанностей, а также установление механизма привлечения указанных лиц к ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностных обязанностей;
4) утверждение порядка осуществления мероприятий по профилактике коррупции в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия), на государственных предприятиях и в государственных учреждениях;
5) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) к полномочиями Правительства Республики Саха (Якутия).
3. К полномочиям иных государственных органов в сфере противодействия коррупции относятся:
1) проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принятых иными государственными органами, а также их проектов;
2) осуществление контроля за установлением в должностных регламентах государственных гражданских служащих - сотрудников аппаратов иных государственных органов правил, нормативов, требований, должностных обязанностей, ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственными гражданскими служащими должностных обязанностей, а также установление механизма привлечения указанных лиц к ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностных обязанностей;
3) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) к полномочиям иных государственных органов.
4. К полномочиям государственных и муниципальных предприятий и учреждений в сфере противодействия коррупции относятся:
1) проведение антикоррупционной экспертизы локальных актов, принятых государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, а также их проектов;
2) осуществление контроля за установлением правил, нормативов, требований, должностных обязанностей должностных лиц государственных и муниципальных предприятий и учреждений, ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностными лицами государственных и муниципальных предприятий и учреждений должностных обязанностей, а также установление механизма привлечения указанных лиц к ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностных обязанностей.
Глава 2. Основные направления реализации антикоррупционной политики
Статья 8. Предупреждение коррупционных правонарушений (проступков)
Предупреждение коррупционных правонарушений (проступков) осуществляется путем применения следующих мер:
1) разработка и реализация планов деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия);
3) антикоррупционный мониторинг;
4) антикоррупционное образование и пропаганда;
5) оказание государственной поддержки деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;
6) опубликование сводного отчета о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия);
7) иные меры, предусмотренные законодательством.
Статья 9. Пресечение коррупционных правонарушений
Пресечение коррупционных правонарушений и привлечение виновных лиц к ответственности регулируется нормами федерального законодательства и не является предметом настоящего закона.
Глава 3. Система мер предупреждения коррупционных правонарушений (проступков)
Статья 10. Планы деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия)
1. План деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) является комплексом мер государственной антикоррупционной политики Республики Саха (Якутия), обеспечивающим систематическое, согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Саха (Якутия).
2. Заказчиком плана деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) является Правительство Республики Саха (Якутия).
3. Разработка проекта плана деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия).
4. Ведомственные планы деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) разрабатываются министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия).
5. Порядок разработки и финансирования мероприятий, предусмотренных в ведомственных планах деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия), определяется Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 11. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и их проектов
1. В целях предупреждения и устранения правовых условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в Республике Саха (Якутия), по инициативе совещательного органа по противодействию коррупции при Президенте Республики Саха (Якутия) проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и их проектов. В случае необходимости к участию в ее проведении в установленном законом порядке привлекаются лица, имеющие специальные познания в определенной области правоотношений (эксперты).
2. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и их проектов по вопросам законодательства о государственной и муниципальной собственности, бюджетного, налогового законодательства является обязательным.
3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и их проектов проводится уполномоченным межведомственным органом.
4. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и их проектов утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 12. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг включает в себя мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов, мониторинг мер антикоррупционной политики.
2. Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях обеспечения разработки и реализации планов деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.
3. Мониторинг мер антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством планов деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия), и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда; анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
4. Финансирование мероприятий, связанных с проведением антикоррупционного мониторинга, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
5. Методика проведения антикоррупционного мониторинга утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 13. Антикоррупционное образование и пропаганда
1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
2. Организация антикоррупционного образования возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области образования и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), в соответствии с законодательством.
3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых планов деятельности по противодействию коррупции, укрепление доверия к власти.
4. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по печати и средствам массовой информации и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с законодательством.
Статья 14. Оказание государственной поддержки деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции
1. Вмешательство органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции, равно как и вмешательство указанных общественных объединений в деятельность органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции, оказывает поддержку их деятельности в соответствии с федеральным законодательством.
3. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции, в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
Глава 4. Организационное и финансовое обеспечение антикоррупционной политики
Статья 15. Совещательный орган по противодействию коррупции при Президенте Республики Саха (Якутия)
1. Совещательный орган по противодействию коррупции при Президенте Республики Саха (Якутия) создается в целях организации разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики, обеспечения взаимодействия с правоохранительными органами, органами и организациями, реализующими антикоррупционную политику в Республике Саха (Якутия).
2. Положение о совещательном органе по противодействию коррупции при Президенте Республики Саха (Якутия) утверждается Президентом Республики Саха (Якутия).
Статья 16. Координация деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики
1. Координацию деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия) осуществляет совещательный орган по противодействию коррупции при Президенте Республики Саха (Якутия) в соответствии с положением, утверждаемым Президентом Республики Саха (Якутия).
2. В органах государственной власти Республики Саха (Якутия) функции по предупреждению коррупционных правонарушений возлагаются на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образованные в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 214-З N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)".
Статья 17. Совещательные и экспертные органы
1. Субъекты антикоррупционной политики могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных лиц, представляющих органы государственной власти Республики Саха (Якутия), общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
2. Полномочия, порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их персональный состав утверждаются соответствующими органами государственной власти Республики Саха (Якутия), при которых они создаются.
Статья 18. Отчеты о реализации мер антикоррупционной политики
1. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) ежегодно до 1 февраля представляют в совещательный орган по противодействию коррупции при Президенте Республики Саха (Якутия) отчеты о реализации мер антикоррупционной политики за прошедший календарный год.
2. Подлежат обязательному включению в отчеты, указанные в части 1 настоящей статьи, данные о результатах реализации планов деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия), выполнении иных обязательных для субъектов антикоррупционной политики положений настоящего закона.
3. Совещательный орган по противодействию коррупции при Президенте Республики Саха (Якутия) представляет сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия) Президенту Республики Саха (Якутия) и Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
4. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия) подлежит официальному опубликованию, за исключением содержащихся в нем сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с федеральными законами.
Статья 19. Финансовое обеспечение реализации мер антикоррупционной политики
Финансовое обеспечение реализации мер антикоррупционной политики в Республике Саха (Якутия) осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.
Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего закона
Несоблюдение требований настоящего закона влечет ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Глава 5. Заключительные положения
Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом
Предложить Президенту Республики Саха (Якутия) и поручить Правительству Республики Саха (Якутия) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом.
Статья 22. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2008 г. ГС N 180-IV "О проекте закона Республики Саха (Якутия) "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления официально опубликован не был