Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 13 марта 2008 г. N 3-12/08
(извлечение)
Правительством Республики Саха (Якутия) были приняты Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "О денежном содержании государственных служащих Республики Саха (Якутия)" от 10 августа 2001 года N 417; "Об упорядочении денежного содержания государственных служащих Республики Саха (Якутия)" от 13 декабря 2003 года N 776; "Об утверждении типового положения о надбавке за особые условия государственной службы лиц, замещающих государственные должности государственной службы в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия)" от 7 октября 2003 г N 627
Гр. С. обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим приведенных постановлений в связи с тем, что данные постановления не были опубликованы в специальном определенном издании.
В судебном заседании С. поддержал свое заявление и пояснил, что не опубликованные нормативные акты не подлежат применению по федеральному закону, потому подлежат признанию недействующими. Кроме того, считает, что в Постановлении от 10.08.2001 года за N 417 "О денежном содержании государственных служащих РС (Я)" и внесенным постановлением от 13.12.2003 года N 776 "Об упорядочении денежного содержания государственных служащих РС (Я)" изменением установлено ежемесячная надбавка в размере от 40 до 70 %, что противоречит Указу Президента РФ N 763 от 25.07.2006 года, где установлена надбавка к должностному окладу до 200 %. И нарушение законодательства не производится начисление на материальную помощь. А также п. 3 в Постановлении N 417 от 10 августа 2001 года установлены надбавки за особые условия государственной службы в размере 6,5 должностных окладом, тогда как Указом Президента РФ N 763 установлены надбавки в размере 14 должностных окладов. Постановление Правительства РС (Я) N 627 от 7 октября 2003 года "Об утверждении типового положения о надбавке за особые условия государственной службы лиц, замещающих государственные должности государственной службы в органах исполнительной власти PC (Я)" принято с нарушением действующего законодательства, название постановления не совпадает его содержанию. Просит признать обжалуемые Постановления Правительства РС (Я) недействующими в полном объеме.
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) А. с заявлением гр. С. не согласен полностью и пояснил, что постановления Правительства РС (Я) были приняты во исполнения Закона РС (Я) "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)" от 11 апреля 2001 года, который был принят в соответствии с федеральным законом. В настоящее время постановления Правительства РС (Я) N 417 от 10 августа 2001 года и N 776 от 13 декабря 2003 года постановлением Правительства РС (Я) от 6 марта 2008 года признаны утратившим силу. Хотя указанные постановления не были опубликованы в установленном порядке, они были размещены в федеральном регистре, в официальном сайте Правительства РС (Я) таким образом были доведены до широкого круга лиц. Более того, эти постановления самостоятельно не вводят новые нормы, они лишь дублируют Закон РС (Я), который был опубликован в средствах массовой информации, поэтому не требуется его опубликование. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Министерства труда и социального развития С. пояснила, что размер должностного оклада и порядок установления надбавок к должностному окладу определяются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Постановления Правительства РС (Я) приняты в соответствии с Законом РС (Я) и с учетом требований федерального закона. При этом представила отзыв, просит отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав пояснение участников процесса, заключение прокурора полагавшей удовлетворить заявление, ввиду их не опубликования в средствах массовой информации, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление гражданина С. подлежащим отказу.
Оценивая указанные правовые акты, суд исходит из того, что Правительство Республики Саха (Якутия) был вправе принимать подобные акты, носящие правовой нормативный характер.
Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Ст. ФЗ N 184-ФЗ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Заявителем оспариваются приведенные постановления Правительства Республики Саха (Якутия) ввиду того, что они не опубликованы в средствах массовой информации в официальных изданиях в газете "Якутия" и "Саха сирэ". По этим основанием просит признать их недействующими с момента принятия.
Между тем такой довод заявителя не обоснован по следующим основанием. Как видно, из пояснения представителя А. и представленного письма, оспариваемые постановления Правительства РС (Я) были размещены в правовых сайтах Правительства РС (Я) и введены в базу данных федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), были доведены государственным служащим на местах. Таким образом, считаю, что была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием тех лиц, права и свободы которых он затрагивает.
Следовательно, нельзя признать недействующими постановления по мотиву их не опубликования в специальных изданиях.
Постановлением Правительства РС (Я) от 6 марта 2008 года "О мерах по реализации Закона РС (Я) "О государственном бюджете РС (Я) на 2008 года" оспариваемые постановления Правительства РС (Я) N 417 и N 776 признаны утратившими силу в период нахождения дела в производстве суда. Потому считаю их подлежащим рассмотрении по существу.
Законом Российской Федерации от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусмотрено, что размер должностного оклада и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного федерального закона был принят Закон РС (Я) от 11 апреля 2001 года "О государственной службе в Республике Саха (Якутия). Где в ст. 26 Закона РС (Я) установлены надбавки к должностному окладу и иные выплаты, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере до 70 процентов, который устанавливается руководителем государственного органа в порядке, установленном Правительством РС (Я).
Надбавка в размере 200 % определена Указом Президента РФ от 25 июня 2002 года N 656 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 09.04.1997 года "О денежном содержании федеральных государственных служащих", которая действовала до принятия федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы федеральным гражданским служащим определена в размере до 200 процентов. В данной норме имеется в виду установления надбавки федеральным гражданским служащим, а не гражданским служащим субъекта Российской Федерации. Кроме того, федеральным законом не установлена конкретная ставка, а определена лишь предельная ставка до 200 %.
Законом PC (Я) от 30 марта 2005 года N 214-3 433-III "О государственной гражданской службе РС (Я)" установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов.
Таким образом, на время действия оспариваемых постановлений установление размера надбавки за особые условия государственной службы республиканским служащим до 70 % не противоречий размерам, установленным в соответствии с действующим законом.
Кроме того, заявитель указывает на постановление Правительства РС (Я) от 13.12.2003 года N 776, где установлены ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы - в размере 6.5 должностных окладов, считает, что оно противоречит Указу Президента РФ "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" от 25 июля 2006 года N 763. В данном случае республиканская норма принята только для государственных служащих РС (Я), а действие Указа Президента РФ распространяется на федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно ст. 26 Закона РС (Я) от 11 апреля 2001 года "О государственной службе в Республике Саха (Якутия) денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок окладу за выслугу лет, особые условия государственной службы, квалификационный разряд, а также премии по результатам работы, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера. Пункте 3 установлено, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на весь объем денежного содержания. А п. 8 данной статьи содержит, что государственным служащим производятся иные выплаты, а также выплачивается материальная помощь. Следовательно, материальная помощь не включается в состав денежного содержания и соответственно на нее не начисляются районные коэффициенты и северные надбавки. Данное обстоятельство подтверждается письмом Министерства труда и социального развития РФ от 22 июля 1999 года. По этим основанием доводы заявителя не могут быть признаны состоятельными.
Доводы заявителя о признании недействующим Постановление Правительства РС (Я) от 7 октября 2003 года N 627 в полном объеме в связи с тем, что наименование постановления не соответствует его содержанию не может быть признано судом обоснованным. Заявителем не представлены доказательства, каким образом затронуты его права данным постановлением и какая норма противоречит какому федеральному закону.
Таким образом, анализ приведенных нормативных актов свидетельствует, что Правительство Республики Саха (Якутия), принимая оспариваемые постановления Правительства РС (Я) учел требование федерального законодательства. Противоречии федеральному законодательству и нарушений законных прав и интересов граждан судом не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил
В удовлетворении заявления С. о признании недействующим Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "О денежном содержании государственных служащих Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2001 года N 417; "Об упорядочении денежного содержания государственных служащих Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2003 года N 776; "Об утверждении типового положения о надбавке за особые условия государственной службы лиц, замещающие государственные должности государственной службы в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия)" от 7 октября 2003 года N 627 отказать.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2008 г. N 3-12/08
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был