Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 25 июля 2008 г. N 3-66/03
(извлечение)
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением об оспаривании п. "д" ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.12.2001 1098-III "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год", которым и составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субсидии местным бюджетам на финансирование денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в сумме 59 182 тыс. рублей. Просит признать указанное положение противоречащим действующему законодательству и недействующим, указывая на то, что субвенции местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам должны входить в состав Республиканского фонда компенсаций.
На судебном заседании прокурор А. требование поддержала.
Представитель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П. с заявлением согласна, суду пояснила, что проект Закона РС (Я) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете РС (Я) па 2008 год" 22 июля рассмотрен на пленарном заседании Государственного собрания РС (Я), направлен Президенту РС (Я).
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностью лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
С учетом этого, несмотря на внесение проекта Закона "О внесении изменений в Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете РС (Я) на 2008 год", устраняющего противоречие в законодательстве, в случае, если суд установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другом} нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прекращение производства по делу не допустимо.
Оспариваемым положением п. "д" ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 1098-III "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субсидии местным бюджетам на: финансирование денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в сумме 59 182 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 N 871 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2009 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил установлено, что данные субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по денежным выплатам медицинским работникам.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации согласно абз. 5 ч. 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РС (Я) от 27.11.2006 340-З N 813-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики: Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению дополнительных денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществление переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам и:; бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсации. Таким образом, субвенции местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам должны входить в состав республиканского фонда компенсаций.
Проанализировав содержание приведенных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что утверждение в п. "д" ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 1098-III "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год" субсидий местным бюджетам на финансирование выплат медицинским работникам в составе раздела "Межбюджетные трансферты" противоречит федеральному законодательству., поскольку финансовое обеспечение органов местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий осуществляется в форме субвенций. При этом указанные субвенции на выполнение органами местного самоуправления полномочий по осуществлению денежных выплат медицинским работникам производятся из республиканского фонда компенсаций.
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. "д" ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 1098-III "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год".
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение К) дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2008 г. N 3-66/03
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был