Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)", внесенный Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия).
2. Направить указанный законопроект Президенту Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), народным депутатам Республики Саха (Якутия), в представительные органы местного самоуправления для замечаний и предложений.
Установить, что замечания и предложения к указанному законопроекту направляются в постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости до 19 декабря 2008 года.
3. Поручить постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости (Е.Ю. Алексеева) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель |
В. Басыгысов |
г. Якутск
26 ноября 2008 года
ГС N 290-IV
Проект
Закон Республики Саха (Якутия)
О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)
Настоящий закон устанавливает правовые основы формирования и деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальные комиссии).
Статья 1. Территориальная комиссия
Территориальная комиссия - орган социального партнерства в сфере труда, осуществляющий свою деятельность в пределах соответствующего муниципального образования и призванный обеспечить систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей) и органами местного самоуправления по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 2. Состав и правовая основа деятельности территориальной комиссии
1. Территориальная комиссия состоит из представителей территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей и представителей органов местного самоуправления, которые образуют соответствующие стороны территориальной комиссии и действуют на постоянной основе.
2. Территориальная комиссия руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия), настоящим законом, положением о территориальной комиссии, утверждаемым представительным органом местного самоуправления и регламентом территориальной комиссии.
Статья 3. Принципы и порядок формирования территориальной комиссии
1. Территориальная комиссия формируется на основе принципов:
1) равноправия сторон;
2) уважения и учета интересов сторон;
3) полномочности представителей сторон;
4) свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
5) добровольности принятия сторонами на себя обязательств;
6) реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами;
7) обязательности выполнения решений территориальной комиссии;
8) контроля за выполнением принятых решений;
9) ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине решений территориальной комиссии, территориальных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальных соглашений).
2. Представительство территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей, органов местного самоуправления в составе сторон территориальной комиссии определяется каждой из сторон самостоятельно в соответствии с законодательством, регулирующим их деятельность, настоящим законом и соответствующими уставными документами.
3. Утверждение и замена представителей территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей производятся в соответствии с решением органов, указанных сторон, утверждение и замена представителей органов местного самоуправления - решением главы администрации органа местного самоуправления и оформляются соответствующим нормативным правовым актом.
4. Территориальная комиссия формируется на паритетной основе. Представители сторон являются членами территориальной комиссии. Конкретное число членов территориальной комиссии устанавливается соглашением сторон. В случае отсутствия члена территориальной комиссии координатор стороны назначает лицо, его заменяющее. Лицо, заменяющее члена территориальной комиссии, обладает правом члена комиссии.
Статья 4. Задачи территориальной комиссии
Основными задачами территориальной комиссии являются:
1. Выработка и реализация согласованной позиции по основным направлениям социально-экономической политики на территории муниципального образования, регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
2. Ведение коллективных переговоров, подготовка проекта территориального соглашения, его заключение и организация контроля за его выполнением.
3. Проведение консультаций по вопросам подготовки и реализации программ социально-экономического развития муниципального образования, иных программ в сфере труда, занятости населения, охраны труда, социальной защиты.
4. Предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия территориальной комиссии в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере труда. Решение территориальной комиссии по направленным им проектам нормативных правовых актов подлежит обязательному рассмотрению органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
5. Практическое и методическое содействие созданию первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей на муниципальном уровне, заключению коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности.
6. Предотвращение коллективных трудовых споров, принятие участия в примирительных процедурах.
7. Взаимодействие с Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, трехсторонними комиссиями муниципальных образований и республиканскими отраслевыми трехсторонними комиссиями.
Статья 5. Основные права территориальной комиссии
Территориальная комиссия вправе:
1. Проводить с органами местного самоуправления консультации по разработке и реализации социально-экономической политики.
2. Разрабатывать и вносить в органы местного самоуправления предложения о принятии законодательных актов Республики Саха (Якутия) и нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области социально-трудовых отношений.
3. Согласовывать интересы территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей, органов местного самоуправления при разработке проекта территориального соглашения. Определять порядок подготовки проекта территориального соглашения, его заключения и опубликования.
4. Получать от органов местного самоуправления информацию о социально-экономическом положении в муниципальном образовании, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта территориального соглашения.
5. Распространять действие территориального соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении данного соглашения, в порядке, установленном настоящим законом.
6. Запрашивать у органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных организаций информацию о заключаемых и заключенных соглашениях и коллективных договорах.
7. Направлять своих членов и экспертов в организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенные на территории муниципального образования, для изучения социально-трудовых отношений, контроля за выполнением решения территориальной комиссии.
8. Создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов.
9. Принимать участие в республиканских, межрегиональных совещаниях, конференциях по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.
10. Вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение решений территориальной комиссии, территориального соглашения, коллективных договоров.
11. Принимать участие в подготовке разрабатываемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, по согласованию с представительными органами местного самоуправления - в предварительном рассмотрении проектов нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
12. Разрабатывать и утверждать регламент территориальной комиссии.
Статья 6. Порядок работы территориальной комиссии
1. Территориальная комиссия осуществляет свою работу в соответствии с настоящим законом, положением, утвержденным представительным органом местного самоуправления, и регламентом, утвержденным территориальной комиссией.
2. Периодичность заседаний, порядок подготовки и проведения заседаний, в том числе и внеочередных, порядок создания и деятельности рабочих групп и секретариата территориальной комиссии устанавливаются регламентом территориальной комиссии.
3. Заседание территориальной комиссии считается правомочным, а голосование при принятии решений действительным при наличии более половины членов территориальной комиссии от каждой из сторон.
4. Решение территориальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство представителей каждой из сторон при наличии кворума.
5. Особое мнение членов территориальной комиссии, несогласных с принятым решением, заносится в протокол заседания территориальной комиссии.
6. Заседание территориальной комиссии проводится в соответствии с утвержденным сторонами планом.
7. План работы территориальной комиссии готовится постоянной рабочей группой, формируемой по предложению сторон.
8. Заседание территориальной комиссии оформляется протоколом, решение - постановлением.
9. Решение территориальной комиссии, принятое в соответствии с настоящим законом, обязательно для исполнения всеми сторонами.
10. Решение территориальной комиссии по согласию сторон может быть опубликовано в средствах массовой информации.
11. Контроль за выполнением решений территориальной комиссии осуществляет постоянно действующая рабочая группа.
12. Ответственность за невыполнение постановлений территориальной комиссии осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Координатор территориальной комиссии
1. Для обеспечения взаимодействия сторон главой администрации муниципального образования назначается координатор территориальной комиссии. Координатор территориальной комиссии не является членом территориальной комиссии.
2. Координатор территориальной комиссии:
1) организует деятельность территориальной комиссии, председательствует на ее заседаниях;
2) утверждает по предложению сторон состав рабочих групп;
3) оказывает содействие в согласовании позиции сторон;
4) проводит в период между заседаниями территориальной комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим оперативных решений;
5) информирует территориальную комиссию о деятельности администрации муниципального образования в области социально-трудовых отношений;
6) запрашивает у органов местного самоуправления информацию о мерах, принимаемых администрацией муниципальных образований по решению социально-трудовых вопросов;
7) информирует главу администрации муниципального образования, координатора Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координаторов сторон Республиканской трехсторонней комиссии о деятельности территориальной комиссии, заключенных территориальных соглашениях и коллективных договорах в организациях на территории муниципального образования;
8) подписывает регламент территориальной комиссии, план работы и решение территориальной комиссии;
9) руководит секретариатом территориальной комиссии;
10) приглашает для участия в работе территориальной комиссии представителей территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления, не являющихся членами территориальной комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций;
11) направляет по согласованию с территориальными организациями профессиональных союзов и их объединениями, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления членов территориальной комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений.
3. Координатор территориальной комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участие в голосовании.
Статья 8. Координаторы сторон
1. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон являются членами территориальной комиссии.
2. Координаторы сторон, представляющие территориальные организации профессиональных союзов и их объединений, территориальные объединения работодателей, избираются указанными сторонами.
3. Координатор стороны, представляющей орган местного самоуправления, назначается главой администрации органа местного самоуправления.
4. Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору территориальной комиссии предложения по проектам планов работы территориальной комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей сторон в рабочих группах, информирует территориальную комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещание представителей сторон в целях уточнения их позиции по вопросам, внесенным на рассмотрение территориальной комиссии.
5. Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе территориальной комиссии представителей территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления, не являющихся членами территориальной комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций.
Статья 9. Член территориальной комиссии
1. Права и обязанности члена территориальной комиссии определяются регламентом территориальной комиссии.
2. Члену территориальной комиссии на период осуществления его полномочий может выдаваться удостоверение члена территориальной комиссии. Образец указанного удостоверения устанавливается органом местного самоуправления.
Статья 10. Секретариат территориальной комиссии
1. Для организации деятельности территориальной комиссии создается секретариат. В состав секретариата входят ответственный секретарь и секретари сторон.
2. Ответственный секретарь назначается координатором территориальной комиссии. Секретари сторон назначаются соответствующими сторонами.
3. Порядок деятельности секретариата устанавливается регламентом территориальной комиссии.
4. Финансирование деятельности секретариата возлагается на стороны.
Статья 11. Обеспечение деятельности территориальной комиссии
Финансовое, материально-техническое и организационное обеспечение деятельности территориальной комиссии осуществляется в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Статья 12. Территориальное соглашение
1. Территориальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями профессиональных союзов, работодателей и органов местного самоуправления на территориальном уровне социального партнерства.
2. В территориальное соглашение могут включаться обязательства сторон по вопросам условий труда, оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам, условий и охраны труда, экологической безопасности, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иным вопросам, определенным сторонами.
3. По предложению сторон координатор территориальной комиссии имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении территориального соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к территориальному соглашению не представили в территориальную комиссию мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то территориальное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
4. Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных территориальным соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 13. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 г. ГС N 290-IV "О проекте закона Республики Саха (Якутия) "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления официально опубликован не был