Главам
муниципальных образований
Республики Саха (Якутия)
Руководителям
территориальных органов
федеральных органов
исполнительной власти в городах,
районных центрах и поселениях
Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова от 29 октября 2008 года N 537-рп утвержден План мероприятий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Саха (Якутия), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), направленных на увеличение поступлений имущественных налогов.
Реализация плана направлена на усиление работы органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по увеличению поступлений имущественных налогов, повышению качества их администрирования и создания полной базы налогоплательщиков местных налогов в муниципальных образованиях.
Проведение работы необходимо организовать в двух направлениях:
1. Сокращение задолженности по уплате местных налогов.
2. Увеличение налоговой базы по местным налогам.
Органам местного самоуправления совместно с налоговыми органами необходимо усилить работу по сокращению задолженности по местным налогам.
Рекомендуем создать на уровне муниципального образования (поселения) административную комиссию по работе с недоимщиками местных налогов в составе: представителя администрации, представительного органа (депутата), курирующего финансовый блок, и представителя общественности.
Предусмотреть обязательное предоставление территориальными налоговыми органами главам муниципальных образований в рамках Соглашений об информационном взаимодействии сведений о недоимке физических лиц по состоянию на 1 января отчетного года (реестра недоимщиков) по местным налогам с установлением срока представления информации до 1 марта текущего года.
При получении от территориального ИФНС Реестра физических лиц - недоимщиков по местным налогам организовать соответствующую работу по сокращению недоимки.
Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность сбора местными администрациями налогов и сборов на тех территориях, где отсутствуют отделения банка. На территории республики в 273 населенных пунктах отсутствуют отделения банков. В рамках реализации данного положения Управлением ФНС РФ по РС (Я) совместно с Министерством финансов РС (Я) подготовлены и направлены 23.09.2008 г. в адрес глав муниципальных образований "Рекомендации по приему местными администрациями денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) - физических лиц в уплату налогов, сборов, администрируемых налоговыми органами" с приложением образца заполненных квитанций и платежного поручения.
В ближайшее время для упрощения процедуры оформления указанных документов в дополнение к Рекомендациям будут доведены бланки поручений и квитанций с указанием платежных реквизитов.
Необходимо в кратчайшие сроки организовать работу по сбору налоговых платежей от населения. Данная мера позволит снизить уровень задолженности по местным налогам.
Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" установлены предельные ставки налогообложения в зависимости от инвентаризационной стоимости помещений, в пределах которых органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению дифференцированных ставок налога. С учетом развития в республике жилищного строительства в последние годы значительно увеличена налоговая база по налогу на имущество физических лиц. Вместе с тем поступление налога на имущество физических лиц остается на низком уровне, при этом отмечается рост задолженности по налогу. Задолженность по налогу на имущество физических лиц на конец 2007 года составила 92 млн. руб., что в 1,8 раз превышает объем поступлений налога за 2007 год. За 9 месяцев текущего года задолженность увеличилась до 104 млн. руб. Одной из причин увеличения задолженности является большая сумма налога в отношении новостроек, что обусловлено их высокой инвентаризационной стоимостью. В ряде случаев, в крупных городах республики сумма налога за двухкомнатную квартиру достигает 18 тыс. руб., что делает налог неплатежеспособным. Тогда как в отношении имущества ранних лет постройки сумма налога является крайне низкой (сумма налога за двухкомнатную квартиру КПД в г. Якутске составляет порядка 250 руб.).
В этой связи необходимо провести анализ действующих ставок и принять решения по установлению экономически обоснованных ставок налога, предусматривающих выравнивание налоговой нагрузки на граждан, имеющих в собственности помещения, строения, сооружения.
В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) разработан проект распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении коэффициентов пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". В целях повышения собираемости налога и снижения задолженности по его уплате предусматривается введение с 2009 года дополнительных поправочных коэффициентов к инвентаризационной стоимости, что послужит равномерному распределению налогового бремени на плательщиков налога на имущество физических лиц.
Значительный объем местных налогов выпадает в результате предоставления льгот, установленных на федеральном и муниципальном уровне. За 2007 год объем выпадающих доходов местных бюджетов в результате предоставления льгот на муниципальном уровне, составил 35,1 млн. руб., что составляет 23 % от общей суммы исчисленных налогов.
Рекомендуем провести анализ действующих льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
В рамках проведения работы по увеличению налоговой базы необходимо провести сплошную инвентаризацию объектов недвижимости, что позволит выявить субъекты с неоформленными правами на земельные участки, провести анализ фактического использования земель с разрешенным использованием земель, указанным в правоустанавливающих документах, и провести работу с населением по вопросам оформления объектов недвижимости в собственность.
В первоочередном порядке необходимо провести заседание коллегии Администрации муниципальных районов и городов с участием представителей заинтересованных федеральных структур (Управление ФНС РФ по РС (Я), Роснедвижимость, Росрегистрация), глав наслежных администраций по вопросам организации работы по оформлению прав на объекты недвижимости (земельных участков, домов, строений и т.д.) в упрощенном порядке, по принципу "единого окна". Реализация принципа "единого окна" представляет собой обеспечение физическим и юридическим лицам таких условий получения государственных и муниципальных услуг, при которых прием (выдача) документов физических и юридических лиц в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг производится однократно и единовременно, а все необходимые дальнейшие процедуры, в том числе межведомственные согласования и предоставление ведомствами требуемой информации, осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, самостоятельно в соответствии с утвержденными административными регламентами и другими нормативными правовыми актами.
В целях упрощения порядка оформления прав на недвижимое имущество рекомендуем организовать работу по предоставлению услуг по консультации, сбору документов, и дальнейшей работы с территориальными органами федеральных структур по оформлению прав граждан на объекты недвижимости.
Кроме того, необходимо организовать выездные кампании в поселения с целью приема у физических лиц документов, необходимых для оформления имущества в собственность, проведение разъяснительной работы с населением по вопросам оформления прав на объекты недвижимости в упрощенном порядке (земельных участков, домов, строений и т.д.).
На заседании коллегии необходимо рассмотреть вопросы взаимодействия органов местного самоуправления, территориальных налоговых органов, органов Роснедвижимости и Росрегистрации, разработать план совместных мероприятий, сформировать совместные подходы и предложения по внедрению упрощенного порядка оформления прав на недвижимое имущество.
Территориальным налоговым органам, органам Роснедвижимости и Росрегистрации в срок до 15 января 2009 года представить в адрес вышестоящих Управлений по ведомственной подчиненности информацию об имеющихся проблемах, предложения по организации указанной работы.
В целом предложенные мероприятия должны привести к полному учету собственников земли и недвижимости, расположенной на ней, росту заинтересованности населения в оформлении прав собственности на недвижимость и, как следствие, увеличению собираемости местных налогов.
Информацию о проведенной работе просим представить в срок до 1 марта 2009 года в адрес Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
Заместитель |
Г.И. Данчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2008 г. N 368-ГД "Совместное письмо о мерах по реализации распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2008 года N 537-рп "О плане мероприятий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Саха (Якутия), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), направленных на увеличение поступлений имущественных налогов"
Текст письма официально опубликован не был