Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 9 октября 2008 г. N 3-48/08
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 09 октября 2008 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года N 1488-р "О порядке согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитектурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска, расположенной на площади Ленина" противоречащим федеральному законодательству и недействующим, суд установил:
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года N 1488-р утвержден "Порядок согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитектурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска, расположенной на площади Ленина" противоречащим и недействующим.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании указанного распоряжения противоречащим федеральному законодательству и недействующим, мотивируя тем, что актами Правительства PC (Я) не может регламентироваться порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, поскольку ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" относит его регламентацию к уровню законодательства соответствующего субъекта РФ. В связи с чем оспариваемый Порядок в отдельных положениях вступает в противоречие с указанным федеральным законом.
На судебном заседании прокурор Н. требование поддержала, просит признать оспариваемое распоряжение противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Представитель Правительства РС (Я) А. с заявлением не согласен, суду пояснил, что проект Закона PC (Я) "О порядке подачи уведомления о проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований) на территории РС (Я)" рассматривается в пленарном заседании.
Представитель Отдела законодательства субъектов РФ, федерального регистра и регистрации уставов, муниципальных образований Управления Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу Э. суду пояснил, что, несмотря на признание по результатам экспертной оценки отдельных положений порядка уведомления несоответствующими федеральному законодательству, оспариваемый акт в целом противоречит федеральному законодательству, в связи с его принятием в ненадлежащей форме.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 31, п. "б" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ общественные отношения в сфере установления порядка подачи уведомления о проведении массовых публичных мероприятий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).
Общие положения организации и проведения публичных мероприятий устанавливаются Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В случаях, предусмотренных данным федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения кассовых мероприятий принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В части регламентации порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в ч. 2 ст. 7 содержит отсылочную норму к законодательству субъекта РФ. Поэтому установление порядка согласования проведения массовых публичных мероприятии и уведомления о проведении массовых акций на уровне подзаконного нормативного правового акта в форме распоряжения Правительства PC (Я) является недопустимым с позиции федерального законодательства.
Регламентация указанного порядка органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) является вторжением в компетенцию законодательного органа Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах, распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года N 1488-р подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Наличие в самом порядке противоречащих федеральному законодательству положений связано именно с его ненадлежащей правовой формой. Поэтому положения, закрепляющие применение порядка уведомления к массовым публичным мероприятиям культурно-массовой, спортивной направленности и в виде зрелищ; устанавливающие требование о предоставлении копии лицензии в случае осуществления лицензионных видов деятельности при проведении массового публичного мероприятия; предусматривающие возможность отказа в регистрации уведомления, не могут рассматриваться в качестве отдельных независимых оснований для удовлетворения заявления прокурора.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года N 1488-р "О порядке согласования проведения массовых публичным, мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитекгурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска, расположенной на площади Ленина" с момента вступления в силу решения суда.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.