Информация УФНС России по Республике Саха (Якутия)
от 9 апреля 2009 г.
"Серая" зарплата стоит слишком дорого"
Обычно мало кто задумывается, получая зарплату, о том, какие налоги и в каком размере должны исчисляться и уплачиваться в бюджет. Главное для людей, конечно, размер и своевременность выплаты заработной платы.
А ведь это источник для начисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Причем налог на доходы физических лиц удерживается из зарплаты самого работника, а налоговая нагрузка по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ложится на работодателя. Именно этим определяется и тот "интерес", который возникает у каждого из участников трудовых отношений: наемные работники заинтересованы в увеличении реально полученной суммы, а работодатель стремится минимизировать отчисления в бюджет.
На первый взгляд, их интересы здесь совпадают: работник получает зарплату, большую на размер сокрытого налога, который следовало перечислить в бюджет, а работодатель за счет неуплаты налогов экономит значительную сумму. На самом деле здесь следует четко понимать, что такая практика абсолютно незаконна, а в определенных случаях и преступна. По существу, трудоспособный человек, из зарплаты которого не платятся налоги, не имеет права на бесплатное образование, медицинское обслуживание и многое другое, что финансируется исключительно за счет поступлений налогов. А бизнес, занимающийся сокрытием налогов, разрушает конкурентную среду рыночной экономики, предполагающей равные условия между хозяйствующими субъектами.
Кроме того, людям, получающим зарплату "в конверте", с которой не уплачены налоги, можно напомнить поговорку о сыре, который бывает бесплатным только в мышеловке. Конечно, человек, получая зарплату ниже прожиточного минимума, может претендовать на определенные субсидии из бюджета, например, жилищные, однако он лишается пенсионных накоплений, а в случае отсутствия трудового договора и вообще пенсионного стажа, ограничивает себя в возможности получения в банке кредита.
Законодательно предусмотрено предоставление населению различных видов льгот, таких как социальные, стандартные, имущественные налоговые вычеты. Каждый человек имеет право воспользоваться ими, то есть возместить сумму удержанного налога на доходы физических лиц в размере 13 % при приобретении квартиры, строительстве жилого дома, оплате за обучение и лечение.
Рассмотрим на примере:
Физическое лицо приобрело квартиру за 1 000 000 рублей. Законом предусмотрено возмещение 13 процентов от этой суммы из бюджета (по принципу, что и в бюджет у работника ежемесячно удерживается налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов). Однако, сумма возврата из бюджета не может превышать суммы, удержанной в бюджет. Физическое лицо состоит в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем и по договору размер его зарплаты составляет 5 000 рублей, т.е. в год 60 000 рублей. Из простого расчета можно вывести, что с такой зарплатой налог, подлежащий возврату из бюджета, будет возмещаться около 17 лет.
Каждый работник должен осознавать свои права и Комиссия по легализации "теневой" заработной платы при Межрайонной ИФНС России N 6 по РС (Я) обращается к жителям Кобяйского улуса с предложением объединить наши усилия с целью выведения зарплаты из "тени" и защиты прав работников.
По всем интересующим вопросам следует обращаться в Межрайонную ИФНС России N 6 по РС (Я) по адресу: пос. Сангар, ул. Ленина, д. 49 или по телефону (411-63) 22-4-30.
Комиссия по легализации "теневой" заработной платы
при Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по РС (Я)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация УФНС России по Республике Саха (Якутия) от 9 апреля 2009 г. "Серая" зарплата стоит слишком дорого" (официальный сайт УФНС РФ по Республике Саха (Якутия), раздел "Наша консультация", апрель 2009 г.)
Информация, размещенная в данном разделе сервера http://www.r14.nalog.ru/, не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационно-правовом сотрудничестве
Текст информации официально опубликован не был