Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
от 18 июня 2009 года ГС N 476-IV
Рекомендации
парламентских слушаний на тему "Интенсивное промышленное освоение Южной Якутии и развитие территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера"
г. Якутск |
26 мая 2009 года |
В двадцатых годах XX века Якутия вступила на путь индустриального развития, сопровождаемого кардинальными изменениями экономических, социальных отношений, а также психофизических свойств коренного населения, ведущего традиционный уклад жизни. Процессу промышленной разработки месторождений полезных ископаемых в первую очередь подверглись южные районы Якутии, где коренное население в большей степени замкнуто не на оседлость и занятие землепашеством и животноводством, а на охотничий промысел и оленеводство, связанные с освоением и эксплуатацией больших территориальных пространств.
Отторжение земель под промышленность, перевод на оседлость в рамках сельского поселения, очевидный разрыв в получении социальных благ в сравнении с жителями промышленных центров становятся причиной национального кризиса - этнические культуры на грани исчезновения. В советское время принесенный моральный ущерб компенсировался государственным протекционизмом, итогом которого была полная занятость населения и социальное обустройство поселений за счет государства.
Переход на рыночные отношения вновь подверг стрессовому состоянию представителей коренных малочисленных народов Севера, вступая в противоречие с общинным сознанием людей. Статистические данные как в целом по Российской Федерации, так и в Республике Саха (Якутия) показывает негативные тенденции в социально-экономическом положении коренного населения, что было подчеркнуто 20 апреля 2009 года на круглом столе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), посвященного реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 4 февраля 2009 года N 132-р.
Концепция устойчивого развития предполагает укрепление социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов Севера, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства. Реализация указанной концепции, а также положений Конституции Российской Федерации и Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), федерального и республиканского законодательства по защите и обеспечению конституционных прав коренных малочисленных народов Севера становится особо актуальной в связи с исполнением "Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года" (далее - Схема), которая предусматривает интенсивное промышленное освоение Южной Якутии. В ходе реализации этого правительственного решения резко усиливается давление на природную среду региона, сокращается ее экологическая емкость и воспроизводительные мощности. В очередной раз коренное население принудительно отторгается от свойственного бытия.
Проблема взаимоотношений между коренным населением и промышленными предприятиями, осваивающими территории их компактного проживания и традиционного природопользования, не нова, имеет позитивные примеры решения в других странах (США, Канада, Скандинавские страны, Дания), некоторый опыт наработан в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Сахалинской области Российской Федерации.
В Республике Саха (Якутия) к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера законодательно отнесены 70 населенных пунктов в 20 улусах (районах), в том числе 12 населенных пунктов - в 5 южных районах, подвергающихся промышленному освоению - это Алданский, Мирнинский, Нерюнгринский, Олекминский и Усть-Майский районы.
Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", каскада гидроэлектростанций, металлургических комбинатов и другие мегапроекты сокращают территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, ухудшают экологическую среду. В настоящее время в период четкого разделения полномочий между государственной и муниципальной властью, органы местного самоуправления национальных наслегов не имеют рычагов решения социальных проблем населения. Выделяемых государством дотации, субсидий достаточно только на оплату бюджетных служащих и ряда коммунальных услуг. Для постоянного развития поселений финансовых и материальных ресурсов нет.
С началом реализации схемы кочевые родовые общины Алданского и Нерюнгринского районов, жители национальных наслегов обращаются в инстанции различных уровней с просьбой учесть их интересы. Они также выступали с инициативами заключения договоров о сотрудничестве, компенсации за наносимый материальный и моральный ущерб на всех общественных слушаниях по вносимым проектам промышленного освоения Южной Якутии.
16 июня 2008 года постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера заслушал на своем заседании вопрос "О положении эвенков Южной Якутии". Из принятого решения исполнены пункт 3 Нерюнгринской администрацией и пункт 5 рекомендаций в адрес органов местного самоуправления наслегов.
По трем национальным наслегам Алданского района (муниципальное образование "Анаминский национальный наслег", муниципальное образование "Беллетский эвенкийский национальный наслег") и Нерюнгринского района (муниципальное образование "Село Иенгра") составлены протоколы с поручениями Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, которые реализованы на одну треть.
Действующие промышленные предприятия оказывают разовую поддержку по обращению глав администраций и руководителей общин. Конкретные соглашения между ними и органами местного самоуправления коренного населения не заключены.
Федеральное законодательство фактически не регулирует отношения между промышленными структурами и коренными малочисленными народами Севера.
В марте 2009 года в городе Нерюнгри состоялись III Всероссийский и V республиканский съезды эвенкийского народа, на которых вопросы отношений коренных народов с крупным бизнесом остро подняты. Приняты обращения в органы власти всех уровней.
На основании выше изложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (В.Н. Басыгысову):
1) внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект закона Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе";
2) разработать проект закона Республики Саха (Якутия) "О компенсационном фонде охраны и воспроизводстве охотничьих животных";
3) обратиться в Федеральное Собрание Российской Федерации об ускорении рассмотрения законодательных инициатив субъектов и Республики Саха (Якутия) в части внесения изменение в ряд федеральных законов в защиту прав коренных малочисленных народов Севера, в частности:
а) в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации;
б) Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";
в) Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
г) Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире";
4) рассмотреть вопрос "О границах Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского района во исполнения решений Конституционного и Верховного Судов Республики Саха (Якутия)".
2. Президенту Республики Саха (Якутия) (В.А. Штырову):
1) рассмотреть в контрольном порядке исполнение протокольных поручений по вопросам национальных наслегам Южной Якутии;
2) создать попечительский совет по вопросам содействия коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Президенте Республики Саха (Якутия).
3. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):
1) разработать и утвердить мероприятия по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по Республики Саха (Якутия);
2) разработать по согласованию с органами местного самоуправления республиканскую целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2015 года";
3) обратиться в Правительство Российской Федерации по вопросам:
а) разработки и утверждения Положения о компенсационных выплатах представителям коренных малочисленных народов Севера за отторжение их от традиционной культуры;
б) разработки механизма мониторинга состояния среды обитания и экологической ситуации в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- обеспечить мероприятия по картированию и оценке природных ресурсов на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- разработать программу по развитию и сохранению уникальных природных комплексов особо охраняемых природных территорий, в том числе сохранение уникального водного объекта - озеро Токко, уникальных источников пресных подземных вод (памятник природы местного значения "Тимптонской каскад").
4. Направить таблицу проблемных вопросов национальных наслегов Южной Якутии в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), в администрации Алданского, Мирнинского, Нерюнгринского, Олекминского и Усть-Майского районов для включения в программы социально-экономического развития районов и наслегов, а также в проекты соглашений с компаниями, ведущими промышленное освоение на территориях наслегов.
5. Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального образования "Алданский район" изучить возможность использования сельскохозяйственных угодий и оставленного производственного фонда бывших подсобных хозяйств "Ударник", "Пятилетка", выработать механизм их включения и использования при реализации Схемы.
6. Предприятиям - инвесторам промышленных проектов комплексного развития Южной Якутии, руководствуясь положениями Международной Декларации "О правах коренных народов мира", Конституций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" и "О соглашениях о разделе продукции" заключить договора, соглашения с органами местного самоуправления, родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера по условиям их социально-экономического развития.
7. ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" (М.А. Брук), ОАО "Республиканская инвестиционная компания" (А.И. Федотов) предусмотреть включение договоров, соглашений между инвесторами проектов и органами местного самоуправления территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера как обязательный элемент финансирования проекта.
8. Органам местного самоуправления районов, национальных наслегов и Ассоциациям коренных малочисленных народов Севера районов Южной Якутии обеспечить:
1) участие в осуществлении контроля за соблюдением федеральных и республиканских законов по охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, реконструкции хозяйственных и других объектов в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
2) участие в проведении экологических и этнологических экспертиз.
9. Народным депутатам Республики Саха (Якутия) А.Н. Дудникову, А.П. Морозкину (Алданский район), М.Н. Евсееву (Олекминский улус), М.П. Деревяшкину, Е.Ю. Жуковой, О.В. Тарасову, Н.А. Чаусскому, В.Ф. Петрову, И.И. Слепцову (Нерюнгринский район), Д.Ф. Наумову (Усть-Майский) взять подличный контроль реализацию настоящих рекомендаций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. ГС N 476-IV "О рекомендациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.