Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2012 г. N 1154-р настоящее постановление снято с контроля
В целях обеспечения населения Республики Саха (Якутия) качественной питьевой водой Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.) с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.), Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.) разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода".
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И.
Председатель Правительства |
Е. Борисов |
Концепция
государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода"
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2010 года N 51)
Введение
Обеспечение населения качественной питьевой водой является одним из наипервейших условий обеспечения здоровья нации и одной из актуальнейших задач в связи с загрязнением водоисточников, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, неудовлетворительным техническим состоянием и отсутствием во многих улусах (районах) систем водоснабжения (в том числе с альтернативными, резервными источниками) и водоотведения.
По значимости это направление относится к важнейшим интересам безопасности нашего общества.
Проблема пресной воды для обеспечения населения остро стоит во всех странах мира, в частности, в Дальневосточном регионе России и Республике Саха (Якутия).
Программа направлена на улучшение состояния здоровья граждан Республики Саха (Якутия).
1. О необходимости разработки Программы в целях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)
Сохранение и поддержание состояния здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, является одной из стратегических задач социальной политики Российской Федерации. При этом принципиальное значение имеет качество питьевой воды - важнейшее условие сохранения здоровья населения. Вопрос гарантированного обеспечения питьевой водой в необходимых количествах и соответствующего качества по доступной цене для каждого жителя Якутии является одним из главных целевых показателей государственной социальной политики, направленной на благополучие населения.
Настоящая Концепция государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" разработана в целях обеспечения населения Якутии питьевой водой нормативного качества в количестве, соответствующем нормам водопотребления, по доступным ценам, в интересах удовлетворения жизненных потребностей и охраны здоровья.
Основной целью государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" является гарантированное обеспечение потребности населения Якутии питьевой водой безопасного качества, с осуществлением мер по уменьшению антропогенного и техногенного воздействия на водные объекты и их экосистем.
В целях решения проблем хозяйственно-питьевого водоснабжения населения был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 103-З N 209-III "О питьевой воде и питьевом водоснабжении". На парламентских слушаниях, состоявшихся 04 июня 2008 года, было отмечено, что в республике не исполняются основные требования данного Закона. Все мероприятия, направленные на обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, разрознены по отдельным целевым программам разных ведомств. Необходима разработка единой государственной политики и целевой программы "Чистая вода".
Республика Саха (Якутия) богата водными ресурсами. На территории республики насчитывается свыше 471 тысячи рек и малых водотоков, общая протяженность которых составляет около 1,6 млн. км, более 825 тысяч озер с суммарной площадью 83 тыс. кв. км. Болота и заболоченные земли занимают порядка 10% территории. Кроме вод рек, озер и болот здесь имеются природные воды, находящиеся в твердом состоянии в виде современных ледников, наледей и подземного льда в толще многолетнемерзлотных пород. Значительны запасы и подземных вод, ресурсы которых составляют 500,334 тыс. м3/сутки по 25 месторождениям. Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды населения Республики Саха (Якутия) составляет более 46 млн. куб. метров в год. Централизованным водоснабжением охвачено лишь 12,2% населенных пунктов. Главами муниципальных образований организовано привозное водоснабжение лишь в 36% поселений, а в 51,8% поселений жители вынуждены самостоятельно решать проблему доставки питьевой воды.
Обеспечение питьевой водой населения многих районов республики осуществляется без специальной водоподготовки, очистки и обеззараживания из озер, расположенных в черте поселений, сильно загрязняемых бытовыми стоками. О загрязнении поверхностных вод органическими веществами свидетельствуют и довольно значительное содержание в них соединений азота (нитритов, нитратов, аммиака), железа, фенолов и высокие показатели окисляемости. Высокая цветность и перманганатная окисляемость обусловлены естественными природными условиями данного региона. Из болотистых почв и торфянников вымываются в водоисточники гуминовые кислоты и соединения трехвалентного железа. Кроме того, низкий температурный режим и снижение процессов аэрации (содержания кислорода) способствуют ухудшению процессов окисления этих соединений.
Удельный вес нестандартных проб воды из водоемов 1-й категории превышает показатели по Российской Федерации и Дальневосточному федеральному округу.
Цветность воды практически всех озер доходит до 495 град (при норме не более 35). Кроме того, наблюдается превышение нормативов по запаху, вкусу, наличию осадка, мути.
Именно создавшееся положение с низкими санитарными показателями воды в водоисточниках и неудовлетворительной ситуацией с ее очисткой и дальнейшей водоподготовкой обуславливает прямую связь с неудовлетворительным качеством питьевой воды, поступающей потребителю.
В настоящее время водообеспечение населения приобретает стратегическое значение не только из-за неудовлетворительного качества, но и сохраняющегося дефицита питьевой воды, проблем доставки её до потребителя. Только 8,2% населения республики обеспечено доброкачественной питьевой водой - это жители Нерюнгринского района. Условно доброкачественную питьевую воду потребляет 25,8%. Большая часть населения (66%) потребляет недоброкачественную питьевую воду.
Доля проб воды из водопроводной сети, не отвечающих санитарно-химическим нормативам, составляет 40,5%, что выше среднероссийского уровня и показателей по Дальневосточному федеральному округу в 2,3 и 1,5 раза соответственно, по микробиологическим показателям - 7,2%, что в 1,2 раза выше уровня ДВФО.
Доля проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам, выше среднероссийского уровня и показателей по Дальневосточному федеральному округу по санитарно-химическим показателям в 2,3 и 1,5 раза соответственно, по микробиологическим показателям - в 1,2 раза выше уровня ДВФО.
В весенний паводковый период практически 100% проб не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, отмечается вирусное и паразитарное загрязнение воды. В республике каждая пятая проба питьевой воды небезопасна для здоровья человека. Наиболее напряженная эпидемиологическая ситуация отмечается в 5-ти районах: в Алданском, Таттинском, Олекминском, Амгинском районах и в г. Якутске.
Таким образом, в республике имеется реальная угроза ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации и распространения кишечных инфекций среди населения с водным путем передачи инфекции.
В г. Якутске, где проживает треть населения республики, ежегодно продолжает регистрироваться до 60% всех случаев заболеваний кишечными инфекциями с водным фактором передачи.
В настоящее время не систематизирована работа по проектированию и обустройству зон санитарной охраны водоисточников хозяйственно-питьевого водоснабжения. В зоне санитарной охраны питьевого водозабора г. Якутска, во II и III поясах с режимом ограничения в 3000 м, проживает население в количестве 650 человек в 217 частных жилых домах (по данным Управы "Округ "Промышленный" все домовладения официально зарегистрированы) без канализации с надворными элементами благоустройства с водопроницаемыми выгребными ямами. Осуществляется неорганизованный отвод и спуск сточных вод от жилых домов, купание, водопой скота, парковка маломерных судов в водосборной акватории водозабора.
Водные вспышки дизентерии в 1993 году в с. Тополиное Томпонского района, в 2001 году в г. Олекминске, в 2003 году в г. Ленске, в п. Черский Нижнеколымского района привели к экономическому ущербу в размере около 4 млн. рублей.
Главный путь обеспечения населения России чистой и доступной питьевой водой - это централизованные системы водоснабжения и водоотведения, путь, по которому идут развитые страны. В Якутии только 52,6% жилищного фонда обеспечено централизованным водопроводом. В 12 муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) отсутствует централизованное водоснабжение - Анабарский, Вилюйский, Горный, Жиганский, Кобяйский, Момский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Усть-Алданский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский.
Для обеспечения населения качественной питьевой водой в предлагаемой к разработке Программе должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами муниципальных образований Республики Саха (Якутия), предприятиями, организациями, научными организациями и направленных на бесперебойное обеспечение населения чистой водой.
Обеспечение населения Якутии качественной и безопасной питьевой водой, в том числе из альтернативных, резервных источников, очистка сточных вод, охрана источников питьевого водоснабжения от загрязнения - это проблемы государственного масштаба, которые должны решаться в рамках государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода".
2. Основные принципы реализации Программы
Устойчивое обеспечение населения питьевой водой должно осуществляться на основе следующих основных принципов:
1) ответственность за осуществление программ в области водоснабжения на основе равного доступа к воде всего населения должно нести государство;
2) воду следует рассматривать как ограниченный природный ресурс, имеющий экономическую, социальную и экологическую ценность;
3) строительство, водозаборов и систем водоснабжения должно быть обеспечено системами очистки сточных вод;
4) интенсификация использования подземных вод является одним из основных приоритетов Программы и предусматривает:
оценку прогнозных ресурсов подземных вод;
инвентаризацию разведанных месторождений и водозаборов;
проведение поисково-разведочных работ для выявления новых месторождений;
расширение и реорганизацию действующих водозаборов;
оздоровление санитарной обстановки подземных водоисточников;
осуществление охраны подземных вод от истощения и загрязнения;
5) средства производства и доставки воды могут быть собственностью различных субъектов хозяйственной деятельности;
6) водопотребление должно базироваться на коммерческих принципах, платность водопользования должна стимулировать достижение рационального использования, охрану вод и предпринимательскую деятельность, необходимо создание эффективной бизнес-среды и условий для привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения;
7) постепенный перенос центра тяжести от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной основе с последующей децентрализацией инвестиционного процесса при многообразии форм собственности;
8) стимулирование инвестиций, в том числе путем государственной поддержки реализации инвестиционных программ в секторе водоснабжения и водоотведения;
9) соблюдение всеми водопотребителями требований водного законодательства.
3. Основные приоритеты в решении проблем
Основными приоритетными направлениями в решении проблем по водообеспечению населения Республики Саха (Якутия) являются:
разработка генеральной схемы водообеспечения республики с учетом альтернативных, резервных источников;
восстановление и усовершенствование существующих систем водоснабжения и водоотведения для поддержания их эксплуатационного состояния с учетом того, что ординарная замена технических элементов и сооружений (в т.ч. водопроводных труб) на типичные (из стали) не может гарантировать обеспечение качественной питьевой водой;
освоение новых и развитие альтернативных источников водоснабжения;
улучшение качества потребляемой воды;
рациональное использование питьевой воды;
увеличение доли использования подземных вод;
улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния водных объектов, том числе за счет регулирования стока воды, проточности водохранилищ и т.д.;
создание информационной среды, способствующей адекватному пониманию проблемы рационального использования питьевой воды;
формирование информационной аналитической базы о состоянии сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
совершенствование управления, координации и повышение эффективности водообеспечивающей и водоохранной деятельности;
проведение комплекса ремонтно-восстановительных работ на водозаборах и системах водоснабжения и водоотведения;
поставка и монтаж модульных установок для очистки питьерой воды и стоков;
внедрение дуплексных систем водоснабжения.
Комплекс мер для достижения основных целей и решения задач Программы включает:
1) реализацию первоочередных низкозатратных мероприятий, позволяющих обеспечить питьевой водой население различных социальных групп;
2) всемерное освоение ресурсов подземных вод, включающее:
оценку прогнозных ресурсов подземных вод;
инвентаризацию разведанных месторождений и водозаборов;
проведение поисково-разведочных работ для выявления новых месторождений;
расширение и реорганизацию действующих водозаборов;
оздоровление санитарной обстановки подземных водоисточников;
осуществление охраны подземных вод от истощения и загрязнения;
3) разработку и внедрение научно-технических достижений по обеззараживанию и очистке воды, в том числе развитие технологии очистки питьевой воды в сельских населенных пунктах на базе использования природного сырья (сунтарский цеолит, шунгит и др.);
4) проведение природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего экологического состояния поверхностных и подземных водных объектов - источников питьевого водоснабжения; обеспечение регулирования стока воды, проточности водохранилищ;
5) создание условий для развития рынка воды, поддержку инициатив малого предпринимательства по производству и доставке питьевой воды и стимулирование ее доступности всему населению;
6) развитие и усиление роли общественных институтов в решении проблемы обеспечения питьевой водой, формирование экологической культуры населения;
7) разработку генеральной схемы водообеспечения республики, в которой необходимо выявить улусы (районы) и отдельные группы потребителей, не обеспеченных питьевой водой в должном количестве и необходимого качества, определить объем поисково-разведочных работ, установить потенциальные источники водоснабжения, наметить технические мероприятия, очередность их реализации и необходимые капиталовложения.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Программа предусматривает остановить дальнейшее ухудшение состояния водоснабжения, качества воды - источников питьевого водоснабжения, обеспечить доступность воды и начать планомерную работу по развитию отрасли с целью сохранения и улучшения здоровья населения.
Создание новых систем водоснабжения, реконструкция и реорганизация работы существующих, ресурсное и нормативное правовое обеспечение отрасли, формирование рынка услуг по подаче питьевой воды населению и ряд других мер, предусмотренных Программой, позволят:
увеличить доступность населения к качественной питьевой воде;
увеличить численность населения, использующего воду централизованных источников водоснабжения;
повысить надежность водоисточников и систем водоснабжения путем применения дуплексных систем и обеспечения полного соблюдения требований санитарных правил и норм стандарта качества питьевой воды;
максимально использовать родники и местные подземные воды питьевого качества;
исключить децентрализованное использование для питьевых целей воды загрязненных поверхностных источников;
снизить заболеваемость населения, связанную с водным фактором передачи;
предотвратить возможность негативного экологического воздействия на источники водоснабжения;
создать оперативные системы мониторинга за качеством питьевой воды по отдельным регионам и бассейнам рек;
снизить стоимость одного кубометра подаваемой воды путем использования новых технологий в строительстве, системах очистки и подготовки питьевой воды, а также замены в ряде случаев источников водоснабжения на альтернативные.
Позитивные изменения в обеспечении населения питьевой водой создадут удовлетворительные социально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия жизни и, в конечном итоге, положительно скажутся на физическом и духовном здоровье населения республики.
5. Обоснование программно-целевого подхода
В Республике Саха (Якутия) в настоящее время на решение проблем обеспечения населения чистой питьевой водой направлены подпрограммы "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия", "Оздоровление экологической обстановки улусов "алмазной провинции" Республики Саха (Якутия) ГЦП "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", подпрограмма "Модернизация и техническое перевооружение объектов жилищно-коммунального комплекса" ГЦП "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".
Указанные программы не охвачены единой координацией, охватывают не все испытывающие нужду в питьевой воде населенные пункты.
Необходим переход от разрозненных по ведомствам программ к единому комплексному решению проблемы обеспечения населения республики чистой питьевой водой. В соответствии с рекомендациями парламентских слушаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Правительству Республики Саха (Якутия), предлагается к разработке государственная целевая программа "Чистая вода".
Программный метод предпочтителен и тем, что по большей части мероприятий необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение ряда лет.
Создание новых структур в органах государственной власти Республики Саха (Якутия), предприятий, которые обеспечат устойчивое развитие системы водоснабжения и водоотведения, поможет решить поставленные задачи в установленные сроки реализации Программы до 2025 года.
Решение проблемы водоснабжения и водоотведения программно-целевым методом будет способствовать развитию водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия).
6. Возможные варианты решения проблемы водоснабжения в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) в качестве источников водоснабжения используются поверхностные и подземные водные объекты. Крупными потребителями водных ресурсов региона являются предприятия промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. По видам использования на производственные нужды приходится 66%, на хозяйственно-питьевые - 28%, орошение - 7,0%, сельскохозяйственное водоснабжение - 0,2%. Забор пресной воды непосредственно для использования по Республике Саха (Якутия) в 2008 году составил 236,77 млн. м3, в том числе поверхностной - 156,82 млн. м3 (67%), подземной - 79,95 млн. м3 (33%), включая шахтно-рудничную - 41,56 млн. м3.
Основное потребление воды обеспечивается за счёт реки Лены и её притоков - 61% от общего объёма.
Доля использования подземных вод для населенных пунктов Ленского, Нерюнгринского и Алданского районов составляет от 95 до 100% от общего объема водопотребления в данных районах.
Источники централизованного водоснабжения, в основном, не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны и необходимого комплекса очистных сооружений.
Существующие системы централизованного водоснабжения - водопроводы (140) подают населению воду крайне низкого качества из-за их неудовлетворительного технического состояния. Построены они, в основном, 20-30 и более лет назад, не имеют большей частью (79 из 140) сооружений по очистке и подготовке воды перед подачей Населению: почти в 36% случаев на водозаборных сооружениях (в том числе из подземных вод) не организованы зоны санитарной охраны.
Технические, санитарные и экономические анализы, приведенные в настоящей Концепции, показывают необходимость развития систем централизованного водоснабжения в городах и поселках городского типа, также в улусных центрах республики.
6.1. Развитие систем централизованного водоснабжения
Для развития централизованной системы водоснабжения по всей республике необходимо строить и реконструировать водозаборные устройства, водоочистные станции и сети водоснабжения. Для доставки населению безопасной и качественной питьевой воды в программе следует предусмотреть различные варианты снабжения чистой питьевой водой. Это зависит от степени загрязнения источников водоснабжения, технологии водоочистки.
По Республике Саха (Якутия) в 2008 году на контроле состояло 209 источников централизованного водоснабжения, в том числе поверхностных 55 (27% от общего числа источников), подземных 154 (73%).
Общее количество водопроводов, эксплуатируемых на территории республики, составляет 144, в том числе из поверхностных источников - 56, из подземных - 88. Не отвечают санитарным нормам и правилам:
89 источников (42,5%), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 71 (34%);
79 водопроводов (55%), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 55 (38%);
47 поверхностных водопроводов (83%), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 32 (57%);
32 водопровода из подземных источников, том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 23 (26%).
Несмотря на то, что подземные воды имеют большую степень защищенности от техногенного воздействия, в окрестностях некоторых населенных пунктов и крупных производственных объектов (г. Нерюнгри, г. Алдан, поселки Нижний Куранах, Нагорный, Беркакит и др.) наблюдается высокий уровень их техногенного загрязнения. Бактериологическое загрязнение (ОМЧ и ТКБ) отмечалось на 115 одиночных водозаборах. Главная проблема в обеспечении населенных пунктов чистой водой заключается в проведении мероприятий, связанных с охраной подземных вод от загрязнения.
Для защиты водоисточников должно быть предусмотрено обустройство водозаборов, обеспечение их экологической безопасности для улучшения качества вод поверхностных источников питьевого водоснабжения и защиты от антропогенных загрязнений подземных источников. Целесообразными являются мероприятия, обеспечивающие регулирование стока воды, проточность водохранилищ и т.д.
На 01 января 2008 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) численность населения в г. Якутске составляла 255,8 тысячи человек, г. Нерюнгри - 64,4 тысячи, г. Мирный - 37 тысяч, г. Ленске - 24,5 тысячи, г. Алдане - 23,8 тысячи человек. От 10 тысяч до 16 тысяч человек насчитывается в пяти городах и поселках городского типа, от 5 тысяч до 9,5 тысяч - в десяти, от 1 тысячи до 5 тысяч - в 24.
Жилищный фонд Республики Саха (Якутия), оборудованный централизованным водопроводом, составляет 52,6% от общей площади жилищного фонда.
В республике 80% городского жилищного фонда обеспечено водопроводными сетями. В г. Якутске, где проживает треть населения республики, 70% населения обеспечено централизованным водоснабжением.
Из 65 водопроводов очистка и обеззараживание воды проводится только на 18 водозаборах. Износ водозаборных сооружений в настоящий момент составляет от 30 до 100%. В северных улусах республики население для хозяйственно-питьевых целей вынуждено использовать техническую воду из системы отопления.
Программой необходимо предусматривать строительство объектов водоснабжения в населенных пунктах республики и модернизацию имеющихся систем водоснабжения.
Только 5,3% сельского жилищного фонда обеспечено водопроводными сетями. В связи с этим Программой предусматривается увеличение охвата сельского населения централизованным водоснабжением.
Техническое решение строительства круглогодично действующих водопроводов в сельских населенных пунктах затруднено высокой стоимостью данных видов работ и климатическими условиями из-за вечной мерзлоты.
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в настоящее время осуществляет строительство летних водопроводов в сельских населенных пунктах с круглогодично действующей станцией очистки воды.
Государственной целевой программой Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" в сельских населенных пунктах при планировании строительства централизованных и децентрализованных систем водоснабжения, обустройства зон санитарной охраны питьевых водоисточников, водопроводов, поставки модульных систем подготовки питьевой воды и специализированных водовозок необходимо учесть финансовую слабость сельских администраций и низкий материальный уровень жизни сельского населения.
6.2. Развитие систем автономного и нецентрализованного водоснабжения на базе новых технологий и оборудования
Программой за короткие сроки может быть изменена к лучшему ситуация по республике с обеспечением населения качественной питьевой водой в сельских населенных пунктах за счет направления средств на приобретение и монтаж мобильных современных установок очистки питьевой воды. Также программой для обеспечения качественной питьевой водой социальных объектов, детских учреждений и больниц будут предусмотрены мероприятия по обеспечению их установками очистки воды.
Вода, очищенная на этих установках, должна отвечать гигиеническим требованиям качества воды, предназначенной для потребления человеком.
6.3. Решение проблемы снабжения населения Республики Саха (Якутия) бутилированной водой
В республике производством бутилированной воды занимаются 39 предприятий разных форм собственности. Объем производства чистой воды за 2008 год составил 19223,1 тыс. п/литров.
Основные производители бутилированной воды расположены в городах Якутск - 12 предприятий, Мирный - 5 предприятий.
Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) с 2002 года ведется работа по производству бутилированной воды в улусах республики. В настоящее время действуют 16 цехов очистки и розлива воды по республике.
Производство и продажа бутилированной воды регулируется рыночными механизмами. В государственной целевой программе "Чистая вода" будут формироваться предложения по регулированию рынка, определены поставка дополнительных технологических оборудований действующим предприятиям и помощь вновь создаваемым предприятиям по производству бутилированной воды.
Таким образом, анализ вариантов решения проблемы водоснабжения в Якутии показывает, что основной путь развития - это модернизация и строительство централизованных систем водоснабжения в населенных пунктах республики. Развитие автономных и децентрализованных систем водоснабжения может решить проблемы сельских населенных пунктов, а также быть дополнением к централизованным системам. Бутилирование питьевой воды рассматривается как коммерческая услуга, либо как решение чрезвычайных ситуаций.
7. Возможные варианты решения проблемы водоотведения в Республике Саха (Якутия)
В населённых пунктах республики имеется 41 сооружение по очистке сточных вод, из них 19 сооружений биологической очистки, 22 - механической. Сооружения биологической очистки имеют города Мирный, Покровск, поселки Хандыга, Кангалассы, Алексеевск, Чокурдах, город Якутск и другие, механической очистки - поселки Жатай, Мохсоголлох, Тикси, город Ленск.
Жилищный фонд Республики Саха (Якутия), оборудованный централизованной канализацией, составляет 45,2% от общей площади жилищного фонда. При этом, если данный показатель в городской местности составляет 69,9%, то в сельской местности всего 1,6%.
Из общего числа очистных сооружений только 42% обеспечивают нормативную очистку сточных вод. Многие очистные сооружения (37 с водоотведением 4691,168 тыс. м/год) очищают сточные воды до проектных показателей, но не обеспечивают очистку до установленных норм.
Эксплуатируемые в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) сооружения по очистке сточных вод, построенные много лет назад (кроме БОС г. Якутск), требуют реконструкции. Такие сооружения не обеспечивают требуемую степень очистки сточных вод перед сбросом в водные объекты по разным причинам, в том числе:
устаревшие технологии очистки;
физический износ сооружений;
неудовлетворительная эксплуатация;
Перегрузка по гидравлике;
изменение законодательства по нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты после введения Водного кодекса Российской Федерации N 74-ФЗ.
В то же время в сельских населенных пунктах практикуется сброс сточных вод на рельеф местности.
Одним из основных видов антропогенного воздействия на состояние водных объектов являются сбросы сточных вод предприятий различных отраслей, а также населенных пунктов в водные объекты. Существующие в ряде населенных пунктов вооружения механической Очистки не обеспечивают требуемую глубину очистки Хозбытовых сточных вод перед их сбросом в водные объекты, в большинстве случаев имеющиеся в населенных пунктах сооружения биологической очистки по причине физического износа и морально устаревших технологий не обеспечивают нормативную очистку сточных вод. На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства из-за дефицита финансовых средств не ведется строительство канализационных очистных сооружений и станций биологической очистки и не производится капитальный ремонт существующих КОС.
Сбор и последующая очистка талых и ливневых вод, поверхностного смыва с территорий населенных пунктов не производится в большинстве населенных пунктов.
В республике из-за отсутствия нормативно работающих очистных сооружение канализации увеличивается химическое, бактериологическое и тепловое загрязнение поверхностных водных объектов.
Программой для решения проблемы водоотведения в городах и поселках городского типа будет предусмотрено строительство и реконструкция централизованных систем водоотведения, в сельских населенных пунктах будут внедряться децентрализованные системы водоснабжения с модульными установками очистки сточных вод.
8. Ориентировочные сроки и этапы реализации Программы
Концепция государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" должна быть утверждена в I квартале 2010 года, после чего следует провести конкурсные торги на разработку государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода". Программа должна быть разработана и утверждена в конце III квартала 2010 года. Срок завершения реализации ГЦП - 2025 год.
Государственная целевая программа "Чистая вода" должна реализовываться в три этапа.
На первом этапе (2010-2012 годы) должны быть реализованы первоочередные мероприятия, позволяющие обеспечить население безопасной питьевой водой. Первоочередные мероприятия будут отбираться разработчиками программы из ранее принятых решений Правительства Республики Саха (Якутия).
На втором этапе (2013-2017 годы) должна быть достигнута цель обеспечения населения качественной питьевой водой в необходимом количестве для удовлетворения хозяйственно-питьевых потребностей с переходом к устойчивой модели развития, основанной на стабильной и сбалансированной системе регулирования сектора. На этом этапе будут осуществляться капиталоемкие мероприятия (проектирование, строительство и реконструкция необходимых водозаборных сооружений, станций очистки питьевых и сточных вод, централизованных систем водоснабжения и водоотведения). Будет предусматриваться привлечение в сектор водоснабжения и водоотведения инвестиций, включая частные инвестиции, необходимых для коренной модернизации инфраструктуры.
Третий этап программы (2018-2025 годы) предусматривает продолжение и завершение строительства централизованных систем водоснабжения и водоотведения для обеспечения каждого жителя республики требуемым количеством воды с качеством, соответствующим нормативам на уровне российских стандартов.
9. Предложения по целевым индикаторам и показателям Программы
Важным вопросом в разработке и реализации государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" должны являться целевые индикаторы, которые должны соответствовать общефедеральным и отвечать общим требованиям предъявляемым к экономике, теории и практике управления.
В соответствии с целью Программы основными её целевыми индикаторами являются:
повышение продолжительности жизни населения;
безопасность и полезность питьевой воды;
достаточность питьевой воды;
бесперебойность работы систем водоснабжения и водоотведения;
эффективность использования финансовых средств, выделяемых для реализации программы;
обеспеченность альтернативными, резервными источниками водоснабжения;
Будут применены и следующие целевые индикаторы и показатели для достижения целей государственной программы:
доля населения, имеющего доступ к организованным системам водоснабжения и водоотведения;
потери воды в сетях водоснабжения, в том числе из-за аварий;
число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля сточных вод, удовлетворяющая нормативам сброса сточных вод;
показатели инвестиционной деятельности в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля капитальных вложений в структуре расходов организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;
доля частных инвертиций в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля отечественного оборудования и материалов в структуре затрат организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение.
количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды.
10. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Для определения стоимости средств, необходимых для реализации государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода", возможно использование следующих исходных удельных расценок:
проектирование и строительство водопроводных станций - 40 тыс. рублей за 1 куб. метр суточной производительности;
проектирование и строительство станций очистки сточных вод - 30 тыс. рублей за 1 куб. метр суточной производительности;
прокладка 1 км водопровода из стальных труб диаметром 100 мм в городских условиях - 3,75 млн. рублей;
прокладка 1 км канализационного трубопровода из полиэтиленовых труб диаметром 150 мм - 2,0 млн. рублей;
прокладка 1 км водопровода из полиэтиленовых труб диаметром 100 мм в сельских населенных пунктах - 1,4 млн. рублей.
Исходя из приведенных удельных показателей оцениваются общие затраты:
1) в населенных пунктах с населением от 20 до 50 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций - от 500 млн. до 700 млн. рублей;
восстановление и строительство трубопроводов - до 500 млн. рублей;
модернизация и строительство станций очистки сточных вод - от 300 млн. до 570 млн. рублей;
строительство коллекторов - до 300 млн. рублей.
2) в населенных пунктах с населением от 10 до 20 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций - от 100 млн. до 280 млн. рублей;
восстановление и строительство систем водопроводов - 100 млн. рублей;
модернизация и строительство станций очистки сточных вод - до 200 млн. рублей;
строительство коллекторов - 100 млн. рублей.
3) в населенных пунктах с населением от 5 до 10 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций - до 100 млн. рублей;
восстановление и строительство трубопроводов - 80 млн. рублей;
модернизация и строительство станций очистки сточных вод - 70 млн. рублей;
строительство коллекторов - 50 млн. рублей.
4) в населенных пунктах с населением от 1 до 5 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций - 50 млн/рублей;
восстановление и строительство трубопроводов - 35 млн. рублей;
модернизация и строительство систем канализации - 60 млн. рублей
Как было указано в разделе 6.2, качественной питьевой водой в сельских населенных пунктах население может быть обеспечено за счет направления средств на приобретение и монтаж модульных современных установок очистки питьевой воды, стоимость поставки и монтажа которых следующая:
установка очистки воды типа УВ производительностью до 2 куб. м в сутки - 0,55 млн. рублей;
установка очистки воды типа УВ производительностью до 12 куб. м в сутки - 0,750 млн. рублей;
установка очистки воды типа БВПУ-5 производительностью до 5 куб. м в час - 5,2 млн. рублей;
установка очистки воды типа БВПУ-10 производительностью до 10 куб. м в час - 9,2 млн. рублей.
Таким образом, общая стоимость реализации государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" составит более 30 млрд. рублей.
Приведенные объемы финансовых затрат следует рассматривать как ориентировочную оценку капиталоемкости Программы, а не как установленные средства различных бюджетов. Объем затрат на Программу будет уточнен выполнением сметно-финансовых расчетов и составлением проектно-сметной документации на конкретные мероприятия.
Определение источников финансовых средств для строительства объектов водоснабжения и водоотведения должно выполняться с учетом возможностей софинансирования со стороны федерального, республиканского и местных бюджетов, а также возможности привлечения внебюджетных средств (в том числе крупных водопользователей и населения).
Республиканские инвестиционные проекты, объем финансирования которых составляет не менее 500 млн. рублей, направленные на развитие коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, могут Претендовать на бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Порядок отбора региональных проектов и их финансирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2008 года N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации".
11. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы
В соответствии с программно-целевым методом цели государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" должны быть измеряемы, достижимы и оптимальны.
На первом этапе реализации Программы население Республики Саха (Якутия) при планируемом объеме финансирования будет обеспечено безопасной водой, независимо от вида системы водоснабжения.
На втором этапе реализации Программы население будет обеспечено качественной питьевой водой.
При реализации третьего этапа Программы население Якутии будет обеспечено услугами водоснабжения и водоотведения в количестве, достаточном для жизнедеятельности.
При этом средняя продолжительность жизни населения Якутии увеличится не менее чем на два года за счет качества воды.
Доля питьевой воды, не отвечающей по качеству нормативным требованиям, сократится на 15-20%. Увеличится доля населения республики, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, до 70%.
Степень обеспеченности населения услугами централизованного, автономного и нецентрализованного водоснабжения и водоотведения, отвечающими нормативным требованиям, в % к общему количеству населения достигнет 90%.
Средняя суммарная производительность водопроводных станций составит не менее 250 литров на 1 человека в сутки в каждом населенном пункте, охваченном централизованным водоснабжением.
Степень очистки сточных вод достигнет 80%.
12. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), территориальных органов федеральных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных организаций, ответственных за формирование и реализацию Программы
В разработке и реализации Программы предполагаются следующие участники:
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия);
Министерство финансов Республики Саха (Якутия);
Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия);
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия);
Ленское бассейновое водное управление Росводресурсов;
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию;
Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия);
ГУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
Якутский научный центр СО РАН;
органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
13. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком разработки Программы выступает Правительство Республики Саха (Якутия). В соответствии с законами РФ государственный заказчик может передать свои функции государственного заказчика-координатора созданной дирекции государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода". Генеральный подрядчик на разработку Программы определяется по результатам конкурсных торгов.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) выступает заказчиком по следующим программным проектам:
реконструкция и строительство объектов водоснабжения в населенных пунктах;
реконструкция и строительство объектов водоотведения в населенных пунктах;
стимулирование местного производства оборудования, материалов и реагентов, таких как коагулянты, флокулянты, окислители, биоциды, стабилизаторы, антинакипины, сорбенты, ионообменные смолы, синтетические фильтрующие загрузки, а также технологий, необходимых для создания и обеспечения бесперебойного функционирования систем водоподготовки, водоснабжения и водоотведения в соответствии с современными стандартами;
применение дуплексной системы водоснабжения для обеспечения качественной питьевой водой населения Республики Саха (Якутия) (пилотный проект);
финансирование подготовки квалифицированных кадров.
Департамент по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) выступает заказчиком по следующим программным проектам:
реконструкция и строительство водохранилищ, водозаборных сооружений в сельских населенных пунктах;
обеспечение питьевой водой нормативного качества объектов социальной инфраструктуры;
финансирование подготовки квалифицированных кадров;
формирование информационной аналитической базы о состоянии систем водоснабжения и водоотведения в республике.
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) выступает заказчиком по следующим программным проектам:
производство бутилированной питьевой воды в Республике Саха (Якутия);
строительство водопроводных сетей в сельских населенных пунктах с водоочистными установками.
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию выступает заказчиком по следующим программным проектам:
поиски и разведка месторождений подземных вод для целей водоснабжения населенных пунктов;
источники подземных вод Якутии как основа снабжения населения республики чистой родниковой водой
Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разрабатывают муниципальные программы "Чистая вода" и выступают заказчиками пилотного проекта "Обеспечение населения села доброкачественной питьевой водой".
В числе ответственных участников реализации Программы предполагается также Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) в части координации проектирования и строительства очистных сооружений и водопроводных сетей.
14. Предложения по основным направлениям финансирования Программы
Финансирование Программы должно осуществляться из следующих источников:
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - это основной источник средств реализации мероприятий Программы. Их объем определяется решением Правительства Республики Саха (Якутия) и зависит от механизмов ценообразования и тарифной политики в республике.
Федеральный бюджет: привлечение софинансирования из средств федерального бюджета осуществляется при разработке пилотных проектов, включаемых в Перечень мероприятий соответствующей Федеральной программы.
Внебюджетные источники - это средства государственных или иных инвесторов, в том числе населения, привлекаемые для реализации Программы. Задачей проектов, реализуемых за счет внедрения механизмов государственно-частного партнерства, является привлечение капиталовложений в реконструкцию, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры водоснабжения и канализации для повышения надежности производства и предоставления услуг, качества предоставляемых услуг, энерго- и ресурсоэффективности производства и предоставления услуг, развития инфраструктуры водоснабжения и канализации для обеспечения новой застройки, обеспечение требований по очистке стоков.
В финансировании мероприятий Программы предполагается участие также муниципальных образований, разрабатывающих соответствующие местные программы.
15. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
В ходе разработки Программы проводится формирование основных планируемых мероприятий. После утверждения Программы и механизма её реализации корректировка Перечня мероприятий осуществляется уполномоченным органом по управлению реализацией Программы. Предложения о включении новых мероприятий в план реализации Программы формируются всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, предприятиями в сфере водоснабжения и водоотведения республики. Включение вновь начинаемых объектов и строек в план реализации ГЦП осуществляется в соответствии с методикой Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия).
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется органом исполнительной власти республики, уполномоченным р области водных отношений, а также уполномоченным органом по управлению реализацией Программы. Мониторинг выполнения Программы должен осуществляться по целевым индикаторам в соответствии с утвержденными методиками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2010 г. N 51 "Об утверждении Концепции государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода"
Текст Постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 17 февраля 2010 г. N 11
Настоящий документ снят с контроля