В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Городского округа "Город Якутск" и с учетом положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Республики Саха (Якутия) от 19.02.2009 668-3 N 227-IV "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)", Якутская городская Дума
Решила:
1. Утвердить Положение о проведении в Якутской городской Думе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Якутской городской Думы по законности, местному самоуправлению и Регламенту (Ли И.Е.).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Якутской городской Думы |
А.А. Саввинов |
Глава Городского округа "Город Якутск" |
Ю.В. Заболев |
г. Якутск
25 марта 2010 г.
РЯГД-24-11
Положение
"О проведении в Якутской городской Думе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов"
(утв. решением Якутской городской Думы от 25 марта 2010 г. N РЯГД-24-11)
Статья 1. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Республики Саха (Якутия) от 19.02.2009 668-3 N 227-IV "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)" определяет:
1) понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
2) признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений (далее - коррупционные факторы);
3) порядок проведения антикоррупционной экспертизы;
4) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
2. В порядке, предусмотренном в настоящем Положении, осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принятых Якутской городской Думой, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Якутской городской Думы.
Статья 2. Понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения
1. Антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупционных факторов.
2. В Якутской городской Думе осуществляются внутренняя и общественная антикоррупционные экспертизы.
3. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется правовым управлением Якутской городской Думы.
Обязательной внутренней антикоррупционной экспертизе подлежат муниципальные нормативные правовые акты и проекты муниципальных нормативных правовых актов по вопросам:
1) защиты прав и свобод граждан;
2) управления муниципальной собственностью Городского округа "Город Якутск";
3) размещения заказа для муниципальных нужд Городского округа "Город Якутск";
4) предоставления мер поддержки;
5) бюджетных правоотношений;
6) муниципальной службы в Городском округе "Город Якутск";
7) правового положения органов местного самоуправления и лиц, замещающих муниципальные должности в Городском округе "Город Якутск";
Результаты внутренней антикоррупционной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению Якутской городской Думой.
4. Общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами по запросу Якутской городской Думы, постоянных комиссий Якутской городской Думы, депутатов Якутской городской Думы.
В качестве общественных экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого для проведения антикоррупционной экспертизы.
В качестве общественных экспертов не могут привлекаться депутаты Якутской городской Думы, лица, замещающие муниципальные должности, а также муниципальные служащие.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза осуществляется институтами гражданского общества и гражданами по их собственной инициативе. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
6. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации, которые подлежат обязательному рассмотрению на постоянных комиссиях Якутской городской Думы и носят рекомендательный характер. Соответствующая комиссия Якутской городской Думы должна рассмотреть данное заключение в 30-дневный срок. Результаты рассмотрения заключения независимой антикоррупционной экспертизы направляются независимому эксперту в виде мотивированного ответа по результатам рассмотрения заключения, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
7. Результаты общественной антикоррупционной экспертизы отражаются в письменных заключениях (см. Приложение N 1), которые подлежит обязательному рассмотрению на постоянных комиссиях Якутской городской Думы и носят рекомендательный характер. Соответствующая комиссия Якутской городской Думы должна рассмотреть данное заключение в 30-дневный срок. Результаты рассмотрения заключения общественной антикоррупционной экспертизы направляются общественному эксперту в виде мотивированного ответа по результатам рассмотрения заключения, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Статья 3. Коррупционные факторы
1. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы выявляются следующие коррупционные факторы:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода нормотворчества - наличие бланкетных норм, приводящее к принятию нормативных актов, вторгающихся в компетенцию органов государственной власти или органов местного самоуправления;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи муниципального нормативного правового акта;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных процедур) - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
9) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
10) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
11) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
2. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач и направленный на выявление признаков несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового или положения проекта нормативного правового акта.
Статья 4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта в Якутскую городскую Думу проводится внутренняя антикоррупционная экспертиза проекта муниципального нормативного правового акта.
2. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупционные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта оформляются в виде отдельного заключения с соблюдением правил, предусмотренных в статье 5 настоящего Положения.
3. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой и (или) общественной антикоррупционной экспертиз, к проекту наряду с заключением внутренней антикоррупционной экспертизы прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено антикоррупционных факторов.
4. Для проведения независимой и общественной экспертизы на коррупциогенность, разработчик проекта муниципального правового акта размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления для регистрации в аппарат Якутской городской Думы в соответствии с частью 4 статьи 42 Регламента Якутской городской Думы. Вместе с проектом муниципального правового акта должны публиковаться сроки и место приема заключений.
5. Прием заключений независимой и общественной экспертизы в аппарат Якутской городской Думы устанавливается в срок не менее 10 дней до начала сессии Якутской городской Думы, где будет рассматриваться данный муниципальный нормативный правовой акт.
Статья 5. Правила проведения внутренней антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения
1. При проведении внутренней антикоррупционной экспертизы осуществляется направленный на выявление коррупционных факторов анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
2. В ходе проведения внутренней антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления каждого из коррупционных факторов, указанных в пункте 1 статьи 3 настоящего Положения.
3. В случае выявления коррупционных факторов в заключении указывается структурный элемент правового акта и коррупционные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводится обоснование выявления каждого из коррупционных факторов и рекомендации по его устранению.
4. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупционных факторов, указанных в пункте 1 статьи 3 настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
5. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупционных факторов направляется разработчикам данного проекта для устранения выявленных коррупционных факторов.
6. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупционных факторов направляется Председателю Якутской городской Думы для решения вопроса о внесении изменений в действующий муниципальный нормативный правовой акт.
Руководитель аппарата |
Р.П. Неустроев |
Приложение N 1
к Положению "О проведении в Якутской городской Думе
антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных
правовых актов и проектов муниципальных нормативных
правовых актов городской Думы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения независимой (общественной) экспертизы
нормативного правового акта Якутской городской Думы,
способствующих созданию условий для проявления коррупции
_________________________________________________________________________
(наименование органа, должностного лица, ФИО произведшего экспертизу)
в соответствии с Решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 г.
N РЯГД-24-_ "Об утверждении Положения "О проведении в Якутской городской
Думе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых
актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов"
проведена экспертиза_____________________________________________________
(проект нормативного правового акта
_________________________________________________________________________
или иной документ)
в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для
проявления коррупции.
Вариант 1:
В представленном ___________________________________________________
(проект нормативного правового акта или иной документ)
не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления
коррупции.
Вариант 2:
В представленном ___________________________________________________
(проект нормативного правового акта или иной документ)
выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления
коррупции
________________________ _________________ _____________________________
(наименование должности) (подпись) (инициалы, фамилия)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Якутской городской Думы от 25 марта 2010 г. N РЯГД-24-11 "Об утверждении Положения "О проведении в Якутской городской Думе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов"
Настоящее Решение вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Решения опубликован в газете "Эхо Столицы" от 6 апреля 2010 г. N 25